Праздник жатвы, октябрь 2009

О благости Бога, Его присутствии и Его благом провидении

В начале прочитать Деян 17:22-31 (или Пс 138:1-18).

1) О благости Бога и Его дел. Давайте мы откроем и прочитаем Иак 1:16-17. Здесь апостол пишет: «Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные: всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов...». Это удивительные слова. И я хочу, чтобы эти слова обрели для нас сегодня смысл, глубину и наполнение.

Как мы видим в этих стихах, всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит от Бога . Я хочу особо подчеркнуть эти слова: «всякое даяние доброе» и «всякий дар совершенный» нисходит свыше - от Бога (см. Примечание 1). Нет ни одного доброго даяния или дара в нашей жизни (наше здоровье, наши дети и т.д.), который был получен не от Бога и без Него, потому что всякое и каждое доброе даяние и дар совершенный нисходит от одного Бога, и только от Него. Каждое и любое благо в нашей жизни нисходит от Бога. Смотрим ли мы вокруг, или на самих себя — всякое благо есть дело рук Господа, везде мы видим Его присутствие в Его делах. Мы сами есть дело рук благого Бога: в Пс 138:13-14 Давид пишет «...Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен...». Дышим ли мы, движемся ли мы, существуем ли мы — всё это исходит только от Бога и происходит только благодаря Ему, как и говорит апостол Павел в Деян 17:24-28: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём... недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём и движемся и существуем...». Он недалеко от каждого из нас, потому что всякое благо есть дело Его рук. Каждое благо есть свидетельство активного и действенного присутствия благого Бога вокруг нас и в нас самих. После этого мы оказывается с Богом лицом к лицу в каждый момент времени своей жизни: идём ли мы, или отдыхаем — Бог всегда и везде окружает нас (см. Пс 138:2-18). И здесь мы говорим не только о вездесущности существа Господа Бога, Который по Своей природе присутствует везде, но и о Его удивительных делах вокруг нас и в нас.

Эти размышления для того, чтобы мы не отдавали славу за всё хорошее в нашей жизни кому-либо или чему-либо кроме Бога.


Хочу отметить ту истину, что как всякое благо исходит от одного Бога, и только от Него, так и всё, исходящее от Бога, есть благо и только благо. В Мат 19:17 Иисус отвечает обратившемуся к Нему молодому правителю, спрашивающему о жизни вечной: «...никто не благ, как только один Бог...». Бог благ, и только один Бог благ. Разве не об этой исключительной и уникальной благости Бога говорит Иаков в своём послании в тех двух стихах, которые мы с вами прочитали (Иак 1:16-17)? Иисус говорит, что благ только один Бог, и больше никто. Только один Бог благ. Он благ. Именно из этой благости Своего существа Бог действовал и действует всегда. Давайте вспомним слова Пс 135, который говорит, что Господь всё совершил и совершает, потому что Он благ и милость Его вовек. Он сотворил небеса, утвердил землю на водах, поразил Египет в первенцах, даёт пищу всякой плоти и т.д. - потому что милость Его вовек.


Но при этом необходимо правильно понимать, что есть это всякое благо, исходящее от Бога. Слово «благо» здесь означает праведность, святость и совершенство, а не довольство и комфорт, удобство, о котором помышляет человек. При этом любое и всякое благо исходит от Бога и только от Него. И при этом всё, исходящее от Бога, есть благо. Свидетельство Библии на этот счёт удивительно: изливает ли Бог Свой гнев, или дарует благоденствие — всё это есть благо.

В 2Фесс 1:6-7 мы читаем, что праведно для Бога воздать скорбью оскорбляющим праведных, а отрадой — оскорбляемым. Праведно для Бога воздать скорбью оскорбляющим...

Мы знаем, что Бог есть любовь (1Ин 4:16). А кого Бог любит, того Он и наказывает (Евр 12:5-10). Всякое наказание Божие кажется не радостью, но печалью, но потом наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр 12:11). Итак, наказание есть благо, хотя и не кажется радостью.

В Рим 8:28 мы читаем, что «любящим Бога... всё содействует ко благу». Бог силен использовать во благо и использует во благо злые намерения людей, как Иосиф и говорит своим братьям, которые когда-то из зависти и ненависти хотели убить его, и продали в рабство (Быт 50:19): «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы... сохранить жизнь великому числу людей». Бог силен обратить во благо даже действия сатаны, который всегда хочет убить, украсть и погубить, как это и происходит в случае с Иовом, когда Господь даже злое намерение сатаны использует во благо Иова, чтобы испытытать Иова, освятить и привести его к покаянию. Разве это не удивительно?


Бог недалеко от каждого из нас. Я надеюсь, что сейчас мы эти слова понимаем лучше, чем раньше. Всякое благо нисходит от Него. Здесь есть и применение для нас, которое я сейчас и изложу.

а) И эти размышления способны показать нам (и должны показать нам!) всю меру нашего невежества, слепоты и пренебрежения Богом. Мы очень часто не видим, не замечаем, не осознаём дел Его рук вокруг нас и в нас. Поэтому мы не воздаём хвалу Ему, единственному достойному хвалы, но отдаём эту славу, которая принадлежит только Богу, тому, что является лишь орудием в руках Божественного провидения, а иногда даже тому, что является искажением истины, или плодом нашего воображения, т.е. ложью. Мы легко отдаём Божью славу счастливому стечению обстоятельств, естественному ходу вещей, нашим силам и нашему умению, другим людям, помогавшим нам, или даже удаче, фортуне. Всё это существует где-то в углу нашего ума, и часто даже когда мы всё же воздаём славу Богу за всё то, что происходит в нашей жизни, то всё равно какая-то часть Божьей славы достаётся им, а не только Богу.

Разве всё доброе в нас (дары и таланты, мысли и намерения, слова и дела) не исходят от Бога (Иак 1:17, Флп 2:13)? Разве мы знаем что-либо о жизни в Боге в единении с Ним, когда мы от нашего рождения до нашего обращения привыкли жить в этом мире без Бога, в отрыве от Него, вопреки Ему? И это является для нас единственно известным, знакомым и привычным образом жизни? Разве это не вопреки нашей гордой природе признать, что всё доброе и хорошее в нас от Бога и только от Него, а в нас самих нет ничего? Разве нам не претит, не противна сама мысль зависеть от кого-либо и подчиняться кому-либо, особенно Богу во всём и всегда? Разве не восстаёт в нас наша гордость, когда мы обязаны исполнять не свою волю, а Его? Разве при этом мы не чувствуем себя марионетками? Разве в своём безумии при удобном случае мы не свергаем власть Бога, не присваиваем себе Его дары, не превозносимся над другими и не начинаем царствовать сами, словно всё хорошее в нас принадлежит нам и исходит от нас, хотя всё это мы получили от Бога (1Кор 4:6-8)?

б) Эти размышления могут наполнить (и должны наполнить!) наши души (наш ум и наше сердце) удивлением, изумлением и восхищением, а наши уста хвалой такому удивительному Богу, Который достоин чести, славы, хвалы и поклонения .

в) Эти размышления могут наполнить (и должны наполнить!) наши души святым страхом перед Богом, когда мы будем видеть это активное и действенное присутствие Бога в нашей жизни и в нас самих в каждый момент времени делами Своих рук, когда мы будем понимать, что мы живём перед Его лицом.


2) О провидении Божием. Сейчас я хочу обратить ваше внимание на то, что всё в этом мире исходит от Бога не только как от Творца и Устроителя вселенной и тех законов, которые существуют и действуют в ней, но как Правителя вселенной, активно действующего и направляющего в каждый момент времени всё течение жизни всей вселенной и каждого отдельного творения, в том числе и человека. Бог присутствует активно и действенно в каждый момент времени в каждой детали нашей жизни. И это активное и действенное присутствие Божие называют удивительным библейским словом «Провидение» (см. Иов 38:2), для описания которого можно использовать слова апостола Павла в Рим 11:33 «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» и там же, в стихе 36: «Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки...».

Мы сами, всё вокруг нас, и самое мельчайшее обстоятельство нашей жизни исходит от Бога, и только от Него. Любое событие нашей жизни — это действие Бога, это есть проявление Его Провидения: и благополучие и бедствие, и доброе и злое исходит от Бога. В Пл.Иер. 3:37-39 написаны удивительные слова: «Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть?». Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои». Этими словами закрываются всякие уста. Иов называет безумными тех, кто отвергает эту истину (Иов 2:10): «Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?». И дальше мы читаем в этом же стихе: «Во всём этом не согрешил Иов устами своими».


Итак, давайте посмотрим, что говорит Писание о провидении Божием:

а) Сама жизнь исходит от Бога, потому что мы Богом живём и движемся и существуем, как говорит нам апостол Павел в Деян 17:28. В Пс 103:27-29 мы читаем, что все животные от Господа ожидают, чтобы Он дал им пищу их в своё время; Бог даёт им — принимают; отверзает руку Свою — насыщаются благом; скрывает лицо Своё — мятутся; отнимает дух их — они умирают и в персть свою возвращаются. В Иов 34:13-15 мы читаем: «Кто, кроме Вседержителя, промышляет о земле? И кто управляет всей вселенной? Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе дух её и дыхание её, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах». Разве не очевидно, что Господь всё держит словом силы Своей (Евр 1:3), и без Него нет самой жизни?

б) Господь активно и действенно управляет природой: Пс 146:8-9 «Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву; даёт скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему»; Мат 5:45 «...ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»; Деян 14:17 Бог «...не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищей и веселием сердца наши». Мы смотрим на облака, на дождь и траву, на солнце и пищу — и всё это делает рука Господа.

в) Господь активно действует в жизни каждого человека, и ничто не оставлено на волю обстоятельств, случая или удачи: в Пс 32:13-15 мы читаем «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих. С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их»; в Пр 20:24 «От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?»; в Пр 16:1,33 «Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. В полу бросается жребий, но всё решение его — от Господа»; в Пл.Иер. 3:37-39 «Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть?». Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои»; в Амос 3:6 «...бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?». Разве это не удивительно? Разве Господь не вокруг нас, управляя вселенной каждую секунду по Своему благоволению? Я думаю, что это совершенно очевидно.


Писание свидетельствует о том, что ничто не оставлено на волю случая: облака и дождь для земли, трава в горах и пища скоту, восход солнца времена плодоносные, ответ языка человека и исход жребия, бедствие и благополучие - всё это есть проявление Провидения Бога, царствующего державно.

В наших размышлениях о провидении Божием мы все должны смириться перед словами Самого Господа к Иову (Иов 38:2): «Кто сей, помрачающий Провидение словами без смысла?». Мы уже читали слова из Рим 11:33: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!». Для нас непостижимы судьбы и пути Господа, действующего от бездны богатства и премудрости и ведения. И мы часто помрачаем своими словами без смысла такое непостижимое для нас Провидение Божие.


3) Заключение. Сегодня праздник Жатвы. Эти плоды земли, которые лежат перед нами, есть часть благости Божией. Он посылал дождь и росу и Солнце. Он произращал эти произведения земли для нашего пропитания. Всё это мы имеем благодаря Богу, действующему активно и действенно в нашем мире. Это есть то свидетельство Бога о Самом Себе этому миру, которое язычники и иудеи видели, но превращали нетленную славу Бога Творца и Вседержителя в тленный образ животных, пресмыкающихся или человека.

Единому благому Богу слава и хвала за всё (и за доброе и за злое), как и написано (1Фесс 5:18) «За всё благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Аминь.


Примечание:

1) На возможность заблуждаться именно в этом вопросе апостол Иаков указывает в своём послании: «не обманывайтесь, братья мои возлюбленные...». Мы с трудом различаем Его руку в нашей жизни и поэтому часто оставляем многие Его деяния без внимания. Многие вещи мы не воспринимаем как данные от Бога, и поэтому хотя мы исповедуем Господа нашим Богом и Господом, но отводим Ему лишь некоторую (большую или меньшую) часть нашей жизни. Мы благодарны тем людям, которые помогли нам, или рады тем благоприятным обстоятельствам (хорошая погода и т.д.), которые так удачно сложились, или думаем даже о счастливой случайности. А если уж при этом мы не используем такие слова как «удача» или «неудача», а тем более «судьба», то мы уже можем считать себя достаточно благочестивыми (по нашему собственному представлению). Где-то в уголке нашего ума все эти вещи занимают своё место и мы часто воздаём славу именно им, а не только Богу. Поэтому если даже когда мы и воздаём Богу славу, то лишь общими словами, которые явно свидетельствуют о нашем смутном понимании провидения Божьего. И даже этими общими словами мы часто помрачаем Провидение словами без смысла.

3



Hosted by uCoz