Рассуждения о суде Божием на примере Содома и Гоморры.

Содом и Гоморра как образ и мера.

Часть первая. Место и применение истории Содома и Гоморры.

В начале урока прочитать 2Пет 2:1-10

1) Я хочу некоторое время порассуждать об истории Содома и Гоморры, показать место этой истории в библейском повествовании, а также показать её самое непосредственное применение к нам и нашему времени, в котором мы живём. На это потребуется некоторое время. Сегодня мы всего лишь начнём наши рассуждения.

Я немного напомню эту историю.

Жители Содомские были злы и весьма грешны пред Господом (Быт 13:13). И вот Господь вместе с двумя Ангелами посещает Авраама на Своём пути в Содом и Гоморру (Быт 18). Господь говорит Аврааму, что вопль Содомский и Гоморрский велик, и грех их весьма тяжёл (Быт 18:20). Из дальнейшего разговора Авраама с Господом мы узнаём, что ради 10 праведников в Содоме Господь не уничтожит этот город. Но не было 10 праведников в том городе... Когда два ангела по приглашению Лота входят в его дом, то все жители Содома от малого до старого окружают его дом и потребовали вывести к ним гостей для насилия над ними. Перед ними стоит Лот, племянник Авраама, который отбил и возвратил женщин и народ Содома, захваченных четырьмя царями (Быт 14:1-24). Но жители уничижают его и угрожают ему (Быт 19:9). Ангелы простирают руки свои и поражают слепотой людей. Но и тогда они не успокаиваютсяони измучились... ища путь не домой, а в поисках входа в дом Лота, не оставляя своих нечестивых намерений (Быт 19:10-11). Ангелы выводят Лота и его семью из Содома и Господь проливает на Содом и Гоморру дождём серу и огонь и ниспровергает эти города, и всю их окрестность, и всех жителей этих городов, и произрастения земли.


2) У этой история есть своё место в библейском повествовании и своё применение.

Апостол Петр показывает нам её место, когда ставит её в один ряд с другими двумя подобными ей историями (2Пет 2:4-6) — это наказание согрешивших ангелов, которых Бог связал узами адского мрака ожидать суда для наказания; и гибель первого мира во времена Ноя от потопа (апостол Иуда вместо потопа использует гибель неверующих при исходе Израиля из Египта - Иуд 1:5-7). Как мы видим, Бог несколько раз особым образом наказывал согрешивших (ангелов и людей), и история Содома и Гоморры находится среди этого числа особенных действий Бога в отношении согрешивших. Это история Божьего суда над согрешившими людьми.

В каждой из вышеупомянутых историй (о согрешивших ангелах, о гибели мира от потопа, о гибели неверующих при исходе из Египта) можно и нужно делать важные выводы, но история Содома и Гоморры привлекает к себе особое внимание, о причинах которого мы и будем говорить в процессе наших рассуждений.


О применении истории. Эта история имеет широкое применение. В стихе 2Пет 2:9 мы видим, что она имеет отношение а) к Господу, б) к праведным, и в) к неправедным: «… конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания».

а) Эта история говорит нам о знании Господа и о некоторых Его путях: «ибо, - как написано в 2Пет 2:4-9, - если Бог... города Содомские и Гоморрские... превратил в пепел, а праведного Лота... избавил, … то конечно знает [Его знание] Господь, как [Его пути] избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания». Мы видим в этой истории и знание Господа, и Его пути. Как апостол говорит, Господь знает, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания.

Эта история является свидетельством и доказательством того, что Господь знает, как поступать с праведными, и неправедными. Почему мы можем говорить о том, что Господь знает, как обращаться с праведными и неправедными? Потому что Он превратил в пепел города Содомские и Гоморрские, а праведного Лота избавил. Почему мы можем с уверенностью сказать, что Господь знает, как поступать с праведными и неправедными? Потому что Он превратил в пепел Содом и Гоморру. Города Содомские и Гоморрские являются верным свидетельством о знании Господа и Его путях.

б) Эта история имеет отношение к праведным, потому что она показывает, что Господь знает, как избавлять их от искушения. Эта история закладывает твёрдое основание для упования праведных на Господа в поисках избавления в искушении, как и написано в Пс 33:8 «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» - Господь избавит праведного от всех его скорбей. Есть много библейских свидетельств об этом, и давайте посмотрим на некоторые из них: Иер 17:7 «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упованиеГосподь»; Ис 40:30-31 «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе...».

в) Эта история имеет отношение и к беззаконным, потому что она показывает, что Господь знает, как соблюдать их ко дню суда для наказания. Беззаконные живут, и часто живут беспечно, но «...суд им давно готов...» (2Пет 2:3). Господь знает, как соблюдать беззаконных на день суда и гнева Божьего. Они умело и со знанием соблюдаются Господом ко дню суда для наказания. И свидетельством этого знания и умения Господа соблюдать беззаконных ко дню суда для наказания служит история Содома и Гоморры.


В Рим 9:22-23 говорится о том, как Господь соблюдает беззаконных на день суда, а верных к славе: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе...?». Как мы знаем, нынешние небеса и земля, содержимые Божьим Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2Пет 3:7). И Господь с великим долготерпением щадит сосуды гнева, уже готовые к погибели, и для которых суд уже давно готов - чтобы вместе с тем явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе.


3) Применение (сегодняшних размышлений) к нам. К какой бы категории людей не относили бы нас мы сами или другие люди — к праведным или неправедным (беззаконным) - эта история имеет самое непосредственное отношение к нам. Господь знает, как избавлять праведных и соблюдать их ко спасению, и Господь знает как с великим долготерпением соблюдать беззаконных ко дню суда для наказания. Господь для нас сейчас является непоколебимым основанием для нашего упования и надежды (если мы праведные), или (если мы неправедные) Он является для нас сейчас долготерпеливым Мстителем за наши грехи. В день же грядущего праведного суда Господь воздаст каждому по делам его (Рим 2:5-11). Наше настоящее и наше будущее находится в руках Божиих. Он судит и будет судить нас. И никто не избегнет. Аминь.



Часть вторая. Об особой категории нечестивых.

История Содома и Гоморры находит своё применение к праведным и неправедным на всём протяжении глав 2-3 послания. Но всё же именно к беззаконным история этих городов имеет своё первостепенное применение, с рассмотрения которого мы и продолжим наши рассуждения.


О применении к беззаконным. Первостепенное применение этой истории именно к беззаконным апостол Пётр показывает нам в стихах 2Пет 2:1,3,6,9: «...и у вас будут лжеучители... суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Ибо если Бог... города Содомские и Гоморрские... превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам... то конечно знает Господь, как... беззаконников соблюдать ко дню суда».

Итак, мы видим в стихе 2Пет 2:6, что Господь превратил в пепел Содом и Гоморру, показав пример будущим нечестивцам. История Содома и Гоморры в первую очередь - это пример для будущих нечестивцев.

Об этом же первостепенном применении именно к нечестивым пишет и апостол Иуда в своём послании (давайте посмотрим Иуд 1:7-8): «Содом и Гоморра... подвергшись казни вечного огня, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями (см. в Иуд 1:4 «...некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые...»), которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти». Апостол Иуда пишет, что история Содома и Гоморры есть пример для тех нечестивых мечтателей, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

Как мы видим, оба апостола говорят об одном и том же - что Содом и Гоморра поставлены в пример. Всё происшедшее с ними было сделано Господом не просто так, но чтобы поставить их гибель в пример. Господь, совершая суд над этими городами, сделал всё это особым образом - для того, чтобы показать пример - пример будущим нечестивцам.


Об особой группе беззаконных. Итак, Содом и Гоморра поставлены в пример будущим нечестивцам, которых Господь знает как соблюдать ко дню суда для наказания. Об этом совершенно ясно свидетельствуют в своих посланиях оба апостола — Пётр и Иуда. История этих городов есть пример для всех нечестивцев.

Но это ещё не всё. Среди всех этих нечестивцев всего мира всех времен и народов особое внимание Господа обращено на определённую группу беззаконных, описание которых дано нам апостолом в стихах 2Пет 2:10-22. Об этом особом внимании Господа к этой группе нечестивых говорит нам слово «наипаче» в самом начале стиха 10, которое особо выделяет эту группу беззаконных от всех остальных: в стихе 9 мы читаем, что «...знает Господь, как... беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания», а в стихе 10 мы читаем: «а наипаче [т.е. особенно] тех [беззаконных], которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшаться злословить высших».

Описание этой особой группы из всех нечестивых, о которой говорится в стихе 2Пет 2:10, и к которой обращено особое внимание Господа, на этом не заканчивается, но продолжается в 2Пет 2:12-22: они водимы природой, как бессловесные животные; злословя то, чего не понимают, они в растлении своём истребятся; они полагают удовольствие во вседневной роскоши; они срамники и осквернители, и наслаждаются обманами своими; глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутверждённые души; сердце их приучено к любостяжанию; онисыны проклятия; они оставили прямой путь и заблудились, идя по следам Валаама, который возлюбил мзду неправедную; онибезводные источники, облака и мглы, гонимые бурей; они произносят надутое пустословие, уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; они самирабы тления, хотя и обещают другим свободу; они запутываются в сквернах мира и побеждаются ими; они возвращаются назад от преданной им святой заповеди.

Описание этой группы достаточно обширно, как мы с вами видим. История Содома и Гоморры поставлена Господом в пример будущим нечестивцам, а особенно она поставлена в пример для этой особой группы беззаконных, о которой мы сейчас говорим.


О месте этой особой группы нечестивых. Обратите внимание на два последних описания (в стихах 2Пет 2:20-21) той особой группы нечестивцев, описание которых даёт нам апостол Пётр в своём послании в 2Пет 2:10-22: они избежали скверн мира через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа и познали пути правды, но опять запутываются в этих сквернах мира и побеждаются ими, и возвращаются назад от преданной им святой заповеди.

Это удивительно, но эти люди познали пути правды, и через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа они избежали скверн мира. Но при всём этом удивительном описании «с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2Пет 2:20-22) - те. они опять запутываются в этих сквернах мира и побеждаются ими, и возвращаются назад от преданной им святой заповеди.

Такое описание этих людей вызывает особый трепет. Эти люди, о которых пишет апостол Пётр, не атеисты или представители ложных религий. Они из среды учеников Христа и Его апостолов. И именно это вызывает особый трепет. Ведь они избежали скверн мира через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа и познали пути правды, но опять запутываются в этих сквернах мира и побеждаются ими, и возвращаются назад от преданной им святой заповеди и «с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи».

Эти люди находятся в лоне Церкви. Вот что Пётр пишет о них в 2Пет 2:1 «Были и лжепророки в народе, как и у вас (принявших с нами равно драгоценную веру - см. 2Пет 1:1) будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут на себя скорую погибель». Те. апостол говорит, что как в Израиле были лжепророки, так и в церкви Христовой будут лжеучители. Апостол Иуда в своём послании, которое и по своему содержанию и по своей структуре повторяет главы 2-3 второго послания Петра, также пишет об этой же самой категории людей, которые находятся в среде церкви Божией, но являются её чужеродными и враждебными членами. Вот что он пишет: Иуд 1:3-4 «... имея всё усердие писать вам об общем спасении, я почёл за нужное написать вам увещаниеподвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались [в ваше собрание] некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству...». Иуда хотел писать об общем спасении, но посчитал более нужным написать о тех нечестивых, которые вкрались в среду церкви: они бывают соблазном на вечерях любви (Иуд 1:12); они отделяют себя от единства веры, и являются душевными людьми, не имеющими духа (Иуд 1:19, см. также Рим 8:9-16, 1Кор 2:12-14).


О применении к нам. Применение этих размышлений из 2го послания Петра весьма обширно, как обширны и сами размышления апостола. Поэтому сегодня я, как и в прошлый раз, смогу сделать лишь частичное применение.

Мы не должны, мы не можем, мы не имеем оснований находить успокоение лишь в своём пребывании в лоне Церкви и в послушании её установлениям. Ничто не имеет значения, если мы не рождены свыше (Ин 3:3) и если Дух Христов (Рим 8:9) не пребывает в нас — потому что без этого мы не войдём в Царство Божие и не имеем жизни вечной. Без этих двух вещей мы идём к погибели и суд Божий для нас уже готов. Мы должны покаяться в своём лицемерии, или мы погибнем.

Мы должны быть особенно внимательны к слышанному. Лжепророки и лжеучители будут в лоне Церкви (2Пет 2:2). Они будут уловлять надутым пустословием неутверждённые души (2Пет 2:18). И многие последуют их разврату (2Пет 2:2) — это обещание слова Божьего. Поэтому мы должны подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд 1:3-4). Аминь.



Часть 3. О неизбежности суда для нечестивых.

В прошлый раз мы говорили о применении истории Содома и Гоморры к нечестивым, и особенно (наипаче) к тем из них, кто находился или всё ещё находится в лоне Церкви.

Два послания (апостолов Петра и Иуды) посвящены размышлениям об этой особой группе нечестивлюдей, о которой мы сейчас говорим. Среди всех беззаконников апостолы выделяют особо именно эту категорию нечестивых, которые вошли в лоно Церкви Божией и находятся в ней, но запутываются в сквернах этого мира и побеждаются ими, и возвращаются назад в мир ко греху от преданной им святой заповеди. Господь знает как соблюдать всех беззаконников ко дню суда для наказания, но особое внимание Господа среди всех этих беззаконников этого мира обращено к тем, которые возвращаются ко греху от преданной им святой заповеди, и с ними случается по верной пословице: «пёс возвращается на свою блевотину», и «вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2Пет 2:20-22). Об этих людях апостолы говорят особо, и именно к таким людям у Господа особое внимание в соблюдении их ко дню суда для наказания, как и написано: «... конечно знает Господь, как... беззаконников соблюдать ко дню суда... а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшаться злословить высших... избегши скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них, и побеждаются ими...».


Об их чужеродности Христу и Церкви. Содом и Гоморра, подвершись казни вечного огня, поставлены в пример для таких мечтателей (Иуд 1:7-8). Они находятся в лоне церкви Божией и являются её частью. Но частью чужеродной. Они принадлежат Церкви как тела Христа, но лишь внешне, лицемерно. Они чужеродные члены в теле Христовом. Используя слова Иисуса, ониплевелы посреди поля пшеницы (Мат 13:24-30,36-43). Они - враги Божии, и им приготовлен мрак вечной тьмы (2Пет 2:17). Для них Божий суд давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет 2:3). Для них города Содомские и Гоморрские поставлены в пример (2Пет 2:6). И если Господь знает, как соблюдать всех беззаконников ко дню суда для наказания (2Пет 2:9), то наипаче Он знает, как соблюдать этих людей ко дню суда для наказания (2Пет 2:9-10).

Об этой особой категории людей, которые находятся в лоне церкви, но являются чужеродными враждебными её членами, пишут почти все апостолы в своих посланиях:

а) Свидетельства апостолов Петра и Иуды об этих людях мы уже рассмотрели ранее.

б) Апостол Иоанн пишет в 1Ин 2:18-19 о том же самом: «Дети!... теперь появилось много антихристов... Они (антихристы) вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши». Апостол пишет, что многие антихристы были среди учеников, но они вышли от них, и тем самым показали, что не являются детьми Божьими и не принадлежат к телу Христа.

в) Апостол Павел, обращаясь к пресвитерам из Ефеса в Деян 20:29-30, говорит: «Ибо я знаю, что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой». Из них самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увести учеников за собойиз среды церкви восстанут такие люди.

г) Сам Господь Иисус в притче о пшенице и плевелах утверждает об этом. Эти люди находятся на одном и том же поле вместе с пшеницей, но они плевелы, а не пшеница. Они не семя Божие, но сыны лукавого (Мат 13:38). Они оставлены на этом поле до жатвы в конце века, когда пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут Ангелы из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и срежет зубов (Мат 13:41-42).


О неизбежности суда для таких людей. Итак, есть особая группа людей, которые находятся или находились в лоне церкви Божией, но являются и остаются детьми сатаны и врагами Богу. Они вошли в неё как лютые волки и находятся в её лоне, или были в ней, но вышли из неё - кто-то из них ещё входит в лоно церкви, кто-то остаётся в ней, кто-то уже вышел, увлекая за собой неутверждённые души. Но они всегда пребывают в среде церкви, как плевелы оставлены хозяином поля до жатвы.

Наказание для этих людей уже приготовлено. Они будут осуждены (2Пет 2:3, Иуд 1:4,14-15). Содом и Гоморра поставлены в пример для всех будущих нечестивцев, но наипаче для тех, которые избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, возвращаясь назад от преданной им святой заповеди. Они отвергаются искупившего их Господа, и навлекают на себя скорую погибель (2Пет 2:1). Господь с великим долготерпением щадит эти сосуды гнева, готовые к погибели (Рим 9:22), потому что Он соблюдает их ко дню суда, для наказания (2Пет 2:9). И этот суд над ними будет.

Этим нечестивым мечтателям уже приготовлен мрак вечной тьмы (2Пет 2:17). И всё будет так, как было в Содоме и Гоморреони подвергнутся казни вечного огня, как Содом и Гоморра подверглись казни вечного огня (Иуд 1:7). С ними будет так, как пророчествовал Енох, седьмой от Адами (Иуд 1:14-15): «Се, идёт Господь со тьмами святых (Ангелов) Своихсотворить суд над всеми и обличить всех нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники».


Применение к нам. Этот мир полон скорбей и страданий. Истинная Церковь почти всегда находится под гнётом нечестивых. Бог верен Своим обетованиям. И Его неизбежный суд над нечестивыми является Его обетованием. В этом обетовании суда Божьего Церковь находила, находит и будет находить утешение в своих скорбях, о чём написано в 2Фесс 1:4-10 и Откр 14:9-12. Аминь.



Hosted by uCoz