Рассуждения о суде Божием на примере Содома и Гоморры.
Содом и Гоморра как образ и мера.
Часть первая. Место и применение истории Содома и Гоморры.
В начале урока прочитать 2Пет 2:1-10
1) Я хочу некоторое время порассуждать об истории Содома и Гоморры, показать место этой истории в библейском повествовании, а также показать её самое непосредственное применение к нам и нашему времени, в котором мы живём. На это потребуется некоторое время. Сегодня мы всего лишь начнём наши рассуждения.
Я немного напомню эту историю.
Жители Содомские были злы и весьма грешны пред Господом (Быт 13:13). И вот Господь вместе с двумя Ангелами посещает Авраама на Своём пути в Содом и Гоморру (Быт 18). Господь говорит Аврааму, что вопль Содомский и Гоморрский велик, и грех их весьма тяжёл (Быт 18:20). Из дальнейшего разговора Авраама с Господом мы узнаём, что ради 10 праведников в Содоме Господь не уничтожит этот город. Но не было 10 праведников в том городе... Когда два ангела по приглашению Лота входят в его дом, то все жители Содома от малого до старого окружают его дом и потребовали вывести к ним гостей для насилия над ними. Перед ними стоит Лот, племянник Авраама, который отбил и возвратил женщин и народ Содома, захваченных четырьмя царями (Быт 14:1-24). Но жители уничижают его и угрожают ему (Быт 19:9). Ангелы простирают руки свои и поражают слепотой людей. Но и тогда они не успокаиваются — они измучились... ища путь не домой, а в поисках входа в дом Лота, не оставляя своих нечестивых намерений (Быт 19:10-11). Ангелы выводят Лота и его семью из Содома и Господь проливает на Содом и Гоморру дождём серу и огонь и ниспровергает эти города, и всю их окрестность, и всех жителей этих городов, и произрастения земли.
2) У этой история есть своё место в библейском повествовании и своё применение.
Апостол Петр показывает нам её место, когда ставит её в один ряд с другими двумя подобными ей историями (2Пет 2:4-6) — это наказание согрешивших ангелов, которых Бог связал узами адского мрака ожидать суда для наказания; и гибель первого мира во времена Ноя от потопа (апостол Иуда вместо потопа использует гибель неверующих при исходе Израиля из Египта - Иуд 1:5-7). Как мы видим, Бог несколько раз особым образом наказывал согрешивших (ангелов и людей), и история Содома и Гоморры находится среди этого числа особенных действий Бога в отношении согрешивших. Это история Божьего суда над согрешившими людьми.
В каждой из вышеупомянутых историй (о согрешивших ангелах, о гибели мира от потопа, о гибели неверующих при исходе из Египта) можно и нужно делать важные выводы, но история Содома и Гоморры привлекает к себе особое внимание, о причинах которого мы и будем говорить в процессе наших рассуждений.
О применении истории. Эта история имеет широкое применение. В стихе 2Пет 2:9 мы видим, что она имеет отношение а) к Господу, б) к праведным, и в) к неправедным: «… конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания».
а) Эта история говорит нам о знании Господа и о некоторых Его путях: «ибо, - как написано в 2Пет 2:4-9, - если Бог... города Содомские и Гоморрские... превратил в пепел, а праведного Лота... избавил, … то конечно знает [Его знание] Господь, как [Его пути] избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания». Мы видим в этой истории и знание Господа, и Его пути. Как апостол говорит, Господь знает, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания.
Эта история является свидетельством и доказательством того, что Господь знает, как поступать с праведными, и неправедными. Почему мы можем говорить о том, что Господь знает, как обращаться с праведными и неправедными? Потому что Он превратил в пепел города Содомские и Гоморрские, а праведного Лота избавил. Почему мы можем с уверенностью сказать, что Господь знает, как поступать с праведными и неправедными? Потому что Он превратил в пепел Содом и Гоморру. Города Содомские и Гоморрские являются верным свидетельством о знании Господа и Его путях.
б) Эта история имеет отношение к праведным, потому что она показывает, что Господь знает, как избавлять их от искушения. Эта история закладывает твёрдое основание для упования праведных на Господа в поисках избавления в искушении, как и написано в Пс 33:8 «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» - Господь избавит праведного от всех его скорбей. Есть много библейских свидетельств об этом, и давайте посмотрим на некоторые из них: Иер 17:7 «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь»; Ис 40:30-31 «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе...».
в) Эта история имеет отношение и к беззаконным, потому что она показывает, что Господь знает, как соблюдать их ко дню суда для наказания. Беззаконные живут, и часто живут беспечно, но «...суд им давно готов...» (2Пет 2:3). Господь знает, как соблюдать беззаконных на день суда и гнева Божьего. Они умело и со знанием соблюдаются Господом ко дню суда для наказания. И свидетельством этого знания и умения Господа соблюдать беззаконных ко дню суда для наказания служит история Содома и Гоморры.
В Рим 9:22-23 говорится о том, как Господь соблюдает беззаконных на день суда, а верных к славе: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе...?». Как мы знаем, нынешние небеса и земля, содержимые Божьим Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2Пет 3:7). И Господь с великим долготерпением щадит сосуды гнева, уже готовые к погибели, и для которых суд уже давно готов - чтобы вместе с тем явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе.
3) Применение (сегодняшних размышлений) к нам. К какой бы категории людей не относили бы нас мы сами или другие люди — к праведным или неправедным (беззаконным) - эта история имеет самое непосредственное отношение к нам. Господь знает, как избавлять праведных и соблюдать их ко спасению, и Господь знает как с великим долготерпением соблюдать беззаконных ко дню суда для наказания. Господь для нас сейчас является непоколебимым основанием для нашего упования и надежды (если мы праведные), или (если мы неправедные) Он является для нас сейчас долготерпеливым Мстителем за наши грехи. В день же грядущего праведного суда Господь воздаст каждому по делам его (Рим 2:5-11). Наше настоящее и наше будущее находится в руках Божиих. Он судит и будет судить нас. И никто не избегнет. Аминь.
Часть вторая. Об особой категории нечестивых.
История Содома и Гоморры находит своё применение к праведным и неправедным на всём протяжении глав 2-3 послания. Но всё же именно к беззаконным история этих городов имеет своё первостепенное применение, с рассмотрения которого мы и продолжим наши рассуждения.
О применении к беззаконным. Первостепенное применение этой истории именно к беззаконным апостол Пётр показывает нам в стихах 2Пет 2:1,3,6,9: «...и у вас будут лжеучители... суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Ибо если Бог... города Содомские и Гоморрские... превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам... то конечно знает Господь, как... беззаконников соблюдать ко дню суда».
Итак, мы видим в стихе 2Пет 2:6, что Господь превратил в пепел Содом и Гоморру, показав пример будущим нечестивцам. История Содома и Гоморры в первую очередь - это пример для будущих нечестивцев.
Об этом же первостепенном применении именно к нечестивым пишет и апостол Иуда в своём послании (давайте посмотрим Иуд 1:7-8): «Содом и Гоморра... подвергшись казни вечного огня, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями (см. в Иуд 1:4 «...некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые...»), которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти». Апостол Иуда пишет, что история Содома и Гоморры есть пример для тех нечестивых мечтателей, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
Как мы видим, оба апостола говорят об одном и том же - что Содом и Гоморра поставлены в пример. Всё происшедшее с ними было сделано Господом не просто так, но чтобы поставить их гибель в пример. Господь, совершая суд над этими городами, сделал всё это особым образом - для того, чтобы показать пример - пример будущим нечестивцам.
Об особой группе беззаконных. Итак, Содом и Гоморра поставлены в пример будущим нечестивцам, которых Господь знает как соблюдать ко дню суда для наказания. Об этом совершенно ясно свидетельствуют в своих посланиях оба апостола — Пётр и Иуда. История этих городов есть пример для всех нечестивцев.
Но это ещё не всё. Среди всех этих нечестивцев всего мира всех времен и народов особое внимание Господа обращено на определённую группу беззаконных, описание которых дано нам апостолом в стихах 2Пет 2:10-22. Об этом особом внимании Господа к этой группе нечестивых говорит нам слово «наипаче» в самом начале стиха 10, которое особо выделяет эту группу беззаконных от всех остальных: в стихе 9 мы читаем, что «...знает Господь, как... беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания», а в стихе 10 мы читаем: «а наипаче [т.е. особенно] тех [беззаконных], которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшаться злословить высших».
Описание этой особой группы из всех нечестивых, о которой говорится в стихе 2Пет 2:10, и к которой обращено особое внимание Господа, на этом не заканчивается, но продолжается в 2Пет 2:12-22: они водимы природой, как бессловесные животные; злословя то, чего не понимают, они в растлении своём истребятся; они полагают удовольствие во вседневной роскоши; они срамники и осквернители, и наслаждаются обманами своими; глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутверждённые души; сердце их приучено к любостяжанию; они — сыны проклятия; они оставили прямой путь и заблудились, идя по следам Валаама, который возлюбил мзду неправедную; они — безводные источники, облака и мглы, гонимые бурей; они произносят надутое пустословие, уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; они сами — рабы тления, хотя и обещают другим свободу; они запутываются в сквернах мира и побеждаются ими; они возвращаются назад от преданной им святой заповеди.
Описание этой группы достаточно обширно, как мы с вами видим. История Содома и Гоморры поставлена Господом в пример будущим нечестивцам, а особенно она поставлена в пример для этой особой группы беззаконных, о которой мы сейчас говорим.
О месте этой особой группы нечестивых. Обратите внимание на два последних описания (в стихах 2Пет 2:20-21) той особой группы нечестивцев, описание которых даёт нам апостол Пётр в своём послании в 2Пет 2:10-22: они избежали скверн мира через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа и познали пути правды, но опять запутываются в этих сквернах мира и побеждаются ими, и возвращаются назад от преданной им святой заповеди.
Это удивительно, но эти люди познали пути правды, и через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа они избежали скверн мира. Но при всём этом удивительном описании «с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2Пет 2:20-22) - т. е. они опять запутываются в этих сквернах мира и побеждаются ими, и возвращаются назад от преданной им святой заповеди.
Такое описание этих людей вызывает особый трепет. Эти люди, о которых пишет апостол Пётр, не атеисты или представители ложных религий. Они из среды учеников Христа и Его апостолов. И именно это вызывает особый трепет. Ведь они избежали скверн мира через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа и познали пути правды, но опять запутываются в этих сквернах мира и побеждаются ими, и возвращаются назад от преданной им святой заповеди и «с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи».
Эти люди находятся в лоне Церкви. Вот что Пётр пишет о них в 2Пет 2:1 «Были и лжепророки в народе, как и у вас (принявших с нами равно драгоценную веру - см. 2Пет 1:1) будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут на себя скорую погибель». Т. е. апостол говорит, что как в Израиле были лжепророки, так и в церкви Христовой будут лжеучители. Апостол Иуда в своём послании, которое и по своему содержанию и по своей структуре повторяет главы 2-3 второго послания Петра, также пишет об этой же самой категории людей, которые находятся в среде церкви Божией, но являются её чужеродными и враждебными членами. Вот что он пишет: Иуд 1:3-4 «... имея всё усердие писать вам об общем спасении, я почёл за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались [в ваше собрание] некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству...». Иуда хотел писать об общем спасении, но посчитал более нужным написать о тех нечестивых, которые вкрались в среду церкви: они бывают соблазном на вечерях любви (Иуд 1:12); они отделяют себя от единства веры, и являются душевными людьми, не имеющими духа (Иуд 1:19, см. также Рим 8:9-16, 1Кор 2:12-14).
О применении к нам. Применение этих размышлений из 2го послания Петра весьма обширно, как обширны и сами размышления апостола. Поэтому сегодня я, как и в прошлый раз, смогу сделать лишь частичное применение.
Мы не должны, мы не можем, мы не имеем оснований находить успокоение лишь в своём пребывании в лоне Церкви и в послушании её установлениям. Ничто не имеет значения, если мы не рождены свыше (Ин 3:3) и если Дух Христов (Рим 8:9) не пребывает в нас — потому что без этого мы не войдём в Царство Божие и не имеем жизни вечной. Без этих двух вещей мы идём к погибели и суд Божий для нас уже готов. Мы должны покаяться в своём лицемерии, или мы погибнем.
Мы должны быть особенно внимательны к слышанному. Лжепророки и лжеучители будут в лоне Церкви (2Пет 2:2). Они будут уловлять надутым пустословием неутверждённые души (2Пет 2:18). И многие последуют их разврату (2Пет 2:2) — это обещание слова Божьего. Поэтому мы должны подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд 1:3-4). Аминь.
Часть 3. О неизбежности суда для нечестивых.
В прошлый раз мы говорили о применении истории Содома и Гоморры к нечестивым, и особенно (наипаче) к тем из них, кто находился или всё ещё находится в лоне Церкви.
Два послания (апостолов Петра и Иуды) посвящены размышлениям об этой особой группе нечестивлюдей, о которой мы сейчас говорим. Среди всех беззаконников апостолы выделяют особо именно эту категорию нечестивых, которые вошли в лоно Церкви Божией и находятся в ней, но запутываются в сквернах этого мира и побеждаются ими, и возвращаются назад в мир ко греху от преданной им святой заповеди. Господь знает как соблюдать всех беззаконников ко дню суда для наказания, но особое внимание Господа среди всех этих беззаконников этого мира обращено к тем, которые возвращаются ко греху от преданной им святой заповеди, и с ними случается по верной пословице: «пёс возвращается на свою блевотину», и «вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2Пет 2:20-22). Об этих людях апостолы говорят особо, и именно к таким людям у Господа особое внимание в соблюдении их ко дню суда для наказания, как и написано: «... конечно знает Господь, как... беззаконников соблюдать ко дню суда... а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшаться злословить высших... избегши скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них, и побеждаются ими...».
Об их чужеродности Христу и Церкви. Содом и Гоморра, подвершись казни вечного огня, поставлены в пример для таких мечтателей (Иуд 1:7-8). Они находятся в лоне церкви Божией и являются её частью. Но частью чужеродной. Они принадлежат Церкви как тела Христа, но лишь внешне, лицемерно. Они чужеродные члены в теле Христовом. Используя слова Иисуса, они — плевелы посреди поля пшеницы (Мат 13:24-30,36-43). Они - враги Божии, и им приготовлен мрак вечной тьмы (2Пет 2:17). Для них Божий суд давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет 2:3). Для них города Содомские и Гоморрские поставлены в пример (2Пет 2:6). И если Господь знает, как соблюдать всех беззаконников ко дню суда для наказания (2Пет 2:9), то наипаче Он знает, как соблюдать этих людей ко дню суда для наказания (2Пет 2:9-10).
Об этой особой категории людей, которые находятся в лоне церкви, но являются чужеродными враждебными её членами, пишут почти все апостолы в своих посланиях:
а) Свидетельства апостолов Петра и Иуды об этих людях мы уже рассмотрели ранее.
б) Апостол Иоанн пишет в 1Ин 2:18-19 о том же самом: «Дети!... теперь появилось много антихристов... Они (антихристы) вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши». Апостол пишет, что многие антихристы были среди учеников, но они вышли от них, и тем самым показали, что не являются детьми Божьими и не принадлежат к телу Христа.
в) Апостол Павел, обращаясь к пресвитерам из Ефеса в Деян 20:29-30, говорит: «Ибо я знаю, что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой». Из них самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увести учеников за собой — из среды церкви восстанут такие люди.
г) Сам Господь Иисус в притче о пшенице и плевелах утверждает об этом. Эти люди находятся на одном и том же поле вместе с пшеницей, но они плевелы, а не пшеница. Они не семя Божие, но сыны лукавого (Мат 13:38). Они оставлены на этом поле до жатвы в конце века, когда пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут Ангелы из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и срежет зубов (Мат 13:41-42).
О неизбежности суда для таких людей. Итак, есть особая группа людей, которые находятся или находились в лоне церкви Божией, но являются и остаются детьми сатаны и врагами Богу. Они вошли в неё как лютые волки и находятся в её лоне, или были в ней, но вышли из неё - кто-то из них ещё входит в лоно церкви, кто-то остаётся в ней, кто-то уже вышел, увлекая за собой неутверждённые души. Но они всегда пребывают в среде церкви, как плевелы оставлены хозяином поля до жатвы.
Наказание для этих людей уже приготовлено. Они будут осуждены (2Пет 2:3, Иуд 1:4,14-15). Содом и Гоморра поставлены в пример для всех будущих нечестивцев, но наипаче для тех, которые избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, возвращаясь назад от преданной им святой заповеди. Они отвергаются искупившего их Господа, и навлекают на себя скорую погибель (2Пет 2:1). Господь с великим долготерпением щадит эти сосуды гнева, готовые к погибели (Рим 9:22), потому что Он соблюдает их ко дню суда, для наказания (2Пет 2:9). И этот суд над ними будет.
Этим нечестивым мечтателям уже приготовлен мрак вечной тьмы (2Пет 2:17). И всё будет так, как было в Содоме и Гоморре — они подвергнутся казни вечного огня, как Содом и Гоморра подверглись казни вечного огня (Иуд 1:7). С ними будет так, как пророчествовал Енох, седьмой от Адами (Иуд 1:14-15): «Се, идёт Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники».
Применение к нам. Этот мир полон скорбей и страданий. Истинная Церковь почти всегда находится под гнётом нечестивых. Бог верен Своим обетованиям. И Его неизбежный суд над нечестивыми является Его обетованием. В этом обетовании суда Божьего Церковь находила, находит и будет находить утешение в своих скорбях, о чём написано в 2Фесс 1:4-10 и Откр 14:9-12. Аминь.