Урок 20, Суверенность Бога в
деле спасения, урок 2
Падение Израиля. Причина
первая - вера без рождения свыше.
Рим 9:14-24 (стих 18)
1) Какое-то время назад мы говорили о стихе Рим 9:18: «Бог… кого хочет милует; а кого хочет, ожесточает». Тогда мы говорили о фараоне, который наполнил уже меру своих грехов, но Бог с великим долготерпением (9:22) щадил этот сосуд гнева, уже готовый к уничтожению, чтобы показать силу Свою, и чтобы имя Божие было проповедовано по всей земле (9:17).
Мы видели, что Бог не пассивен
в деле спасения человека. Он заплатил дорогую цену за возможность примирения
человека с Богом – Сына Своего Иисуса Христа (Ин 3:16). Нет другого пути
спастись, только через Иисуса Христа. Бог использует всю Свою мудрость, чтобы
никто не погиб, но все пришли к покаянию. Гибель одних людей и спасение других
не является результатом прихоти, каприза или злого умысла всесильного Бога.
Дверь спасения во Христе открыта для всех, но не все выбирают ее. Люди в
вечности будут страдать и мучиться вечно, потому что сами отвергли все
богатство благости Бога во Христе Иисусе и пренебрегли предлагаемое спасение.
2) Второй пример, данный в
этих трех главах послания к Римлянам (с 9 по 11) – Израильский народ. Слова об
этом народе в Рим 11:8-10 вызывают трепет: «Бог дал им дух усыпления, глаза,
которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня». И Давид
говорит: «да будет трапеза из сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да
помрачатся глаза из, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен всегда». Сам
Бог дал им дух усыпления, и кто сможет противостоять этому?
Бог избрал и благословил
народ Израильский – первенца Своего, сына Своего (Исх 4:22-23). Израилю принадлежит
усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования
(Рим 9:4). Господь нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал
его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего. Как орел вызывает
гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и
носит их на перьях своих: так Господь один водил его, и не было с Ним чужого
бога. Он вознес Израиль на высоту земли, и кормил произведениями полей, и питал
его медом из камня и елеем из твердой скалы, маслом коровьим и молоком овечьим,
и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучной пшеницей, и Израиль пил
вино, кровь виноградных ягод (Втор 32:9-14).
Но Израиль отверг Бога. Утучнел Израиль, и стал
упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и
презрел твердыню спасения своего. Богами чуждыми они раздражили Господа, и
мерзостями разгневали Его. Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых
они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы
ваши. А Заступника, родившего их, Израиль забыл, и не помнил Бога, создавшего
их (Втор 32:15-18, Пс 105:44-46).
Но Господь призывал их к примирению. Всякий день простирал
Господь руки Свои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, к народу,
который постоянно оскорбляет Его в лицо (Ис 65:2-3, Рим 10:21). Иерусалим!
Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько
раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не
захотели! – говорит Господь (Лук 13:34). И Илия жалуется Богу на Израиль:
«возревновал я о Господе, Боге Саваофе! Сыны Израилевы оставили завет Твой,
разрушили жертвенники Твои, и пророков Твоих убили мечем…» (3Цар 19:14).
Израиль в своем восстании против Бога наполнил меру своих
грехов. Господь увидел, и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих,
и сказал: «сокрою лицо Мое от них, и увижу, какой будет конец их: ибо они род
развращенный, дети, в которых нет верности. Они раздражили Меня не богом,
суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом
бессмысленным огорчу их. Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада
преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор.
Соберу на них бедствия, и истощу на них стрелы Мои… Я сказал бы: «рассею их, и
изглажу из среды людей память о них». Но отложил это ради озлобления врагов,
чтобы враги его не возомнили и не сказали, что их рука это сделала, а не
Господь (Втор 32:19-26). Отложил ради обещания Давиду, что из его дома восстанет
Мессия (Христос) (4Цар 8:19). Ради имени Своего отлагал гнев и ради славы Своей
удерживал Себя от истребления Израиля (Ис 48:9)». Но Господь как возмездие за
грех дал им дух усыпления, глаза, которые не видят, и уши, которыми не слышат,
даже до сего дня (Рим 11:8). Они исполнили меру своих грехов и Бог с великим
долготерпением щадил готовые к погибели сосуды гнева, чтобы из колена Иудина и
дома Давида воссиял Господь Иисус Христос. И суд Божий свершился над Израилем,
отвергнувшим Христа, когда остатки Израиля были рассеяны по всем народам в 70 и
затем в 135 гг. н.э.
3) Но даже в гневе и ярости
Господа по отношению к отпадшему Израилю видно богатство мудрости, милости и
благодати. От падения Израиля – спасение язычникам. Их падение – богатство
миру, а оскудение – богатство язычникам! (11:11-12) В отношении благовестия
Израиль враг ради язычников (11:28). А через спасение язычников Бог желает
возбудить ревность в Израиле, чтобы спаслись хотя бы некоторые из них
(11:11,14). Итак спрашиваю: «неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Неужели
Израиль преткнулся, чтобы совсем пасть? Никак.» (11:1,11). Ожесточение
произошло в Израиле до времени, пока войдет полное число язычников (11:25).
Итак, весь Израиль спасется, потому что в отношении избрания они возлюбленные
Божии ради отцов (11:26-28).
4) Можно часто услышать
разговоры о различных религиях и вероисповеданиях: какие из них истинные, какие
ложные, какие библейские, какие нет. Приводятся различные доказательства. Одних
обличают в идолопоклонстве, других в законничестве, третьих в сектантстве,
четвертых в откровенной лжи и искажении Библии и т.д. Я всегда думаю о том, что
легко обличать, когда вероучение сильно искажает или отрицает Библейское
учение. И чрезвычайно трудно, когда оно по форме и даже содержанию не
отличается от Библейских стандартов или очень к ним близко.
Иногда я встречаю людей,
которые доказывают, что именно их вероисповедание является единственно
истинным. Часто я вижу, что достаточно легко доказать из Библии, что они
ошибаются. Но допустим, что их вероисповедание действительно библейское. Что
следует из этого? Если какое преимущество в правильном вероисповедании? Несомненно,
а особенно в том, что им вверено слово истины. Но я всегда при этом вспоминаю
Израиль. Израиль является таким удивительным народом с совершенно правильной
религией. Как написано: им принадлежат заветы и законоположение, и богослужение
и обетования. У них правильный закон, у них правильный Бог, у них правильное
богослужение. В чем их обличать? На что им указывать? На идолопоклонство? На
то, что у них ложный Бог? На атеизм? У них все правильно: они по свидетельству
Самого Бога являлись избранным Божьим народом. Но тем не менее они упали.
5) В чем же причины падения
Израиля? И что является камнями преткновения для них и для нас, если даже мы
находимся в лоне самой истинной религии? Послание к Римлянам дает нам две
причины: неверие (Рим 11:20) (или если быть более точным, то у них была вера
без рождения свыше) и собственная праведность (Мат 5:20, Рим 10:1-4). Мы
рассмотрим только неверие, т.е. веру без рождения свыше.
Неверие во Христа. Многие
люди именно веру делают единственным критерием оценки своих отношений с Богом:
«Я верю в бога, любого бога. Те люди атеисты, ну а я верю в бога и этого
достаточно». Или даже на ступень ближе в сторону христианства: «я не верю в
идолов, а только в Бога Библии. Те люди идолопоклонники, ну а у меня истинная
религия». Израиль был религиозным народом, но большинство из них были врагами
Богу. «Но они же не верили в Христа! – скажете вы, - я же не просто верю в
Бога, но признаю, что Иисус есть Христос! Это значит, что я дитя Божие и имею
мир с Богом».
Я хотел бы, чтобы у нас было
ясное понимание вопроса веры и неверия, потому что многие трагически ошибаются,
делая именно веру в Бога единственным основанием своей религиозной жизни. Это
правда, что 1Ин 5:1 говорит, что всякий верующий, что Иисус есть Христос, от
Бога рожден. Как сказал Иисус: кто не родится свыше, не может войти и увидеть
Царство Божие (Ин 3:3-8). «Ага! – скажут многие – видите! - всякий верующий,
что Иисус есть Христос, от Бога рожден!». Да, Библия говорит, что вера в Иисуса
Христа необходима, но её не достаточно, чтобы правильно оценить и свое
положение перед Богом, да и саму вашу веру. 1Ин дает шесть характеристик
рожденного свыше человека, и вера в Иисуса как Христа лишь один из них.
Ведь Библия говорит о двух
видах веры в единого Бога и одна из них – бесовская, мертвая (Иак 2:19): «ты
веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут». И многие на
празднике Пасхи уверовали этой верой во Христа, видя чудеса Его, но Он не
вверил им Себя, потому что знал их сердце (Ин 2:23-25).
Только рожденный свыше имеет
ту веру, отличную от веры бесов и мира, и которая есть плод Духа Святого (Гал
5:22) и которой он принимает Христа (Ин 1:12-13). Этой верой человек получает
оправдание перед Богом совершенной праведностью Христа (Рим 9:30), прощение
грехов и мир с Богом (Рим 5:1). Этой верой человек побеждает мир (1Ин 5:4-5).
Через эту веру Бог соблюдает человека ко спасению (1Пет 1:5).
Вы находитесь в лоне
истинной религии? Тогда что вы думаете о рождении свыше? В религиозном набожном
Израиле отпали из-за неверия именно те, кто не был рожден свыше, те, кто
полагал надежду свою на принадлежность к истинной религии и избранному народу
Божьему. Они говорили: «отец наш есть Авраам». Но Иисус сказал им: «если бы вы
были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы… Ваш отец диавол, и вы хотите
исполнять похоти отца вашего…» (Ин 8:37-44). Как сказано: «не все Израильтяне,
кто от Израиля (Иакова)» (Рим 9:6). Т.е. не все, кто по плоти произошел из
чресл Иакова является Израильтянином: ибо не тот иудей, кто такой по
наружности, и не то обрезание, которое наружно, по плоти; но тот иудей, кто
внутренне такой, и то обрезание, которое в сердце, по духе, а не по букве (Рим
2:28-29). Здесь Павел говорит о том, что тот является иудеем (израильтянином),
кто рожден свыше; тот иудей, кто был обрезан обрезанием нерукотворенным,
совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым и будучи мертвым во
грехах, Богом оживлен вместе со Христом (Кол 2:11,13). Об этом же говорит и
Христос в послании к Смирнской Церкви (Откр 2:8-9): «знаю твои дела, и скорбь,
и нищету, - впрочем ты богат, - и злословие от тех, которые говорят о себе, что
они иудеи, а они не таковые, но – сборище сатанинское».
Недостаточно быть в лоне
истинной религии. Человек должен быть рожден свыше (Ин 3:3-8), чтобы войти в
Царство Божие – Царство возлюбленного Сына Божьего (Кол 1:12-14).
6) Но как говорит сам
апостол Павел в Рим 10:17 вера от слышания, а слышание от слова Божьего. Может,
Израиль не слышал, и поэтому не уверовал (Рим 10:18,19)? Но разве он не слышал,
разве он не знал? Напротив, «по всей земле прошел голос их, и до пределов
вселенной слова их» (Рим 10:18). Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук
Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет
языка, и нет наречия, где не слышался бы голос небес, тверди, дня и ночи о
славе Божией. (Пс 18:2-4). Все, что можно знать о Боге, явно для людей, потому
что Бог явил Себя, Свое божество и вечную силу через творение, так что у людей
не остается никакого извинения (Рим 1:18-20). Но не все послушались
благовествования, ибо Исайя говорит: «Господи! Кто поверил слышанному от нас, и
кому открылась мышца Господня? Ибо Христос взошел как отпрыск и как росток из
сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем
вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж
скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был
презираем, и мы ни во что не ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и
понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен
Богом» (Ис 53:1-4). Аминь.