Урок 59, Творец, ч.3

Творение есть мера славы и величия Творца

Место для чтения Иов 37:5-24


1) В наших уроках (это уже третий) мы рассматриваем творение как средство, избранное Богом, чтобы являть, показывать Свою славу и величие Своих дел. Сегодня я хочу сделать некоторое применение того, что мы рассматривали на прошлом уроке, когда говорили о Псалме 8. Я немного повторю, что мы говорили тогда о величии Вселенной.

Что из себя представляет Вселенная и насколько она велика? Она настолько велика, что астрономы не меряют расстояния во Вселенной километрами, настолько велики эти расстояния. Они меряют их световыми годами (или парсеками: 1 парсек = 3,2616 светового года). Световой год – это не время, а расстояние, которое преодолевает свет за один календарный год. Свет распространяется со скоростью 300 тысяч км/с. При этом за год свет проходит примерно 9,5 трлн. км (1 трлн в 1 млн раз больше одного миллиона). Световой год – общепринятая единица измерения расстояний во Вселенной.

В самом крупном масштабе Вселенная представляет собой пространство, заполненное скоплениями миллиардов галактик. Расстояния между ближайшими друг к другу галактиками составляют обычно около миллиона световых лет. Размеры самих галактик составляют до сотен тысяч световых лет. Каждая галактика составлена из сотен миллиардов звёзд. Расстояния между соседними звёздами в галактике составляет световые годы.

Центром нашей Солнечной системы является Солнце – ближайшая к Земле звезда. В свою очередь Солнечная система входит в состав Галактики, которая называется Млечный путь. В поперечнике размер нашей Галактики составляет около 100 тысяч световых лет (это 30 тыс. парсек). В состав нашей Галактики входит около 100 млрд. звёзд. Эти звёзды разных размеров, массы и цвета. Наше Солнце называется жёлтым карликом. Среди звёзд есть и голубые гиганты. Их масса составляет до 60 масс Солнца. Примерный вес нашей Галактики составляет 1 трлн. масс Солнца. Ближайший звёздный сосед к нашему Солнцу – Проксима Центавра (третья самая маленькая звезда в тройной звёздной системе). От неё свет достигает нашей планеты за 4,22 световых года – это примерно 39 трлн км от Земли . Для сравнения от Земли до нашего Солнца около 150 млн. км. Свет проходит это расстояние всего лишь за восемь с половиной минут.

Люди размышляют о том, есть ли предел, есть ли границы у Вселенной. Но мы этого не знаем. Наши космические корабли с трудом могут покинуть пределы нашей Солнечной системы, не говоря уже о пределах нашей Галактики. Никто не смог увидеть конца, границ, пределов нашей Вселенной даже в самые мощные телескопы. Каждый вновь изобретаемый ещё более мощный телескоп открывает людям лишь всё новые и новые галактики. На данный момент астрономы уже смогли увидеть галактики, находящиеся на расстоянии 13 млрд. световых лет от Земли. Количество звёзд во Вселенной настолько велико, что их невозможно посчитать за разумное время. Их около 1025. Если все 6 млрд жителей планеты поделят известную часть Вселенной на равные части и будут считать все звёзды во Вселенной, то им потребуется считать 528 млн. лет с частотой 1 звезду в секунду без отдыха и сна. Самый мощный компьютер на Земле (по сведениям на июнь 2008 года) имеет производительность 1015 операций в секунду (1 петафлопс). Чтобы посчитать все эти звёзды, этому суперкомпьютеру потребуется около 3170 лет.

Всё это грубые вычисления, но они дают примерную картину величия Вселенной. И это если говорить только о протяжённости Вселенной. К этому можно добавить всё многообразие и разнообразие Вселенной со всеми её непостижимыми красотами, тайнами, великолепием. Т.е. Вселенная не просто огромна, она непостижима в своей необъятности.


2) Эта непостижимая Вселенная, безграничная по крайней мере в той её части, которую мы видим, является Библейской мерой, которая позволяет нам увидеть все совершенства природы Бога. Если человек хочет узнать, насколько велик Бог, насколько Он могущественен, насколько Он мудр – нужно посмотреть на творение - дело Его рук.

При этом творение позволяет нам осознать величие всех характеристик Бога. Мы можем увидеть величие не только Его Божественной природы, но и величие Его характера. Мы можем увидеть не только Его силу и могущество, т.е. величие Его существа, но и величие Его нравственных характеристик: Его милости, Его благости (доброты), Его любви и т.д. Ведь все Его характеристики Его существа и характера – сила, могущество, мудрость, любовь, милость, праведность, святость, гнев, ярость и т.д. – присутствуют в Нём все вместе одновременно всегда, в равной и неизменной степени во всей своей полноте. Я хочу отметить это особо: они присутствуют в Боге все вместе одновременно; они присутствуют в Боге всегда, т.е. в каждый момент времени, и при этом в равной друг с другом степени. При этом они не только все вместе одновременно присутствуют в Нём всегда и в равной степени, но они все присутствуют в Нём в неизменной степени. При этом каждая характеристика Бога присутствует в Нём во всей своей полноте во всякое время в равной мере со всеми другими характеристиками. Все Его характеристики являются выражением Его неизменного, бесконечного и вечного существа. Каждая характеристика Бога при этом обладает бесконечностью, безмерностью, вечностью и неизменностью Божества, ими обладающего. Некоторые имена и характеристики Бога самим своим названием явно показывают нам свою бесконечную, вечную, неизменную и непостижимую природу. Например такие имена Бога как Всемогущий или Господь (т.е. Иегова или Яхве – вечный, существующий сам по себе) или такие Его характеристики, как вечный, неизменный и другие говорят сами за себя. Все характеристики Бога бесконечны и неизменны и присутствуют в Боге во всей полноте во всякое время. Его могущество, Его вечная сила, Его милость, Его любовь, Его гнев и ярость, Его долготерпение сосуществуют в существе Бога и Его характере одновременно во всей полноте и в полной гармонии. И если в какой-то момент Бог гневается, изливает Свои ярость и гнев, то это не значит, что милосердие, долготерпение или любовь Бога исчезли или уменьшились и всё существо Бога исполнено сейчас только гневом и яростью. Хотя с падшим человеком именно так почти всегда и происходит. Или когда Бог в другой момент являет Свою любовь и милость и благость и благодать, то это не значит, что Бог изменился, т.е. лишился Своих гнева и ярости: раньше Он был сердитым Богом, а теперь Он стал добрым. Нет, Бог неизменен. Он неизменен во всём Своём существе и во всём Своём характере. Бог обладает одновременно всеми Своими характеристиками в любое время во всей их неизменной полноте. Его ярость, гнев, милость, суд, праведность, любовь, милосердие одновременно сосуществуют в Боге в гармонии во всей своей неизменной полноте всегда.

Поэтому даже зная величие одной характеристики Бога, мы можем сказать подобное ей о любой другой Его характеристике. Бог в творении явил Своё невидимое, Свою вечную силу и Божество. Вселенная является Библейской мерой славы и величия Бога, Его существа и Его характера. Например, глядя на эту Вселенную, мы можем сказать, насколько велика Его любовь, которой Он возлюбил мир. Посмотрите на эту Вселенную – вот мера, которая может показать нам величие Его любви. Также мы можем представить, насколько велика Его милость к согрешившим, но уверовавшим в Бога через Христа, и нашедшим мир с Богом. Надо только посмотреть на величие нашей Вселенной – это есть мера Его милости. Или мы можем представить, насколько велика к нам благость Господа и Его благодать. Написано, что нам даровано всё для жизни и благочестия (2Пет 1:3). Насколько много нам даровано, насколько достаточно? Посмотрите - Вселенная является мерой величия для всего этого. Или мы можем представить, насколько велико могущество и величие Христа, и насколько велика та слава, которую Он имел ещё до сотворения мира и до того момента, когда Он в образе и плоти человека пришёл в этот мир как Агнец Божий. Посмотрите на эту Вселенную. Она есть мера могущества, величия и славы Христа. Насколько велика любовь Христа, что Он возлюбил Церковь и предал Себя за неё? – посмотрите на эту Вселенную, меру Его любви. Или Он, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп 2:6-8)... Насколько велико Его уничижение? Вот она, мера уничижения Христа – Вселенная. Или Он смирил Себя, быв послушным даже до крестной смерти... Какова мера Его смирения? Вот она... Вселенная – мера Его смирения.


3) И вот это есть мера. Вселенная есть мера. Вселенная есть Библейская мера. Бог её использует. Например, в жизни Иова. В 31 главе книги Иова Иов описывает свою праведную и непорочную жизнь. Это поразительное описание жизни. Даже его друзья после этих слов Иова в 31 главе умолкают. Иов прав. И не только в своих собственных глазах (Иов 32:1). Сам Бог называл его непорочным, справедливым, богобоязненным, удаляющимся от зла. И на земле не было другого такого, как Иов (Иов 1:8). Иов говорил истину – он был праведным. В своих страданиях он осознавал и провозглашал величие Бога и ничтожность человека. Но потом... Потом в главах 38-41 Бог показывает Иову Своё величие и, напротив, малость и неразумность даже такого удивительного благочестивого человека, как Иов. Бог показывает это всё через творение. И после этого даже такой праведный человек, как Иов – непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, действительно живущий праведно и непорочно – осознаёт свою неразумность (Иов 38:1-3, 39:33-35) и приходит к покаянию в прахе и пепле (Иов 42:1-6).

Бог являет Свои вечную силу и Божество через творение (Рим 1:18-20). Он избрал это средство. Он использует его могущественно. Оно исполняет своё предназначение. Псалом 8, который мы рассматривали... Там Давид осознаёт величие Бога, Он видит, насколько могущественно имя Господа по всей земле и слава Его превыше небес. И он взирает на небеса – дело рук Божиих, на Луну, звёзды и Солнце, о котором написано в Пс 18, что оно идёт как исполин по небосклону и радуется пробежать поприще. И Давид осознаёт величие Бога (стихи 2,4,10), и он тогда понимает ничтожность человека (стих 5), и тогда он сознаёт величие благости такого великого Бога к такому маленькому и незначительному человеку (стихи 5-9). Вот она мера. Творение есть мера. И Бог превыше даже такой удивительной, непостижимой, безграничной меры, как Вселенная, как и написано в Пс 101:26-28: «В начале Ты <Господи> основал землю, и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, - и изменяться. Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся». Что обветшает? Вот эта чудовищно огромная Вселенная – она обветшает, как ризы, как одежда, и Бог её переменит. Но Сам Бог неизменен; Он всё тот же и лета Его не кончатся. Сам Бог избрал творение как меру, как средство выражения Своей славы, величия, могущества, вечной силы и Божества. Творение есть Библейская мера.


4) Мы же часто делаем мерой величия Бога человека, т.е. самих себя. Как это происходит? Мы зачастую не знаем и даже не хотим знать Библейские меры славы и величия Бога, такие как творение, или Ангелы (Евр 1:4-2:5), или Моисей (Евр 3:1-6), или Мелхиседек (Евр 6:20-7:22), или закон Моисея (Евр 8:6-7) и т.д. Ведь почти всё это написано к иудеям... Мы же не иудеи. Нам не близки и не понятны эти Библейские меры. Мы не знаем Библейских мер, поэтому нам приходится использовать то, что мы знаем. А знаем мы себя. Вот и делаем мерой величия Бога самих себя. При этом мы, даже говоря о величии Бога, даже вопреки своим стремлениям и желаниям, возвеличиваем самих себя и низвергаем Бога, лишаем Его славы. Если мы не смотрим на Бога через призму Библейских мер, которые избраны Им и призваны показать нам Его величие и славу, дать нам хоть какое-то представление об этом, то мы не видим ВЕЛИКОГО Бога и мы не понимаем своей ничтожности и малости, как это сознавали Давид в Пс 8 и Иов, когда они взирали на высоту небес и на величие дел рук Божиих, явленных в творении. Тогда мы возвеличиваемся в своих собственных глазах, даже если размышляем о величии и славе Бога. Тогда мы не знаем, не понимаем и не можем понять всей той высоты, недосягаемой высоты, непознаваемой до конца высоты, до которой Христос превознесён. Тогда не знаем, с какой высоты Он смирил Себя и мы не можем правильно понимать величину и глубину Его смирения. И т.д. и т.д. Эти размышления можно продолжать и продолжать.

Давайте посмотрим на следующие слова: «Бог возлюбил нас. И предал Сына Своего за нас. Он пришёл спасти нас. Его любовь насколько велика, что Он пришёл спасти нас». Эти слова верны только в одном случае: если мы понимаем славу и величие великого Бога (например через творение), через это понимание величия Бога мы пришли к осознанию своей малости и ничтожности, и только после этого мы готовы понять всю величину благости, милости, любви и благодати такого великого Бога к такому ничтожному человеку. Например, тот же самый Пс 8, который мы рассматривали на прошлом уроке, где величие Бога показано в стихах 2,4,10, удивление Давида ничтожностью человека показано в стихе 5, а величие благости великого Бога к ничтожному человеку показано в стихах с 5 по 9. И мы рассматривали на прошлом уроке малость и ничтожность человека, что даже целые народы как капли из ведра, как пылинка на весах – настолько велик Бог. И вот тогда... удивление, изумление, неверие, восторг... - из-за осознания величия Бога, из-за осознания ничтожности нашей, из-за осознания величины Его благости, любви к нам. Вот ТАКОЙ (превознося) Бог пришёл спасти такого (уничижительно) человека?! Человека!? И даровал ему всё необходимое для жизни и благочестия? Посещает и помнит его? Поставил его владыкой, даровал ему Христа? Здесь Бог превозносится. Здесь мы видим Его величие.

Но когда мы не знаем ничего этого: не знаем величия творения, не знаем величия дел Божьих, не знаем Библейских мер, используемых Богом в Своём Слове, не интересуемся ими – мы делаем СЕБЯ мерой величия и славы Бога: Бог пришёл спасти НАС (превознося НАС)... В нашем невежестве нам другого не остаётся. Люди любят говорить о том, что даже если бы был один человек, то Христос всё равно бы пришёл искупить даже одного человека. К сожалению, они это делают таким образом, что человек превозносится, а Христос уничижается. Они показывают ценность и величие жертвы Христа через человека. Т.е. насколько велик Бог? Он настолько велик, насколько Он пришёл спасти нас. Насколько Он велик? Настолько, насколько Он нам дарует. Он НАМ дарует. Он дарует нам много, и Он велик. Т.е. мы делаем СЕБЯ мерой... Мы низводим Христа и делаем Его почти равным нам. Мы видим Бога как благодетеля, спонсора. Он добрый и щедрый, могущественный, но почти равен человеку, хотя живёт на высоте небес в неприступном свете. При этом Бог пусть даже вечный и святой, но маленький, потому что мы превознесли себя и низвергли Бога, потому что мы использовали себя как меру величия и славы Бога.


5) Заключение. Бог использует творение для выражения Своей славы и величия. И люди приходят к покаянию в прахе и пепле, когда взирают на величие Бога, явленное Им в творении. Такое неоспоримое свидетельство Библии о путях Божьих показывает нам наше пренебрежение этими Библейскими средствами и путями, открывает наше равнодушие ко всему этому, когда мы смотрим на это свидетельство Библии и просто пожимаем плечами, равнодушно перелистываем страницы, с пренебрежением и уничижением относимся к тем вопросам, которые Бог задаёт в Своём слове, например Иову в Иов 39:1-2: «Знаешь ли ты время, когда раждают дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? Можешь ли расчислить месяцы беременности их? И знаешь ли время родов их?». Какое нам дело до всего этого? Мы знаем Иисуса как нашего личного Спасителя. Мы и так попадём на небеса, не так ли? А если так, то какое нам дело до всего этого? Пусть богословы копаются во всём этом. У них есть на это время и желание. Нам же нужно подумать о более насущных и жизненных вопросах: «Что нам есть и что нам пить, и во что одеться?».

Мы не знаем или не хотим знать, что молитвы возносились, чтобы Бог давал Церкви Духа премудрости и откровения к познанию Отца славы (Еф 1:16-17), что Библия полна призывов к верующим прикладывать всё старание, чтобы не остаться без плода и успеха в познании Иисуса Христа (2Пет 1:5,8,10), что через познание Призвавшего нас славою и благостью нам даровано всё потребное для жизни и благочестия (2Пет 1:3), что познание единого истинного Бога и Иисуса Христа есть жизнь вечная (Ин 17:3), что нужно забывать заднее и простираться вперёд (Флп 3:12-14).


Библия показывает творение как средство, через которое Бог являет и показывает людям Своё величие. И люди (тот же Давид, или Иов) понимают через творение величие и славу Бога, и они приходят к пониманию свою ничтожности через это. Именно так в Библии Бог работает в жизнях и сердцах людей. Аминь.

4




Hosted by uCoz