Урок 61, Творец, ч.5

Происхождение Вселенной. Бог вечный и неизменный.

Прочитать в начале собрания Пс 89. В начале урока Рим 1:13-25.


1) Сегодня я хочу поговорить о происхождении Вселенной. Насколько я понял при изучении этого вопроса, вопрос о происхождении Вселенной является фундаментальным вопросом бытия. Он является одним из самых обсуждаемых вопросов, одним из самых острых вопросов, жизнеопределяющим вопросом, очень серьезным вопросом.

Существует несколько основных теорий о происхождении Вселенной: а) Теория сотворения, т.е. Бог сотворил Вселенную (библейская); б) Теория эволюции, т.е. материя вечна и Вселенная в той или иной форме существовала всегда.

Вторая теория (о вечности материи) подразумевает постепенное развитие Вселенной от более простого строения к более сложному. В настоящее время в научном мире принята теория так называемого Большого взрыва. Согласно этой теории Вселенная возникла из чего-то неизвестного, обладающего чудовищной плотностью и чудовищно высокой температурой. Потом это нечто взорвалось, и как вследствие этого взрыва стала образовываться наша Вселенная. Потом из раскаленных газов стали формироваться звезды, затем планеты. Через какое-то время на одной планете каким-то образом возникла жизнь, которая через длительную эволюцию привела к появлению человека разумного.

Этот вопрос о происхождении мира настолько серьезный и сильный, что необходимо быть особенно утвержденным в библейском учении, и осведомлённым в области науки, чтобы отличать ложь от истины и не пасть жертвой лжи. Сотни и тысячи людей, познакомившиеся с теорией эволюции, потеряли евангельскую веру.


2) Сегодня я хочу познакомить вас с тем, что говорят нам законы природы о происхождении Вселенной. Существует два основополагающих закона во Вселенной. Эти законы являются непоколебимыми, общепринятыми и неопровержимыми. Вся наука держится на них.

Эти законы можно кратко сформулировать следующим образом: а) закон сохранения энергии (и вещества); б) закон, по которому любая система во всех своих частях стремится к равновесию в точке покоя; для простоты назовём его законом стремления к равновесию. Я попытаюсь всё это доступно объяснить.

Итак, первый закон. Айзек Азимов, учёный и писатель-фантаст, о котором мы поговорим позднее, характеризует первый закон примерно так: «Энергию можно переместить из одного места в другое или преобразовать из одной формы в другую, но нельзя ни создать, ни уничтожить... Этот закон считается самым глубоким и самым фундаментальным обобщением по отношению ко Вселенной, которое когда либо удавалось сделать учёным. Никто не знает, почему энергия сохраняется, и никто не может сказать с абсолютной уверенностью, что она действительно сохраняется везде и всегда, но можно лишь сказать, что век с четвертью учёные проводили тщательные измерения и им не встретилось ни одно нарушение этого закона ни вокруг нас, ни в небесах над нами, ни в атомах внутри нас».

Как это проявляется в нашей жизни? Результат всегда равен сумме слагаемых. Если нужно 10 кг салата, то необходимо туда положить 10 кг ингредиентов. Или из кошелька можно достать ровно столько денег, сколько туда положили и т.д.

Второй закон говорит о том, что все части одной системы стремятся к равновесию или, другими словами, стремятся к точке покоя. К этому можно добавить, что когда все части системы пришли к равновесию, т.е. к точке покоя, то в такой системе невозможна никакая работа.

Как это проявляется в нашей жизни? Если положить в стакан кипятка кусок льда, то через какое-то время лёд растает, а вода станет холоднее. Уже больше не будет передачи тепла от кипятка ко льду, но будет везде будет лишь тёплая вода с одинаковой температурой, т.е. Температура пришла к равновесию или к точке покоя. Если завести пружину в часах, то часы будут идти какое-то время, до тех пор пока пружина не раскрутится и не придёт к точке покоя.

Всё во Вселенной стремится к равновесию. Все процессы во Вселенной есть не что иное, как стремление всех частей Вселенной к покою. Вся Вселенная похожа на огромную заведённую пружину, которую когда-то завели, и теперь она раскручивается, стремясь к точке покоя. Ядерные реакции в звёздах есть не что иное, как распад атомов, стремящихся придти в более спокойное состояние. Ветер есть движение воздуха, чтобы выровнять разницу давлений на двух участках земной поверхности. Горы и здания разрушаются, чтобы со временем сравняться с окружающим ландшафтом. Течение рек есть не что иное, как процесс выравнивания водой высоты истока и устья реки, по закону сообщающихся сосудов, и вода. Именно это стремление всех частей Вселенной к равновесию и покою человек и использует, чтобы выполнять любую работу. Именно из-за этой разницы в различных частях Вселенной и непрекращающегося стремления всех этих частей к равновесию возможна вообще какая-либо работа. На этом построены все инструменты, устройства и машины. Электрический ток есть попытка электронов уничтожить разницу зарядов на двух контактах источника энергии (батарея, аккумулятор, генератор), прибежать к положительному электроду и придти к точке покоя. Вода в кране течёт только потому, что она пытается убежать от насоса высокого давления, чтобы найти себе место потише. Представьте, если бы этого не было! Но когда все части Вселенной придут к равновесию, тогда невозможно будет выполнить какую-либо работу и тогда во Вселенной воцарит полнейший покой, полнейшее равновесие в температуре, плотности и т.д. Это состояние Вселенной называют «тепловая смерть». Будет лишь хаотическое броуновское движение отдельных молекул. И ничего более.

Эти два закона являются во Вселенной самыми стабильными и неизменными законами, известными науке. Не известно ни одного случая, когда бы эти законы не выполнялись. Эти законы, как это сформулировал Азимов, являются вершиной достижения научного мира, столпами науки.


3) Почему мы говорим об этих законах? Потому что они являются доказательством того, что Вселенная сотворена, и сотворена именно таким Богом, о Котором говорит Библия. По этим законам применительно к происхождению Вселенной можно сделать следующие выводы: а) Вселенная не может существовать вечно и должна иметь своё начало во времени; б) Вселенная не могла возникнуть самостоятельно, без ничего, но должна иметь какую-то первопричину, которая и вызвала Вселенную к существованию; в) эта первопричина начала существования Вселенной должна быть более великой, чем сама Вселенная; г) эта первопричина должна быть вечной, т.е. не иметь начала и существовать всегда; д) эта первопричина должна быть неизменной.

Рассмотрим все эти выводы:

а) Вселенная должна иметь начало своего существования. Сейчас во Вселенной есть горячие звёзды и холодное межзвездное пространство. По второму закону с течением времени во всей Вселенная должна быть одна температура и плотность во всех её частях. Поэтому если бы Вселенная существовала вечно, то она уже бы давно не имела бы горячих и холодных участков, не имела бы звёзд, планет и пустого космического пространства, а всё в ней было бы одинаковой температуры и плотности. Значит по второму закону стремления к равновесию Вселенная должна была иметь начало своего существования.

б) Вселенная имеет начало, но по закону сохранения энергии и вещества она не могла возникнуть сама по себе. Значит должна быть первопричина, вызвавшая Вселенную к существованию.

в) Опять же по закону сохранения энергии и вещества эта первопричина должна быть более великой, чем Вселенная, т.к. меньшее не может создать большее.

г) Мы принимаем, что была единственная первопричина, т.к. у нас нет никаких оснований полагать, что была целая цепочка причин, предшествующих возникновению Вселенной. Так как эта первопричина вызвала к существованию Вселенную и существовала до Вселенной, то сама эта первопричина должна быть вечной в своём существовании и не иметь начала. Этот вывод следует из первого закона сохранения энергии, т.к. первопричина, не имеющая собственной причины возникновения, не могла возникнуть сама по себе, поэтому она должна быть вечной в своём предсуществовании перед сотворением мира.

д) Эта первопричина должна быть не только вечной в своём существовании, но при этом она непременно должна быть неизменной, иначе она по второму закону стремления к равновесию за время своего вечного существования неизбежно бы пришла в некоторое мёртвое равновесие.

Это приводит нас к неопровержимому выводу: должна существовать первопричина Вселенной. Эта первопричина должна быть очень великой, чтобы создать ТАКУЮ великую Вселенную; она не может иметь начала, т.к. должна существовать всегда (вечно) и при этом обязательно должна быть неизменной. Библия говорит, что эта первопричина – Бог, Творец Вселенной. Эти выводы настолько очевидные и неопровержимые, настолько научные и обоснованные, что отрицать создание Вселенной вечным, неизменным и всемогущим Богом можно только в одном случае – если отвергнуть научные методы анализа и неоспоримые законы науки, и убежать в область фантазий и предположений, т.е. отвергнуть саму науку. У нас нет никаких оснований не доверять Библии, слова которой подтверждаются законами природы. При этом получается, что Библия в вопросе происхождения Вселенной через сотворение её Богом является очень научной и разумной книгой.

Эти законы делают невозможным само понятие эволюции. Эволюция подразумевает развитие простых объектов в более сложные. Об этом говорит теория о происхождении и развитии Вселенной и о возникновении жизни на Земле из молекул неорганического вещества к человеку разумному, в т.ч. теория Дарвина о происхождении видов. Наука делает вывод, что Вселенная движется в направлении, которое противоположно направлению эволюции. Т.е. теория эволюции противоречит общеизвестным законам природы.

Рассмотренные законы природы отвергают вечное существование Вселенной, отвергают её самостоятельное возникновение и отвергают теорию эволюции. Я говорил очень сжато, не углубляясь в глубь и вширь, не рассматривая все возможные теории, их аргументы и противоречия. Если кому-то интересно узнать больше, есть замечательная книга Генри Морриса «Библейские основания современной науки». Эта книга достаточно полезная и информативная с точки зрения научных фактов, но к сожалению слабовата с богословской точки зрения.


4) Вселенная есть откровение Бога о Самом Себе. Само творение проповедует человеку о Творце. Бог явил Себя в творении, и невидимое Божие, Его вечная сила и Божество видимы людям через рассматривание творения.

Сегодня я хочу упомянуть о двух удивительных людях. Они удивительны своим происхождением и своими выдающимися гениальными способностями. Это Айзек Азимов и Альберт Эйнштейн. Они оба евреи по национальности, т.е. по крови принадлежат к избранному народу Божьему, и при этом оба категорически отвергают существование Бога Творца. Один из них писатель, другой учёный. Эти люди невероятно образованы и в своей области стоят в ряду немногих людей, которые лучше всех понимают основы мироздания. С ними очень трудно, почти невозможно, кого-либо рядом поставить. Это удивительные люди. Но они поступают почти в полном соответствии со стихами в Рим 1:20-22: они осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми, обезумели, отвергая нетленную славу Творца, явленную им Богом в творении.


Айзек Азимов. Родился в 1920 году в Смоленской губернии. В возрасте трёх лет вместе с семьей переехал в США. В 11 лет начал писать. Автор около 500 книг, в т.ч. рассказа «Я, робот», экранизированном в 2004 году. Некоторые термины, использованные им в его произведениях, стали общепринятыми: робототехника, позитронный и др. Ввёл три закона робототехники, используемые и сейчас. Многократный лауреат премий «Хьюго» и «Небьюла». В 1968 году Американская Ассоциация писателей-фантастов объявила его произведение «Приход ночи» лучшим из когда-либо написанных фантастических романов. Автор многочисленных популярных научных статей. По профессии биохимик, с 1979 года профессор медицинского факультета Бостонского университета. Умер в 1992 году.

Его произведения оказали влияние на мою личную жизнь. Именно его фантастические рассказы, в том числе о роботах, открыли во мне тягу к робототехнике, что и помогло мне определиться с выбором моей будущей специальности. И о своём выборе я никогда не жалел.

Айзек Азимов - удивительный человек, талантливый, образованный, даже гениальный. Он знал о двух законах, с которыми мы знакомились сегодня. Он о них говорил много. Он безусловно знал, к каким неизбежным выводам эти законы вынуждают человека приходить, т.е. о необходимости творения Вселенной великим, вечным и неизменным Творцом. Но он избрал не принимать это ясное свидетельство творения, уже известное науке, и прятаться от неизбежности существования Творца в своих предположениях, гипотезах, фантазиях, мечтая о том, что когда-то в будущем наука ещё сделает какие-то открытия, чтобы опровергнуть неумолимое свидетельство творения о своём Творце. Он так сформулировал свою позицию: «Я атеист до мозга костей. Мне потребовалось много времени, чтобы сказать так. Я был атеистом долгие годы, но не считал интеллектуально достойным говорить, что какой-то человек – атеист: назвать так значило иметь знания, которых у человека нет. Я предпочитал звание гуманиста или агностика. Наконец, я решил, что являюсь не только разумным, но и чувствующим существом. Эмоционально я – атеист. У меня нет доказательств, что Бога нет, но я настолько сильно убеждён в этом, что считаю излишней тратой времени искать доказательства». Другими словами, Азимов говорит, что у человека нет знаний, чтобы быть атеистом. Азимов признаёт, что у человека нет доказательств того, что Бога нет. Азимов признаёт, что у него самого нет доказательств в том, что Бога нет. Он говорит, что считает излишней тратой времени поиски доказательств, что Бога нет. Почему? Потому что этих доказательств нет. Он сам об этом сказал. Потому что законы природы, о которых он знал почти в совершенстве, свидетельствуют о Творце. Поэтому ему приходится отвергать разум и прятаться в своих чувствах, потому что ему ничего другого не остаётся, если он хочет отвергнуть существование Творца. Он – атеист эмоционально, и единственным основанием его атеизма являются его эмоции и его нежелание смириться со свидетельством творения о Творце.


К этому можно добавить свидетельство другого человека, профессора зоологии Оксфордского университета. Он размышлял о невозможности происхождения существующей высоко организованной Вселенной путём эволюции вопреки известным законам природы. Он говорил, что вероятность возникновение жизни как результат слепой случайности ничтожно мала. И чем меньше эта вероятность, тем труднее в неё поверить <эта вероятность действительно ничтожно мала, поэтому нужно обладать изрядной верой, чтобы поверить в случайное происхождение жизни>. Альтернативой случайного возникновения жизни является разумный Архитектор. Но, добавляет он: «Что касается Бога, то, боюсь, разговор будет коротким... как объяснение упорядоченности <во Вселенной> Он <Бог> просто не подходит». Мы видим, что этот человек отвергает Бога вопреки всем свидетельствам и пытается найти объяснение, которое устраивает его.


Эйнштейн (1879-1956 гг.) наряду с немногими другими людьми удивительно хорошо понимал основы мироздания. Он создал специальную (1905, т.е. в 26 лет!) и общую (1907—1916) теории относительности; открыл закон взаимосвязи массы и энергии (E=mc²). Он автор основополагающих трудов по квантовой теории: ввёл понятие фотона (1905), установил законы фотоэффекта, основной закон фотохимии (закон Эйнштейна), предсказал (1916) индуцированное излучение; развил статистическую теорию броуновского движения, заложив основы теории флуктуаций, создал квантовую статистику Бозе — Эйнштейна; с 1933 г. работал над проблемами коcмологии и единой теории поля. Это гениальный учёный. До сих пор его теория о строении нашей Вселенной является общепринятой и стоит непоколебимо, несмотря на многие безуспешные попытки её опровергнуть. Я не знаю, кого можно поставить рядом с ним в понимании строения нашей Вселенной. Но кажется, что он был слеп к очевидному свидетельству творения о великом, вечном и неизменном Творце.

Эйнштейн описал свои религиозные взгляды, отвечая тем, кто приписывал ему веру в иудео-христианского Бога: «То, что вы читали о моих религиозных убеждениях — разумеется, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в персонифицированного бога, и я никогда не отрицал этого, но выразил это отчетливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это только безграничное восхищение устройством мира, насколько наша наука способна его постичь».

В 1954 году, за полтора года до своей смерти, Эйнштейн так охарактеризовал свое отношение к религии: «Слово бог для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия – свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая даже самая изощренная интерпретация не сможет это (для меня) изменить».

В более молодые годы Эйнштейн даёт понять, что не верит в персонифицированного Бога, и утверждает, что «не существует ни господства человека, ни господства божества как независимых причин явлений природы. Конечно, доктрина Бога как личности, вмешивающейся в природные явления, никогда не может быть в буквальном смысле опровергнута наукой, ибо эта доктрина может всегда найти убежище в тех областях, куда научное знание ещё не способно проникнуть. Но я убеждён, что такое поведение части представителей религии не только недостойно, но и фатально». Этим своим утверждением он говорит, что наука не способна опровергнуть существование Бога как разумной личности, потому что всегда будут существовать области, не известные науке. Поэтому христианин всегда сможет объяснять определённые явления как провидение Божие, указывая на эти ещё неизвестные науке области, которые будут всегда. Но такое поведение верующих Эйнштейн считает недостойным. Т.е. Эйнштейн признаёт величие мира, восхищается им и исповедует неспособность науки познать этот мир до конца. Но это величие мира не приводит его к размышлениям о существовании более великого Творца, но наоборот, является для него препятствием, которое не позволяет доказать отсутствие Творца. Как и Азимов, Эйнштейн признаёт отсутствие научных доказательств того, что Бог не существует, так как всё наоборот, ведь законы природы свидетельствуют о Боге Творце.


Я восхищаюсь этими людьми. Их познание Вселенной удивительно и, на мой взгляд, почти вне конкуренции даже по сей день. Но и печаль моя велика. Из всех подобных им атеистов они получат большее осуждение, т.к. отвергли проповедь неба и земли, которые лучше всех понимали.

Надо сказать, что не все великие учёные отвергали очевидное свидетельство творения через законы природы о Боге Творце. Насколько я понял, такие учёные, как Мендель, Паскаль, Ньютон, Кеплер, Джоуль, Максвелл, Фарадей, Кельвин были христианами. Хотя я уверен, что даже такие великие люди своим принятием или отвержением свидетельств Библии, творения и науки о Боге Творце не могут ничего ни добавить к авторитету Библии, ни убавить от него. Автором Библии является Бог, и она свидетельствует о великом, вечном и неизменном Боге Творце, сотворившем Вселенную.

Бог явил Свою невидимую природу, Свою вечную силу и Божество через творение. И это откровение Бога о Самом Себе видимо людям через творение. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Многие люди видят в творении славу Бога, и отказываются её признавать. Как написано в Рим 1:21-22, они осуетились в умствованиях своих, прятались в своих эмоциях и фантазиях, и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми, обезумели, отвергли разум и свои собственные убеждения. Аминь.

4



Hosted by uCoz