Урок 64, Творец, ч.8

Неизменность Господа как основание нашей надежды

Место для чтения Евр 6:7-20

1) Неизменность природы Бога.

Какое-то время – несколько уроков, мы размышляли о Вселенной и о её происхождении. Законы природы заставляют нас сделать неумолимый вывод, что Вселенная не могла возникнуть сама по себе, но к существованию её должна была вызвать более великая, вечная и неизменная Первопричина. Этой Первопричиной возникновения Вселенной является Господь – Бог великий, вечный и неизменный. Всё, что можно знать о Боге, Бог явил людям в сотворённом Им мире. О Его славе проповедуют небеса и о величии Его дел вещает твердь. От сотворения мира до наших дней через рассматривание мира видны невидимое Божие, Его вечная сила и Божество. Многие люди, называя себя мудрыми, не видят или отвергают это очевидное и ясное свидетельство Бога о Самом Себе, и поэтому осуетились в умствованиях своих и их несмысленное сердце омрачилось, они безумствуют и служат идолам и творению вместо Творца. Хотя подлинно, даже если спросить у неразумного скота, у птицы небесной, или побеседовать с землей и даже немые рыбы морские скажут, что всё это сотворила рука Господа, и кто во всём этом не узнает, что именно рука Господа Бога – великого, вечного и неизменного сотворила всё?


Вселенная является удивительной Библейской мерой, через которую Сам Бог показывает величие и совершенства Своей удивительной природы. Вселенная является великой и непостижимой. Нельзя до конца исследовать небеса вверху и землю внизу. Тем более нельзя постигнуть Творца этой Вселенной. Мужи Божии в смирении смолкали, когда видели величие Господа на небе и на земле. Их уста исполнялись хвалой Господу, сотворившему небо и землю.

Но даже эта великая, непостижимая и неохватная Вселенная всё же ветшает, как обычная одежда, и движется к разрушению. А Господь остаётся неизменным. Он остаётся таким же великим, таким же вечным, таким же могущественным, таким же совершенным. Господь пребывает, пребывает и пребывает неизменным, каким был всегда, и годы Его не кончаются. В Ис 40:28 написано: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его не исследим». Иаков пишет в Иак 1:17 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». В Малахии 3:6 Сам Господь говорит: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь...».


Природа Бога неизменна во всей своей полноте. Неизменность – это одна из характеристик существа и характера Господа. Именно неизменность наполняет всё существо и характер Господа и пронизывает и пропитывает все Его характеристики, наделяя их неизменностью. Это происходит всегда, во всякое время, во всей своей полноте, одновременно с другими характеристиками удивительного существа Господа Бога. Все характеристики Его существа и характера – сила, могущество, мудрость, любовь, милость, праведность, святость, гнев, ярость и т.д. – присутствуют в Нём все вместе одновременно всегда, в равной и неизменной степени во всей своей полноте. Бог обладает одновременно всеми Своими характеристиками в любое время во всей их неизменной полноте. Его ярость, гнев, милость, суд, праведность, любовь, милосердие одновременно сосуществуют в Боге в гармонии во всей своей неизменной полноте всегда.

Господь неизменен во всём Своём существе и во всём Своём характере. При этом очевидно, что характеристики Бога гармонично дополняют друг от друга. Например, вечная природа Господа требует, чтобы Его природа при этом была неизменной. И в то же самое время неизменность подразумевает вечное существование без начала и конца.


2) Неизменность Его слова, повелений, обетований, намерений, дел, даров, воли.

Бог действует в полной гармонии со Своей неизменной природой. Его слова, Его дела несут в себе в полной мере отпечаток Его неизменной природы. Всё, что делает и говорит Бог, пребывает вечно: Еккл 3:14 «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его». Его слово, Его обетования, обещания, определения, совет, клятвы, Его мысли, изволения, намерения, Его воля, Его дары и призвание непреложны, т.е. Их нельзя изменить или отменить или противостать им (Пс 32:11 (в ВЗ это слово «совет» переведено как совет, мысль, намерения, изволения), Пс 118:89, Ис 40:8, Ис 55:10-11, Мат 5:18, Рим 11:28-29, Тит 1:2, Евр 6:17-18). Господь не может нарушить Своё слово, потому что это вопреки Его природе и Ему тогда пришлось бы отвергнуть Себя, а Себя Он отречься не может (2Тим 2:13). Господь не говорит неправды и всё, что говорит исполняет, и никто не может противостоять Ему (Числ 23:19-20, 1Цар 15:29, Иов 23:13, Пр 19:21).


3) Бренность человека, который как трава по сравнению с Господом.

В отличие от Господа Бога человек как трава, как цветок на траве, как дуновение, как тень, как пар: Пс 143:4 «Человек подобен дуновению; дни его - как уклоняющаяся тень»; Иак 4:14 «... что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». А Господь вечен и неизменен: Пс 89:5-6 «... пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи. Ты как наводнением уносишь их; они как сон, - как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает» и в Пс 101:12-13 «Дни мои - как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род». Совершенно очевидным является противопоставление Бога и человека. Бог и человек отличаются и эта разница между ними неизмерима.


4) Сравнение Бога и человека.

Итак, мы видим, что Бог вечен и неизменен, а человек – краткодневен и переменчив. Это разница происходит от разницы их природы: Господь есть Бог, а человек есть человек.

Господь неизменен, потому что Он – Бог. Это Его природа, это есть суть Его природы: Он – Бог. И поэтому неизменен. Он не прикладывает для этого никаких усилий. Он не просыпается каждое утро, и не говорит Себе, что Он – Бог, и поэтому Ему нужно сегодня приложить для этого все усилия, чтобы быть похожим на Бога, мыслить как Бог, говорить, как Бог и действовать, как Бог. Конечно же нет. Для Него быть Богом также естественно, как само Его существование. Он есть Бог, и поэтому Он мыслит, говорит и поступает как Бог. Он не прикладывает никаких усилий для этого. Бог всегда думает, говорит, действует в полной гармонии со Своей природой. Он и не может по другому. Он всегда поступает в соответствии со Своими обещаниями, клятвами, словом, так как Он по другому не может. Это есть естественное непринуждённое выражение Его божественной природы. Он не может нарушить Свои обещания, Своё слово, так как это значит, что Он перестанет быть Самим Собой, а это невозможно, т.к. Он не может отвергнуть Самого Себя.

В свою очередь человек также всегда поступает в согласии со своей природой. Он – человек, а не Бог, или ангел, или животное, или птица. Для него быть человеком – естественное непринуждённое состояние. Он не прикладывает для этого никаких усилий. Он не просыпается каждое утро с мыслью о том, что ему нужно постараться сегодня мыслить, говорить и действовать как человек. Он думает, говорит и поступает как человек, потому что его мысли, его слова, его дела есть выражение его человеческой природы и происходят от избытка его сердца.

Как поступает Бог и как поступает человек? Это можно увидеть в Числ 23:19: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» и в 1Цар 15:29: «не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Эти места показывают разительную разницу, даже противопоставление Бога и человека: Бог не лжёт и не изменяется, а человек – делает и то и другое; Бог не говорит неправды и не меняет Своих намерений, а человек делает и то и другое.

Итак, Бог неизменен и неизменен всегда без каких-либо усилий, потому что Он по Своей природе – Бог, а человек изменчив, потому что эта изменчивость есть неотъемлемая естественная часть его человеческой природы.


5) Бог обладает всей полнотой, достаточностью и избытком. Он благ во всей полноте. Он обладает всей совокупностью совершенства. Его природа обладает всей полнотой завершённого совершенства, к которому нечего добавить. При всём при этом Он не имеет никаких изменений в Своей природе, не имеет даже малейшей тени перемены, как говорит об этом апостол Иаков в Иак 1:17. В Его природе нет процессов старения и тления. В Нём нет никакой, даже малейшей, тенденции к саморазрушению. Он не изменяется. Его мысли, намерения, цели, средства, обещания, слова в отношении мира и человека неизменны и непоколебимы. Они проистекают от неизменности и непоколебимости Его существа, а не зависят от каких-либо внешних обстоятельств. Вот несколько свидетельств Писаний: Числ 23:19 «Он ли скажет и не сделает? Будет говорить, и не исполнит?»; Пс 32:11 «Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его – в род и род»; Пр 19:21 «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом»; 2Тим 2:13 «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может».

В этой неизменности Бога лежит огромное утешение для греховного мира. Как говорит Сам Бог в Мал 3:6: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились». Бог ещё до сотворения мира предопределил примирить с Собой посредством Христа греховный мир. И Он твёрдо совершает Своё предопределение, «и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его» (Иов 23:13).

Он предвидел и предузнал все обстоятельства и никакие наши действия не могут нарушить Его вечных и неизменных определений. Бог предузнал все слабости, нищету и порочность падшего человеческого сердца, слепоту нашего суждения; ожесточенность и лукавость нашего сердца; порочность нашей воли; омертвелость нашей совести; дикость нашего воображения; неупорядоченность наших страстей; наша медлительность на добро; предрасположенность ко злу; наша нерешительность; наша робость; наше непостоянство. Всё это предвидел Бог и усмотрел неисчерпаемые богатства благодати в совершенствах Христа и в благословенном Духе Божием.

И не только это. Мы знаем, с какими самыми лучшими намерениями мы принимаем решение помочь людям и с завидной ревностью начинаем помогать. Но со временем наше мнение об этих людях может измениться, потому что они реагируют совсем не так, как нам бы хотелось; их мотивы оказываются эгоистичными, а не благородными; они используют нашу помощь совсем не так, как мы ожидали; оказывается, что они используют нашу помощь, чтобы продолжать дальше жить во грехе - для того, чтобы убрать неприятные для них последствия греха, но не сам грех. Кажется, что все наши усилия тратятся впустую. Наши силы, время и средства ограничены. Может быть, лучше их использовать для кого-то другого? Ведь эти люди оказались недостойными, неблагодарными, безнадёжными.

При этом может быть, что у нас уже был подобный опыт и мы в самом начале знали, чего ожидать и знали об этих трудностях. Но мы всё равно с самыми лучшими намерениями решили помочь этим людям. Но вот, почти вся наша решимость, наша ревность, наша милость, терпение, любовь, понимание закончились. Хотя мы и предвидели эти трудности, но мы устали, мы передумали, мы отступили.

Что я хочу показать? Что предположения и даже точные знания о предстоящих трудностях, которые будут в будущем, отличаются от преодоления этих трудностей. Можно знать о том, что придётся 20 лет заботиться о парализованном супруге, можно быть готовым делать это, и даже с любовью заботиться об этом человеке какое-то время. Но потом приходит нравственная и физическая усталость, наши силы на исходе и нет времени и возможности их восполнять. Это как бесконечный марафон, которые забирает все силы. И нет времени отдохнуть. Затем приходит истощение, апатия, безразличие, желание убежать.

Бог вступил на путь спасения человека от греха. Бог знал, предвидел все трудности, которые лежат на этом пути. С любовью Он вступил на этот путь спасения. Но одно дело решить и даже вступить на путь спасения человека от греха. И совсем другое дело пройти по этому пути до конца. Так вот, Бог идёт по этому пути вот уже несколько тысяч лет и Он не остановится и не повернёт назад. Он отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную. Он идёт по пути спасения и сегодня так же исполнен любви, милости, терпения, праведности, как и в первые мгновения этого пути. Господь неизменен. Его силы не иссякают, Его любовь не уменьшается. Он также готов и способен спасать, как и раньше.


6) Надежда на спасение.

Неизменность Бога является основанием для удивительной надежды – надежды на спасение от греха и от грядущего гнева. В Евр 6:7-8 апостол пишет о двух группах людей на примере двух видов земли: приносящие полезный плод получают благословение от Бога, а производящие терния и волчцы – негодны и близки к проклятию, конец которого – сожжение. Дальше в стихах с 9 по 12 он надеется, что его возлюбленные читатели находятся в лучшем состоянии и держатся спасения. Он знает, что они с ревностью служили и служат святым, т.е. приносили и до сих пор приносят полезный плод. Поэтому им надлежит получить благословение от праведного Бога, Который не забудет их дело и труд любви, которую они оказали святым во имя Его. Апостол желает, чтобы каждый из них, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца; чтобы они не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Далее апостол приводит пример Авраама.

Бог дал обетование Аврааму, говоря: «истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя» (ст.13-14). Это обетование Бога Аврааму являлось волей Божией, как мы видим из ст.17. Это было волей Божией благословить и размножить потомков Авраама. При этом Бог дал не простое обетование Аврааму, а с клятвой. Люди клянутся высшим, и их клятва оканчивает всякий спор между ними (ст.16). Так и Бог употребил клятву, желая ещё лучше показать Аврааму непреложность (неизменность) Своей воли, в данном случае под волей подразумевается обетование благословить и размножить (ст.17). И клялся Бог самым высшим, т.е. Самим Собой (ст.13). Бог употребил клятву, чтобы ещё более удостоверить непреложность Своей воли Аврааму. Бог дал обетование Аврааму с клятвой и Авраам в долготерпении получил обещанное (ст.13-15).

Бог дал обетование с клятвой не только Аврааму, но и нам, чтобы и мы имели твёрдое утешение в предлежащей надежде (НЗ 1680) (ст.17-18). Что это за надежда? В Тит 1:1-3 Павел пишет о «... надежде (НЗ 1680) вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времён, а в Своё время явил Своё время в проповеди...». Апостола Петр в 1Пет 1:3-12 пишет, что Бог возродил нас «... к упованию (НЗ 1680 надежде) живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас...». В Евр 7:19 говорится о том, что «... вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».

О какой надежде здесь говорится? О надежде вечной жизни, о вечной жизни, которую мы имеем через Иисуса Христа. Апостол Иоанн в 1Ин 5:9-12 пишет, что «... Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни». В Евр 7:21-22 говорится, что Христос поставлен Первосвященником с клятвой, потому что о Нём сказано: «клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». И так как это было с клятвой, то Иисус сделался поручителем лучшего завета, в котором и вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И Христос, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, поэтому и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр 7:24-25).

Итак, надежда вечной жизни. Мне кажется, что в Евр 6:11,18 мы можем сказать следующее: чтобы мы имели твёрдое утешение в нашей надежде на обетование Бога о жизни вечной через Иисуса Христа по благодати через веру, а не по делам. Наше утешение в этой надежде находит своё основание в двух непреложных вещах, в которых Богу невозможно солгать. В каких двух непреложных вещах? Основанием нашей надежды на жизнь вечную и основанием нашего утешения является Сам Бог, Его обещания и клятвы. Бог, Его обетования и клятвы, являются источником этой надежды. Обетование есть выражение воли Бога, как говорит стих 17. И как мы видим в этом стихе, воля Бога непреложна (неизменна). То есть обетование (или другими словами воля Господа) есть первая непреложная вещь. И Бог, чтобы ещё лучше показать непреложность Своей воли наследникам обетования, т.е. Своей непреложной воли, применил вторую непреложную вещь – Свою клятву. О клятве Господа написано в Пс 109:4 (Евр 7:21) следующее: «Клялся Господь и не раскается...».


7) Заключение.

Итак, Бог имеет неизменную природу, от которой Он отречься не может. Его неизменная природа выражает себя в том, что мысли, дела, слова, обещания, воля, средства Бога непреложны, неизменны. Обетование жизни вечной через Иисуса Христа и доступ через Христа к Богу является одним из таких непреложных обетований. Бог дал это обетование с клятвой.

Эти две непреложные вещи являются источником нашего ревностного служения Богу, чтобы мы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. И это будет делать нашу надежду на спасение более совершенной. А Бог не будет неправедным, чтобы забыть дела наши и труд любви, которую мы оказываем во имя Его. Эта надежда для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошёл Иисус, сделавшись Первосвященником по чину Мелхиседека (ст.19-20). И мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым, Который Христос вновь открыл нам через завесу, то есть, кровь Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистой, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» нам Бог (Евр 10:19-23). Аминь.

4



Hosted by uCoz