Урок 65, Творец, ч.9

Верность Бога

После окончания урока спеть гимны «Верность Твоя велика» (10ж) и «Иакова скала!» (53ч)

Прочитать в начале урока Евр 6:7-20

Я хочу сейчас поразмышлять о неизменности Бога в Своём слове, о верности Бога и невозможности Богу отвергнуть Себя. Мы посмотрим несколько мест, которые говорят о неизменности Бога.

1) В начале я хотел бы сказать некоторое обобщение урока. Библия говорит о неизменности Бога в Своём слове. В Тит 1:1-3 апостол Павел пишет, что Бог неизменен в Своём слове. Бог не может нарушить Своё слово, Он остаётся верным Своему слову. Почему? Потому что Он не может отвергнуть Себя (2Тим 2:13). Чтобы Бог нарушил Своё слово, нужно чтобы Он отверг Себя. А для Бога отвергнуть Себя невозможно. Почему? Потому что Он по Своей природе неизменен, и поэтому Он не может отвергнуть Себя и всегда остаётся последовательным и верным. К тому же, чтобы нарушить слово, Бог должен не выполнить данное Им когда-то слово. А это означает, что Бог должен был солгать в тот момент, когда Он произносил это нарушаемое Им сейчас слово: Он говорил, что Он позволит чему то произойти или Сам совершит нечто, а теперь Его слово не исполняется. Получается, что Он сказал неправду, солгал. Но более того. Он не только лгал в отношении этого слова, но обнаружится, что Он всегда лгал и о Самом Себе, что Он неизменен, верен, силен, не говорит неправды. Таким образом невыполнение Богом Своего слова будет означать, что Бог совсем не такой, каким Он описывал Себя многократно и многообразно в течение многих веков через пророков и апостолов в Библии. Это покажет ложность всей Библии.

Таким образом всё рушится, если Бог не выполняет Своего слова. В этом случае всё рушится - все основания христианской веры оказываются ложными. Что означает для Бога отвергнуть Себя? Это однозначно означает, что Бог всё время был лжецом и не существует такого великого, вечного и неизменного Бога, о Котором говорит Библия. При этом Библия из свидетельства о величии и славе Господа Бога превратится в свидетельство против Господа Бога; в свидетельство, уличающее Его в лжесвидетельстве и возможно, во многих других сопутствующих грехах. Вот что значит Богу отвергнуть Самого Себя. А это для Бога невозможно.


2) Давайте прочитаем Тит 1:1-3. Итак, Бог неизменен в Своём слове. Под словом Божьим мы подразумеваем всю полноту его значений: Его закон, Его заповеди, обетования (обещания), клятвы, Его определения и предопределения.

Бог никогда ничего не говорит просто так. Его слово является выражением Его воли и проистекает от полноты всего Его существа. Его слово есть выражение Его существа во всей его полноте. Его слово происходит от всезнания Господа, от Его предведения, Его разума, Его мудрости, Его силы, Его любви, святости, милости и т.д. И когда Бог произносит это слово, оно есть выражение Его существа. Оно происходит от полноты Божьего существа, оно выражает всю полноту Божьего существа, оно несёт в себе очевидный и полноценный отпечаток славы и величия Бога, оно обладает всей властью и величием Бога. Я хотел бы показать, каким образом это происходит.


Когда Бог что-то говорит, то Он обладает совершенным и полноценным знанием всех обстоятельств и фактов в прошлом, настоящем и будущем. Нет ничего сокрытого от Его взора. Всё известно Ему. Бог знаёт, когда мы встаём и когда садимся, Он разумеет помышления наши издали. Все пути наши известны Ему. Ещё нет слова на языке нашем, а Бог уже знает его совершенно (Пс 138:2-4). В Ис 46:9-10 Господь говорит: «Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось...», и в Ис 48:3 «Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это, и внезапно делал, - и всё сбывалось».


При этом у Бога достаточно разума, чтобы иметь способность связать воедино все эти известные Ему события в прошлом, настоящем и будущем. Весь этот чудовищно огромный поток информации совершенно не захлёстывает Его и не приводит Его в отчаяние. Он легко и непринуждённо воспринимает все события от вечности и до вечности. Хорошим примером для сравнения могут служить шахматы со всей своей сложностью и числом комбинаций. Не каждый человек умеет играть в шахматы и ещё меньше людей способны просчитывать игру на несколько ходов вперёд. А в шахматах всего лишь 64 клеточки и 32 фигуры. А наш мир неизмеримо сложнее шахмат. И у Бога достаточно разума, чтобы спокойно разбираться во всём разнообразии нашего мира. Мы говорили о почти неисчислимом количестве звёзд даже в видимой нами части Вселенной. Даже все жители Земли не способны их все сосчитать даже за сотни миллионов лет без сна и отдыха. А каждый год взор астрономов всё дальше и дальше проникает в глубины Вселенной и они открывают мириады новых звёзд. В Пс 146:4-5 говорится, что Бог «исчисляет количество звёзд; всех их называет по имени. Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим». В Ис 40:26 Господь говорит: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счётом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает». В Библии звёзды и ангелы называются воинством небесным. В Пс 138:17-18 Давид пишет: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка...».


При этом у Бога достаточно мудрости для того, чтобы принять правильное решение на основании всех этих фактов и чтобы это решение даже в самом отдалённом будущем неизменно произвело добро. Добро является неизменным плодом, результатом всех решений Бога. Написано, что Бог всё делает для вечности, и Он делает так, чтобы люди благоговели перед Ним (Еккл 3:14). Екклесиаст пишет, что он познал это. И это действительно так. Бог делает всё для вечности: по масштабам и по времени. Через тысячи и тысячи лет решения Бога, принятые Им ещё до сотворения мира и провозглашённые Им за тысячи лет до их исполнения, неизменно содействуют ко благу сейчас и в вечности.


При этом Его мудрое решение имеет в себе максимально возможную благость, несёт максимально возможные добрые плоды. Его слово является Его волей. Его воля – благая, угодная и совершенная (Рим 12:2). «Что же, если Бог, желая показать могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников».


У Бог достаточно сил, чтобы претворить Своё решение в реальность. Что-то Бог предвидел как будущий финал всех событий. И Он по Своей мудрости и разуму Он решил не препятствовать естественному ходу событий и позволить этому произойти. Он решил позволить обстоятельствам привести к предузнанному Им финалу в соответствии с естественными причинно-следственными процессами этого мира. А что-то может касаться Его определений, когда Он Сам решил сделать нечто - Своей рукой, Своей силой, Своим могуществом совершить Своё определение вопреки всем обстоятельствам. Он решил изменить естественный ход вещей и совершить чудо, чтобы исполнилось Его определение. В любом из этих случаев у Бога достаточно сил, чтобы претворить в реальность Свою волю, т.е. Свои обетования, клятвы или определения. В Ис 40:10 Господь говорит: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю». Иов в 9:12 говорит, что если Бог что-то «возьмет, и кто возбранит Ему? кто скажет Ему: «что Ты делаешь?».

И слова из Числ 23:19, из Иов 23:13 и из Пр 19:21 говорят совершеннейшую истину: «... Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?»; «Но Он твёрд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его»; «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом». Это именно так: у Бога всезнание, предведение, разум, мудрость и сила, чтобы узнать, оценить, принять решение и воплотить это решение даже вопреки всему противодействию и противостоянию. В Пс 32:8-11 говорится «Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной. Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, – и явилось. Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его в род и род».


3) Таким образом, как мы увидели, в принятом Богом решении задействована вся полнота Его существа. Мы не упомянули многие характеристики Божьего существа: Его святость, праведность, непостижимость, милость, любовь и т.д. Но и они оказывают самое непосредственное влияние на принятие Богом любого решения. Вся полнота Божьего существа выражена в принятом Им решении: в мотивах принятия такого решения, и в целях, которые при таком решении достигаются. Поэтому мы говорим о выражении всей полноты Божьего существа в Его слове: в Его заповедях, определениях, обетованиях, клятвах и т.д.

И поэтому верность Бога Своему слову находится в полной гармонии с Его существом. Он от полноты Своего существа произнёс какое-то слово и это слово есть выражение Его существа, полноты Его совершенств. И поэтому верность Бога Своему слову показывает суть природы Бога. Его слово отражает суть природы Бога: Бог верен Своим обещаниям и при этом на самом деле Он верен Своей собственной неизменной природе. Бог должен быть верен Своему слову. А верность обещаниям – что это, как не неизменность? Его верность и неизменность связаны самым тесным неразрывным образом. Верность Бога Своему слову есть выражение всей полноты Его существа.

Поэтому Бог не может, не способен лгать. Он не может говорить неправду, ложь в любом её проявлении по любым причинам: преднамеренно или непреднамеренно. Бог не может лгать, как и написано в Числ 23:19 и 1Цар 15:29: «Бог не человек, чтобы Ему лгать...» и «...не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо Он не человек...». Верность, невозможность солгать и неизменность Бога связаны друг с другом. Давайте прочитаем 2Тим 2:13. Здесь написано, что Бог «...пребывает верен, ибо Себя отречься не может». Бог не может лгать и остаётся верен, потому что Он не может отречься Себя. Его слово является выражением всей полноты Его существа и Он не может никак иначе поступать, как в полном соответствии со Своим словом, которое выражает всю полноту Его существа.


Что значит - отречься от своего собственного слова? Это ложь. Каким образом это отречение от своего слова является ложью? Предположим, что Бог решил, что нечто исполнится или что Он Сам что-либо совершит, и пусть это Его слово было в виде обетования или клятвы. Пусть Он сказал, что при таких-то и таких-то условиях это Его решение исполнится. Но при этих заданных условиях Бог поступил совсем по другому, чем обещал. Тогда получится, что Бог нарушил Своё слово. Тогда получится, что Он сказал неправду, т.е. Он может ошибаться, может лгать – и уже не важно, преднамеренно или совершенно случайно. Или Он может изменять Свои планы и цели, т.е не является неизменным. В любом из этих случаев получается, что Он не является тем Богом, о Котором говорит Библия. Давайте посмотрим на каждый из этих случаев.

Он мог сделать это случайно. Может оказаться, что Бог ошибся, или рассчитал неправильно, или не понял до конца ситуацию и все обстоятельства. А может быть, что-то непредсказуемо и очень сильно изменилось с течением времени, а Бог этого не ожидал, оказался не способным предугадать эту перемену? Или Он предвидел, готовился, думал всё преодолеть, но не рассчитал Свои силы? И когда пришло время, Он оказался бессилен перед этими непреодолимыми обстоятельствами?

Или может быть, что Бог сказал заведомую ложь, т.е. сделал это преднамеренно? Особенно если принимать во внимание Его всезнание и предведение? Но зачем Он это сделал? Зачем Он сказал заведомую ложь? Заведомую ложь могут говорить неизлечимо больному человеку и его родственникам – пусть человек хотя бы умрёт спокойно, а не в отчаянной агонии. Может быть Бог хотел успокоить нас хотя бы на время? И поэтому сказал ложь во благо? Ну раз ничего нельзя сделать при данных обстоятельствах, так пусть хоть какое-то время люди поживут со светлыми надеждами? Или заведомую ложь могут говорить люди, плетущие ложь и интриги, желающие управлять и контролировать других людей; так говорят люди, желающие добиться посредством лжи того, чего другими способами они добиться не могут; так говорят мошенники, чтобы обмануть и обокрасть. В этом случае получается, что Бог хотел ввести нас в заблуждение из Своих корыстных интересов, чтобы контролировать нас, управлять нами, чтобы добиться чего-либо от нас.

Или может быть Бог был честен, когда давал обетование, и был способен и готов исполнить это обетование, но потом постепенно по прошествии времени или уже в момент, когда необходимо выполнять данное обещание, Бог изменил Свои мысли, решил сделать что-то иное, может быть даже лучшее, чем данное обетование. Или Он увидел неверность людей и посчитал их недостойными получить обещанное. Или Он устал, или внезапный приступ нежелания или лени напал на Него в самый важный момент, или Он забыл о данном обещании, или внезапный приступ раздражения или каприза напал на Него? Сколько много причин, по которым можно не выполнить обещанное.

В любом случае, если Бог не исполнит Своё слово, т.е. Он окажется не верен Своему обещанию, то Он отвергнет Сам Себя. Он отвергнет всё Своё свидетельство о Самом Себе, покажет ложность Своего свидетельства о Самом Себе, о Своей природе, о Своём характере, о Своих средствах и целях. Что это означает – отвергнуть самого себя? Может быть это значит, что Бог до момента невыполнения Своего слова был одним, а затем вдруг отверг сам себя, изменился и стал совершенно другим? Но нет. Нарушение Богом Своего слова по ошибке или по преднамеренной лжи, или по какой другой причине покажет нам, что Бог никогда не был таким, каким Он описывал Себя в Своём слове – Библии. Окажется, что Он никогда и не был неизменным или премудрым, или всезнающим или всемогущим – во всех характеристиках вместе или хотя бы в одной из них - чтобы принимать мудрые решения и неуклонно и непреодолимо проводить их в жизнь. Если Бог не выполнит Своего обещания, Он не изменится и не станет другим. Нет. Это значит, что Он никогда не был таким, как говорил о Себе, и в тот самый момент, когда Он оказался неверным Своему слову, нарушил его, то Он просто показал нам Своё истинное лицо, Свою истинную природу, Свою истинную личность, которые до этого момента Он по каким-то причинам успешно скрывал от нас. Окажется, что Он является совсем другим богом, чем Он о Себе говорил в Библии и каким хотел представить Себя в наших глазах. В этом случае окажется, что Библия исполнена лжи, потому что Бог говорил о Себе, что Он всемогущий, всезнающий, верный, неизменный, а оказалось, что Он не всемогущий, не всезнающий, не верный, и не неизменный. Получится полнейшее отвержение Бога Библии, т.е. Бог Библии на самом деле совсем не такой, как о Нём говорит Библия, т.е. Бога Библии на самом деле не существует.

Бог верен Своему слову. Он не говорит просто так Своё слово. Он всегда делает всё, что говорит. И никогда не обещает того, что на самом деле делать не будет. Неизменность Бога, Его верность, невозможность солгать есть выражение всей полноты Его существа и проистекают из совершенства Его природы.


3) О сравнении человека и Бога. Конечно, когда смотришь на Бога в таком свете, то понимаешь Его величие, и понимаешь, насколько немощен, ничтожен человек. Как говорит Господь в Иер 17:5-6 «...проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своей опорой, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придёт доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой». Человек неизбежно непостоянен. Его ненадежность и непостоянство являются его неотъемлемыми характеристиками. Он – человек, а не Бог, поэтому изменчив, непостоянен и ненадёжен.

Мы говорили на прошлом уроке о величии Господа, о бренности человека, жизнь которого как сон, как уклоняющаяся тень, о неизмеримой и непреодолимой разнице между величием Бога и ничтожностью человека. Поэтому надеяться на человека, в т.ч. на самого себя, - это глупость. Но именно эта глупость абсолютно свойственна для падшего человека.

К тому же, надеющийся на человека, т.е. на плоть, в том числе и на свою собственную – на самого себя, на свои силы, на свою силу воли, на свою ревность, на свою решимость, на свои решения – навлекает на себя проклятие. Он будет как вереск в пустыне. Он будет больше похож на мёртвое дерево, чем на живое. Солнце будет палить его и зной будет иссушать его и он будет приносить хилые плоды, если вообще будет плодоносить.

К этому надо добавить, что при этом он становится идолопоклонником. Он делает из человека (из самого себя или из кого-то другого) бога – идола. Он предает Господа забвению, отодвигает Его в сторону и тем самым отвергает Господа как основание своей надежды. Он становится на путь, ведущий к гибели, как Господь и говорит в Втор 8:19-20. Аминь.

4



Hosted by uCoz