Урок 67, Авраам. Спасение в ВЗ и НЗ

Прочитать в начале собрания Пс 31

Прочитать в начале урока Рим 4:1-18

1) На прошлом уроке мы говорили об обширном обетовании, состоящем из многих составляющих, которое Бог дал Аврааму. Бог дал это обетование, вступив с Авраамом в завет и дав ему клятву. Мы также говорили об исполнении Богом этого обетования и о том, каким образом люди становятся наследниками этого обетования.

При подготовке к прошлому уроку многие вещи, которые, как казалось, уже были давно известны, были собраны вместе и при таком систематическом изложении стали лучше видны некоторые истины.

Сегодня я хотел бы продолжить размышления об Аврааме. Может возникнуть вопрос: почему Авраам? Почему Авраам занимает такое место в умах иудеев и в рассуждениях апостолов?


Давайте посмотрим. Бог избрал Авраама и дал ему обетование. И при этом заключил с Авраамом и его потомками завет. Авраам явился первым человеком в истории, которому Бог дал такое обетование и с которым Бог заключил такой завет. И именно потомки Авраама, народ Израильский, являлись наследниками этого обетования и завета. Быть сыном Авраама означало быть наследником обетования и быть частью этого завета. Можно быть уверенным в том, что в умах иудеев не возникало никаких сомнений в том, что Авраам был угоден Богу и что Авраам является праведным человеком, наследующим жизнь вечную. Бог совершенно ясно называет Авраама Своим другом (2Пар 20:7, Ис 41:8). А дети Авраама наследуют обетование, благословения и жизнь вечную. Недаром иудеи с гордостью называли своим отцом Авраама (Ин 8:33,39).

При этом из посланий апостолов достаточно легко можно воссоздать учение иудеев о том, что человек наследует жизнь вечную исполнением закона Моисея, который тот получил от Бога на горе Синай. Трудно сказать, в какой-то момент истории иудеи сделали именно закон Моисея единственным средством оправдания перед Богом. Можно сказать, что в их понимании человек оправдывается перед Богом добрыми делами, исполняя закон, и при этом человек до тех пор праведен перед Богом, пока он исполняет этот закон. Т.е. оправдание перед Богом возможно, по их представлениям, только в лоне закона Моисея при постоянном исполнении всех постановлений этого закона. Это было ясным и чётким учением об оправдании перед Богом, хотя даже при общем рассмотрении этого учения возникают вопросы в отношении того, каким образом же тогда образом люди получали оправдание перед Богом до утверждения завета Моисеем с народом Израильским на горе Синай (Исх 24:3-8), ведь если оправдание возможно только через закон, то все люди до закона не могли иметь возможности спасения. Но как кажется, этот вопрос оставался незамеченным.

Для сокрушения этого неправильного учения иудеев об оправдании перед Богом исполнением закона апостолы использовали ясный, очевидный и красноречивый пример Авраама. Можно выразить возражения апостолов к иудеям следующим образом: «Вы говорите, что оправдание перед Богом возможно только через исполнение постановлений закона? Но отец ваш Авраам жил во времена ДО закона Моисея. И он получил оправдание перед Богом. И как печать происшедшего оправдания перед Богом Бог дал Аврааму в свидетельство знак обрезания. Поэтому должно быть другое основание для оправдания людей перед Богом, но не закон Моисея. И этим основанием является вера. Авраам получил праведность через веру. Именно верующие как среди язычников, так и среди иудеев являются сынами Авраама и наследниками его обетования . Именно верующие, и никто другой».


2) Думаю, что необходимо сказать несколько слов о том, что оправдание Авраама было именно по вере, а не по делам. Наши умы смущены, когда мы читаем, казалось бы, противоречивые высказывания апостолов Павла и Иакова. Павел в своих посланиях утверждает, настаивает и доказывает, что оправдание перед Богом происходит только через веру, а Иаков в своём послании как будто опровергает эти слова Павла и говорит о том, что человек оправдывается делами, а не только верой. Давайте прочитаем Иак 2:20-25. При этом Иаков даже как будто ставит на первое место дела, а не веру (стих 24).

Это трудный вопрос, смущающий умы многих людей, но всё же разрешимый на основании свидетельства Библии. Как мы видим из послания Иакова, апостол показывает совершенно ясную причинно-следственную связь – дела следуют из веры, т.е. вера производит дела(стих 22). Он утверждает, что Авраам был оправдан перед Богом верой (стих 23). Это оправдание по вере происходит за много лет до жертвоприношения Исаака (Быт 15:6), ещё даже Измаил не родился. И эта вера Авраама произвела плоды – он приносит в жертву Исаака (стих 21). Всё ясно: вера способствовала его делам. Вера произвела эти плоды.

Так говорит Иаков, и вроде бы нет никаких противоречий с учением Павла о спасении по благодати. Но как быть с оправданием делами, о котором совершенно ясно утверждает Иаков в стихах 21 и 24? Нет никаких сомнений в том, что Иаков именно утверждает оправдание делами, а не верой только. Но и здесь в рассуждениях Иакова нет никакого противоречия с рассуждениями Павла об оправдании через веру, а не делами. Нет никаких противоречий, если помнить, что верой Авраам праведен перед Богом, а делами Авраам праведен перед людьми. Именно об этом говорит и Павел в Рим 4:2 «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом», потому что «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» для оправдания перед Богом (Рим 4:3). Перед кем же тогда имеет Авраам похвалу, оправдываясь делами? Он имеет похвалу перед людьми (Рим 2:29). Вот как это выразил Елиуй в своей речи о праведности к Иову (давайте прочитаем Иов 35:5-9): «Взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя. Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? Или что получает Он от руки твоей? Нечестие твоё относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому. От множества притеснителей стонут притесняемые и от руки сильных вопиют». Из этих слов совершенно ясной становится истина, что наши дела относятся к человеку, но не к Богу. От наших злых дел стонут люди, и от наших добрых дел хорошо людям. Но для Бога наша праведность от дел не имеет значения и смысла. Бог ничего не получает от руки человека. Поэтому перед Богом нельзя оправдаться делами, но наши добрые дела являются свидетельством нашей веры. Христианин создан во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф 2:10). Добрые дела не могут быть основанием нашего принятия Богом, так как являются нашей обязанностью, долгом перед Богом и не могут служить основанием для нашего оправдания перед Ним. За наши добрые дела мы имеем похвалу от людей, а не от Бога, и за наши добрые дела люди прославляют нашего Отца Небесного (1Пет2:9-12).


3) Мы говорили на прошлом уроке об оправдании Авраама и о том, что он есть отец множества народов. Конечно здесь подразумевается, что он есть отец всех верующих во всех коленах, племенах, языках и народах земли (Рим 4:9-17, Гал 3:6-16,26-29). Хотелось бы поразмышлять именно над этой темой, потому что она имеет самое практическое применение. Авраам является библейским примером, в котором очень ясно, очень подробно и очень доступно объясняется, каким образом и на каких основаниях человек может иметь и имеет отношения с Богом. Библия очень чётко показывает на примере Авраама, каким образом человек имеет отношения с Богом. Пример Авраама является первым и единственным примером, в котором показаны все ключевые составляющие отношений порочного человека и святого Бога. В жизни Авраама совершенно ясно показано оправдание человека перед Богом не по делам, но по вере. Авраам поверил Господу, и Господь вменил ему это в праведность, т.е. Авраам получил праведность перед Богом через веру. Как свидетельство этого оправдания Бог дарует ему печать - обрезание. Т.е. обрезание на теле Авраама является таким же свидетельством его праведности, как печать подтверждает законность и подлинность того документа, на котором стоит.

Мы уже говорили на прошлом уроке, насколько удивительным является этот знак праведности, эта печать праведности Авраама. Обрезание является знамением завета, который Сам Бог заключил с Авраамом и его потомками в Исааке и Иакове. Это обрезание является знамением всех частей того удивительного обетования, которое Бог дал Аврааму в Быт 17 и 21 главах, когда сначала заключил завет, а затем и дал клятву. Потомок Авраама, имеющий обрезание, мог сказать: «Посмотрите, Бог взял на Себя эти обязательства обетования с заветом и клятвой. А я наследник этого обетования. Моё обрезание – свидетельство этого завета между Богом и между мной. Я – часть избранного Богом народа. Бог навеки связан этим заветом и клятвой и не может изменить или отменить это обетование. У Бога передо мной огромные обязательства, которые Он не может отменить или изменить. И никто не может отменить или противостать определению Господа. Никто не может противостать нам, ибо Сам Господь за нас». Вот что означает для человека обрезание. Не удивительно, что именно обрезание заняло такое важное место в иудейской религии, хотя и в достаточно гипертрофированной форме.

Итак, Авраам оправдан перед Богом и имеет печать праведности - обрезание, т.е. это означает, что Бог не вменяет ему греха. Давид так описывает этот момент оправдания перед Богом в Пс 31:1-2 (Рим 4:7-8): «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха». Давид называет блаженным (благословлённым, счастливым) человека, которому Господь вменяет праведность независимо от дел, но по вере. Авраам получил прощение своих беззаконий и его грехи были покрыты и преданы забвению. Как говорит нам апостол Павел в Рим 4:1-11 Авраам получил это блаженство ещё до обрезания. Он получил от Бога это блаженство прощения беззаконий и забвения грехов. Павел в Гал 3:9-10 пишет, что все верующие благословляются таким же образом вместе с верным Авраамом. Они уже не под проклятием закона, но имеют благословение по обетованию. Итак, повторяя слова апостола Павла из Рим 4:6 «Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел».


4) Я хочу отметить следующий момент, что существует всего лишь одно основание для отношений всех верующих с Богом. И это основание – вера. Здесь я говорю о спасении по благодати через веру. Это спасение по благодати через веру, даром, по милости, которое совершенно очевидно, ясно, многократно провозглашается, утверждается, доказывается в НЗ. Но в ВЗ эта тема о спасении по благодати через веру не настолько ясно и не настолько многократно показана, чтобы быть одной из главных тем ВЗ канона, но она присутствует, открывая то тут, то там некоторые свои грани. Но при этом почти никогда не возникает во всей своей многогранной полноте где-то в одном месте. О спасении в ВЗ мы можем также догадываться из Быт 4:26, где написано, что уже тогда начали призывать имя Господа. А это позволяет нам распространить уже на те далёкие допотопные времена все благословения для призывающих имя Господа (Иоиль 2:32), хорошо известные из посланий НЗ (Рим 10:11-17). Как пишет апостол Павел, невозможно призывать того, в кого не веришь, и нельзя верить в того, о ком не слышал, и что призывающий имя Господне спасётся. Например в жизни Ноя возникает спасение по благодати, когда в Быт 6:8 говорится, что Ной обрёл благодать пред очами Господа. Или тот же псалом 31:1-2,5 Давида, где в стихах 1-2 он говорит о блаженстве человека, чьи беззакония Господь простил и чьи грехи покрыл, а в стихе 5 он говорит о своём решении исповедать грех Господу и о снятии Господом с него вины греха, т.е. о прощении греха. Описания всех остальных людей в Писаниях ВЗ не раскрывают нам настолько ясно и настолько очевидно процесс примирения человека с Богом и каким образом человек оправдывается перед Богом. Многое о жизни и спасении Авеля, Еноха, Ноя, Моисея и остальных святых ВЗ мы понимаем только уже из НЗ, например из Евр 11 главы. Итак, мы можем только по некоторым фрагментам в ВЗ воссоздавать спасение времен до воплощения и смерти Христа.

Но пример Авраама, наверное, единственное место в ВЗ, где три важнейшие грани спасения по благодати показаны вместе – это вера, праведность, и уверенность в спасении. Бог вменяет праведность Аврааму, который уже имеет веру – т.е. вменяет праведность не от дел, но по вере. Именно в этом состоит спасение по благодати даром через веру (Рим 3:19-26, Еф 2:8-10, 2Тим 1:9, Тит 3:4-5). К этому оправданию через веру нужно добавить свидетельство Бога человеку о том, что этот человек действительно оправдан перед Богом. В Рим 8:14-17 Павел пишет о свидетельстве Духа Божьего человеку, что он является сыном Божьим: стих 16 «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии». Эта уверенность в спасении или отсутствие такой уверенности часто является ключевым моментом религиозной жизни человека, когда вся его жизнь проходит в гнетущих размышлениях и поисках этого свидетельства оправдания перед Богом. В жизни Авраама Бог как печать праведности, т.е. как свидетельство, что Авраам действительно оправдан перед Богом и в этом смысле является блаженным человеком, дал ему обрезание (Рим 4:11). В этом смысле Авраам конечно, не единственный. Например в жизни Авеля Бог как знак свершившегося оправдания Авеля принял его жертву, а жертву Каина не принял (Евр 11:4).

Итак, Авраам имеет все важнейшие составляющие спасения по благодати: он имеет веру, он имеет праведность и оправдан перед Богом, он имеет свидетельство от Бога, что он оправдан и имеет блаженство прощения беззаконий и покрытия и забвения грехов.


Существует по крайней мере несколько взглядов на спасение как во времена НЗ, так и в период времени от грехопадения до Христа. Кто-то в отношении оправдания перед Богом во времена ВЗ близок к представлениям иудеев – через исполнение закона. Кто-то не понимает сути оправдания перед Богом даже во времена НЗ. Поэтому пример Авраама может помочь в понимании этой истины.


5) Достаточно важный момент, который необходимо отметить, когда размышляешь об Аврааме как об отце всех верующих. В Библии совершенно однозначно и многократно подразумевается и утверждается идентичность той веры, которую имел Авраам, с той верой, которую имеют все верующие во все времена.

Т.е. Авраам имел веру, идентичную вере всей Библии, посредством которой человек получает мир с Богом и без которой невозможно угодить Богу (Рим 5:1-2, Евр 11:1,6). В Рим 4:11-12,16 Авраам называется отцом всех верующих, необрезанных и обрезанных. В стихе 12 совершенно ясно говорится об обязательной идентичности веры у обрезанных верующих с верой Авраама – они должны ходить по следам веры Авраама, т.е. иметь такую же веру, как и у Авраама.

Определение этой единственной веры, без которой невозможно угодить Богу, дано в Евр 11:1. Что есть вера? В Евр 1:1 говорится, что «вера... есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Вот определение этой веры. И именно эта вера, и никакая другая, является единственным основанием принятия человека Богом, как в стихе 6 и написано, что «без веры угодить Богу невозможно...». Идентичность этой веры у всех верующих ясно показана в Евр 11 на примере ветхозаветных святых. Именно эту веру, и никакую другую, имели все верующие: начиная от Авеля, продолжая апостолами, и заканчивая нами, верующими настоящего времени. В Евр 11 перед нашим взором проходит целая галерея людей, которые имеют идентичную веру, которую имеет и Авраам. И Авель, и Енох, и Ной, и Иосиф, и Моисей, и сам Авраам – все они имеют одну веру. Об этой вере говорит апостол Пётр в 2Пет 1:1, называя её равно драгоценной, равноценной верой. Нет другой веры, угодной Богу, но только эта равно драгоценная вера.

Конечно, глядя на Евр 11 главу, мы видим, что Авраам стоит в одном ряду с другими святыми, и даже не на первом месте. Перед ним и Авель, и Енох, и Ной, каждый из которых, как и Авраам, уже при жизни получил свидетельство от Бога, что праведен. Но при этом именно Авраам является отцом всех верующих. Изложение Евр 11 показывает, что Авраам является отцом всех верующих, но не как родоначальник всего множества верующих, т.е. самый первый из всех, но как пример, образец и эталон д ля всех верующих, начиная от Авеля, и заканчивая нами.


6) Именно эта вера, которую Бог принимает и на основании которой дарует праведность, имеется в виду, когда неоднократно в рассуждениях апостолов говорится, что праведный верой жив будет (Рим 1:16-17, Гал 3:11, Евр 10:38). В этой фразе «праведный верой жив будет» совершенно ясно провозглашается в Библии идентичность не только веры, но и праведности для времени от грехопадения до Христа и для времени НЗ. Т.е. во все времена мы имеем одну и ту же веру, и мы имеем одну и ту же праведность. Какую же праведность мы имеем? Мы, люди НЗ, имеем праведность Христову, согласно слов апостола Павла в Рим 1:16-17, Рим 3:21-26. Из чего же состоит праведность Христова? Она состоит из совершенного послушания Христа слову Божьему вплоть до Его смерти на кресте (Рим 5:18-19, Флп 2:6-11, Евр 10:1-10). Нет никакой другой праведности, которой мог бы человек оправдаться перед Богом. Все согрешили и лишены славы Божией. Закон Божий требует, чтобы согрешивший даже однажды был предан смерти. И Бог этого не может отменить. Но Христос принёс Себя в жертву замещения и в жертву умилостивления, чтобы удовлетворить правосудие Божьего закона. У Христа абсолютно непорочная и совершенная праведность, и именно её, и никакую другую, Бог вменяет верующим. Мы спасаемся, будучи оправданы Богом через веру праведностью Христа. Это совершенно однозначно. Мы спасаемся по благодати через веру, и это спасение есть Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился. Нет другого пути для спасения.


7) Мы являемся не только сынами Божьими, но и сынами Авраама (Гал 3:26-29). Мы идём по следам веры Авраама. Мы оправдываемся перед Богом через веру, как и Авраам. Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии, как и Бог засвидетельствовал об этом Аврааму. Авраам имел такую же веру, как и мы, Авраам имел такую же праведность, какую имеем и мы, т.е. праведность Христову. Но суть и сила этих рассуждений не в том, что Авраам имеет такое же спасение по благодати, как и мы. Суть и сила этих аргументов состоит именно в том, что не Авраам идёт по стопам нашей веры и нашего спасения, а мы идём по стопам его веры и его спасения. Это мы имеем такое же спасение по благодати, какое имел и Авраам, ведь именно Авраам является нашим отцом по обетованию, а мы его сынами. Само место покоя и блаженства для спасённых на небесах называется лоном Авраама (Лук 16:22-23). Именно при такой идентичности и преемственности спасения мы можем называться сынами Авраама, а Авраам может называться нашим отцом. Только в этом случае Авраам может быть назван отцом множества народов. А то, что это именно так, нет никаких сомнений. Аминь.

4



Hosted by uCoz