Урок 69, Ожидание Мессии

В начале собрания Пс 96

В начале урока Еф 1:3-23

1) Сегодня я хотел бы поразмышлять над следующей темой: какие ожидания в отношении Мессии были у народа Израильского в тот период, когда они уже обладали всей полнотой откровения Божьего, т.е. когда все книги канона Писаний ВЗ были уже написаны (после написания книг Ездры и Неемии), и почему они имели именно такие представления, и кем на самом деле является Мессия. Прежде чем перейти к рассмотрению этих вопросов, я хотел бы посмотреть на несколько периодов в истории израильского народа. Для удобства можно свести важнейшие события в истории Израиля в одну таблицу (даты указаны на основании книги Дэвида Пейна «Библейская хронология»):


Период

События истории Израиля

Годы







Независимое царство

Исход из Египта

~1280 г. до н.э.

Завовевание Ханаана

~1240 г. до н.э.

Смерть Иисуса Навина

1190 г. до н.э.

Время судей

~1190-1050 гг. до н.э.

Первый царь Израиля (Саул)

1050 г. до н.э.

Разделение Израиля на две части

930 г. до н.э.

Израиль

(10 колен)

Иуда

(2 колена)


Падение Самарии, рассеяние 10 колен


722 г. до н.э.

Часть Вавилонского, Персидского царств, царств Александра Македонского, Птолеемеев, Селевкидов


Падение Иерусалима, разрушение Храма, пленение

597-581 гг. до н.э.

Восстановление Храма

537-516 гг. до н.э.

Восстановление Иерусалима, завершение канона Ветхого Завета

445-433 гг. до н.э.

Независимое царство


Восстание Маккавеев (Хасмонеев). Независимое царство Хасмонеев

167-40 гг. до н.э.




Часть Римской империи


Захват Иерусалима Помпеем

63 г. до н.э.

Рождение Христа


Смерть и воскресение Христа

~33 г. н.э.

Разрушение Иерусалима и Храма Римлянами

70 г. н.э.

Восстание Бак-Кохбы, его поражение, уничтожение и окончательное рассеяние Израиля

132-135 гг. н.э.


2) Бог избрал Моисея для того, чтобы вывести Израиль из Египта и привести в землю обетованную. После смерти Моисея Бог избрал Иисуса Навина как национального лидера Израиля. Под руководством Навина земля обетованная в большинстве своём была завоёвана и поделена между коленами. Все Израильтяне разошлись по своим уделам (Суд 2:6).

И вот мы подошли к первому историческому периоду, на который я хочу обратить особое внимание – это время судей. Этот период охватывает время от смерти Иисуса Навина до воцарения первого царя Израиля Саула.

После смерти Навина у Израиля не было национального лидера, подобного Моисею и Навину. Это удивительное время, которое характеризуется тем, что царём Израиля был Господь Бог. Но когда после смерти Навина умерли все люди, которые видели удивительные дела Божии, то Израиль отступил от Бога и стал служить идолам. Давайте прочитаем Суд 2:6-19. Бог наказывал их и предавал их в руки их врагов, которые угнетали и порабощали их десятки лет. В отдельные времена их идолопоклонство, их безнравственность превосходили грехи язычников, и были сравнимы с грехами Содома и Гоморры. Примечательна история, происшедшая в городе Гива в уделе колена Вениаминова, когда там происходят события, аналогичные событиям, происшедшим в Содоме с гостями в доме Лота (Суд 19:22).

Мера порабощения и угнетения Израиля во времена судей была достаточно велика. Например, это видно в том, что филистимляне запрещали израильтянам иметь кузницы, и те вынуждены были приходить к филистимлянам, чтобы затачивать свои рабочие инструменты. Израиль практически не был способен защищаться, был угнетаем, находился в порабощении, не имел независимости. Уже во времена Самуила даже ковчег завета был захвачен филистимлянами, хотя и был затем возвращён обратно Израилю.

Израиль попеременно находился в порабощении у царей Мессопотамии, Ханаана, у филистимлян, мадианитян, аммонитян. Когда сыны Израилевы взывали к Господу, то Он воздвигал им судей, которые спасали их от рук их врагов. Израиль на время жизни судьи жил достаточно безопасно, но затем снова отступал от Бога.

Это время можно назвать временем сравнительного прозябания Израиля, особенно по сравнению с грядущим временем царствования Соломона. Всё это время Господь Бог был их Царём. Но они отступали от Бога и не чтили Его, и при этом каждый поступал так, как считал справедливым (Суд 17:6, 21:25). Давайте прочитаем Суд 21:25. Интересно, что в этих двух местах такая жизнь Израиля как будто объясняется тем, что у них не было царя. Позднее мы ещё поговорим об этом, но уже сейчас я бы перефразировал этот стих Суд 21:25 следующим образом: «В те дни не было царя в Израиле; каждый делал то, что ему казалось справедливым, как будто у них не было царя».


Второй период, на который я хочу обратить наше внимание – это время от первого царя Израиля Саула до царя Седекии, последнего царя Иудеи. Израильтяне попросили у пророка Самуила себе царя, как и у прочих народов: давайте прочитаем 1Цар 8:4-9. Конечно же, это был грех – Израильтяне отвергли Господа, чтобы Он не царствовал над ними (1Цар 8:7) и были наказаны за это (1Цар 12:16-20). Во времена судей Господь царствовал над ними, но они жили так, как будто у них нет царя. Как я раньше и говорил: «В те дни не было царя в Израиле; каждый делал то, что ему казалось справедливым, как будто у них не было царя». Но Господь решил всё же дать им царя, который руководил, управлял и судил в Израиле. Саул и затем Давид, избранные Богом цари Израиля, воевали с врагами и были очень успешны в войне, особенно Давид, который за время своего правления расширил границы Израиля и усмирил всех врагов. Израиль добился значительной независимости и силы. Во времена Соломона Израиль процветал, был удивительно богатым и достиг пика своего процветания: давайте прочитаем 3Цар 10:14-27. Даже после разделение Израиля на две части и последующего рассеяния десяти колен ассирийцами (4Цар 17:21-24) два колена Иуды и Вениамина сохраняли независимость вплоть до падения Иерусалима во времена Навуходоносора.

Этот период можно назвать временем независимости, силы, могущества и процветания Израиля. Но к сожалению, несмотря на все удивительные достижения царя, даже избранного Богом и сидящего на престоле Давида, само существование царя в Израиле было свидетельством того, что Израиль отверг Бога и не хотел, чтобы Господь царствовал над ними (1Цар 8:7). Как книга закона одесную ковчега была свидетельством упорства и жестоковыйности Израиля (Втор 31:25-27), а жезл Аарона внутри ковчега – знамением для непокорных (Числ 17:10), так и царь в Израиле свидетельствовал об упорстве, жестоковыйности и непокорности Израиля.


Третий период начинается с момента падения Иерусалима, когда его крепостные стены, дома и храм Господень разрушены, сыновья последнего царя Иудеи Седекии убиты перед глазами своего отца, а сам Седекия был ослеплён и отведён в Вавилон (4Цар 25:7, 2Пар 36:11-21). С этого момента Иудея на две с лишним тысячи лет становится провинцией сначала Вавилона, затем Персии, затем империи Александра Македонского и его потомков, затем частью Римской империи, Османской империи, Британской империи. За всё это время Иудея всего лишь с 166 по 40 годы до Р.Х. во времена Маккавеев обладала независимостью, т.е. чуть больше ста лет. Израиль из положения могущественного государства был низвергнут до положения провинции великих империй, в состояние прозябания даже более сильного, чем во времена судей.


3) Какие были ожидания народа Израильского о грядущем Мессии? Во времена Христа Израиль был провинцией могущественной Римской империи, и находился под управлением римского прокуратора. Израиль уже познал славу и величие могущественного государства времён Соломона. Тем более худшим представляется им нынешнее положение Израиля как бедной провинции могущественной империи. О как они желают, чтобы Бог даровал им Мессию, который подобно судье в древнем Израиле освободит их народ от угнетателей! Более того, этот спаситель будет подобным царю Давиду, и даже превзойдёт его. Он не только освободит их народ от угнетателей как судья в древнем Израиле, но через него Бог дарует Израилю не только процветание и величие, как во времена Давида и Соломона, но дарует намного большее процветание и величие. Какие удивительные мечты были связаны с Мессией у народа Израильского! Через Мессию Бог дарует Израилю великие, вечные, непреходящие благословения, а враги Израиля будут повержены и покорены навсегда. Стоит только прочитать пророчества святых пророков Божьих, чтобы перехватило дыхание и воодушевление завладело сердцем! Эта уверенность основывается на многих пророчествах (Пс 2, Ис 11, Иер 23:5-6, Мих 5:2-9). Прочитаем как пример Мих 5:2-9. Несомненно, Мессия для народа Израильского должен быть великим царём из дома Давида. Эти три имени: Мессия, Сын Божий, Царь Израилев слились в умах народа в одно целое (Пс 2, Зах 9:9, Ин 1:49, Ин 6:69): прочитаем Ин 1:49.


4) Но давайте подумаем. Если Бог желает установить царство вечное, непоколебимое и неизменное, а именно об этом говорят пророчества ВЗ, то это царство должно быть лишено всех тех пороков, которыми обладало государство Израиль. Израиль отверг Господа как Царя, и захотел иметь обычного царя, как и другие народы. Само наличие царя в Израиле есть знамение упрямства, гордости и непокорности Израиля. До тех, пока на престоле Израиля сидит человек, пусть даже избранный Богом, и пусть даже из дома Давида, это является знамением того, что Израиль отверг Бога как своего Царя. Человек должен быть лишён этого титула и вся царская власть - все её фактические, официальные и церемониальные атрибуты должны быть переданы Богу, как это было в Израиле до царя Саула. Царём Израильского народа должен был стать Бог единолично, как фактически, так и официально. Царский дом в Израиле должен быть упразднён и все бразды правления быть у Бога.

Именно поэтому фигура Мессии представляется удивительной. Через Него Бог собирается установить царство вечное (Дан 2:44). Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится (Дан 7:13-14). Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой отныне и до века (Ис 9:7). Ему даст Господь Бог престол Давида и Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца (Лук 1:32-33).

Мессия должен быть Богом. К Богу должен отойти престол Давида, т.к. только Бог имеет право на этот престол. Пророчества Священных Писаний провозглашают божественную природу грядущего Мессии как грядущего царя Израильского на престоле Давида (Пс 44:2-9, Ис 9:6-7, Мих 5:2). Христос провозглашал Свою божественную природу как Сына триединого Бога (Ин 5:17-37, Ин 10:29-38). Апостолы в своих посланиях провозглашали божественность Христа (Ин 1:1-18, Рим 9:3-5, 2Кор 4:3-6, Кол 1:15-19, 1Тим 3:16, Евр 1:2-12). Христос есть Сын - личность триединого вечного Господа Бога. Он был рождён от девы Марии, был казнён на кресте, умер, воскрес и вознёсся на небеса, облечённый властью и славой.


5) Царство Мессии не от мира сего. Этого царства нет на политической карте мира. Как сказал Иисус Пилату в день Своей смерти, если бы Его царство было от мира сего, то служители Его подвизались бы, чтобы Он не был предан иудеям (Ин 18:36). Царство Мессии – Царство Небесное. Авраам говорил о себе, что он странник и пришелец на земле, и стремился к лучшему, то есть к небесному. Мессия есть царь над народом Божьим - Церковью, в которой есть люди из всех народов, колен, племен и наречий и которые являются сынами Авраама и сынами Божьими по вере. Христиане ходят по следам веры Авраама и являются гражданами этого небесного царства. Они странники и пришельцы в этом мире. Поэтому должен быть у них царь, который не от мира сего, который является Богом, который пребывает вечно. Христос есть этот Царь в этом небесном Царстве. Богу было угодно соединить всех под Христом и всё покорить под ноги Его и поставить Его выше всех, главою Церкви (Еф 1:10,22). Христос восседает одесную величия на высоте. Его царство – царство непреходящее.


6) Применение. И возникает вопрос: как мы живём в этом мире? Какое наше представление о Христе? Какое наше представление о народе Божьем? Конечно, мы знаем, что Христос есть Царь народа Божьего. Мы знаем, что Его престол на небесах. Мы знаем, что Его царство не от мира сего. Но как мы живём в этом мире? Два периода в жизни Израильского народа, которые мы сегодня рассмотрели, являются очень показательными и поучительными. Время судей и время царей являются очень важными для нас, чтобы мы учились и не поступали, как поступал Израиль.

Сейчас Царь народа Божьего находится на небесах, как это было когда-то во времена судей. Но как мы живём в этом мире? Может быть, мы живём в этом мире так, как жил народ Израильский во времена судей? Сейчас Христос есть глава Церкви, Царь народа Божьего, но как часть мы поступаем в этом мире, как мы сами считаем справедливым? Мы поступаем так, как сами считаем справедливым, как будто у нас нет царя. Мы пожинаем плоды своих решений, и эти плоды горьки и печальны. Поэтому мы стенаем и взываем к Богу, чтобы Бог послал нам избавление. Может, это будет некто подобный Лютеру, Витфилду, или Проханову – проповедник, учитель, наставник, чтобы он помог нам избавиться от последствий наших грехов, чтобы он облегчил гнёт бремени, от которого мы страдаем – как это было в Израиле во времена судей? И на время, но только на время, мы отвернёмся от своих грехов и идолов, и будем служить Богу живому? Но будем продолжать поступать так, как каждый считаем справедливым, как если бы у нас не было царя?

Или может быть, мы хотим сделать так, как сделал народ Израильский, когда им надоело жить без царя? Может, мы желаем, чтобы у нас было так, как у всех в этом мире? Чтобы над нами был какой-то человек, который будет нам как царь, и который наладит нам жизнь? Может быть, мы хотим воцарить другого человека - на уровне целой конфессии, или хотя бы на уровне поместной церкви? Нет, конечно же это всего лишь человек, и мы будем при этом помнить о Господе, но... мы наделим человека той властью, которая принадлежит только Господу, и при этом отвергнем Христа как главу тела Церкви? Если мы думаем, что это невозможно, то мы ошибаемся. В истории Церкви при решении вопроса о том, кто есть глава тела Церкви происходили настоящие войны. Этот вопрос являлся одним из главных вопросов, которые вызвал к жизни Реформацию Лютера. Именно этот вопрос о главенстве в церкви отличает радикально католицизм от протестантизма. Кто есть глава тела Церкви? Может быть тот человек, а может быть этот? Или Христос? В католической церкви таким человеком является римский папа. Есть и другие конфессии, в которых какие-то люди или один человек считают себя наместниками Бога на земле и главой тела Церкви. Люди умирали, и людей убивали за этот вопрос. Даже сейчас, даже в лоне протестантизма, некоторые служители, а может даже и многие, ставят себя во главе Церкви и царствуют в поместной церкви, или в союзе церквей, или в целой конфессии. Об этом писал ещё апостол Павел к церкви в Коринфе. Давайте прочитаем 1Кор 4:6-16.

Кто для вас является главой тела Церкви? Христос – глава тела Церкви и Он есть Царь народа Божьего и Царство Его не от мира сего. Аминь.

4



Hosted by uCoz