Урок 70, Свидетельство Иоанна Крестителя о Мессии.

В начале урока прочитать Ин 3:13-36


1) Мы рассмотрели на прошлом уроке некоторые события и периоды в истории древнего Израиля (время судей, время царей и время рассеяния), которые в значительной мере определяли представления, мечты и надежды народа Израильского о грядущем Мессии, которые подкреплялись и подпитывались откровениями пророков Божьих.

Мы попытались коротко посмотреть, какие представления были у иудеев о грядущем Мессии – это будет великий царь, избранный Богом (1Пар 17:11-14, Пс 2), он будет из колена Иудина и дома Давида (Мат 22:41-46); и воцарится царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле, во дни Его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно (Иер 23:5-6); он будет пасти в силе Господней и в величии имени Господа Бога Своего, и Израиль будет жить безопасно, ибо тогда Мессия будет великим до краёв земли; остаток Иакова среди многих народов будет как роса от Господа, как ливень на траве, и он не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых; и будет остаток Иакова между народами, среди многих племён, как лев среди зверей лесных, как скимен среди стада овец, который, когда выступит, то попирает и терзает, и никто не спасёт от него (Мих 5:4,7-8). Некогда великий народ 12 колен Израиля времён Давида и Соломона истерзан, рассеян, низвергнут. Малый остаток двух колен прозябает как маленькая провинция великих и могущественных империй времён рассеяния. О как желают люди, чтобы пророчества исполнились! Мессия возвеличит Израиль среди других народов и все враги будут покорены навечно! Ибо так говорит Господь.

Мы также посмотрели, каким Мессия должен быть на самом деле по свидетельствам пророчеств о намерениях Бога в отношении народа Божьего. Мессия должен быть законодателем, как и Моисей (Втор 18:15,18-19, Деян 3:22-23). Через закон Моисея произошла перемена всей жизни Израильского народа и произошло становление Израильского государства. Через закон Мессии также должны были произойти радикальные перемены как в самом народе Божьем, так и в устройстве Божьего государства. Со сменой завета должна быть смена не только священства (Евр 7:11-14), но и всего устройства народа Божьего. Правление человека в народе Божьем является свидетельством жестоковыйности, непокорности этого народа и отвержения этим народом Господа как Царя. Поэтому царский дом в Израиле должен быть и будет упразднён. Вся власть вместе с её атрибутами должна перейти в руки Бога. Давайте прочитаем пророчество Иакова в Быт 49:10. Скипетр и законодатель отойдут от колена Иудина, когда придёт Мессия. Этот Мессия будет Богом (Пс 44:2-9, Ис 9:6-7), Который и будет царём на престоле Давида. Мессия будет вечным царём и священником на престоле Давида (Зах 6:12-13) и царство Его будет вечным и непоколебимым – Царством Небесным, не от мира сего.

Все эти определения Господа исполнились. Народ Божий имеет Царя – вечного сущего Сына Божьего Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле. Установлено непоколебимое царство народа Божьего – Небесное Царство возлюбленного Сына Божьего (Кол 1:13). Гражданами этого Небесного Царства являются люди из всех народов, которые являются детьми Божьими и сынами Авраама по вере. Родина этих людей находится на небесах. Они должны забыть народ свой и дом отца своего вместе с их религией и богами, чтобы обратиться к Богу живому, как это сделал по призыву Божьему их отец по вере Авраам, и тогда Христос – их Господь, Царь и жених возжелает их красоты (Пс 44:11-12).


2) Вот об этом мы говорили на прошлом уроке, а сейчас я хотел бы перейти к размышлениям об Иоанне Крестителе. Характер Иоанна Крестителя, его личность, его предназначение, его место в истории Израиля, его свидетельство о Христе удивительны. Всё, что относится к Иоанну Крестителю, удивительно, необычно, экстраординарно. Но всё это понимаешь далеко не сразу.

Иоанн Креститель часто воспринимается как символ уходящей эпохи Ветхого Завета – он замечательный, славный, но уже отживший своё. Давайте прочитаем Мат 3:1-4. Он воспринимается как характерный представитель радикальных приверженцев уже уходящего Ветхого Завета: живёт в пустыне; ведёт аскетичный уединённый образ жизни; носит неприглядную одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах, ест неприглядную пищу - акриды и дикий мёд. Когда читаешь об этом, то может возникнуть об Иоанне неверное впечатление как аскета, которому ничего то в этой жизни и не нужно, вот поэтому он так и живёт; или как человека, который так живёт только потому, что не знает ничего лучшего, так как никогда не видел; или человека с ограниченным познанием, который не стремится ни к чему большему. Да, он избран и послан Самим Богом проповедовать, крестить, приготовить пути грядущему Мессии. Да, он знает некоторые важные факты; да, через него явлен Мессия Израилю; да, он свидетельствует о Христе; да, он послан Богом приготовить пути Господу. Он исполняет своё служение непогрешимо. Но! Но его познание о Боге и Писании чрезвычайно ограничено: он не знает о Христе того, что знаем мы; он не понимает о Христе того, что понимаем мы. Он что-то говорил, что-то делал: проповедовал, крестил, свидетельствовал. Но для нас он - символ уходящего Ветхого Завета со всеми ветшающими установлениями о жертвоприношениях, поклонении, священстве, жизни и т.д. А ведь прямо по пятам на смену приходит новая эпоха – эпоха Нового Завета - более правильная, в которой так называемым пережиткам Ветхого Завета вместе с их приверженцами вроде Иоанна Крестителя, места то и нет. Он устарел для новой эпохи. Ему нет места в нашем сердце и уме. Ему место в музее истории.

Такое впечатление может возникнуть: бессознательно или где-то на периферии нашего сознания, выдавая себя в нашем пренебрежительном, уничижительном, безразличном отношении к этому человеку. Многие размышляют об Аврааме, о Моисее, об Илии, Давиде, об апостолах Павле, Петре, Иоанне, Иакове и т.д.; берут с них пример. Но вряд ли кто особенно размышляет об Иоанне Крестителе и тем более, берёт с него пример. Наше отношение к нему в основном безразличное и возникает из нашего невежества о жизни и служении Иоанна.


3) Когда начинаешь изучать жизнь этого человека, его понимание духовных истин и его свидетельство о Христе, то проникаешься глубочайшим уважением к нему. Это выдающийся человек. Его познания о Мессии и Его предназначении и о сути спасении и о пути спасения являются экстраординарными и совершенно несвойственными для того времени, в котором он родился, жил и умер. Когда другие люди, даже ученики Иисуса, не понимали и даже не были способны понять свидетельство Христа, уже начавшего Своё служение, о Его личности и о спасении, или даже враждебно отвергали это свидетельство и Самого Христа, Иоанн Креститель повсеместно провозглашал учение, находящееся в полной гармонии с учением Христа.

Совершенно очевидно, что Иоанн был послан Богом свидетельствовать о Христе и для этого был избран Богом задолго до его рождения. Давайте прочитаем Ин 1:6-8. Иоанн пришёл для свидетельства о Свете, т.е. о Христе, чтобы все уверовали через него. Иоанн был послан именно для этого. Иоанн пришёл свидетельствовать о Свете, и Бог даровал Иоанну удивительные откровения для свидетельства о Христе, о Его сущности и предназначении. И это свидетельство о Христе, которое имеет Иоанн, с одной стороны имеет общие черты с представлениями Израиля о грядущем Мессии, в том числе и учеников Иисуса, которые уже были призваны Христом и следовали за Ним. По другому и не могло быть, ведь у них были одни и те же Писания ВЗ. Но в то же самое время его понимание Мессии, которое даровал ему Бог, разительно отличалось от представлений о Христе, о спасении, о Царстве Божьем, даже у учеников Христа. Понимание Иоанна было несравненно выше и несравненно более правильное, чем у всех других людей. Иоанн и ученики Иисуса вкладывали совершенно разный смысл в одни и те же слова: Мессия, Царь Израилев, Сын Божий.

Мы будем рассматривать для сравнения с Иоанном именно учеников Христа. Из всего народа Израильского именно они находятся в наиболее привилегированном и выгодном положении: они избраны Христом, они ходят вместе с ним, они видят чудеса, им Христос разъясняет притчи и говорит многое из того, что не слышат другие люди. Именно о них Христос сказал следующие слова в Мат 13:10-17. Давайте их прочитаем.

Между Иоанном и учениками существует несколько важнейших отличий.

Первое. Они вкладывают различный смысл в имя Христа Сын Божий. Ученики называют Иисуса Христом и Сыном Божьим. Но для них Он всего лишь человек, избранный Богом – Мессия, но человек и не больше того. Для них Иисус есть Сын Божий (Пс 2) в том же смысле, каким сыном Божьим был Соломон (1Пар 17:11-13). В этом их понимание природы Христа не отличается от представлений фарисеев. В Мат 22:41-46 мы можем увидеть, какое представление о природе Мессии существовало в то время. Давайте прочитаем это место. Тогда не существовало учения о божественной природе Мессии. Хотя Писания всё же свидетельствуют об этом, иудеи этого не знают. Иисус многократно свидетельствует о Своём единстве с Отцом Небесным, а иудеи называют это богохульством, так как Иисус делает Себя равным Богу, и хотят предать Его смерти за это. Евангелие Иоанна Богослова показывает нам такие примеры (Ин 5:17-18, 10:29-33). Давайте прочитаем Ин 10:29-33.

В противоположность ученикам и иудеям Иоанн Креститель не только понимает вечную природу Христа, но и ясно свидетельствует об этом. Для него имя Сын Божий имеет другой смысл, чем для тех же самых учеников. Он провозглашает предсуществование Христа, что само по себе свидетельствует о Божественности Христа (Ин 1:15). Иоанн ясно понимает, откуда пришёл Христос – с небес (Ин 3:31). О себе Иоанн говорит, что он есть сущий от земли, а Христос есть пришедший с небес. Он понимает, что Христос – не просто человек, и поэтому Он выше всех.

Второе отличие можно увидеть в том, как ученики и Иоанн называют Иисуса. Ученики называют Иисуса Христом, Сыном Божьим и - Царём Израильским (Ин 1:41,49). В этом они видят роль Христа как Спасителя – он будет успешным политическим руководителем народа Израильского. Он - царь Израиля, который сядет на престоле Давида, он будет действовать в силе Господней и в величии имени Господа Бога Своего, он спасёт Израиль от врагов и возвеличит его, он установит царство непоколебимое.

В противоположность им Иоанн Креститель показывает главное предназначение Мессии тем, что называет Его Христом, Сыном Божьим и - Агнцем Божьим. Иоанн удивительным образом понимает предназначение Мессии. Мессия является Агнцем Божьим. Он будет Спасителем, но не только Израиля, но и всего мира. Христос есть Спаситель всего мира. Он есть Агнец Божий, Который берёт на себя грехи мира, а Израиль есть часть этого мира (Ин 1:29,36, 3:13-21,36). Мессия для Иоанна является Искупителем, Который Своей жертвой должен искупить весь мир и таким образом примирить весь мир с Богом. Для него слова Христос, Сын Бога живого имеют смысл духовный – вечного предсуществующего Агнца Божьего, берущего на Себя грехи мира.

При этом становится очевидным, что Иоанн понимает спасение человека в новозаветном смысле. Он свидетельствует о спасении человека от греха, и это спасение происходит через искупление жертвой Христа (Ин 1:29). Он понимает, что это спасение приходит через веру в Сына (Ин 3:36). Его понимание того, Кем является Христос, является совершенно правильным. К этому пониманию придут и апостолы, но значительно позднее, уже после смерти и вознесения Христа. Учение Иоанна о спасении находится в полной гармонии с учением Христа (Ин 3:13-21 и 3:31-36). В Ин 3:13-21 Иисус учит о спасении через веру, что верующий спасётся. Эта мысль о спасении через веру звучит достаточно ясно в законе, псалмах и пророках, например в тех же самых псалмах Давида 31 и 50 и особенно очевидна на примере Авраама, который был оправдан перед Богом вменённой праведностью через веру. Но спасение через веру не является учением в Израиле. Мы видим, что апостол Павел в послании к Римлянам достаточно ясно, однозначно, сильно и убедительно показывает и доказывает из закона и псалмов, что оправдание перед Богом происходит через веру (например 4 глава). Его обращение в этом послании к иудеям с вескими доказательствами того, что перед Богом оправдываются только верой во все времена независимо от дел закона, ясно показывает полное отсутствие в те времена учения у иудеев о спасении через веру. Иоанн Креститель имеет удивительное откровение от Бога и намного превосходит весь Израиль в понимании важнейших вопросов спасения и познания о Боге.


Третье отличие. Совершенно очевидно, что даже для учеников, не говоря уже о фарисеях, книжниках и священниках, многие слова Христа не понятны. Ученики часто не понимают того, о чём говорит им Христос, но по-крайней мере они не отвергают Его слов, как это делают фарисеи. Для учеников многое из свидетельства Христа ещё закрыто или недоступно для понимания.

В то же самое время учение Иоанна Крестителя находится в полной гармонии с учением Христа. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить Ин 3:13 и 3:31, 3:18 и 3:36, 3:17 и 1:29. Слова Христа в третьей и шестой главах Иоанна о том, что Он есть сошедший с небес, что имеет божественную природу, что Он равен Отцу и Отец и Он есть одно; слова Христа о спасении, что верующий, и только верующий, не судится, а неверующий уже осуждён, о необходимости смерти Мессии – всё это непонятно для учеников, и не может быть понятно для них, но находится в полной гармонии с учением Иоанна. Таким образом понимание Иоанном природы Христа, предназначения Христа и сути спасения находится в полной гармонии с учением Христа, в то самое время, как ученики Христа демонстрируют полнейшее неведение, медлительность понимания, и их представления обо всех этих вопросах располагаются в совершенно другой плоскости в искажённой и неполной форме.

При этом можно предположить, что так как люди почти не понимали учение Христа, то они также не понимали учения Иоанна.


4) Мы должны осознать, какими могли быть и какими были представления Израиля о грядущем Мессии. Слова и дела Христа радикально отличались от общепринятых представлений Израиля о грядущем Мессии. Христос принёс Новый Завет. Его учение было чрезвычайно трудно понять и принять. Его учение было настолько радикальным для Израиля, что требовалось сильное свидетельство Бога об истинности слов Христа через силы, чудеса, знамения (Деян 2:22).

Иоанн был послан свидетельствовать о Свете. И он не являлся светом, но свидетельствовал о Свете. Это видно и в Ин 1:19-34, где он объявил и не отрёкся, что он не Христос (стих 20), и в Ин 3:25-36, где сами ученики Иоанна являются свидетелями в том, что Иоанн не является Христом, но послан пред Ним (стих 28). Через него был явлен Израилю Христос. Иоанну из всего Израиля были даны удивительные откровения и познание о Христе. Он был уникален в этом смысле. Он имел то, чего не имели другие. Он понимал то, чего не могли принять и понять другие.

Но даже этот человек, видя служение Христа, сомневается. Даже Иоанн, имея такое удивительное понимание о Христе, даже обладая таким удивительном откровением о Христе от Бога, которое он не только имел, но и понимал и проповедовал – и то он сомневается. И находясь в темнице, посылает своих учеников к Иисусу узнать, Он ли есть Христос, или ожидать им другого - настолько Иисус, Его слова и дела, находящиеся в полной гармонии с откровениями Ветхого Завета, отличаются от представлений Израиля о грядущем Мессии, и поэтому настолько непонятные для всего Израиля, в том числе и для учеников Христа. Аминь.

3



Hosted by uCoz