Урок 73, Великий Первосвященник, Евр 4:14-16

В начале собрания прочитать Пс 109.

Прочитать в начале урока Евр 7:11-28

Сегодня я хочу поразмышлять о трех стихах из Евр 4:14-16. Давайте их прочитаем. Здесь говорится что мы имеем Первосвященника великого Иисуса Христа, прошедшего небеса – это первое (стих 14). Второе, о чём здесь говорится – что этот Первосвященник может сострадать нам в немощах наших, потому что искушён во всём, кроме греха (стих 15). Именно эти две вещи даны нам как причина для того, чтобы твёрдо держаться исповедания нашего и для того, чтобы с дерзновением приступать к престолу благодати, чтобы там получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Сегодня мы поговорим о величии и славе Христа как Первосвященника Нового Завета.


1) Величие, слава, совершенство и превосходство Христа как Первосвященника совершенно ясно провозглашаются в послании к Евреям. В Евр 3:1 Христос называется Посланником (Апостолом) и Первосвященником исповедания нашего. Я хочу обратить внимание на эти два слова в этом стихе: Первосвященник и исповедание.

Что мы знаем о первосвященнике? Это понятие возникает в законе Моисея. Через Моисея Бог дал постановления о Богослужении, о жертвоприношениях и святилище земном. По заповеди этого закона Богом избирался первосвященник, который приносил дары и жертвы за грехи (Евр 5:1-4). Он должен был приносить жертвы за грехи как за народ, так и за себя. Во святое святых никто не имел право входить, только однажды в год один только первосвященник, и то не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа.

Хотя закон Моисея был установлен только до времени исправления (Евр 9:10), но он должен показать нам и научить нас тому, какое предназначение у первосвященника. Именно этот первосвященник являлся посредником между народом и Богом. Именно этот первосвященник избирался Богом, чтобы приносить жертвы и ходатайствовать за народ. Жертва именно этого первосвященника была угодна Богу.

Мы знаем, что закон Моисея ничего не довёл до совершенства, поэтому необходимо было, чтобы этот закон был изменён (Евр 7:11-28). Как Моисей являлся законодателем Ветхого Завета, так Христос является законодателем Нового Завета. Новый Завет является нашим исповеданием. Христос является законодателем нашего исповедания. Как сыны Левия избирались священниками в Ветхом Завете, так и Христос является избранным Богом Первосвященником Нового Завета, Первосвященником нашего исповедания.

При этой перемене закона и священства вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. Христос, Первосвященник по чину Мелхиседека, является непоколебимым основанием для нашей твёрдой надежды, посредством которой мы приближаемся к Богу.


2) Совершенство не достигается посредством левитского священства (7:11). Закон Моисея ничего не довёл до совершенства (7:19). Поэтому необходима была перемена закона и перемена священства. Христос был поставлен Первосвященником с клятвой, потому что о Нём сказано: «клялся Господь и не раскается: Ты священник по чину Мелхиседека» (Евр 7:21). Так как Христос был поставлен с клятвой, то Он сделался поручителем лучшего завета (7:22). Вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу (7:19).

Новый Завет превосходнее Ветхого. Христос есть мера превосходства Нового Завета над Ветхим. Христос есть Первосвященник по чину Мелхиседека. Насколько более совершенным и превосходным является первосвященник по чину Мелхиседека по сравнению со священством Левия, настолько Новый Завет превосходнее Ветхого. Мелхиседек, царь Салима, священник Бога всевышнего – во-первых, по значению своего имени Мелхиседек есть царь правды, а по значению названия города Салима есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божьему, пребывает священником всегда (7:1-3). Мелхиседек был велик. Ему и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. А в лице Авраама Мелхиседеку дал десятину и Левий и все сыны его, ибо он ещё был в чреслах Авраама (7:4-10). Царь и священник Мелхиседек есть Ветхозаветный образ Христа как Царя и Первосвященника. Священников Ветхого Завета из колена Левия было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Христос, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, поэтому всегда может спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (7:23-25).

Такой и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однократно, принеся в жертву Себя Самого. Закон ставил первосвященниками людей, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Христа, на веки совершенного (7:26-28). Главное же в том, о чём говорим, состоит в том, что мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах, и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (8:1-2).


3) В законе Моисея в тенях и образах было открыто грядущее искупление человека жертвой Христа. Христос есть непорочный Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира (Ин 1:29,36; 1Пет 1:18-20). Эту жертву – совершенного Агнца Божьего, также должен был принести первосвященник. Этот первосвященник должен был принести такую удивительную жертву, равной которой никогда не было и не будет. Кому выпала такая удивительная роль? Сам Бог избрал этого первосвященника – ведь именно так по закону и должно быть. Бог как первосвященника избрал Христа. Здесь мы встречаем исполнение Библейской истины, что Христос есть всё во всём. Он есть жертва, и Он есть Первосвященник, Который должен принести эту жертву. Как Первосвященник Христос должен был принести в жертву Самого Себя.

Христос пришёл в полноту времени с большей и совершеннейшей не рукотворённой скинией. Как Первосвященник Христос вошёл не в рукотворённое святилище (скинию), по образу истинного устроенное, но в самое небо. Он однажды вошёл во святилище не с кровью тельцов и козлов, но со Своей Кровью. Он принёс Себя непорочного Богу и приобрёл вечное искупление (Евр 9:11,24,12,14). Он вошёл туда предтечей за нас (Евр 6:20), и остаётся там, чтобы ходатайствовать за нас.

Об этом величии Христа как Первосвященника говорится в стихе Евр 4:14. Именно совершенство, слава, величие, превосходство Христа как Первосвященника нашего исповедания дают нам основание для твёрдой верности нашему исповеданию.


4) Через Христа, посредством Крови Его, мы имеем доступ к Богу. Без Христа и вне Христа человек не может иметь никакого доступа к Богу. Мы должны с вами ясно понять, что люди имеют доступ к Богу только через посредника. И этим посредником является Иисус Христос. Он является Первосвященником исповедания нашего. Он, как Первосвященник, является единственным посредником между нами и Богом. Давайте прочитаем 1Тим 2:5. Здесь написано, что как Бог един (и один), так един (и один) и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус.

Здесь я хочу особо отметить служение Христа как Первосвященника. Мы знаем, что Христос является искупительной и заместительной жертвой, которая удовлетворила Божье правосудие и примирила с Богом и земное и небесное. Мы с вами знаем, что Бог оправдывает человека через веру во Христа; при этом Бог вменяет человеку совершенную непорочную праведность Христа, и таким образом человек получает доступ к Богу. Но сейчас я говорю не об этих двух важных вещах. Сейчас я хочу особо сказать о служении Христа как нашего Первосвященника в нашем вероисповедании. Не о служении Христа как Первосвященника много веков назад, когда Он Сам принёс Себя Духом Святым Богу. А о повседневном служении Христа как Первосвященника в нашем вероисповедании, посредством которого мы, верующие Нового Завета, имеем доступ к Богу.

За последние три с половиной тысячи лет было всего два истинных исповедания – закон Моисея (Ветхий Завет) и учение Иисуса Христа (Новый Завет). Существующие виды религий даже среди народа Божьего очень редко соответствовали и соответствуют этим двум исповеданиям. Сейчас истинным является исповедание Нового Завета. В этом исповедании есть только один Первосвященник – Иисус Христос. Когда мы приходим в святое святых перед престолом Божиим, то там нас уже ждёт Христос – наш Первосвященник. Через Него и только через Него мы можем приносить Богу угодные жертвы. Давайте прочитаем Евр 13:15-16. Даже наши тела, как жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения нашего, как об этом говорит апостола Павел в Рим 12:1 мы можем принести только руками Иисуса Христа. Очень часто мы думаем, что между нами и Богом нет никакого посредника. Но это не так - Христос наш посредник. Мы часто пренебрегаем Христом, не понимая, не осознавая, не используя Его служение как Первосвященника нашего исповедания и Его ходатайство за нас. Но мы не можем приходить к Богу иначе, кроме как через посредничество Иисуса Христа как нашего Первосвященника.

Мы имеем доступ к Богу только через Христа. Христос так и сказал в Ин 14:6 «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Это верно и истинно во все времена, начиная от Адама и Евы. Бог всегда являл Себя людям во Христе Иисусе во все времена: Адаму и Еве, Каину и Авелю, Ною, Аврааму, Иакову, Моисею, Исайе, Иезекиилю, Исайе. Бога никто не видел никогда, но единородный Сын явил Бога (Ин 1:18). Люди всегда видели славу Божию в лице Иисуса Христа, Который есть образ Бога невидимого (2Кор 4:4-6).


5) Сейчас я хочу сказать о подготовке Христа к служению Первосвященника. Христос был избран Богом и поставлен Первосвященником. Как Первосвященник Он должен быть обложен немощью, чтобы снисходить к невежествующим и заблуждающим, так как и Сам обложен немощью. Давайте посмотрим в Евр 2:10,17. Необходимо было, чтобы Бог усовершил Вождя спасения людей через страдания. Он должен был во всём уподобиться человеку, чтобы быть милостивым и верным первосвященником перед Богом, для умилостивления за грехи народа.

Как дети причастны плоти и крови, так и Он воспринял плоть и кровь семени Авраама (Евр 2:14,16). Именно поэтому Ангелы не имеют надежды на спасение – Христос не воспринял их природу и не умер за них, но умер за человека. Как человек причастен плоти и крови, то и Христос воспринял плоть и кровь, чтобы вкусить смерть за всех и смертью Своей лишить силы дьявола (Евр 2:9-17).


Он был вечным Сыном вечного триединого Бога. Но спасение человека подразумевает, что вечный Сын должен оставить славу небес, уничижить Себя Самого, принять образ раба и стать подобным человеку и по виду став как человек (Фил 2:6-7). Это воплощение вечного Сына в плоть и кровь было настолько удивительным и полным, что оно скрыло божественную природу вечного Сына от глаз людей. В Рим 1:4 апостол Павел говорит, что через воскресение Иисус открылся Сыном Божиим. Через воскресение из мертвых Его божественная природа была явлена, открыта. В плоти человека Он не перестал быть Богом Яхве, сотворившим в начале мир, но для людей Он был обычным человеком в плоти и крови. Он принял образ раба, слуги. Люди во Христе не видели ни вида, ни величия обещанного в ВЗ Христа Царя. Мудрецы с востока пришли в Иерусалим искать рожденного Христа Царя, а Он родился в хлеву в маленьком городе Вифлееме. Люди видели Христа и не было в Нем вида, который привлекал бы их к Нему. Он был презрен и умален перед людьми и они отвращали от Него лицо свое. Он был презираем и они ни во что не ставили Его. Его божественная природа и происхождение были совершенно скрыты от людей. Более того, они думали, что Христос на кресте был поражаем, наказуем и уничижен Самим Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис 53:2-4).


Восприняв плоть и кровь человека, вместе с этим Христос взял на Себя определённые немощи нашей человеческой природы. Какие немощи?

Мы знаем, что Христос уставал. В Ин 4:4-6 Иисус на пути из Иудеи в Галилею проходит через Самарию. Там у колодца Иакова Иисус присаживается, утрудившись от пути.

Мы видим, что Он испытывал голод. После крещения Иисус возведён Духом в пустыню, для искушения от дьявола, и постился сорок дней и сорок ночей, и напоследок взалкал. Это слово «алкать» означает сильное желание, сильный голод. В Мат 25:35,37,42 Иисус совершенно ясно использует это слово для обозначения голода.

Мы видим, что Он испытывает жажду. Уже на кресте распятый, Он говорит: «Жажду», и Ему дают губку, пропитанную уксусом (Ин 19:28-30). Человек, распятый на кресте, избитый и раненный, испытывает сильнейшие страдания, и одно из них – это жажда, особенно в жаркий безоблачный день, именно в который и был распят Христос. В Пс 21:15-16 описаны страдания, подобные тем, которые испытывал Христос: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце моё сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей...»; и также в Пс 68:22 «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом».

Он мог плакать. Ин 11:35 говорит нам, что Иисус прослезился у могилы Лазаря.

Мы видим, что Иисус уставал, испытывал голод и жажду, плакал.

Также мы можем определённо сказать, что интеллектуальная часть Его личности также была поставлена в зависимость от развития Его тела. Я думаю, что у Него было святое, не запятнанное грехом сознание и разумение непорочного человека и Бога. Но Он был рождён как младенец, и должен был взрослеть физически и интеллектуально. Я не берусь подробно размышлять об этом (слишком это сложная тема), но если вспомнить Лук 2:40, то мы видим, что младенец Иисус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости. Эти слова возрастал, укреплялся, исполнялся говорят сами за себя, что в развитии личности Христа присутствовал прогресс – Он возрастал, Он укреплялся, Он исполнялся. Не только физически, но и в духе и в мудрости. В возрасте 12 лет Он уже поразил учителей в храме Своим разумом (Лук 2:42-47). Он и дальше преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и людей (Лук 2:52). Эта необходимость возрастать в возрасте, разуме, мудрости была возложена на Христа как часть немощей нашей человеческой природы.


Мы должны понимать, что человеческое тело, наша плоть даёт обильную почву для искушений. Оно удивительно слабо и немощно. Насколько оно слабо и немощно? В Рим 8:3-4 апостол Павел пишет, что «...закон, ослабленный плотью, был бессилен». Наша плоть настолько слаба, что делает закон Божий бессильным.

Ева и Адам жили в святом раю и имели лишь один способ, чтобы согрешить - Христос жил в мире, который был исполнен греха, и имел лишь один путь, чтобы жить свято. Адам и Ева имели всего лишь одну заповедь, данную им Богом для жизни, и сатана, взяв повод от этой одной заповеди, обольстил и умертвил их ею (Рим 7:8-11) – Христос же имел весь закон, чтобы его исполнить, и сатана имел все заповеди, чтобы использовать их как повод для обольщения Христа.

И всё это, как написано, Христос претерпел. Во время искушения в пустыне уже в самом конце по прошествии сорока дней, Иисус взалкал. И приступил к Нему дьявол, чтобы Христос исполнил его волю и сделал из камней хлеб. Искуситель использовал слабость и зависимость нашей природы, чтобы искушать Христа. Иисус был искушен во всем (Евр 4:15), но все претерпев, устоял и поэтому может искушаемым помочь (Евр 2:18). Он в совершенстве и во всей полноте понимает то, что испытываем мы с вами.


В этом вопросе воплощения Христа легко заблуждаться. Христос для нас непостижим в тройной степени. Во первых, потому что Он обладал телом и разумом святого и непорочного человека. Мы знаем, что грех изменил радикально душу и разум человека. Мы можем только догадываться, как воспринимали мир Адам и Ева до их грехопадения. Это непостижимо для нас. Даже дети Божии имеют всего лишь начатки Духа. Во вторых, Христос был воплощением Бога в плоти и крови человека и во Христе сочетались и человеческое и Божие. А мы способны понять Бога в очень ограниченной степени даже через Его откровение к нам. В третьих, в добавление ко всему уже сказанному, во Христе человеческое и Божие сочеталось непостижимым для нас образом. Мы не знаем, как Божество Яхве в лице Иисуса Христа восприняло на Себя плоть и кровь человека.

Эти три причины делают понимание личности Христа, Его существа и характера, невероятно сложной задачей. В этом очень легко ошибиться, и люди часто ошибаются и заблуждаются. Они могут придавать слишком большое значение человеческой составляющей Его существа и при этом пренебрегать божественной составляющей Его существа или наоборот.


Христос был обложен немощью, Он был искушён во всём, как и мы, но не согрешил. Он был искушён во всём, подобно нам, кроме греха (Евр 4:15). Он во дни плоти Своей с сильным воплем и слезами принёс молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и был услышан за Своё благоговение. Хотя Он и Сын, но страданиями навык послушанию. И усовершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречён от Бога священником по чину Мелхиседека (Евр 5:7-8,9).


В конце давайте ещё раз прочитаем Евр 4:14-16. Аминь.

4



Hosted by uCoz