Урок 74 Престол благодати, Евр 4:14-16

Прочитать в начале урока Евр 1:1-3:6

Сегодня мы продолжаем говорить о Христе как великом и милостивом Первосвященнике (Евр 4:14-16). Мы начинали говорить об этом на прошлом уроке.

1) Небольшое вступление. Израильский народ имел закон Моисея со священством, с постановлениями о богослужении и святилище земном, которое было сделано по образу, показанному Моисею на горе (Евр 9:1, 8:5). Священники приносили дары по закону и служили образу и тени небесного (Евр 8:4-5). Эти образы небесного должны были очищаться кровью жертвенных животных (Евр 9:23).

Закон Моисея имел тень будущих благ, а не самый образ вещей. И закон никогда не мог одними и теми же жертвами, ежегодно приносимыми, сделать совершенными приходящих с ними (Евр 10:1). Скиния земная есть образ времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приходящего. Эти дары и жертвы с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Пока стоит прежняя скиния Ветхого Завета, то ещё не открыт путь во святилище к Богу (Евр 9:8-10). Именно поэтому настолько важно следовать постановлениям НЗ о богослужении, не заимствуя и не используя теней и образов небесного, насколько привлекательными и святыми сами по себе они бы не были. Их использование здесь на земле закрывает путь во святилище к Богу – так говорит Библия.

Рассуждая о перемене завета, апостол в 7ой главе к Евреям говорит о том, что посредством левитского священства совершенство не достигается (Евр 7:11-17). Поэтому есть нужда в другом священстве по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона. Бог обещал с клятвой установить священника вечного по чину Мелхиседека (Евр 7:21). Христос воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства, и из него никто не приступал к жертвеннику. Из этого ещё яснее видно, что Христос есть священник по подобию Мелхиседека (Евр 7:1-4,13-15). Закон ставил первосвященниками людей, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Христа, на веки совершенного (Евр 7:26-28).

Со сменой священства должна быть и перемена закона (Евр 7:12), т.к. закон сопряжён с левитским служением. Бог обещал через пророков времён Ветхого Завета заключить с народом Божьим Новый Завет (Евр 8:8-12). Почему? Потому что первый завет, завет Моисея, был не без недостатка. Как рассуждает апостол в Евр 8:6-7, если бы первый завет был бы без недостатка, то не было бы нужды искать места другому завету. Пророк, укоряя их, говорит (давайте прочитаем Евр 8:8-12): «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более».

Всё это произошло: Бог с клятвой поставил Христа как Первосвященника и заключил с народом Своим Новый Завет. Христос как Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего завета Он ходатай. Новый завет утверждён на лучших обетованиях (Евр 8:6). В этом завете вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу (Евр 7:19). Христос есть основание этой надежды: священников Ветхого Завета из колена Левия было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Христос, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, поэтому всегда может спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр 7:23-25).


Хочу особо отметить ту истину, что Христос есть Первосвященник Нового Завета. Хотя мы знаем кое-что об искупительной жертве Христа (и это замечательно!); хотя мы знаем кое-что о Его праведности, которую Бог вменяет верующим в Него; хотя мы даже немного знаем о том служении Христа как Первосвященника, которое произошло почти две тысячи лет назад, когда Он принёс в жертву Самого Себя как непорочного Агнца Божьего - но мы очень мало знаем о Его повседневном служении как Первосвященника нашего исповедания. Даже простое логическое рассуждение показывает, что перемена закона означает именно перемену закона, а не его отмену - хотя многие живут так, как-будто нет никакого закона. Но мы знаем, что на смену ВЗ не пришло беззаконие, а пришли заповеди НЗ, в том числе и о богослужении и о священстве. При этом перемена священства (Евр 7:12) означает именно перемену священства, а не его отмену. Левитское священство не исчезло бесследно, но на его место пришёл Священник по чину Мелхиседека. При этом мы не должны путать первосвященство Христа с всеобщим священством верующих, о котором говорится в Откр 1:6 и в других местах. У нас есть завет, у нас есть исповедание, а Христос есть Первосвященник нашего исповедания (Евр 3:1). Как Первосвященник Христос является единственным посредником между нами и Богом (1Тим 2:5). Сделавшись Первосвященником по чину Мелхиседека, Иисус предтечей за нас вошёл во внутреннейшее за завесу (Евр 6:19-20). Когда мы приходим в святилище перед престолом Божиим, то там нас уже ждёт Христос – наш Первосвященник. Он есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр 8:2). Через Него и только через Него мы можем приносить Богу угодные жертвы (Евр 13:15-16): будь то хвала, плод наших уст, благотворительность или общительность или любые другие жертвы.


2) Итак, мы имеем Первосвященника великого, прошедшего небеса, святого, непричастного злу, непорочного, отделённого от грешников и превознесённого выше небес (Евр 7:26). Это величие Христа как Первосвященника является твёрдым основанием для нашей надежды и для того, чтобы твёрдо держаться исповедания нашего (Евр 4:14).

Но мы имеем во Христе не только великого Первосвященника. Во Христе мы имеем такого Первосвященника, Который может сострадать нам в немощах наших и искушён во всём, кроме греха. Как дети причастны плоти и крови, так и Он также воспринял плоть и кровь, чтобы смертью Своей лишить силы дьявола, имеющего державу смерти. Христос немного был унижен перед Ангелами, чтобы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Необходимо было, чтобы Христос как Вождь спасения был усовершён через страдания. Он во дни плоти Своей с сильным воплем и слезами принёс молитвы и моления могущему спасти Его от смерти. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию. И усовершившись, Он сделался для всех послушных Ему причиной спасения вечного, быв наречён от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.

Он должен был во всём уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником перед Богом, для умилостивления за грехи народа. Христос есть образ Бога невидимого, но Он уничижил Себя Самого и принял образ раба и стал подобным человеку и по виду стал как человек. Мудрецы с востока пришли искать рожденного Христа Царя в Иерусалим, а Он родился в хлеву в маленьком городе Вифлееме. Люди во Христе не видели ни вида, ни величия. Люди видели Христа и не было в Нем вида, который привлекал бы их к Нему. Он был презрен и умален перед людьми и они отвращали от Него лицо свое. Он был презираем и они ни во что не ставили Его. Его божественная природа и происхождение были совершенно скрыты от людей. Более того, они думали, что Христос на кресте был поражаем, наказуем и уничижён Самим Богом (Ис 53:2-4). Его божественная природа была явлена, открыта через воскресение из мертвых, как об этом говорит апостол Павел в Рим 1:4.

Итак, мы имеем такого Первосвященника, Который может сострадать нам в немощах наших и искушён во всём, кроме греха. Он Сам претерпел, быв искушён, поэтому может и искушаемым помочь. Насколько это важно? Наряду с величием Христа Его сострадание является основанием для того, чтобы твёрдо держаться исповедания нашего (Евр 4:14-15).

Возникает вопрос: насколько важными для нас являются эти истины о величии Христа и Его способности нам сострадать? После почти пяти глав рассуждений о величии и сострадании Христа как Первосвященника апостол говорит о том, что об этом следует говорить ещё больше (Евр 5:11). Но не все были способны слушать. Хотя по времени им надлежало быть учителями, не все из них были способны потреблять твёрдую духовную пищу, но всё ещё нуждались в молоке Слова Божьего и в начатках учения Христова (Евр 5:12-6:2). После этого отступления о состоянии своих слушателей, апостол ещё несколько глав продолжает показывать величие, превосходство и славу Нового Завета и Христа как Законодателя, Ходатая и Первосвященника Нового Завета.


3) А теперь я хочу сделать некоторое применение наших размышлений об искушениях Христа во плоти и Его способности сейчас сострадать нам во всех немощах наших. Давайте подумаем. Христос чист, непорочен, свят, праведен, велик, превознесён выше небес, сидит одесную престола величия на небесах. Он там, на высоте небес, Он отделён от грешников. Это Христос. А мы? А мы порочны, немощны, непоследовательны, лукавы, мы подвержены искушениям, мы падаем.

И глядя на такого непорочного, славного и великого Христа, не возникают ли у нас мысли, что нам нет места рядом с ТАКИМ Христом? Поймёт ли Он нас? Примет ли Он нас? Что с нами будет, когда мы всё же предстанем перед Ним? Может быть, мы будем осуждены навечно за наши беззакония и грехи, ведь мы никогда не будем такими, каким является Христос? А ведь мы знаем, что именно такой абсолютной непорочности, как у Христа, требует закон Божий. И тогда мы теряем последние остатки надежды иметь непоколебимый мир с Богом.

Или... может быть у нас возникает чувство, что мы должны каким-то способом очистить себя и тогда мы сможем приблизиться к настолько непорочному и чистому Сыну Божьему и стоять перед Ним достойно и заслуженно? Не возникает ли у нас желание покрыть чем-то наши несовершенства и грехи до такой степени, чтобы наша порочность была скрыта от глаз других людей и от суда нашей совести? И тогда мы совершаем мёртвые дела и покрываем себя одеждами собственной праведности, в надежде, что мы сможем достойно приблизиться ко Христу? Но при этом мы всё дальше и дальше отходим от Христа.

Христос говорил, что научившийся у Бога Отца приходит ко Христу, и из приходящих к Нему Он никого не изгонит вон (Ин 6:37,45). Мы имеем Первосвященника не только великого, но способного сострадать нам в немощах наших, потому что Он подобно нам был искушён во всём, кроме греха. Он во всём уподобился братьям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником, ибо как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь. Христос спасает грешников и грешникам дарует Свою неоспоримо непорочную праведность. Он спасает только грешников и только грешникам дарует Свою праведность.


4) Христос умер. Для чего? Он пришёл, умер и воскрес, чтобы примирить с Богом и земное и небесное. Чтобы дать лучшую надежду, посредством которой мы можем приближаться к Богу. Христос умер для того, чтобы человек мог приблизиться к Богу.

В законе Моисея (в богослужении и в скинии) даны три удивительные вещи. Первое - там в тенях и образах Ветхого Завета провозглашалась возможность для падшего порочного человека войти в присутствие святого Бога. Каждый раз, когда первосвященник входил во святое святых, он показывал нам, что возможно войти порочному, грешному человеку в присутствие Божие. Мы знаем, что никто из первосвященников, кроме Христа, никогда не был святым - это однозначно. Это вернейшее утверждение. И вот они входили в присутствие Божие. Второе, что было показано в богослужении и скинии ВЗ – это каким образом грешный человек может войти в присутствие Божие. Должна быть пролита кровь жертвенного животного. Или лучше сказать короче – должна быть пролита кровь. Мы уже сказали о дефектности закона Моисея – эти жертвы не могли сделать совершенными в совести приходящих с этими жертвами. Из этого вытекает третье – ежегодно приносимыми жертвами указывалось на необходимость лучшей совершенной жертвы, которая сделает кровью своей совести приходящих с ней совершенными.

Ради этого Христос пришёл. Другой цели нет. Чтобы мы приближались к Богу. Я не буду здесь говорить о том, что мы к престолу Божьему должны приходить. Я скажу о том, что Христос умер для того, чтобы мы могли приближаться к Богу. Это утверждение ставит в нашей жизни и в наших отношениях с Богом многое на свои места. Величие и сострадание Христа как Первосвященника нашего исповедания в Евр 4:14-16 указываются как серьёзные причины для того, чтобы мы с дерзновением приступали к Божьему престолу.

Здесь, в Евр 4:16, говорится о престоле благодати. Само название говорит о том, куда мы приходим, к Кому мы приходим, для чего мы приходим и как мы приходим.

Библия говорит, что Бог обитает на высоте небес во святилище; Он восседает на престоле. Иоанну в Откр 4:2-11 было дано изумительное откровение о сидящем на престоле. Давайте прочитаем эти стихи... Приходящий к Богу приходит к подножию престола. Само место, куда мы должны приходить – это престол, престол благодати...

Что такое благодать? Слово «благодать» в толковом словаре (Д.Н. Ушакова) имеет такие значения: 1. полнота благ, довольство; 2. свыше ниспосланная сила, помощь (церк. книжн.). Одно из применений этого слова в Библии можно увидеть в Рим 11:6-7. Давайте прочитаем их: «...если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать...». Нам не всегда понятно значение слова «благодать» в Библии в каждом конкретном месте. Но здесь мы видим, что благодать Божия ясно противопоставляется нашим делам: если по благодати, то не по делам; а если по делам, то не по благодати, иначе благодать уже не будет благодатью. Благодать и наши дела несовместимы и противоположны.

Мы приходим к Божьему престолу, к престолу благодати. Само название престола однозначно отвергает какие-либо дела или заслуги, из-за которых мы могли бы получить доступ к этому престолу или что-либо получить у Бога, сидящего на этом престоле. Мы имеем доступ к этому престолу не по нашим заслугам, не по нашим делам, не по нашим достижениям, не по нашим плодам или успехам. Мы имеем доступ туда по благодати и только по благодати, а это значит, что не по нашим делам. Мы имеем доступ к этому престолу не потому, что мы сильные, уверенные в себе, самодостаточные, успешные, исполненные гордости за себя и за свои дела, исполненные собственной праведности и довольства собой. Нам открыли доступ к престолу не для того, чтобы мы показали Богу, насколько успешными детьми являемся мы для Него, не для того, чтобы похвалиться в этом перед Богом, и получить за всё это похвалу из уст Самого Господа. Наоборот, таким людям не место у Божьего престола благодати. Сам престол благодати отвергает это. Более того, им самим у этого престола будет не комфортно. К этому престолу имеют доступ люди немощные, слабые, усталые, сокрушённые сердцем и духом, недостойные, нищие. Эти люди приходят туда, чтобы получить милость и обрести благодать. Только для них есть место у этого престола благодати. Только они гармонируют с престолом благодати. Только им удобно и комфортно у этого престола благодати. Только их призывают к этому престолу благодати. Только им даны драгоценные обетования. Только их ждёт там милостивый и верный Первосвященник Иисус Христос, сострадающий им в их немощах. Как сказал Христос, блаженны нищие духом; блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие праведности. Вот таких людей призывают туда и такие люди приходят туда. И они получат то, что обещает им в нагорной проповеди Христос (Мат 5:3-6): они получат Царство Небесное, они утешатся, они наследуют землю, они насытятся. Ис 57:15 «Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий, - Святый имя Его; Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушёнными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушённых». Смиренным и сокрушённым есть место у престола благодати. Их призывают туда и им дают обетования. Можно прочитать ещё два места: Ис 55:1-3 и Мат 11:28-30. Люди у этого престола понимают своё положение, что сами по себе они недостойны приходить к этому престолу. Но они приходят к нему, потому что у них есть два утешения. Во-первых, они приходят к престолу благодати. И это место говорит само за себя. Во-вторых, их там ждёт их Ходатай (1Ин 2:1-2) - Ходатай Нового Завета, Иисус Христос. Он был обложен немощью, как и они. Они имеют там Того, Кто сострадал им в их немощах. И это является основанием их надежды, что они – такие недостойные, такие нищие, такие слабые – могут придти к этому престолу. Это даёт им дерзновение приходить к престолу.


Я думаю, что очень хорошей наглядной иллюстрацией того, как это должно происходить – это Ис 6:1-7. Давайте прочитаем это место. Здесь мы видим престол, там мы видим сидящего на престоле Господа, здесь мы видим пророка Исайю, избранного и посланного Богом на служение. Вот пророк предстаёт перед величием Бога, явленным в лице Иисуса Христа. Он видит величие, славу и святость Господа и осознаёт всю свою порочность. Один из серафимов касается горящим углём его уст. Его беззаконие удалено от него и его грех очищен. Исайя предстал перед престолом, увидел славу и величие Господа и свою собственную порочность, и нашёл милость у Божьго престола благодати.

В завершение урока давайте прочитаем Евр 4:14-16. Аминь.

4



Hosted by uCoz