Урок 75 Библейский отвес

В начале урока прочитать Евр 4:14-6:2


Я хочу сегодня остановиться подробнее на двух темах, которые возникают в послании к Евреям в рассуждениях апостола о славе, величии, совершенстве и превосходстве Иисуса Христа как Ходатая, Законодателя и Первосвященника Нового Завета.

1) Первая тема – это доступ к Богу через Христа. Христос есть Законодатель Нового Завета, и в этом завете вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. Христос пришёл, умер и воскрес и Его жертва была предназначена для того, чтобы даровать нам доступ к Богу. Именно такое понимание жертвы Христа уже само по себе направляет все остальные размышления о смерти Христа в определённом русле и подчиняет их одной мысли – вполне определённой мысли. Какой мысли? Чем на самом деле является спасение человека посредством жертвы Христа и цель этого спасения. Жертва Христа дарует нам доступ к Богу и именно это утверждение наполняет смыслом все остальные размышления.

В размышлениях о спасении человека почти всегда возникает вопрос: для чего всё это Бог сделал? Мы можем размышлять о величии и вечной славе Христа, о величине Его смирения, когда Он воспринял на Себя плоть и кровь человека, о Его искупительной жертве, о том, что Он избавил нас от власти тьмы, что Он освободил нас от проклятия закона и вечных мучений в озере огненном. Но все эти размышления сами по себе не имеют способности противостоять врождённому эгоцентризму человеческой порочной природы и не могут направить человека в правильном направлении. Сильнейший эгоцентризм человека неизменно приводит все эти размышления к вращению вокруг себя, а не вокруг Бога, и не позволяет поставить в центре своей жизни Христа – Солнце праведности. При этом эгоцентричном стремлении Бог всё же превозносится и прославляется, но только в той мере, в какой замысел и дела Бога служат тому, чтобы человек был счастливым в этом мире. Человек в конечном итоге прославляет Бога за своё счастье, приобретённое жертвой Христа. При этом величие, слава, жертвенность Бога оказываются мерой для понимания высокой значимости человека и в итоге служат для прославления именно человека как конечной цели, а не Бога. При этом люди могут рассуждать примерно так: посмотрите на величие и славу Творца и Спасителя; ТАКОЙ Бог пришёл спасти человека; ТАКОЙ Бог поставил его над всеми делами Своих рук; и хотя мы понимаем и говорим о величии и превосходстве Бога над человеком, но человек есть центр замыслов и деятельности Бога от самой вечности; и даже при всей незначительности человека сами замыслы и действия Бога всё же наделяют человека значительной ценностью в его собственных глазах и являются пищей для его гордости. При этом люди могут продолжать жить для себя и живут для себя, имея познание о всех этих вещах, размышляя о них и провозглашая о них другим людям. При этом они могут оставаться далеко от Бога, кланяясь Ему издалека, как когда-то это делали израильтяне у горы Синай (Исх 33:7-10).

Но именно эти слова о доступе человека к Богу посредством жертвы Христа упорядочивают и направляют в правильном направлении все остальные размышления. Именно об этом говорится и особым образом отмечается в послании к Евреям. Зачем Христос умер? Чтобы мы имели доступ к Богу. Зачем нам доступ к Богу? Чтобы служить и поклоняться Ему, славить Его. Только в этом случае конец таких размышлений есть Бог как конечная и единственная достойная цель хвалы и поклонения. В этом случае Бог не оказывается где-то далёко на периферии нашей жизни, не является маленькой звёздочкой (пусть даже самой яркой, но всё же лишь одной из многих) на небосклоне нашей жизни, но является центром, к которому стремится всё и вокруг которого вращается всё в нашей жизни. Тогда размышления об искуплении и о спасении от проклятия закона и вечных мук направляются в правильном русле – к Богу: всё это Христос сделал для того, чтобы мы приобрели мир с Богом и могли войти в Его присутствие и быть там. Это правильный подход (теоцентричный), в котором не остаётся место эгоизму человека, и где прославляется Бог, прославляется Христос.


2) Вторая тема, более обширная, на которой я хочу сегодня более подробно остановиться – это применение размышлений апостола о важности темы Христа как Первосвященника к нашей жизни. Апостол одиннадцать глав из тринадцати в послании к Евреям размышляет о величии, славе, совершенстве и превосходстве Христа, о Его служении как Первосвященника, о Его избрании и подготовке к этому служению. Где-то в середине этих размышлений (Евр 5:11) апостол говорит, что об этом следует говорить много. Он называет эти размышления о Христе твёрдой пищей, отличной от молока слова Божьего и первых начатков учения Христа (Евр 5:12-13. 6:1-2). Эти размышления о Христе являются удивительным отвесом для христианина, для верующего человека. Сам Дух Святой устами апостола провозглашает об этом.

Несколько лет назад Бог начал показывать мне мою собственную праведность и серьёзно обличать в лицемерии. В Лук 6:41-42 суть этого лицемерия выражена наилучшим образом (давайте прочитаем это место). Я называю такое лицемерие благообразным – оно выглядит во всём как добро, как благо. В этих стихах в Лук 6 показаны хорошие желания и цели человека – у него есть хорошее желание вытащить сучок в глазе брата своего. Но Бог сурово и категорично называет это лицемерием. Почему? Потому что человек не видит бревна в своём собственном глазе. Можно удивительным образом преуспеть и даже достичь определённого совершенства в понимании того, насколько важно и необходимо искать Бога, но при этом даже пальцем не шевельнуть в самих поисках. Можно призывать к этому других людей и преуспеть в этом настолько, что даже сами слушатели будут убеждены в необходимости этого – но при этом они не будут искать лица Божьего. Бог называет это лицемерием. Бог обличил меня в этом и показал мне направление, в котором мне нужно идти: нужно вытащить бревно из своего собственного глаза, иначе при самых лучших своих намерениях помочь ближнему своему так и останешься в глазах Бога благообразным лицемером. Поэтому около двух лет назад я решил, что в своих проповедях я не буду уделять много внимания важности и необходимости искать лица Божьего, но направлю все свои усилия именно на личные поиски лица Божьего. И уже затем в проповедях и уроках делиться плодами поисков Бога. Как показала практика, этот путь является несравненно более сложным, ведь даже неверующие люди, совершенно далёкие от Бога и от Библии, умеют замечать сучки в глазах ближнего своего и указывать на них. В этом многие люди даже без Бога преуспели.

В Ин 8:32 Иисус сказал, что познание истины делает человека свободным. Истинность этих слов начинаешь познавать тогда, когда Бог открывает истину Своего слова. Много раз за эти два года я размышлял о том, куда и как можно применить те или иные плоды поисков Бога, и почти никогда не находил немедленного ответа. Приходилось раз за разом признавать и исповедовать перед Богом своё неведение, своё незнание, свою немощь. Ответ приходил позднее. Становится очевидным, что само познание истины слова Божьего закладывает удивительный фундамент – непоколебимый фундамент. В какой-то мере даже не нужно размышлять о том, как я могу применить ту или иную истину. Царство Небесное редко похоже на извержение вулкана. Царство Божие больше похоже на семя, упавшее в почву, и не знаешь, как семя всходит и растёт, потому что сама земля сама собою производит сначала зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. (Мар 4:26-28). Царство Небесное подобно закваске, которую положили в три меры муки и она заквашивает всё тесто (Мат 13:33). Истина Божьего слова настолько практична, что она обязательно найдёт свой выход. Она произведёт свою работу. Она разрушит ложь, откроет собственную праведность, гордость, самодостаточность, самовлюблённость, самодовольство. Она будет разрушать, направлять, показывать, будет обличать.

Дух Святой использует эту истину о Христе как о великом и милостивом Первосвященнике как Библейский отвес, как стандарт, и прикладывает его к каждому верующему. Сам апостол применяет его в Евр 5:11-14 как стандарт, чтобы с его помощью показать слушателям их состояние и их положение перед Богом.


3) Сегодня я хочу попытаться применить этот отвес слова Божьего к нам. Я надеюсь, что эти размышления о Христе как Первосвященнике помогли хотя бы некоторым из нас придти к следующему пониманию: мы очень мало или почти ничего не знаем о Христе как о Первосвященнике нашего исповедания; нас не привлекает эта тема и она почти не интересна нам; мы не имеем представления о том, как её можно применить в нашей жизни; мы с трудом понимаем, зачем надо так пристально и так долго изучать эту тему и продвигаться всё дальше и дальше в изучении этого вопроса. Каждый урок, когда мы размышляли о Христе как Первосвященнике, я делился плодами своих поисков Бога в этом вопросе, и узнавал многие вещи всего лишь за несколько дней до предстоящего урока. Вывод неутешительный: мы не знаем предназначения этой истины и её практического применения в нашей жизни и более того, нам это совсем не интересно и мы не хотим прикладывать усилия, чтобы узнать.

В настоящий момент именно эта тема есть тот отвес, который может открыть нам наше невежество, нашу инфантильность (младенчество), нашу неспособность слушать и медлительность нашего разумения, гордость, самодостаточность, удовлетворённость достигнутым. Я попробую показать каждый из этих моментов.


а) Этот отвес слова Божьего открывает нашу удовлетворённость достигнутым. Мы имеем некоторое познание о Боге, о Библии, о Христе. Мы знаем о святости, праведности, любви и других характеристиках Бога. Мы знаем и исповедуем Христа как Сына Божьего, принявшем плоть и кровь человека, как Спасителя мира и нашего личного Спасителя. Бог давал нам познание о Библии: о поклонении, прославлении, страхе Господнем, покаянии, вере, обращении, рождении свыше и т.д. Когда-то эти важные истины для нас были новоприобретённым откровением, наполняли нас радостью и благодарностью. Эти истины когда-то для нас были больше похожи на Эверест, поразительный в своей красоте и практически недостижимый. Прошло какое-то время и мы достигли некоторого познания этих истин – в большей или меньшей степени. Мы стоим на этих покорённых вершинах слова Божьего и наслаждаемся победой и плодами этой победы. В какой-то мере мы считаем этот уровень познания достаточным и не видим особой необходимости двигаться дальше. Может быть, что уже наступил тот момент, когда мы уже не видим необходимости прикладывать неимоверные усилия в достижении глубин познания истины. Ведь никто не может упрекнуть нас в том, что мы ничего не знаем, ведь у нас уже есть победы и даже с этим познанием мы надеемся попасть на небеса – так зачем же напрягаться сверх необходимого? Зачем мне нужно размышлять о том, что в большинстве своём является предметом рассуждений богословов и кажется совершенно оторванным от реальной жизни? И мы радостно живём некоторое время на пьедестале славы наших былых побед и достижений, постепенно возрастая в гордости и охладевая, пока не приходит в нашу жизнь отвес слова Божьего и открывает перед нами более высокие вершины истины, по сравнению с которыми меркнут наши былые победы, а покорённые вершины оказываются лишь небольшими холмами.

Апостол называет твёрдой пищей познание о Христе как о великом и милостивом Первосвященнике, умеющем сострадать в немощах наших. Эту истину необходимо знать. Эту истину должны знать люди, и знать почти в совершенстве. И не только знать, но и жить в соответствие с этой истиной. Это будут люди зрелые, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла, которые сведущи в слове правды. А мы очень мало знаем об этом. Мы не понимаем и не хотим понимать всего этого, будучи удовлетворёнными достигнутым. Этот отвес слова Божьего показывает нам во всей полноте глубину нашего невежества, величину нашей инертности и лени, степень нашего удовлетворения достигнутым, наш недостаток ревности, величину нежелания идти дальше. Давайте прочитаем, что об этом говорит апостол: Евр 3:6 Христос как Сын в доме Божием, а дом Его – это мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца; Евр 6:11-12 «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца; дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования».


б) Этот отвес слова Божьего обнаруживает нашу гордость и глубину нашего неведения, или даже невежества. Мы горды тем знанием, которое имеем. Мы наслаждаемся своим познанием, мы гордимся им, оно превозносит нас. Основанием нашей гордости является наше представление о том, что мы что-то знаем, и это наше познание больше, чем у других людей или церквей. Наше познание действительно может быть даже больше, чем у многих других людей, у которых не было даже возможности слышать те проповеди, которые мы слышали, и читать те книги, которые мы читали. Часто основанием нашей гордости может быть следующее утверждение, что иметь такое познание как у нас лучше, чем не иметь никакого. Это правда, что такое знание лучше, чем ничего.

Апостол в послании к Евреям показывает нам одну из удивительных вершин познания о Христе. Это познание можно назвать Эверестом истины. Эта вершина служит в роли библейской мерыи показывает нам всю незначительность нашего познания по сравнению с тем познанием, которое мы должны иметь. Если когда мы и можем гордиться, то не сейчас. Это правда, что в какой-то мере наше познание может быть больше, чем у других людей. Но с другой стороны оно удивительно мало по сравнению с этим познанием, которое показывает нам о Христе апостол.

Как и написано в 1Кор 8:1-2 (давайте прочитаем эти стихи) «... знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать». Хотя мы и не хотим применять это утверждение к себе (ведь что-то мы всё-таки знаем!), но оно неумолимо обнаруживает наше невежество, надменность и гордость: если кто-то думает, что он знает что-нибудь, то он ещё ничего не знает так, как должно знать, особенно если его познание идёт вместе с надмением и гордостью. Именно это утверждает апостол. Возможно, что мы уже начали мудрствовать сверх того, что написано, и превозносится один над другим (1Кор 4:6-8). Возможно, что мы уже успешно царствуем и хвалимся так, как если бы мы получили всё своими силами и мудростью, а не от Бога. Мы считаем себя правильными в своих собственных глазах, но слово Божие открывает наше неприглядное положение перед Богом и разрушает нашу собственную праведность.


в) Этот отвес слова Божьего обнаруживает нашу инфантильность, наше младенчество. Мы можем иметь познание, которым мы довольны и которым хвалимся, которое превозносит нас в наших собственных глазах и над другими людьми. У нас может преобладать стойкое чувство собственной правильности и презумпция неправильности других людей, когда мы считаем, что только мы имеем истину, а другие люди никак не могут быть правы, потому что они не вместе с нами. Но этот отвес слова Божьего неумолимо утверждает, что то знание, которое мы имеем и которым мы гордимся и хвалимся, свойственно младенцам, как и пишет об этом апостол. Познание Христа есть твёрдая пища. Размышления апостола о славе и величии Христа как Первосвященника – это твёрдая пища и является отвесом слова Божьего. Это является стандартом, который показывает человеку его состояние и положение, где он находится перед Богом. Это слово Божие, это стандарт слова Божьего, и не важно, что мы сами думаем о себе и о своём собственном познании. Когда мы относимся равнодушно к твёрдой пище слова Божьего, и всё наше познание можно назвать всего лишь начатками учения Христова и молоком слова Божьего – то это показывает нам наше младенчество. Если людей нужно снова и снова учить первым началам слова Божьего, и для них нужно молоко, а не твёрдая пища, хотя по времени им уже нужно быть учителями, то они младенцы и не сведущи в слове правды (Евр 5:12-13). Они всегда будут колебаться под действием ветров различных учений, ведь именно такое поведение характеризует младенцев во Христе.


г) Этот отвес слова Божьего открывает в наших сердцах наших любимых идолов. Мы можем быть довольны неким количеством вопросов, о которых мы сами размышляем или о которых говорит проповедник. Мы читаем слово Божие, мы слушаем проповеди. Это может каким-то образом наставлять, обличать, направлять нас. Мы даже рады испытывать обличение и даже ищем его, потому что при этом мы можем чувствовать некое движение в наших умах и наших сердцах. Мы довольны этим движением в наших душах – значит наша религия не мертва. Мы привыкли слышать обличения в каких-то отдельных вещах. Мы даже рады слышать обличение в одних и тех же вещах, к которым мы уже привыкли и с которыми уже смирились: «Библия говорит, что я порочный человек, и я признаю это. Библия говорит, что все люди гордые, и я признаю это. Нужно исполнять заповеди Божии, а какие-то заповеди я не исполняю. Я виноват в этом и надеюсь придти в будущем к покаянию и исполнять все заповеди Божии и быть как Христос». Нас устраивает определённый набор вещей, в которых нас обличают. Мы даже чувствуем от этого себя лучше. Мы считаем, что сегодня Дух Святой не прошёл мимо меня.

Проповедь Христа во всей полноте открывает в нашей жизни и в наших сердцах идолов, к которым мы никому не позволим прикоснуться. 4Цар 17:22-41 говорит о людях, которых Ассирийский царь переселил на земли Израиля. Давайте прочитаем 4Цар 17:22-33. Эти люди не чтили Господа и Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их. И доложили об этом царю Ассирийскому и он послал туда одного из священников Самарии, который пришёл и жил в Вефиле и учил их, как чтить Господа. Чему мог их научить священник из Самарии? Мы знаем, как жили эти десять колен Израиля после их отделения от дома Давидова: они почти двести лет жили в грехах Иеровоама, поставившего двух золотых идолов, и не отступали от них, и за это отверг их Господь от лица Своего (4Цар 17:21-23). И вот этот священник Самарийский со своим пониманием о почитании Бога учит язычников чтить Господа, и они чтили Господа, и сделали у себя священников высот, и служили эти священники в капищах высот. Львы перестали умерщвлять их. Они чтили Господа, но и богам своим служили по обычаю своих родных народов.

Вспомним город Афины времен апостола Павла (Деян 17:16-31). Он возмутился духом своим, когда увидел этот город, полный идолов. Эти люди были особенно набожны. В этом городе было много святынь. И среди всех святынь города находился жертвенник и «неведомому Богу». Именно об этом неведомом Боге Павел проповедовал им – о Боге, сотворившем небо и землю.

Возможно чтить Господа настолько, чтобы проклятия Господа больше не поражали человека. Но при этом человек может продолжать почитать вместе с Господом и идолов своего народа, как это делали переселенцы на земле Самарии. Можно приносить жертвы Богу Творцу на жертвеннике, который окружён другими алтарями святых и почитаемых идолов, как это делали в городе Афины.

На что похожа наша жизнь? На что похожа ваша жизнь? Апостол Павел говорит, что тело христианина есть храм Духа Святого. Посмотрите на это слово «святыни», которое использовал Павел в Афинах. Сколько святынь существует в нашем телесном храме Духа Святого (в наших умах, сердцах и жизнях) помимо жертвенника Богу живому? Сколько святынь в сердцах наших, которые мы почитаем, но которые являются идолами? Эти святыни святы для человека, имеющего их там. Посягательство на эту святыню человек рассматривает как кощунство, как святотатство. Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Проповедь слова Божьего может и будет касаться наших святынь в сердцах и умах наших, какими святыми для нас они бы не были. Какие у вас святыни? Может быть это вера ваших отцов и дедов, или это традиции вашего народа, или это традиции ваших семей. Когда происходит посягательство на наши святыни, то мы сжимаемся как-будто от удара или в нас возникает негодование и возмущение: «Как проповедник посмел коснуться моих святынь в моём святилище, которые я оберегаю пуще зеницы ока?». Но слово Божие есть истина. Эта истина нелицеприятна и проникает до разделения души и духа, и судит помышления и намерения сердечные. Эта истина обнаруживает и затрагивает наши святыни, находящиеся в храме сердца нашего вместе с жертвенником Богу живому. Часто мы служим, почитаем и поклоняемся Богу живому лишь в той мере, чтобы Господь не посылал львов в наши жизни. Мы рады наставлению и обличению лишь в той мере, когда проповедь слова Божьего не затрагивает наших святынь. Но храм Духа Святого в наших телах должен быть очищен от этих святынь. Им нет места в храме Бога живого.


Сегодня мы на этом и закончим. Аминь.

4



Hosted by uCoz