Урок 76, Познание Бога

Прочитать в начале урока Евр 4:14-6:2.


1) На прошлом уроке мы попытались сделать некоторое применение к нам и к нашей жизни размышлений апостола в послании к Евреям. В этом послании апостол размышляет о вечной славе, о величии, о совершенстве и превосходстве Христа как Законодателя, Ходатая и Первосвященника Нового Завета и здесь же апостол показывает, в чём состоит суть превосходства Нового Завета над Ветхим. Этот Новый Завет есть то единственное верное и истинное исповедание, которое избрал Сам Бог. Бог заключает с людьми Новый Завет, вкладывает Свои законы в мысли человека, пишет их на сердце человека и становится его Богом, а человек становится частью Божьего народа. Авраам знак обрезания получил как печать праведности через веру, которую имел в необрезании (Рим 4:11). Бог и в Новом Завете дарует человеку особый знак как печать праведности через веру. Этот знак показывает человеку, что его оправдание перед Богом уже совершилось. Что это за знак? Я думаю, что как знак оправдания человека перед Богом в Новом Завете Бог запечатлевает человека Духом Святым. В 2Кор 1:21-22 Павел пишет: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». В Еф 1:13 (и в Еф 4:30) Павел пишет: «В Нём [во Христе] и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом». Эти люди услышали благовестие, они уверовали, и уверовав, были запечатлены Святым Духом. В Рим 8:14-16 Павел пишет: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии». Люди Нового Завета имеют лучшую надежду, посредством которой приближаются к Богу. Они приближаются к Богу через Иисуса Христа, Первосвященника их исповедания. Они приступают «к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета, Иисусу, и к Крови кропления...» (Евр 12:22-24).

В этом послании показана сердцевина фундамента, на котором стоит исповедание Нового Завет: а) величие и слава Христа, б) совершенство Его жертвы и в) вечность и совершенство Его первосвященства. Они имеют постоянный и непрерывный доступ к Богу, а не так как первосвященник ВЗ, который мог войти во святилище один раз в год, и то не без жертвы. Они имеют верного и милостивого Первосвященника, Который может сострадать им в их немощах, и поэтому они, пусть даже нищие, пусть даже слабые, пусть даже не без греха, имеют дерзновение приходить к Божьему престолу благодати, чтобы получить там милость и обрести благодать, в которых так сильно нуждаются.


2) Сегодня я хочу продолжить размышления о познании Бога.

Мы знаем, что для спасения человека необходимо познание о Боге. Как говорит апостол Павел в 1Кор 1:21, что Богу было благоугодно спасти верующих юродством проповеди. Люди приходят ко спасению через проповедь евангелия или даже во время проповеди. Спасение через юродство проповеди есть Божий путь. Этот путь противоположен попыткам привести человека к вероисповеданию через интеллектуальное убеждение, когда человека хотят убедить в определённых библейских фактах, при этом взывают к его человеческой логике или чувствам, используют различные псевдобиблейские мотивы и пытаются манипулировать эгоизмом человека.

Итак, необходимо соприкосновение человека с истиной, чтобы придти ко спасению. Но необходимо знать и помнить, что можно иметь познание о Боге, и очень обширное, и при этом не иметь мира с Богом, т.е. не иметь спасения. То есть можно иметь некоторое или даже обширное знание, и не иметь спасения, но невозможно иметь спасение и при этом не иметь познания о Боге и Его путях. Имеющий спасение получает познание о Боге и возрастает в этом познании. В Евр 8:8-11 написано: «... вот, наступают дни, говорит Господь, когда я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу и на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». Итак, все состоящие в Новом Завете, от малого до большого, знают Господа.

Итак, получивший спасение не может оставаться невеждой в слове истины. Мы должны понимать, что спасение человека есть суверенный акт Бога. Бог оживотворяет человека, как и написано в 1Пет 1:3-5,23. Спасение может получить человек, совершенно невежественный в познании Библии. Бог спасает человека от греха, от проклятия закона и грядущего гнева, независимо от глубины знания библейских истин. Человек может быть очень осведомлённым или очень невежественным в понимании того, как можно спастись непосредственно перед своим спасением, и при этом получить спасение (Деян 2:36-41, 16:26-34). Все заметные излияния Святого Духа во времена возрождений и пробуждений сопровождаются возгласами людей, вопрощающих о спасении словами стражника из Филлип: «Что мне делать, чтобы спастить?». Этот вопрос из глубины души человека открывает меру его невежества о пути спасения. Но если человек получил мир с Богом через Иисуса Христе, то он непременно будет иметь растущее познание о Боге. Спасённый, возрождённый, оживотворённый человек не остаётся в невежестве, но неизменно и неумолимо возрастает в познании Бога.


3) Когда Бог Своим суверенным актом избавляет человека от власти тьмы и вводит в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол 1:13), то Бог заключает с этим человеком Новый Завет, вкладывает Свои законы в его мысли и пишет их на его сердце, становится его Богом, а человек становится дитём Божьим и частью народа Божьего (Евр 8:10). Мы знаем, как обычные дети возрастают физически и умственно. В детях есть жизнь, неукротимое стремление двигаться, баловаться, познавать. Они растут; они удивительным образом воспринимают всё, что происходит вокруг них в мире; они всё воспринимают и переваривают в своём сознании, перенимают, учатся, действуют, возрастают в познании. И всё это зачастую происходит бурно и неудержимо – ребёнок учится плохому, или хорошему, но учится. Они могут бунтовать и не повиноваться, и этому приходится противостоять, иногда неотступно и каждую минуту день и ночь. Но дети растут, развиваются, возрастают в познании. Дети могут быть медлительными или ленивыми, но процессы познания и их развития происходят непрерывно. Эта способность ребёнка есть неотделимая характеристика его существа. Ребёнок есть живое существо – это человек. Если человек рождён свыше и в нём действует принцип жизни – духовной жизни, то он точно также, как обычный ребёнок, растёт и развивается. Новорожденный христианин двигается, падает, поднимается, растёт и развивается, пусть даже при этом он проявляет неповиновение, непослушание, леность или медлительность. Он есть дитя Божие, и он возрастает и мужает, как христианин. Этот рост есть неотъемлемая характеристика его новой природы дитя Божьего, пусть даже и новорожденного. Конечно, этот рост может быть замедленным, если внешние условия не благоприятны для этого: если пища или воспитание (или и то и другое вместе) не подходящие. Но принцип жизни, дарованной ему Богом, проявляет себя вопреки всем препятствиям в большей или меньшей степени, но проявляет себя. Как развитие и рост есть проявление жизни, так разложение и угасание есть проявление смерти. Прорастающее семя с чудовищной силой стремится к свету и пробивает толщу земли и взламывает над собой асфальт. Подобно этому семени Царство Божие прокладывает свой путь в сердце человека. Иисус учил, что Царство Божие похоже на семя, упавшее в почву, и не знаешь, как семя всходит и растёт, потому что сама земля сама собою производит сначала зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. (Мар 4:26-28). Царство Небесное подобно закваске, которую положили в три меры муки и она заквашивает всё тесто (Мат 13:33). Царство Божие неудержимо проявляет себя в сердце, уме и жизни человека. Дитя Божие возрастает в познании Бога, даже если в начале своего спасения было в полном неведении о Боге и о Библии. Давайте прочитаем несколько отрывков из Библии. Апостол пишет в Евр 8:11 «не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: «познай Господа», потому что все, от малого до большого, будут знать Господа». Апостол Иоанн пишет в 1Ин 2:27: «Впрочем, помазание которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». Иисус учит в Ин 6:44-45«Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне». Вспомним слова Христа в Ин 17:3 «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Эти слова есть выражение принципа жизни, которая есть в человеке: имеющий жизнь не остаётся без успеха и плода в познании Господа Иисуса Христа (2Пет 1:8).


4) На прошлом уроке мы рассуждали о словах апостола Павла в 1Кор 8:2 о том, что «кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать». Давайте прочитаем 1Кор 8:1-3. Эти слова апостола являются неоспоримой истиной. Для многих людей эти слова являются нелицеприятной истиной, которая судит их намерения и помышления сердечные и обнаруживает, даже вопреки их желанию, их истинное невежество, надмение и гордость. Вместе с этим необходимо признать, что человек должен иметь истинное познание и может его иметь. Каким же образом действительное познание истины сосуществует со словами апостола в 1Кор 8:2?

В ответ на этот вопрос можно сказать, что неадекватное, неправильное, неполноценное познание производит надмение и гордость, а правильное познание производит смирение и кротость. Я соглашусь с таким ответом. Но я хочу добавить к этому следующее: возрастание в истинном понимании Бога неизменно производит в человеке понимание всей глубины и меры его невежества. Чем больше возрастаешь в познании Бога, тем больше возрастаешь в понимании того, насколько мало знаешь и насколько неизмеримо велико неизвестное и непознанное. Чем больше возрастаешь в познании Бога, тем всё больше понимаешь, что всё достигнутое познание всего лишь капля в океане неизвестного. И чем больше узнаёшь из этого океана неведомого, тем больше узнаёшь, насколько неизмеримо велик этот океан. И наоборот, чем меньше истинное познание человека, тем больше у него уверенность в том, что остаётся всё меньше и меньше «белых» пятен в его познании о невидимом, великом и непознаваемом Боге. Кажется, что в Библии становится всё меньше и меньше вещей, которые не можешь объяснить. Но такие размышления показывают лишь меру неведения человека и служит плодородной почвой для семян гордости и надмения. При этом Бог великий, невидимый, непостижимый втискивается в ограниченный набор каких-то определённых (конечно же библейских!) утверждений. И эти утверждения на самом деле являются всего лишь клише, которые с успехом прикрывают всю полноту и меру невежества, в котором пребывает этот человек.

Эйнштейна или Азимова никто не может обвинить в невежестве. Эти учёные, как и многие другие, достигли в своих областях науки и искусства удивительных вершин. Они пришли к пониманию, что для человеческого разума невозможно объять и понять всё многообразие и величие Вселенной. И напротив, для обычного человека с его ограниченным познанием о Вселенной, в ней почти уже нет «белых» пятен. Они доверяют учёным: если мы чего-то и не знаем, то учёные уже давно всё изучили и объяснили. Но мы то с вами знаем, что это не так.

Эйнштейн и Азимов не имели симпатий к религии. Они были учёными-атеистами. Может быть, именно поэтому у них были какие-то проблемы с пониманием? Но нет. Многие благочестивые люди признают, что их познание мира и тем более Бога есть всего лишь маленькая капля в океане неизвестного. Вспомним Иова, равного которому в праведности, богобоязненности не было во всём мире. Он знал о Боге и Божьих путях, он твёрдо стоял на этих путях. В этом нет никаких сомнений. Но даже он по прошествии некоторого времени исповедует незначительность своего познания и признаёт всю меру своего невежества (Иов 42:3-6): «... Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых не знал... Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».


5) Послание к Евреям, размышления апостола о вечной славе и величии Христа и превосходстве Нового Завета являются библейским отвесом. Эти размышления удивительно практичны. Апостол перемежает свои размышления о совершенстве и превосходстве Христа практическими наставлениями к своим читателям. Основанием, корнем всех этих наставлений, побуждений, предостережений является величие Христа и Нового Завета. На трудном и узком пути, ведущем на небеса, апостол в этом послании расставил предупреждающие, запрещающие, информационные дорожные знаки, чтобы идущие по этому пути не потерпели крушение в вере: будьте внимательны к слышанному; познавайте апостола и первосвященника исповедания вашего Иисуса Христа; не ожесточите сердца ваши; будьте доброй почвой и приносите плод; не ослабевайте в добродетели; не грешите против благодати; взирайте на начальника и совершителя вашей веры Иисуса Христа; укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, чтобы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось; не отвращайтесь от Глаголющего с небес!

Эти размышления являются отвесом, индикатором, барометром состояния людей. Мы видим, что в пятой главе апостол применяет этот отвес к своим слушателям. Мы знаем, что эти люди обращённые из иудеев, они являются детьми Божьими, исповедуют истинное исповедание Иисуса Христа, у них есть великий и милостивый Первосвященник, они много пострадали за это исповедание, они служили святым, им положена награда от Бога. Это замечательные люди, дети Божии. Они многое испытали и сильно пострадали во имя Христа. Никто не может упрекнуть их в прошлом. Но сейчас их руки опустились и колени ослабли, они хромают и не ходят прямо ногами своими, они хотят вернуться к благородной, но уже отвергнутой Богом религии своих отцов. Размышления апостола о величии и славе краеугольного камня их исповедания – Иисуса Христа являются барометром, индикатором их состояния – им трудно истолковать, они сделались неспособными слушать. По времени им надлежит быть учителями, а они ещё младенцы во Христе, нуждающиеся в молоке слова Божьего, и не сведущие в слове правды.

Послание к Евреям удивительно практично. Оно открывает всю полноту порочной природы человека: его собственную праведность, невежество, довольство достигнутым и нежелание дальше страдать во имя Христа, удовлетворённость. Люди могут вести размеренную религиозную жизнь. Они получают свою порцию назидания, наставления, обличения в своей тихой заводи устоявшейся за многие годы религиозной жизни. Они даже рады получить некую долю обличения – это утешает их страдающую совесть и привносит оживление в жизни. Они в основном довольны своей жизнью. Они ради порассуждать и послушать о грехах других людей и о своих собственных, если их личное изучение или проповедь слова Божьего не затрагивает потаённых уголков их души и жизни. Там, во мраке, скрытые от глаз, или даже на самом видном и почётном месте, на виду у всех людей стоят их святыни, их идолы. Никто не может посягать на эти святыни, на этих идолов. Они святы. Но проповедь Христа во всей полноте касается всех сфер души и жизни человека и показывает необходимость изменения всего человека, а не только некоторой его части. В этом смысле Христос является краеугольным камнем исповедания Нового Завета. Если проповедуемое слово Божие являет славу и величие Христа во всей Его полноте, то Христос, Солнце правды, освещает скрытое во мраке и обнаруживает сердечные намерения (1Кор 4:5). И человек, который видел своё несовершенство, видел необходимость покаяния в каких-то определённых вещах, вдруг обнаруживает всю глубину несостоятельности и порочности своей религиозной жизни, своего сердца, своего ума. Свет славы Сына Божьего открывает всю его нищету, собственную праведность, гордость, невежество. И не все рады, по крайней мере в первое время, видеть своё истинное состояние, какое оно есть на самом деле. Ведь тогда люди будут вынуждены признать и исповедать всю свою несостоятельность и нищету перед Богом, признать бесполезность всех мёртвых дел, увидеть свою отчаянную нужду во Христе как Спасителе, Ходатае и Первосвященнике, возжаждать праведности Христа. Или они могут попытаться спрятаться от этого света под одеждами собственной праведности и мёртвых дел. И тогда Христос становится для них камнем преткновения и камнем соблазна. Он становится камнем, готовым на них упасть и раздавить их Своим величием и славой, если они не покаются, даже если это будет церковь Божия. Христос сдвинет светильник той церкви, которая не покается, как об этом написано в первых главах книги Откровение. Христос есть краеугольный камень, Богом избранный, испытанный, драгоценный. Для одних Он – драгоценность, а для других есть камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову (1Пет 2:4-8). Аминь.

4



Hosted by uCoz