Урок 1_, Вечная слава вечного Сына , часть 1

Иисус — Сын. (Евр 1:5).

В начале собрания прочитать Евр 1:1-13.

1) В стихах 4-5 апостол говорит, что Иисус наследовал славнейшее имя – Сын. Когда читаешь эти слова апостола, то возникает впечатление, что само по себе это имя Сын несёт в себе особенные славу и величие. Апостол не показывает и не объясняет, в чем состоит слава этого имени – Сын, но использует его как достаточное само по себе свидетельство особенных, превосходящих всё остальное, славы и величия Того, Кто носит его. Он не приводит никаких аргументов или объяснений, и складывается впечатление, что как для апостола, так и для читателей его послания (обращенных из иудеев, к которым и обращено в первую очередь этот послание) достаточно простого использования этого имени. Так и кажется, что само это имя несет в себе определенный смысл, совершенно понятный слушателям, и исполненный глубины, величия и славы. Использование имени Сын на протяжении всей этой главы (в стихах 2, 4-5, 8) говорит именно об этом.

Для меня слава и величие (совершенно очевидные как для апостола, так и для его слушателей) именно этого имени Сын были непонятны и сокрыты. Хотелось узнать, в чем же заключается слава этого имени для апостола и иудеев, к которым он пишет. Т.к. апостол пишет к иудеям, то вполне возможно (рассуждая о том, где найти смысл этого слова), что он обращался к ним, опираясь на вполне очевидные для всех них откровения Ветхого Завета (ВЗ). Как мы видим в этом Послании, сам автор использует в этой главе свидетельства именно ВЗ.

Итак, это имя Сын исполнено для них глубокого смысла и значения. И кажется, что достаточно просто применить это имя к Иисусу из Назарета, чтобы показать всю полноту Его величия. Кажется, будто для них смысл этого имени настолько очевиден, что не требует пояснений, точно также, как для нас очевидны и понятны сравнения: белый как снег, или черный, как сажа.

Так в чём же состоит величие этого имени Сын, что оно даже не требует пояснений? Конечно, описания, данные апостолом в ст.2 (Он наследник всего и Он сотворил веки), ст.3 (Он держит все словом силы Своей), ст.4 (Его превосходство над ангелами), ст.6 (поклонение Ему ангелов), ст.8-9 (Он праведный Царь и престол Его навеки) и ст.10-12 (Сын есть неизменный Яхве, сотворивший вселенную) являют особую славу Сына, но все же не отвечают на вопрос, в чем же состоит особенная слава имени Сын, так что простого его упоминания в ст.5 достаточно?


2) Давайте порассуждаем и попробуем найти ответ на этот вопрос.

Может быть ответ кроется в ВЗ? Но на удивление ВЗ говорит крайне скупо о Сыне. Всего два места, приводимые апостолом в Евр 1:5 (1Пар 7:14 и Пс 2:7), да ещё два места в Исайе (Ис 7:14 и Ис 9:6).

Давайте рассмотрим цитаты ВЗ, приведенные апостолом в Евр 1:5.

Первое место из 1Пар 17:10-14 по всеобщему согласию (людей времён ВЗ и НЗ) выделяет дом Давида из всего колена Иуды тем, что именно из сынов Давида Господь восставит Мессию (ст.11), Которого поставит в доме Божием и Царстве Божием на веки, и престол этого семени, Мессии, будет твёрд вечно (ст.14), и Ему Господь будет Отцом, а Тот будет Ему Сыном.

Второе упоминание в Пс 2:7 также по всеобщему согласию (людей времён ВЗ и Нового Завета) говорит о Мессии: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». Это пророчество из Пс 2:7 апостол Павел в Деян 13:32-37 применяет к воскресению Христа из мёртвых, и это воскресение есть неоспоримое свидетельство Бога о Христе как о Сыне Божьем (Рим 1:1-4). Но опять же, это место не очень помогает понять суть величия имени Сын. О двух других упоминаниях о сыне из книги пророка Исайи мы поговорим позднее.

ВЗ говорит о многом, и являет всю полноту славы Бога Яхве. Но суть всей славы и величия Сына кажутся неуловимыми. Да, ВЗ свидетельствовал о триединстве Бога Яхве, об Его отличных друг от друга личностях (см. Ис 48:12-17, особенно стих 16, а также Зах 2:6-9. Это хорошо показывает Джон Оуэн в своих трудах). Да, ВЗ говорит об удивительном величии и славе грядущего Мессии Царя, наделяя Его положением и природой Бога Яхве. Да, ВЗ говорит о величии Мессии как Сына: в Ис 7:14 и Ис 9:6 так и говорится о рожденном Мессии как о Сыне.

Но. Но... люди, глядя на это свидетельство о Мессии как сыне, так и понимали буквально это слово Сын - как младенец мужского пола... Кто из людей времён ВЗ осмелился толковать все эти откровения ВЗ в их истинном значении, которое совершенно очевидно во свете Писаний Нового Завета (НЗ) - да и то для немногих, - когда Сам Бог решил удержать умы людей от понимания этих истин до установленного Им Самим времени — времени пришествия Мессии? Поэтому во времена ВЗ не существовало учения о триединстве Бога: Бог Яхве считался в одном лице – Отец, а Его Дух как неотъемлемая и безличностная часть Божества. Полнота существа Яхве как Бога триединого, в трех лицах как Отец, Сын и Дух Святой была явлена в ВЗ, но по суверенному определению и воле Божиих эта истина была сокрыта от глаз людей.. А ведь именно в этом состоит особенная слава имени Сын как особой личности триединого Бога Яхве, сокрытой до времени и явленной миру в Иисусе Христе, рожденном от Марии.

Лишь в свете НЗ мы можем увидеть в ВЗ всю полноту природы, бытия и существа Бога Яхве. Не зря написано уже в НЗ, что покрывало при чтении ВЗ снимается Христом (2Кор 3:12-16). Именно понимание триединства Бога как Отца, Сына и Духа Святого дает возможность понять всю полноту величия и славы Сына, о которых говорит в Евр 1 апостол. Именно это. Бог Яхве существует в трёх лицах: Отец, Сын и Дух Святой, и вся полнота славы Сына лежит именно в этом. Именно это даёт осознание тех особых отношений Отца и Сына в Евр 1:5, именно это мгновенно возносит Сына на недосягаемую никем и ничем высоту. Из этого понимания проистекает все остальное: именно поэтому Ангелы поклоняются Ему, именно поэтому Он праведный Царь и Его престол навеки утвержден и не поколеблется, именно поэтому Он из вечности в вечность пребывает неизменным, хотя земля и небо обветшают, как ризы, и изменятся (Евр 1:4-13). И я сейчас говорю именно о Сыне.


3) Когда видишь славу Христа как на вечного Сына, и смотришь на Христа как на Сына, то откровение Библии о триедином Боге не вызывает конфликт в разуме, когда пытаешься осознать: как же может существовать один Бог, но в трех лицах? Когда взираешь на эту славу Христа как Сына, то Бог Отец и Бог Дух Святой занимают должное возвеличенное положение, и это не тревожит разум, разрываемый до этого парадоксом непостижимого триединства. Проблемы с принятием и осознанием триединства неизменно начинаются тогда, когда отводишь взгляд от Христа и начинаешь прикладывать к Богу хлипкую измерительную линейку падшей человеческой логики и философии.

Величие и слава имени Сына, подразумеваемые в Евр 1:4-5, состоят из откровений ВЗ, но открыты для понимания автора Послания и тех иудеев, к кому он обращается в своём послании, только в свете личности Христа. Иисус Сам по Себе (а не только Его благовестие о грехах, покаянии, обращении) явился удивительным радикальным откровением об истинном бытие Бога Яхве как Отца, Сына и Святого Духа. Иисус есть вторая личность триединого Бога, явившегося во плоти и образе человека. В этом самая суть всей полноты величия и славы Христа. Он – Сын.

Я думаю, что именно этот смысл вкладывает апостол в Евр 1:2-13. Сам Христос является откровением – Он есть личность триединого Бога.

И здесь мы говорим о вечном существовании Христа как Сына. Он был Сыном всегда, из века в век. Бог Отец был Отцом из века в век - всегда. Триединый Бог Яхве существовал всегда как Бог Отец, Сын и Дух Святой. Именно в этом заключена особая слава и величие Сына, вечного и неизменного.


4) И здесь для лучшего понимания вечной славы вечного Сына как Сына необходимо рассмотреть два возможных возражения:

А) Несмотря на такое очевидное применение Павлом слов из Пс 2:7 к воскресению Христа (см. Деян 13:32-37) существует много мнений о значении этого места не только среди иудеев, но и среди христиан. Некоторые говорят на основании этого места, что Христос хотя и не был сотворен, но был рожден Богом Отцом каким-то образом ещё до сотворения мира. И этим рождением Христос наследовал божественную природу. А до этого момента рождения Отцом Сына Иисус не существовал, т.е. именно в этот момент Иисус начал Свое существование. Но такой подход к толкованию этого места и подобных ему имеет несколько серьезных возражений и вопросов:

а) такое толкование противоречит ясному смыслу этого места, изложенному апостолом Павлом в Деян 13:32-37.

б) такое толкование само по себе отвергает идею неизменности триединого вечного Бога Яхве, подразумевая, что в момент рождения Отцом Сына (каким-то неизвестным никому образом) Бог Яхве радикально изменился: от двуединого (Отец и Дух Святой) к триединому (Отец, Сын и Дух Святой). Это радикальное изменение сущности бытия Бога противоречит Его природе, неизменность которой недвусмысленно отражена в самом имени Бога Яхве. У Него нет изменения и даже тени перемены (Иак 1:17).

в) такое толкование порождает также вопрос: в чем состоит природа такого рождения? И где это показано в Писаниях ВЗ или в НЗ? Чем это рождение отличается от сотворения? Замена слов «сотворение Христа» на «рождение Христа» не изменяет сути или цели подобного утверждения, а именно, что Христос имел начало, а это однозначно лишает Его божественной природы Бога Яхве. Тогда Христос низводится до уровня творения.

Б) Следующее возражение может найти своё основание в Лук 1:31-35, когда Ангел Гавриил говорит Марии о грядущем рождении Иисуса. В стихе 32 Гавриил говорит, что Иисус наречется Сыном Всевышнего, а в стихе 35 говорит и причину, почему Иисус назовется Сыном Всевышнего: сила Всевышнего осенит Марию, поэтому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Может возникнуть впечатление, что только с этого момента Своего существования Иисус начинает быть Сыном Божиим, потому что появляется на свет таким удивительным образом, т.е. именно такое рождение Иисуса женщиной от Духа Святого и делает Иисуса Сыном Божиим.

Эти слова являются истиной, но это не является причиной той удивительной славы Сына, которую подразумевает и на которую указывает апостол в Евр 1. На этом объяснении можно остановится и успокоиться только в одном случае - если забыть о предсуществовании Иисуса, о том, что в этот момент воплощения происходит смирение вечного триединого Бога в лице Сына, Который воспринял плоть и образ человека (Евр 2:14), стал как человек, но остался и Богом. Если Иисус является Сыном Божиим только потому, что рожден по воле Бога Духом Святым от женщины, то Иисус лишается почти всей Своей славы. И тогда вопреки многочисленным свидетельствам Библии Иисуса начинают представлять неким суперчеловеком: т.е. Иисус из Назарета наделен удивительными суперспособностями из-за своего удивительного рождения, но Он всё же (только) человек, а не воплощение божества Яхве в плоть и кровь человека.

Я думаю, что будет правильным рассматривать эти слова Гавриила к Марии как определенное свидетельство, печать со словами «Сын Божий» на вечном Сыне, принявшем образ и плоть человека, смирив Себя и оставив славу. И Его вечная слава как Сына, которую Он имел у Отца как Сын триединого Бога, явлена всему миру в Его воскресении из мертвых (Рим 1:1-4). И позднее Иоанн запишет: «Мы видели славу Его, славу как единородного от Отца… Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:14,18). Аминь.

3



Hosted by uCoz