Урок 2, Вечная слава вечного Сына, часть 2

Иисус - Яхве (Господь).

В начале урока прочитать Евр 1:1-12 (на Пс 101:26-28).

1) В Евр 1:10-12, говоря о Сыне, апостол цитирует слова из Пс 101:26-28. Этот псалом – молитва страждущего к Господу Богу. И хотя в цитируемом из Пс 101 отрывке нет упоминания самого имени «Господь», но нет никаких сомнений, что стихи 26-28 обращены именно к Господу Богу, и говорят именно о Нём, о чем свидетельствует весь псалом.

Как мы знаем, при чтении и переписи текстов Священных Писаний еврейское имя Бога Яхве иудеями было заменено именем Адонай, т.е. Господь, и эта практика была полностью была перенесена также в Синодальный перевод Библии на русский язык. И в этом Псалме страждущий обращается именно к Господу - Богу Яхве. Пс 101 в отличие от других псалмов, например Пс 2 или Пс 44, очень трудно, если вообще возможно, назвать мессианским. Нет никакого явного свидетельства, никакого указания, в самом псалме, что этот псалом говорит о Мессии, о Сыне. И если бы стихи Евр 1:10-12 были бы словами человека, то мы могли бы подвергнуть сомнению его мнение, потому что он добавил к словам Псалма 101:26-28 имя Господь, и применил эти слова из Пс 101 к Мессии — и мы могли бы не согласиться с его мнением, отвергнуть его.

Но из Евр 1 совершенно очевидно, что эта глава есть свидетельство Самого Бога Духом Святым. И свидетельствует Бог о превосходстве именно Сына над Ангелами, и все цитируемые из ВЗ места применяются именно к Сыну, Мессии — и ни к кому другому: ст.5 «ибо кому когда сказал: «Ты Сын Мой…», ст.8 «А о Сыне: «Престол Твой, Боже, в век века…», и в ст.10 также о Сыне: «в начале Ты, Господи, основал землю…».

И хотя в греческом тексте цитаты из Пс 101:26-28 в Евр 1:10-12 вместо еврейского слова Яхве (используемого во всём тексте Псалма 101) используется греческое слово ku/riov (куриос), которое переводится как «Господь, господин, государь, повелитель, хозяин», но совершенно очевидно, что это греческое слово «Господь» в полном соответствии с обычаями иудеев и с переводом ВЗ на греческий (Септуагинта) используется вместо имени Бога Яхве, которое и стоит в еврейском тексте Псалма. Совершенно очевидно из Псалма 101:26-28, что в Евр 1:10 под Господом подразумевается именно вечный неизменный Бог Яхве, и никто другой.

Надеюсь, что мои рассуждения достаточно ясны и однозначны в провозглашении этой истины о том, что через апостола в Евр 1:10-12 Сам Бог свидетельствует о Христе как о Яхве - вечном и неизменном Творце вселенной. В нашем уроке я использовал и буду использовать имя Господь вместо Яхве, следуя примеру ВЗ и НЗ, без каких-либо исключений: когда я говорю Господь, я подразумеваю Яхве.


2) Эти стихи 10-12 являются мерой величия и славы Сына. Если спросить: «где мера славы и величия Сына?», то эта мера находится здесь, в этих стихах. Именно в творении Бог явил Свое невидимое, вечную силу и Божество (Рим 1:19-20). И если в Ин 1:1-3, Кол 1:16, Евр 1:2 говорится о том, что именно Сын сотворил все (т.е. утверждается факт творения всего Сыном), то в Евр 1:10-12 дается мера величия Сына на фоне всей истории неизмеримой вселенной — истории всей вселенной, которая изложена всего лишь в двух этих стихах: вот вселенная сотворена в прошлом, вот она постепенно ветшает в настоящем, вот в будущем она обветшает как ризы и будет уничтожена, и там же, в будущем, будет сотворена новая вселенная. Удивительным образом в этих двух стихах заключены все тысячи лет прошлого, настоящего и будущего той вселенной, в которой живём мы с вами, и частью которой мы являемся.

Творение удивительно велико и оно является свидетельством величия и силы божества Творца. И над всей этой вселенной, охватить и измерить которую не способен человеческий разум, пребывает неизменный Сын. Он отделен и превознесен над всем творением, которое неизмеримо и кажется вечным и непоколебимым, но все же постепенно ветшает и когда-то потребует замены. Тысячи лет существования этого мира как ничто на фоне неизменности и вечности Сына.


3) Пс 89:5 дает нам несколько удивительных примеров восприятия человеком времени. Весь вчерашний день, исполненный тяжелого труда, сегодня воспринимается как несколько кратких мгновений. Весь вчерашний день уже в прошлом для нас, и воспринимается лишь как несколько кратки мгновений наших воспоминаний.

Этот же псалом (Пс 89:9) говорит о том, что мы теряем лета наши, как звук. Вот я хлопнул в ладоши, и в тот же самый момент, когда мои ладони остановились, исчез и громкий звук хлопка. Точно так же, как исчезает этот звук, так и мы теряем наши годы. Я думаю, что Адам в конце своей жизни размышлял о том, как быстро пролетели все годы его долгой жизни (936 лет) — все эти сотни лет, когда они прошли, стали для него как несколько мгновений.

И напротив, два часа ночной стражи для сторожа похожи на вечность, когда он один стоит на посту, а все остальные спят и вокруг тишина. Каждая минута для сторожа как час, и час, как вечность, когда хочется спать и веки наливаются свинцом. Два часа на посту ночью тянутся удивительно долго, и кажется, что они никогда не закончатся.

Вот какие удивительные вещи показывает нам Пс 89:5. Это субъективность восприятия человеком времени - годы проходят как несколько мгновений, и часы тянутся как вечность. Именно так для вечного Бога Яхве тысяча лет как несколько мгновений вчерашнего дня, когда он, этот вчерашний день, прошел. - и два часа времени как вечность. Для Господа тысяча лет как один день, и один день как тысяча лет (2Пет 3:8). Господь существует над временем и вне его: Он не подвержен влиянию времени, Он неизменен, Он тот же. Здесь, в Евр 1:10-12, Святой Дух свидетельствует о Сыне как о Боге Яхве, неизменном и вечном Творце, пребывающем в вечности и существующем независимо ни от чего. Здесь мы говорим о вечной славе вечного Сына, Который лишь на короткое время оставил славу небес, немного был унижен перед Ангелами, в плоти человека рожден девой Марией от Духа и поэтому был наречен Сыном Бога Всевышнего, и совершив Собой очищение грехов, воссел одесную престола величия на высоте.


4) В ВЗ Господь обещает посетить Свой народ и быть среди них и все эти пророчества исполнены Иисусом Христом:

Зах 2:8-11 «Так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычей рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня. Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе».

Ис 8:13-15 «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлей и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся, и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены».

Мал 3:1,5 «…и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф… И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, кто клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф».


5) Вот что говорит Новый Завет об исполнении этих пророчеств Ветхого Завета Иисусом Христом:

(Зах 2:8-11) - Ин 1:14 «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца».

(Ис 8:13-15) - Лук 2:21-35 «…и благословил их Симеон, и сказал Марии, матери Иисуса: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…»; 1 Пет 2:7 «Итак Он (Христос) для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна».

(Мал 3:1,5) - Мат 21:12-13 «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников».


6) Рассуждения о триединстве. Некоторые могут возразить, что исполнение всех этих пророчеств Иисусом можно принять, но все же объяснить пришествие и обитание Господа Бога среди людей образно, не принимая Христа как воплощение Бога Яхве. Но свидетельство НЗ однозначно (1Тим3:16): «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Написавший эти слова о Христе апостол Павел признавал только одного Бога – Яхве.

А теперь рассмотрим достаточно трудный момент: Библия в одни моменты ясно выделяет в Божестве отдельные личности, а в других ясно говорит об одном едином Боге. Например в Евр 1:1-3 видимо явное отделение Бога и Сына, в то же время в Евр 1:10-12 утверждается, что Сын является Божеством Яхве, превознесенным, вечным и неизменным.

Мы можем скрупулезно исследовать действия Христа, Духа Святого, Отца, видеть свидетельства Библии, что Они наделены всеми характеристиками отдельных друг от друга личностей, и тогда нам кажется невозможным, чтобы эти отдельные личности могли быть одним Богом.

В то же время мы крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мат 28:20). Единородный Сын сущий в недре Отчем (Ин 1:18), Отец в Сыне и Сын в Отце (Ин 10:38), Сын и Отец одно (Ин 10:30).

Как примирить эти откровения?

Давайте посмотрим на один пример, который может помочь нам в нашем затруднении. Никто не будет отвергать, что человек имеет всего лишь одно тело (физическое). Даже при небольших познаниях мы знаем, что это одно тело состоит из многих систем (кровеносной, пищеварительной, нервной), многих внутренних органов (сердце, печень, легкие и т.д.), органов чувств (слух, речь, зрение, осязание), членов тела (руки, голова, ноги). Эти системы и органы отделены в какой то степени друг от друга, они способны работать вполне независимо друг от друга и работают часто независимо друг от друга (слух от зрения, пищеварение от ног и т.д.), хотя и взаимосвязанно. Хотя тело состоит из многих систем, органов, членов, мы признаем, что у человека одно тело, состоящее из многих частей, ясно и четко выделенных, отдельных, но в тоже время составляющих одно тело. Мы понимаем взаимодействие этих систем и органов, и поэтому в наших мыслях не возникает конфликтов из-за существования многих органов в одном теле. При желании наверное можно утверждать, что у человека не одно тело, а просто совокупность многих систем, органов и членов - хотя я ни разу не слышал такого, потому что все соглашаются в том, что тело одно, хотя и много частей, органов и членов. Так и один Бог, хотя три личности: Отец, Сын и Дух Святой. И в этом состоит особая слава Сына как личности триединого Бога Творца.

Один Отец не являет всей полноты Божества, один Сын не являет всей полноты Божества, один Дух не являет всей полноты Божества. Вся полнота Божества Яхве это Отец, Сын и Дух Святой. Когда Бог говорит через Духа Святого, то вся полнота Божества говорит через Дух. Когда Бог говорит через Сына (или в Сыне), то вся полнота Божества говорит в Сыне. Итак, Бог Яхве Отец, Сын и Дух Святой в последние дни сии говорил нам в Сыне, Который Своей личностью представляет всю полноту Божества Яхве. Аминь.

3



Hosted by uCoz