Урок 3, Вечная слава вечного Сына, часть 3

Иисус - Бог (Елохим) (на стихи Евр 1:8-9 и Пс 44:7-8).

Прочитать в начале собрания Псалом 44.

Прочитать в начале урока Евр 1:1-12.

1) Сегодня мы обратим наше внимание на стихи Евр 1:8-9. Эти стихи являются цитатой из Пс 44. Давайте откроем этот Псалом. Этот псалом является песней о Царе. Когда мы смотрим на эти два стиха из Пс 44 (стихи 7-8), то они являются кульминацией всего Псалма. Я думаю, что наверное по этой причине апостол и использует именно эти два стиха из этого замечательного Псалма, чтобы максимально показать славу Царя.

Итак, обратимся к Псалму 44. Как говорит сам этот псалом, он является песней о Царе. Весь этот Псалом - это Мессианский псалом, описывающий грядущего Мессию Царя (ст.2-9) и Его невесту – Церковь (ст.10-16). Совершенства Царя, его превосходство, его непобедимость, его происхождение и его избранность Богом свидетельствуют о том, что здесь описан Христос. И показан Он нам непосредственно, а не через чей-то образ. Некоторые говорят, что Псалом использует образ Соломона или роскошного восточного монарха как образ грядущего Мессии. Но я уверен в том, что здесь описан Христос, и никто другой.


2) Псалмопевец в Пс 44 описывает совершенства и превосходства Царя в ст.2-6, и кажется, что в ст.7 он обращает свой взор к Господу Богу, благословившему Царя на веки (ст.3). Но стих 8 неожиданно показывает, что и в этих двух стихах 7-8 псалмопевец продолжает говорить о Царе, при этом называя Его Богом.

Давайте посмотрим внимательно на стихи 7 и 8. В стихе 7 написано: «престол Твой, Боже, вовек...», и это обращение с использованием местоимения «Твой» и словом «Боже» относится без всяких сомнений к одному лицу, а не к двум. Такое же обращение через местоимение «Твой» и слово «Боже» мы видим в стихе 8, и опять же, к одному и тому же лицу, а не к двум разным лицам. И всё это в стихе 8 происходит в полном согласии со стихом 7, а именно - в стихе 7 мы читаем «Престол Твой, Боже, вовек», а в стихе 8 мы читаем «...помазал Тебя, Боже...». И эти два обращения в двух стихах относятся к одному и тому же единственному лицу — к Царю. Я думаю, что такая полная идентичность обращения к Царю в стихах 7 и 8 совершенно очевидна, и неоспорима.

Подводя итог нашим размышлениями, мы можем сказать, что в ст.7 и в ст.8 к Царю применяют имя Бог.


3) Мы будем говорить сегодня о Христе как о Царе, но отдельное внимание уделим слову «Бог» в этом псалме в стихах 7-8, т.к. вместе с именами Христа Сын и Яхве, о которых особо говорится в Евр 1, это имя Бог также наделяет Христа особой славой и величием.

В Пс 44:7-8 используется (три раза) одно и то же еврейское слово «елохим», которое переведено здесь и во всех других без исключения местах как «бог» или «боги». ВЗ использует это слово «елохим» в нескольких случаях:

Итак, мы видим, что применение самого слова «елохим» к кому-либо не делает его Господом Богом, сотворившим небо и землю. Это слово, это имя может говорить об особом положении этих людей, которые могут быть избраны Самим Богом, чтобы представлять Господа Бога перед другими людьми.

Именно этот аргумент используют противники божественной природы Христа, говоря о том, что Иисус есть бог (елохим) только по Своему возвышенному положению, но никак не по Своей природе. Они говорят, что Христос такой же бог для всех, как и Моисей для фараона.

А вот в каком смысле Пс 44:7-8 использует это слово «елохим» для Христа, мы и попытаемся сегодня разобраться.


4) О разнице между положением и происхождением. Давайте вернемся в Евр 1. Святой Дух в этой главе показывает нам через апостола не только превознесенное положение Сына как Царя, но и Его благородное происхождение как Бога и Царя. И эту разницу между положением и происхождением я попытаюсь сейчас объяснить.

Можно быть из низкого сословия, простолюдином, а не из царского рода, и впоследствии стать царем и положить начало целой царской династии, власть и титул царя в которой затем передается по наследству от родителей к детям. Основатель династии может быть великим человеком, и его потомки будут иметь великих предков, но происхождение самого основателя династии не является благородным. Да, он сам был велик и достиг высокого положения, царского положения, но имел низкое происхождение.

Совсем другое дело, когда младенец рождается в семье древнего царского рода, история основания которого уходит в века. Когда младенец рождается в такой семье, он рождается будущим царем. Это несравненно больше, чем простой титул или положение. Это слово «царь» уже является не просто титулом, а становится выражением природы человека. Это имя «царь» неразрывно связано с этим человеком. У него особое происхождение: он царской крови. Как будто в жилах его течет царская кровь. Для обозначения такого особого благородного царского происхождения в истории использовали особое словосочетание — человек «голубых кровей». Этот титул неотделим от такого человека. В глазах людей он имеет все права на престол просто по праву рождения. Именно поэтому в борьбе за власть люди уничтожали всех потомков своих конкурентов.

Такой человек рожден царем и им останется до самой смерти, независимо от своих качеств. Он может быть глупым и слабым, находиться в изгнании, потерять всё, жить в трущобах, быть всю свою жизнь самым бедным человеком на земле, быть слугой или рабом и никогда не сидеть на престоле и не быть у власти. Но от самого рождения до самой смерти в его жилах течет царская кровь. Он сын царского рода и поэтому царь. Можно родиться в бедной семье и стать богатым, можно родиться во дворце в роскоши и стать бедняком, но невозможно родиться царем и в один момент перестать им быть. Этот вопрос царского происхождения в истории, во все времена, являлся очень важным для людей. Течет ли в его жилах царская кровь? Это важнейший вопрос. Только на основании этого люди отвергали или принимали претендентов на престол, подчинялись им или восставали против них, жертвовали своей жизнью ради спасения царевича, или не жалели своей жизни, свергая самозванцев.


5) Происхождение Царя. Чтобы показать всю славу и величие Христа, апостол использует здесь понятный людям того (да и нашего тоже) времени язык — он показывает Его происхождение.

И здесь мы попытаемся использовать человеческие аналогии, чтобы объяснить небесное. Существуют много богов-идолов – это плоды воображения людей и изделие рук человеческих: из камня, дерева, золота или серебра. Над всеми этими богами существует один очень благородный род Бога Яхве. Этот род Бога Яхве – вечный, существующий сам по себе. Этот божественный род Яхве состоит из одного Бога. Этот Бог (Елохим) существует в трех лицах – Отец, Сын и Святой Дух. Христос – Сын (Евр 1:4-5). Христос – Бог (Елохим) по Своей природе, по Своему происхождению. В Его жилах течет божественная кровь. Он – Сын божественного рода Яхве. И этот божественный род Яхве – царский. Христос – наследник этого рода. Он – Сын. Он наследовал Свое имя. В Его жилах течет царская кровь божественного рода Яхве. Он наследовал Царский престол как Сын (Евр 1:4-5). Христос – по природе Елохим, а не ангел, или человек (Евр 1:8-9). Он — Бог (Елохим). Он – Господь (Яхве) (Евр 1:10-12). Он – Царь. Христос обладает благороднейшим происхождением — Он не только Царь по Своему происхождению, Он ещё и Бог по Своему происхождению. И Кто может сравниться с Ним в этом? Никто.

Конечно же, мы попытались использовать некоторые человеческие аналогии, чтобы показать исключительность происхождения Христа и Его природы. Христос вечен, и существовал всегда, и был всегда Сыном — вечным и неизменным. Но именно эти человеческие аналогии (которые были Богом установлены в человеческом обществе для Своей славы, в том числе и для того, чтобы через это земное мы могли понимать небесное, пусть только частично) использует и апостол в Евр 1.


6) О славе и совершенствах Царя. В чем состоит слава этого Царя благородного божественного происхождения? Давайте посмотрим, что об этом говорит Пс 44. Псалом говорит о совершенствах этого Царя (ст.4): Его силе, славе и красоте; о Его превосходстве (ст.3): Он прекраснее сынов человеческих. Он праведен, кроток и истинен (ст.5). Он велик (ст.5): Его десница являет дивные дела. Он успешен и непобедим (ст.6): народы падут перед Ним. Он царствует из века в век и Его престол непоколебим (ст.7). Он Сын из вечного божественного рода Яхве. Он сотворил небо и землю. Он вечен. Он неизменен (Евр. 1:4-12).


7) Об избранности Богом. В дополнение ко всему этому Сын избран Отцом на царство и благословлен, чтобы царствовать вечно. Он избран. И избран Богом. Это избрание является совершенно необходимым и важным. Иисус не только имеет исключительное происхождение (царское и божественное), Он не только имеет всё совершенство и превосходство, но Он также избран Богом. И свидетельством избранности Царя Богом является то, что Царь помазан Богом елеем.


8) О превосходстве Царя. Насколько велик этот Царь? Мера Его величия дана в конце стиха 8. Он превознесен над другими царями: Он помазан Отцом елеем радости более соучастников Своих. Он Царь царей и Господь господствующих.

Христос во всём имеет первенство и в Нём обитает вся полнота (Кол 1:15-19).

Христос всегда остается Богом, Яхве, праведным Царем, даже когда Он был какое-то время был в плоти и образе человека, ниже ангелов, уничижен и презираем людьми.

Евр 1:8-9 являются частью сравнения Сына с Ангелами в Евр 1:4-12. И нет ничего удивительного в том, что Христу поклоняются все Ангелы Божии (Евр 1:6) как Сыну, как Богу, как Яхве, как Царю. Насколько теперь является очевидным превосходство Сына над Ангелами, когда апостол говорит о Его превознесенном положении и божественном и царском происхождении (Евр 1:8-9): Он – праведный Царь из вечного божественного рода Яхве, престол Которого вечен, а Ангелы – как посланники и служители в доме Его (Евр 1:7). Аминь.

3



Hosted by uCoz