Урок 4_, Вечная слава вечного Сына, часть 4

Величие спасения (Евр 2:1-4).

1) Вступление. Сегодня мы продолжаем некоторую серию уроков под заглавием «Вечная слава вечного Сына». Уже было три урока о славе Сына, которая раскрывается в первой главе. Сегодня уже урок 4 по этой теме, и мы будем рассматривать стихи Евр 2:1-4. Эти стихи являются практическим применением той вечной славы и величия и превосходства Христа, о которых говорится в первой главе. Давайте прочитаем отрывок Евр 1:13-2:10.

Как я уже сказал, эта серия размышлений является серией именно уроков, а не проповедей. И поэтому есть несколько ограничений и особенностей. Может быть вы уже обратили внимание, насколько трудно (в какой-то мере) молиться после таких уроков. Дело ещё и в том, что это были не просто уроки, а уроки о вечной славе вечного Сына. Само по себе это обладает особой трудностью, потому что требует нашего особого и пристального внимания, для того, чтобы смотреть на Христа, и чтобы наша молитва была ответом на то, как Бог, как Христос, открывает Себя в Своём слове.


2) Краткий обзор первых двух глав. Стихи Евр 2:1-4 являются частью повествования первой и второй глав. Прежде чем рассматривать эти стихи (2:1-4), давайте кратко взглянем на ход рассуждений в этих 2х главах (первой и второй). Повествование этих двух глав (1-2) затрагивает несколько тем, которые следуют одна за другой, переплетаются друг с другом, или возникают отдельными вставками. Стихи Евр 2:1-4 как раз и являются одной из таких вставок — первым предупреждением из нескольких во всём послании к Евреям. Такой ход рассуждений создаёт особую трудность при рассмотрении этого послания к Евреям.

Стихи 1:1-2 разделяют (показывают разделение) историю на время ВЗ (время до Мессии - это стих 1) и на последние дни (стих 2). Это словосочетание «последние дни» в Писаниях ВЗ по общему согласию означает время пришествия Мессии. И когда мы встречаем в повествовании ВЗ это словосочетание «последние дни», то это Дух Святой свидетельствует о том, что будет во времена Мессии. И именно в этом смысле апостол использует это словосочетание «последние дни» в ст.2. И этот второй стих в противовес первому стиху представляет нам Сына, представляет нам Самого Мессию, в отличие от пророков в первом стихе.

И этот же второй стих (Евр 1:2), являясь представлением Сына, начинает открывать перед нами славу и величие Сына — вечную славу вечного Сына — вплоть по Евр 1:14. И показывает нам превосходство Сына над Ангелами.

Стих Евр 1:14 является при этом переходным стихом. Он заканчивает тему сравнения Ангелов и Сына. И начинает другую тему — тему спасения человека (стихи Евр 1:14-2:18).

Сравнение Христа и Ангелов в 1ой главе не было напрасным. Стихи Евр 2:1-4 являются практическим применением превосходства Христа над Ангелами, о котором говорилось прежде. В этих стихах через величие и превосходство Христа показывается величие спасения (стих 3) и даётся первое предупреждение (из нескольких в книге к Евреям) о неизбежности наказания за пренебрежение словами такого великого и славного вестника, посланника, каким является Христос.

Эти стихи Евр 2:1-4 (особенно стих 3) говорят о величии спасения, но не показывают, в чём состоит это величие спасения. А вот стихи Евр 2:5-8 объясняют, в чём конкретно состоит величие и слава того спасения, о котором говорится в Евр 1:14-2:4. А стихи Евр 2:9-18 являют нам некоторые детали этого спасения (как и что), и открывают очень важный момент, что для совершения спасения человека Христос должен был оставить славу небес и родиться в образе и плоти человека. И только так это спасение может быть совершено.


3) Уточнение понятия Ангелов. Итак, возвращаясь к стихам Евр 2:1-4. Кто эти Ангелы в Евр 2:2? Существует два толкования:

а) Первое толкование основано на известной существующей вере иудеев в то, что Ангелы присутствовали с Богом на горе Синай, когда Моисею был дан закон. Вера в это записана в Таргумах. Таргумы — это перевод еврейских Писаний на арамейский и греческий языки с комментариями прямо по ходу текста, излагающими богословие того времени. Если хочешь узнать, во что верили иудеи того времени, то нужно посмотреть в Таргумы. И вот в Таргумах в Пс 67:17-18 колесницы Божии трактуются как тысячи тысяч ангелов с Богом на горе Синай, когда был дан закон по исходе Израиля из Египта. Также в Втор 33:2 Моисей говорит о том, что «Господь пришел от Синая… и шёл со тьмами святых; одесную Его огонь закона». И эти тьмы святых есть Ангелы, при посредничестве которых и был дан закон Моисею на горе Синай.

И согласно сторонникам этого толкования, именно из-за этой веры иудеев в присутствие и даже посредничество Ангелов при передаче закона Моисею автор послания к Евреям и сравнивает Христа и Ангелов. Если я правильно понимаю, то в этом случае возвещенное через Ангелов слово трактуется как закон Моисея. Многие благочестивые люди настоящего и прошлого (например пуританин 18го века Джон Оуэн) приводят серьезные аргументы в пользу такого толкования Евр 2:2, и объясняют его именно этим моментом передачи закона Божьего Моисею на горе Синай и только этим моментом.

На мой взгляд такое объяснение основывается больше на предположениях, чем на фактах. Мы не можем отбросить тот факт, что ВЗ неоднократно утверждает, что именно Бог дал закон Моисею и именно Бог Своим перстом написал 10 заповедей на каменных скрижалях. Не Ангелы, но Сам Бог. А присутствие Ангелов при этом представляется всё же незначительным фактом, чтобы на нём основывать такой подход к объяснению этих стихов Евр 2:1-4.

б) Второе толкование использует греческое слово «аггелос» (ангел, посланник, вестник, гонец) именно в его общем смысле - как «вестник», применяя его не только к Ангелам Божиим, но и к людям - пророкам, о которых говорится в Евр 1:1. Тогда возвещенное слово, о котором говорится в Евр 2:2, включает в себя всё откровение Божие в ВЗ, переданное через Ангелов и пророков, и о котором говорится в стихе Евр 1:1.

Такое широкое толкование совершенно верно само по себе, но на мой взгляд совершенно не оправдано в данном контексте самого послания к Евреям, и первых двух глав в частности.

Я думаю, что этот стих Евр 2:2 в контексте первых двух глав послания говорит только об Ангелах Божиих, и не включает пророков Божиих, о которых говорится в Евр 1:1. Но при этом возвещенное слово подразумевает не закон на горе Синай, а только те особые моменты, когда Бог посылал Своих Ангелов с вестью или судом, например к Лоту в Содом. Жена Лота ослушалась Ангелов, оглянулась назад и превратилась в соляной столп (Быт 19:12-26).


4) Обоснование предложенного толкования понятия Ангелов. Почему я так думаю, что здесь говорится только об Ангелах как духах, но не людях? Повествование первых двух глав послания совершенно ясно разделяет и противопоставляет как Христа и Ангелов, так Ангелов и людей. Стих 2:16 совершенно ясно утверждает отличие Христа от Ангелов и от людей, и людей от Ангелов: Христос не восприемлет Ангелов, но восприемлет семя Авраама. Я думаю, что этот стих уничтожает всякие сомнения. Ангелы, о которых говорится в первых двух главах, есть служебные духи, и их Христос не восприемлет. Но Он восприемлет семя Авраама, т.е. людей. А те пророки, о которых говорится в 1:1, через которых Бог многократно и многообразно говорил издревле к отцам, относятся именно к людям и к семени Авраама, которых восприемлет Христос, но не относятся к Ангелам, которых Христос не воспримлет. Я думаю, что свидетельства этого стиха 2:16 совершенно достаточно, чтобы прекратить всякие споры. Совершенно очевидно, что в контексте размышлений апостола в послании к Евреям о вечной славе Христа Ангелы отличаются от людей, а люди отличаются от Ангелов.

Можно ещё раз посмотреть на ключевые моменты первых двух глав, чтобы убедиться в этом.

О природе этих Ангелов сказано в 1:7 и 1:14: они духи, они - «служебные духи». И эти служебные духи (падшие представители которых не имеют спасения, потому что Христос не воспринял их природу — Евр 2:16) посылаемы на служение для тех, которые имеют наследовать спасение — для людей, т. е. Ангелы посылаемы на служение людям.

В полном согласии с этим разделением людей и Ангелов написан и стих Евр 1:5. Бог никому из Ангелов не сказал этих слов: «Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя» и «Я буду Ему Отцом, и Он будет мне Сыном». Бог никому из Ангелов и ни об одном из Ангелов не сказал таких слов, но сказал о Соломоне (человеке) и о Христе.

В Евр 2:5-8 опять происходит явное разделение людей и Ангелов: не Ангелам, а людям покорил Бог будущую вселенную. Также в Евр 2:7,9 написано, что люди унижены на определенное время перед Ангелами. И то же самое сказано в Евр 2:16: не Ангелов восприемлет Христос, а семя Авраама.

Весь ход рассуждений в этих двух главах послания однозначно сравнивает Христа именно с Ангелами как духами, а не людьми (пророками). Поэтому представляется невозможным, чтобы в Евр 2:1-4 апостол вдруг уклоняется от разделения Ангелов и людей и соединяет Ангелов как духов и людей в одно под общим именем «Ангелы». Такое слияние противоречило бы всему ходу рассуждений апостола как до этого отрывка, так и после него. Именно стихи Евр 2:1-4 являются логическим завершением сравнения Христа и Ангелов — служебных духов. Эти стихи Евр 2:1-4 являются выводом, следствием рассуждений в первой главе. И сравнение Ангелов и Христа, и превосходство Христа над Ангелами, являются основанием для рассуждений в Евр 2:1-4.


5) О причинах сравнения Христа и Ангелов. Почему Христос сравнивается именно с Ангелами? И столь большое время отводится на это сравнение?

Пророки, Ангелы и Сын являются вестниками:

а) Бог многократно и многообразно говорил издревле отцам в пророках (Евр 1:1);

б) Бог вестниками творил духов и через них возвещал слово (Евр 1:7,14, Евр 2:2);

в) Христос – посланник (греч. слово «апостол», Евр 3:1), через Которого Бог в последние дни возвещал о спасении (Евр 2:3).

Ангелы по сравнению с людьми являются более превосходными вестниками: они бессмертные, непорочные, святые, величественные, находятся в явном присутствии Бога и взирают на славу вечного Творца, они исполнены славы Божией. В отличие от людей (см. например 3Цар 13:1-32) Ангелы не совершают ошибок и грехов, и в точности исполняют волю Божию на земле, как и на небе. Кто из людей может сравниться с ними?

К этому можно добавить некоторое ожидание иудеев (записанное в их книгах), что Мессия Царь будет превосходнее Ангелов, Моисея и Авраама. И это ожидание иудеев соответствует истине: Христос — вестник (посланник, апостол — Евр 3:1), который превосходнее Ангелов и Моисея. Мы уже говорили в предыдущих уроках о вечной славе Христа как вечного Сына, как Яхве и как Бога. Христос – Царь, а Ангелы - служители в доме Его (Евр 1:6-9), Христос - Творец, пребывающий неизменным над всей вселенной (Евр 1:10-12), а Ангелы – творение, созданные Христом и для Христа. Насколько Христос превосходнее Ангелов, в достаточной мере показано в первой главе Послания. И через это величие Христа показано величие нашего спасения. Возвещенное Христом спасение облечено и наделено всей славой и величием Христа. Сам триединый Бог в лице Сына проповедовал это спасение (Евр 2:3).


6) О величии спасения. Давайте посмотрим на стих Евр 2:1. Показанные в Евр 1:2-14 слава, превосходство и величие Христа являются (должны быть) причиной для нашего особого внимания к Его словам. Величие и достоинство Христа наделяют особым весом Его слова. Такие величие и достоинство Христа должны привлечь наше особое внимание к Его словам, и сделать нас особенно внимательными к слышанному от Него.

Само величие и слава Христа отражают и подчёркивают то величие спасения, о котором Он проповедовал, а затем проповедовали и слышавшие от Него (Евр 2:3). Давайте обратимся к стиху Евр 2:3. Там написано о величии спасения: «...как мы избежим, вознерадев о толиком (5082) спасении…» Что означает это слово «толикое» в этом стихе? Это же греческое слово используется и в других местах НЗ: Иак 3:4 «вот и корабли, как ни велики (5082) они и как ни сильными ветрами носятся…», 2Кор 1:10 «...избавил нас от столь (5082) близкой смерти…», Откр 16:18 «...и сделалось великое землетрясение, какого не было с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!». Это слово «толикое» означает нечто великое, большое, огромное, и которое вызывает удивление. Вся слава и величие и превосходство Христа свидетельствует о величии этого спасения.

Бог засвидетельствовал об этом великом спасении через Сына Своего. Это свидетельство Сына о таком великом спасении засвидетельствовано Богом знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле (Евр 2:4). Непослушание слову, возвещенному Богом через Ангелов, получало должное праведное воздаяние (Евр 2:2). А спасение, проповеданное Господом, является настолько великим, что вознерадевшие об этом спасении тем более не избегут наказания (Евр 2:3). Никто не будет иметь какого-либо оправдания перед Богом, если вознерадеет о таком спасении, проповеданном таким Сыном.


7) О нашей ответственности. В Евр 2:1-4 написано, что мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Из этого правила нет никаких исключений. Никто не является исключением для этого правила. Эти слова предупреждения, как мы видим из Евр 2:3, обращены к тем, кто утвердился в этом толиком спасении. Они, утверждённые в этом спасении, должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Они, утверждённые в этом спасении, отпадут, если не будут особенно внимательны к слышанному.

И мы отпадём, если не будем особенно внимательны к слышанному. В этом нет никаких сомнений.

Сам ход рассуждений апостола указывает нам причину и основание, почему мы должны быть и как мы можем быть особенно внимательны к слышанному. Величие и слава Христа являются тем основанием и причиной, почему мы должны быть особенно внимательны к слышанному. Мы не будем и не можем быть особенно внимательны к словам Христа, если не будем осознавать, видеть Его величие и славу и жить в соответствии с ними. Это величие и слава Христа должны быть всегда перед взором нашим, чтобы нам не отпасть (Евр 2:1). Именно это величие и эта слава Христа просто необходимы для нас на всем нашем духовном пути, чтобы не ослабеть и не отпасть. Ничто другое не имеет в себе власти и веса, чтобы удерживать наше особое внимание к слышанному от Господа, кроме величия и славы Самого Христа. Это обещание и предупреждение Бога. Аминь.

3

Hosted by uCoz