Урок 5_, Вечная слава вечного Сына, часть 5

В чём состоит слава и величие спасения (Евр 2:5-8)

Перед собранием прочитать Псалом 8.

В начале урока прочитать стихи Евр 1:13-2:10.

1) Вступление. Мы с вами уже говорили (на прошлом уроке) о том, что Евр 1:14 является связующим стихом. В этом стихе завершается тема о величии и вечной славе Христа и Его превосходстве над Ангелами. И в этом же стихе начинаются другая тема - тема о спасении человека.

В рамках рассуждений на эту тему о спасении человека в стихах Евр 2:1-4 апостол делает применение рассуждений превосходства Христа над Ангелами Божьими (из первой главы послания). На примере величия Христа и Его превосходства над Ангелами апостол показывает величие того спасения, которое проповедовал Христос и Его апостолы. Мы уже подробно размышляли на прошлом уроке об этом применении превосходства Христа к показанию величия спасения и к показанию неотвратимости наказания за пренебрежение таким великим спасением (урок №4).

И если в Евр 2:1-4 говорится о величии спасения, то в стихах Евр 2:5-8 говорится о том, в чём состоит величие того толикого спасения, о котором говорится в Евр 2:3. И это величие спасения показано через сравнение Ангелов и человека в стихах Евр 1:14 и 2:5-8.


2) Давайте посмотрим на стих Евр 2:5 «Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную...». Слово «ибо» в этом стихе непосредственно вытекает из стиха Евр 2:3, где говорится о толиком (великом) спасении. «Наше спасение, - говорит апостол в стихе Евр 2:3, - великое... ибо не Ангелам покорил Бог будущую вселенную... но человеку». «Не все ли они, <Ангелы>, суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, кто имеет наследовать это великое спасение?» - говорит он в Евр 1:14. Ангелы лишь служители, а человек наследует великое спасение. Ангелы лишь служители для всех тех людей, которые имеют наследовать это великое спасение. Человек возвеличен над Ангелами. Ибо не Ангелам покорил Бог будущую вселенную, а человеку. Стихи Евр 2:5-8 показывают, в чём состоит слава и величие того толикого спасения (2:3), о котором проповедовал Христос.


3) О славе и чести человека. Пс 8:5-9 напоминает нам о той славе, которой Господь Бог наделил человека: увенчал человека славой и честью; поставил человека над делами рук Своих; всё покорил под ноги человеку, и ничего не оставил непокорённым ему (Евр 2:7-8). Домашние животные и звери полевые, птицы небесные, рыбы морские покорены человеку. Бог сотворил мужчину и женщину по образу и подобию Своему, благословил и поставил над всеми делами рук Своих (Быт 1:27-28): «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Такой удивительной славой и честью увенчал Бог человека. Но ныне (я специально в дальнейшем буду использовать это слово «ныне» вместо слова «сейчас», как это и сказано в Евр 2:8) мы ещё не видим, чтобы всё было покорено человеку. Бог увенчал человека славой и честью, а мы этого ещё не видим ныне. Почему? Потому что Бог «не много... унизил его перед Ангелами...» (Евр 2:7). Бог увенчал человека славой и честью, но ныне человек всё ещё унижен перед Ангелами, и мы ныне ещё не видим, чтобы всё было покорено человеку. Ныне мы ещё не видим во всей полноте ту славу и честь, которыми Бог увенчал человека. Мы знаем, что Бог покорил человеку будущую вселенную (Евр 2:5), но ныне мы ещё этого не видим (Евр 2:8), потому что человек ещё немного унижен перед Ангелами (Евр 2:7).

После своего грехопадения человек сохранил своё положение владыки над творением, но он духовно мёртв. Он - враг Богу своими мыслями, своими делами, своей природой от самой юности своей. В нём нет ничего хорошего. Результатом его владычества над миром является разрушение мира. Конец всех его путей – смерть. Это всё о падшем человеке.

Но даже святой и непорочный Адам, созданный по образу и подобию Божьему, был немного умалён перед Ангелами, и не владычествовал над той будущей вселенной, о которой говорит апостол в Евр 2:5, и которую неизменный Господь сотворит вместо этой ветшающей вселенной (Евр 1:10-12).


4) О величии толикого спасения. Величие того спасения, о котором мы говорим, состоит не в том, чтобы возвратить человеку потерянные славу и честь непорочного Адама. Слава и величие Адама в Эдемском саду меркнет по сравнению в величием той славы и чести того спасения, которое возвестил Христос.

Тогда (в саду Эдемском) человек был умалён перед Ангелами - пусть на немного, но был ниже их. А ныне – человек возвеличен над Ангелами и будет их судить. Тогда человеку было покорено все на земле: животные, растения, птицы, рыбы, теперь ему покорена вся будущая вселенная и нет ничего, не покоренного ему. Тогда у человека была честь и слава как венца творения, теперь - ему дана слава и честь, которую имеет Христос.

И хотя ныне мы не видим всего этого, что человеку всё покорено и что ничего не оставлено Богом не покорённым ему (Евр 2:8), но ныне мы видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который был немного унижен пред Ангелами, когда воспринял плоть и кровь человека (Евр 2:9,14). Хотя ныне мы ещё не видим, чтобы всё было покорено человеку, но мы видим ныне, что Вождь нашего спасения увенчан славой и честью, и Он приведёт многих сынов в ту славу (Евр 2:10), которой увенчан ныне Сам. Он есть надежда нашего спасения. Христос – наследник, а мы – сонаследники, Христос – Царь, а мы – цари и священники. Тогда, в саду Эдемском, Адам был свят и непорочен, а ныне Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, мертвых по преступлениям и грехам нашим, в которых мы некогда жили по обычаю мира сего, оживотворил со Христом и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе (Еф 2:1-6).


5) О подчинении человека Ангелам как попечителям и домоправителям. Ныне мы ещё не видим, чтобы всё было покорено человеку (Евр 2:8). Ныне человек всё ещё немного ниже Ангелов, хотя они и служебные духи, призванные служить наследникам спасения. Мы — наследники великого спасения, мы - сонаследники Христу. А наследник, пока в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего. Наследник подчинён попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного (Гал 4:1-2). И ныне человек, даже призванный Богом из тьмы в чудный Его свет, усыновлённый Богом как Его дитя, ставший сонаследником Христу, царём и священником Богу, всё ещё немного ниже Ангелов (Евр 2:7), как и Господь в плоти и крови был немного унижен перед Ангелами (Евр 2:9).

Когда же вселенная обветшает, как ризы, то Господь свернёт их как одежду и сотворит новое небо и новую землю. И эта будущая вселенная покорена человеку, а не Ангелам.


6) Мы можем сказать, что эти стихи Евр 2:5-8 являются пророчеством о грядущей славе и величии человека как правителя будущей вселенной. Это пророчество. Оно исполнится. Будущая вселенная будет покорена человеку, потому что это пророчество о грядущей славе человека уже исполнилось во Христе.

Стих Евр 2:9 отвечает на два вопроса: 1) войдет ли человек в славу вечной жизни, и 2) как человек войдет в эту славу. Христос является примером того, как человек войдет в эту славу. И Христос является гарантией того, что человек войдет в славу, т.к. все Божии обетования во Христе «да» и «аминь» - в славу Божию (2Кор1:20).

Необходимо было, чтобы Вождь нашего спасения усовершился через страдания (Евр 2:10). Христос уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Фил 2:6-7). Как дети причастны плоти и крови, так и Христос также воспринял оные, чтобы во всем уподобиться братьям (Евр 2:14,17). Он воспринял плоть и кровь, и стал Сыном Человеческим. Поэтому стихи Евр 2:5-8 применимы ко Христу в дни Его плоти и крови, как и к любому другому человеку. Не много унизил Его (Сына Человеческого) Бог перед Ангелами (Евр 2:9), как и каждого из рода человеческого (Евр 2:7). Само воплощение поставило Христа в униженное положение перед Ангелами.

Он смертью Своей лишил силы дьявола. За претерпение смерти Он увенчан славой и честью (Евр 2:7,9) и поставлен Отцом наследником всего (Евр 1:2) и всё покорено под ноги Его (Евр 2:7-8) и будущая вселенная Ему покорена (Евр 2:5).

Христос воскрес из мёртвых. Он - первенец из умерших, чтобы Ему во всем иметь первенство. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение из мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: сначала первенец Христос (глава тела Церкви), потом Христовы (Церковь) войдут в пришествие Его в славу того великого спасения, которое проповедовал Христос, и о котором мы сегодня говорим (1Кор 15:20-23). Сначала Христос облечён славой, потом — Христовы.

Ныне же ещё не видим, чтобы всё было покорено человеку, но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Вождь нашего спасения, приводящий многих сынов в славу. Он будет сидеть одесную Отца, пока Отец не положит всех врагов Христа в подножие Его ног (Евр 1:13). Христу надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний враг истребится – смерть, потому что Отец все покорил под ноги Его, кроме Себя Самого. И тогда Сын предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу, и Сам Сын покорится Отцу, покорившему все Ему, и будет Бог все во всем (1Кор 15:24-28). Аминь.

2



Hosted by uCoz