Урок 30, Вавилонская башня - библейская мера.

Место для чтения Быт 11:1-9.

1) На прошлом уроке мы говорили о духовном законе в Втор 8:10-20 «…Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа за добрую землю, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы ты не забыл Господа… Когда будешь есть и насыщаться… и всего у тебя будет много: то смотри, чтобы не надмилось сердце твое, и не забыл ты Господа, Бога твоего… и чтобы ты не сказал в сердце своем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие»… Если же забудешь Господа, Бога твоего и пойдешь вслед богов других, и будешь им служить и поклоняться им, то свидетельствую вас сегодня, что вы погибнете». Это – духовный закон, подданными которого все мы с вами являемся – как закон гравитации, например. В соответствии с этим законом люди поступали во все времена и поступают сейчас, и будут поступать. Этот маленький отрывок из книги Бытия 11:1-9, описывающий жизнь людей после потопа, является подтверждением и иллюстрацией исполнения этого закона.

Мы посмотрим на несколько моментов в этой истории.


2) Долина Сенаар была плодородным местом. Туда и двинулась семья Ноя (смотри Примечание). Все они говорили на одном языке (Быт 11:1). И здесь, в долине Сенаар, они решили построить себе город и башню, высотой до небес (11:4). Для чего? Чтобы сделать себе имя, и чтобы не рассеяться по всему лицу земли. Здесь в 11:4 мы встречаем вторую неточность перевода. Они хотели сделать себе имя не прежде, чем они рассеятся по лицу всей земли, а для того, чтобы не рассеяться по лицу всей земли. Например, в Быт 3:3 используется то же еврейское слово, что и в Быт 11:4, мы читаем «… не ешьте их <плодов дерева познания добра и зла> и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Здесь в Быт 3:3 мы читаем «чтобы вам не умереть», так и в Быт 11:4 необходимо читать «чтобы не рассеяться по лицу всей земли».

Мы рассматриваем все эти неточности для правильности восприятия текста, чтобы не возникало никаких трудностей в этой и так достаточно краткой истории.


3) Что значит сделать себе имя? Это слово «имя» в ВЗ (OT:8034 «шем» или «сим» - то же, что и имя одного из сыновей Ноя Сима) многозначно и означает: имя, репутация, доброе имя, слава, известность, популярность. Например Быт 6:4 «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные(OT:8034) люди». 2Цар 7:23 «прославить Свое имя(OT:8034)» (т.е. сделать Себе имя), 2Цар 23:18 «Авесса… убил копьем своим триста человек, и был в славе(OT:8034) у тех троих». Эти люди в долине Сенаар хотели прославить себя, показать свою силу, умение, способности: «Насколько мы сильны? Взгляните на эту башню до небес, которую мы построим. Насколько мы способные и умелые? Эта башня высотой до небес будет памятником и свидетельством и мерой нашим способностям, нашим силам, нашему умению, нашим амбициям. Насколько велики наши способности, силы, умение? Эта башня до небес будет мерой нашей славы. Мы сделаем себе имя! Насколько великое имя? Эта башня до небес будет мерой нашего величия. Если вы захотите узнать, что мы из себя представляем и на что мы способны – взгляните на эту башню, меру нашего величия и славы!»


4) 11 глава позволяет составить хронологию событий:

Ной (500)

Сим

(98+потоп+2)

Арфаксад (35)

Сала (30)

Евер (34)

Фалек -

разделение (30)

Рагав (32)

Серух (30)

Нахор (29)

Фарра (70)

Авраам

500+300

100+500

35+403

30+403

34+430

30+209

32+207

30+200

29+119

205

175

Симу 100 лет через два года после потопа (98+потоп (~1656 год от сотворения)+2), и рождается Арфаксад. Имя Фалек означает разделение, потому что во дни его земля была разделена (Быт 10:25). Предположительно незадолго до его рождения, или вскоре после рождения было смешение языков и рассеяние людей.

Тогда от потопа до разделения приблизительно:

2+35+30+34=101 год.

Прошло всего лишь около 100 лет со времени потопа. Много это или мало? Хотя видно значительное уменьшение продолжительности жизни людей почти в два раза после потопа (Ной – 800 лет, Сим – 600 лет, а Арфаксад, Сала, Евер ~ 430-450 лет), а после смешения языков еще в два раза меньше (Фалек, Рагав, Серух уже ~230-240 лет), но 100 лет от потопа до смешения языков для Ноя является всего лишь 1/8 жизни, а для Сима 1/6 жизни. Хотя Фалек уже четвертое поколение после потопа, но все очевидцы потопа будут еще живы долгое время. Ной и Сим видели полное уничтожение мира потопом, который был судом Божьим за беззакония мира. За сто лет до потопа Дух Божий был пренебрегаем людьми, каждый ходил вслед своих злых помыслов и земля наполнялась злодеяниями и была растленна. Именно это повторяется и сейчас.

Эти люди пришли в землю плодородную, в землю добрую, как затем и Израиль (Втор 32:8-18). Они ели и насыщались. И забывали суд Божий над миром и Самого Господа. И надмевалось сердце их. И решили они сделать себе имя, т.е. прославить себя.


5) О чем свидетельствует это стремление? О гордости? О величине надежды на самих себя? О пренебрежении Богом? О страхе? Я думаю, что может быть все это вместе.

Насколько сильно они забыли Господа? Насколько сильно они пренебрегали Духом Божьим? Насколько сильно возгордились они в сердце своем? Насколько они утучнели в земле доброй, плодородной, в которую пришли? Эта башня высотой до небес должна была стать мерой их гордости, мерой их тучности, мерой их забвения Господа и пренебрежения Его Духом. Они стали на путь, ведущий к погибели. Они уже начали наполнять меру своих грехов и чашу гнева Божьего, уже уничтожившего мир за беззакония всего лишь за 100 лет до этого. И настолько велико их стремление и решимость, что они уже не отступят от того, что начали делать, как свидетельствует об этом Сам Господь (Быт 11:6). Они уже идут вслед своих злых помыслов, забыв Господа. Как остановить их на этом пути, ведущем к разрушению и гибели? Они уже не отступят от того, что решили сделать. Быт 11:6-9 «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык… Сойдем же, и смешаем там язык их, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано имя ему: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

Это разделение языков Господом есть Его милость к людям. Без этого разделения они бы быстро наполнили меру своих грехов, и были бы снова уничтожены.


6) Эта башня есть библейская мера многих вещей. Среди благости и благодати Бога к нам мы все склонны отступать и забывать Господа, и начинать строить Вавилонские башни нашего собственного величия и славы. Если бы не Господь, то мы все сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре (Рим 9:29). В Пр 19:21 записан стих, который можно назвать проявлением милости Бога к нам: «много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом», и все это, как ни странно – во многом для нашего собственного блага. Господь не изменяется, и в Нем нет ни тени перемены, поэтому мы, сыны Авраама по вере, не уничтожились (Мал 3:6). Он тот же - вчера, сегодня и во веки. Такой же, как когда-то говорил Моисею на горе Синай Исх 34:6-7: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». Аминь.




Примечание:

Ковчег Ноя оказался в Армении, на горе Арарат. Это место горное, каменистое, которое не может сравниться с Месопотамией, местом плодородным, расположенным в долине реки Евфрат. Давайте посмотрим на первую карту в конце Библии. Евфрат – это одно из четырех рек, на которые делилась река, вытекающая из Едемского сада (Быт 2:10-14). Предположительно, что именно в Месопотамии – колыбели человечества, и там жил Ной со своей семьей до потопа. Горы и долины Армении не могут сравниться по плодородию с Месопотамией. Можно предположить, что семья Ноя, его сыновья и их жены и дети, двинулись в более плодородное место, как это часто бывает. Долина Сенаар находится на юго-восток от Армении. В Быт 11:2 написано, что они двинулись в долину Сенаар с Востока, хотя если они шли из Армении, то они должны были в соответствии с тем, что мы видим на карте, двинутся на Восток (а точнее Ю-В). Это значит, что они шли или не из Армении в Сенаар, или это неточность перевода. Сравнение этого места в Быт 11:2 с другими аналогичными местами показывает, что они двинулись на восток, т.е. все же шли из Армении. Например, Быт 3:24 «и изгнал <Бог> Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима…», Быт 12:8 «Оттуда двинулся он <Авраам> к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток…» и Быт 25:6 «… сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки, и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную».

2




Hosted by uCoz