Урок 43_, Второй храм, часть 4

Мессия будет славой второго храма.

В начале урока прочитать Агг 2:1-9.

1) Краткий обзор. Нет никаких сомнений в том, что возвращение иудеев на свою родину в Иерусалим и строительство ими храма Божьего является для них огромной радостью. Но также и печалью: их страна, их Иерусалим и храм Божий разрушены и находятся в запустении; от былой славы и величия их страны не осталось и следа – сейчас они бедны, малочисленны, слабы, лишены независимости и находятся в великом страхе от окружающих их народов. Да, сейчас они заново строят храм Божий. Но что сейчас они могут предложить по сравнению с тем, что могли когда-то в прошлом? Почти ничего. Многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого второго храма плакали громко – и плакали не от радости, а от печали. И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного (Езд 3:12-13). Что они могут предложить сейчас? Почти ничего по сравнению с величием и славой первого храма. Еще живы те, кто видел величие и славу храма, построенного Соломоном. В их глазах этот второй храм, который они строят, как бы ничто по сравнению с первым. Сам Господь показывает истинность такого сравнения – второй храм как бы ничто по сравнению с первым по величию, славе, богатству, великолепию (Агг 2:3).


2) Чтобы иметь какое-то представление об этом вопросе, давайте сравним некоторые вещи, связанные со строительством и величием храма Соломона (первого храма) и храма Зоровавеля (второго храма) (см. Табл.1). Даже на первый взгляд очевидно подавляющее преимущество величия первого храма над вторым.



Храм Соломона (Первый Храм)

Храм Зоровавеля (Второй Храм)

1

Архитектор

Построен по образу, данному Самим Богом царю Давиду (1Пар 28:11-19).

Несомненное величие (2Пар 2:5)

Построен по определению Кира Великого (Езд 6:3-4);


Очевидная незначительность (Езд 3:12, Агг 2:3)

2

Количество средств для постройки храма и для сокровищницы храма

Давид собрал 100 тыс. талантов золота, 1 млн. талантов серебра, медь и железо невозможно сосчитать, дерево и камни (1Пар 22:14). Соломон добавил ко всему этому еще больше.

Все соседи жертвуют тем, кто возвращается в Иерусалим свои драгоценности, имущество, скот (Езд 1:6). Главы поколений жертвуют 61 тыс. драхм, 5 тыс. мин серебра и 100 одежд священнических (Езд 2:69)

3

Количество рабочих при строительстве

Израильтян 10`000 по 3 смены (3Цар 5:13); пришельцев 153`600 (2Пар 2:17-18);

рабы царя Тирского (2Пар 2:3,8-10)

Вернувшихся всех вместе было всего 42`360 человек, плюс 7`337 рабов и рабынь и 200 певцов и певиц (Езд 2:64-65).

4

Украшение дома и утварь

Очевидное великолепие и слава храма и святилища (2Пар 3-4).

Возвращена лишь часть золотых и серебряных сосудов – 5`400 шт. (Езд 1:7-11)

5

Освящение храма при его открытии

Слава Господа наполнила храм, так что священники не могли войти в дом (2Пар 7:2-3).

Жертвоприношений 22тыс. крупного скота и 120тыс. мелкого (2Пар 7:5).



Принесено в жертву 100 волов, 200 овнов, 400 агнцев, 12 козлов (Езд 6:15-17).

6

Поклонение

Огонь с неба поглотил жертвы и всесожжения (2Пар 7:1). Именно этот огонь поддерживался все время и использовался при богослужениях в дальнейшем.

Господь присутствует в виде облака на крышке ковчега завета.

Отсутствуют пять (по исповеданию самих иудеев):

1) ковчег завета, херувимы, место умилостивления;

2) Божественное присутствие в виде облака над крышкой ковчега;

3) Пророчества прекратились со дней Малахии до Иоанна Крестителя, т.е. Дух Святой отсутствует.

4) Урим и туммим – необходимая часть одежды первосвященника (Исх 28:30);

5) Огонь с неба, чтобы зажечь всегда поддерживаемый огонь на жертвеннике для жертвоприношений.


3) Господь понимает эти чувства Своего народа. И Он дает им три ободрения.

Первое ободрение в настоящем времени , и оно удивительно (Агг 2:3-5). Господь говорит: «Да, слава второго храма как бы ничто в глазах ваших, но… Но ободритесь, и производите работы, ибо:

Второе ободрение Господь даёт им через пророка Захарию немного позднее через 5 месяцев после возобновления строительства (24ый день 11го месяца 2го года Дария, Зах 1:7), когда Он открывает им Свое отношение к основанию этого второго храма (Зах 4:6-10): «…это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силой, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, пред Зоровавелем? Ты – равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»… Руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?».

Кто может противиться строительству, когда даже великая гора как равнина перед Зоровавелем и не может противостоять укладке краеугольного камня? И кто может считать этот день неважным, когда очи Самого Господа радостно взирают на это событие? Важны и радостны для Господа как день основания храма, так и строительство этого храма, и кто может противостоять его строительству, когда Сам Господь и Дух Его с Зоровавелем и народом Иудейским? И это понимание народом отношения Господа ко всему этому является удивительным ободрением и утешением.

Третье ободрение – в будущем времени. Это обещание грядущей славы этого второго храма, которая затмит славу первого храма (Агг 2:6-9): «Еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славой… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир…». Разве это не удивительно? Чем может второй храм превзойти первый?

Но Господь обещает, что в этот храм придет желаемый всеми народами Мессия. Придет Мессия. И Мессия придет именно в этот храм, который сейчас строится иудеями. Именно в этом будет великая слава этого храма – в этот храм придет Мессия. И поэтому слава этого второго храма будет больше, чем слава первого храма.


4) Принимая во внимание разительное превосходство первого храма над вторым, в этом отрывке Агг 2:6-9 можно увидеть величие и славу Самого Мессии, Который придет во второй храм. Мне кажется, что в этой поразительном контрасте между величием и славой первого храма и незначительностью второго есть важный смысл – в этом можно увидеть поразительные величие и славу грядущего Мессии.

Мессия желаем всеми народами. Как говорит пророк Исайя, народ, ходящий во тьме, увидит свет великий и на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис 9:2), когда придет Мессия. Люди ходят во тьме и живут в стране тени смертной, страдая и мучаясь, часто уже не надеясь и не мечтая об освобождении. Не только они, но и все творение совокупно стенает и мучится доныне, ожидая освобождения от рабства греха и тления (Рим 8:19-22). Мессия является спасителем от всего этого.

Также приход Мессии будет сопровождаться великими потрясениями. Когда Господь на горе Синай давал через Моисея закон народу Израильскому, как Своему избранному народу, тогда от гласа Божьего колебалась земля. Тогда, на горе Синай, было установлено временное царство народа Божьего. Здесь же, в Агг 2:6-9, Бог говорит, что когда же придет Мессия, законодатель Нового Завета, то Господь потрясёт не только землю, но и небо, море и сушу, и все народы. Временное царство народа Божьего будет заменено непоколебимым царством Мессии (Евр 12:25-28). Умножению владычества Мессии и мира не будет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой отныне и до века (Ис 9:7).

Как говорит пророк Малахия (Мал 3:1): «…внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете». Слава второго храма будет исполнена славой Мессии – вечно существующего Творца и Правителя Вселенной. Аминь.

2




Hosted by uCoz