Урок 44_, Второй храм, часть 5

Ограничение времени прихода Мессии, Агг 2:1-9


1) На прошлом уроке мы говорили о поразительном, подавляющем превосходстве величия и славы первого храма, построенного Соломоном, над вторым храмом, который основали и строили иудеи после своего возвращения из Вавилонского пленения. Первый храм превосходит второй храм по всем пунктам: количество рабочих, занятых при постройке первого храма; количество материалов и ценностей, собранных для строительства и украшения первого храма; само украшение храма; церемония освящения первого храма при его открытии; Богослужение первого храма затмевали строящийся второй храм по всем пунктам настолько, что второй храм в глазах иудеев был как бы ничто по сравнению с первым.

При таких обстоятельствах очень легко пасть духом и опустить руки. И как важно было для тех, кто строил второй храм (для Зоровавеля и всего народа) услышать через пророка Захарию отношение Самого Господа к тому, что они делают (Зах 4:10): «Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - очи Господа, которые объемлют взором всю землю?». Можно перефразировать эти слова так: «Кто может считать день основания второго храма Зоровавелем маловажным, когда очи Самого Господа с радостью смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля, основателя этого храма?».

В дополнение к этому Господь дает Зоровавелю и всему народу удивительное ободрение - пророчество о грядущей славе второго храма, которая превзойдет славу первого храма, построенного Соломоном. В этот храм придет Мессия и поэтому слава второго храма превзойдет славу первого. Мы уже говорили о том, что эта поразительная разница между великолепием и славой первого храма и невзрачностью второго храма является некоторой библейской мерой величия и славы Мессии. Этот разительный контраст между первым и вторым храмом очень хорошо показывает нам величие Самого Мессии, слава Которого превзойдет славу первого храма.


2) Сегодня я хочу показать,

а) что Мессия должен придти именно в этот храм, построенный Зоровавелем;

б) что превосходство второго храма над первым храмом будет состоять именно в славе и величии Мессии, и ни в чем другом;

в) что время существования второго храма ограничивает время прихода Мессии, Который должен придти именно в этот второй храм, т.е. Мессия должен быть явлен Израилю, пока второй храм существует.

Все эти пункты мы последовательно рассмотрим сегодня:


а) Мессия должен придти именно в этот второй храм.

Во первых, это очевидно из самого текста Агг 2:3-9: в ст.3 Господь определяет предмет обсуждения, т.е. храм: «не есть ли он (этот храм) в глазах ваших как бы ничто?»; в ст.7 Господь говорит, что «… придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою…».

Дом сей — какой дом? Этот второй храм, который в их глазах ничто? Именно этот второй храм, или Дом Божий вообще? Кажется очевидным, что Господь говорит именно об этом, втором храме. Но здесь еще нет желаемой однозначности, потому что в стихе третьем Господь говорит о доме Божием как об одном, не разделяя его на первый или на второй храм, как будто иудеи строят не совершенно новый храм, а просто восстанавливают старый храм, пусть и разрушенный и разграбленный (Агг 2:3): «Кто остался между вами, который видел этот Дом в прежней его славе…?». Здесь все же еще не ясно, куда придет Мессия. Т.е. Мессия придет в Дом Божий, но будет ли это второй храм или какой другой, здесь еще не совсем ясно. Нам нужна такая непоколебимость ответа, которая поможет отвергнуть все другие варианты и позволит нам сделать важнейшее неопровержимое и однозначное утверждение. В этом нам поможет стих 9, в котором конкретно указывается именно второй храм как место прихода Мессии: «слава сего последнего (т.е. второго храма) будет больше, нежели прежнего (т.е. первого)…».

Во вторых, к ясному свидетельству (которое мы так непоколебимо утвердили в предыдущем абзаце) текста этого пророчества можно добавить свидетельства древних иудеев, записанные в Таргумах и других записях, которые говорят о том, что древняя Церковь однозначно считала это место в Агг 2:6-9 пророчеством о приходе Мессии именно во второй храм, построенный Зоровавелем.


Как возможное возражение на этом необходимо рассмотреть радикальную перестройку этого храма Иродом Великим, начатую примерно за 16 лет до рождения Иисуса Христа. Ведь именно сюда приходил Иисус.

Известно, что этот второй храм был перестроен и расширен Иродом Великим. И эта перестройка была радикальной и поразительной. Объём работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Работы по перестройке самого корпуса храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящён; в течение ещё 8 лет Ирод с большим энтузиазмом занимался переделкой дворов, возведением галерей и устройством внешней территории. Работа по отделке и доработке отдельных частей здания храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось ещё долгое время после Ирода. Так, ко времени, когда, согласно Евангелиям, в храме проповедовал Иисус в начале Своего служения, строительство продолжалось уже 46 лет (Ин 2:19-20). Строительство храма было окончательно завершено лишь при Агриппе II в 62-64 гг. н.э., т.е. примерно за 6 лет до разрушения храма римлянами в 70 году н.э.

По своей площади реставрированный Иродом храм достиг тех размеров, которые были указаны для храма Соломона, сохранив в своём плане и общих формах его особенности. Тем не менее, несмотря на все изменения, которые были внесены в храмовый комплекс Иродом и священниками, которые значительно расширили здание самого храма, обновлённый храм не стал новым Третьим Иерусалимским храмом, а продолжал называться, как и храм Зоровавеля, Вторым Иерусалимским храмом.

Итак, именно в этот второй храм должен придти Мессия. И в этом будет превосходящая первый храм слава второго храма.


б) Необходимо отметить, что грядущая слава второго храма будет именно в том, что в него придет Мессия. И ни в чем другом. Именно Мессия придет в этот храм и именно в этом будет удивительное величие и слава второго храма.

Известно, что во времена Маккавеев и во времена Ирода Великого храм действительно был облечен славой.

Красота храма, перестроенного Иродом, отмечена и в Евангелиях (Мат 24:1, Мар 13:1-2, Лук 21:5). В Мар 13:1-2 написано: «И когда Он (Иисус) выходил из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено…». Лук 21:5 «…некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами…». При его строительстве использовался главным образом белый камень, ворота и многие из украшений были отделаны серебром и золотом. Иудеи в Талмуде утверждают, что «тот, кто не видел храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания».

Но совершенно очевидно, что этот храм, даже перестроенный Иродом, так и не смог превзойти храм Соломона. Хотя по своей площади реставрированный Иродом храм достиг тех размеров, которые были указаны для храма Соломона, сохранив в своём плане и общих формах его особенности, но при всей этой красоте и роскоши храма Ирода он всё ещё уступает храму Соломона по роскоши зданий, по архитектуре и планировке, по числу и изяществу украшений, по числу богослужебных предметов и сосудов, богатству сокровищницы; не говоря уже о пустом святилище, где всё также нет ни ковчега завета, ни херувимов, ни места умилостивления с божественным присутствием в виде облака над крышкой ковчега.

Совершенно очевидно, что ни продолжительность существования второго храма, ни его архитектура, ни его великолепие и богатство также не могут претендовать на то, чтобы превзойти величие и славу первого храма.

Второй храм разрушен почти две тысячи лет назад. В чём же тогда состояла его превосходящая первый храм слава? Именно в приходе в него Мессии, Иисуса Христа, и ни чём другом.


в) Иудеи уже христианской эпохи упорно пытаются отвергнуть веру своих отцов в то, что именно Мессия должен придти в этот храм; и что если даже именно Мессия должен придти в храм, то не во второй, который уже давно разрушен. Почему? Ответ очевиден. Потому что это место совершенно очевидно свидетельствует о том, что Мессия уже пришёл, они Его отвергли, и за это они были рассеяны среди всех народов. Это значит, что все их страдания в этом мире происходят из-за их собственных грехов, а их ожидание прихода долгожданного Мессии вот уже две тысячи лет тщетно, т.к. Он уже пришёл, а они не узнали времени посещения своего. Это пророчество в Агг 2:6-9 явно свидетельствует против иудеев. Это пророчество ограничивает время прихода Мессии временем существования второго храма, т.е. Мессия должен был придти во время существования второго храма. Когда в 70 г.н.э. этот второй храм был разрушен, а Храмовая гора была распахана, то это означает, что Мессия уже пришёл к тому времени, и народ Израильский не узнал времени посещения своего.

Иисус из Назарета есть этот Мессия, обещанный в законе, псалмах и пророках. И другого не было. Свидетельство самих иудеев однозначно – по их глубокому убеждению предопределённый Богом Мессия в определенный Богом период существования второго храма не пришёл. Оглядываясь назад, даже сейчас они не могут найти в определенный Богом период ни одного человека, который мог бы в означенный период соответствовать пророчествам о Мессии, данным в Писаниях. Для иудеев Мессия еще не пришел и по настоящее время.

Вот уже более 2,5 тыс. лет прошло с того времени, как было дано это пророчество в Агг 2:6-9. В Агг 2:6 Господь говорит: «... ещё раз – и это будет скоро, - Я потрясу небо и землю, море и сушу». Уже 2,5 тыс. лет прошло с того момента, и при всём желании об этом времени нельзя сказать словами из пророчества Аггея, что это будет скоро. 2,5 тыс. лет – это не скоро. Это время в 2,5 тыс. лет превышает всё время от того момента, как Аврам покинул Ур Халдейский около 1925 г. до РХ и до разрушения второго храма в 70 году уже после РХ. При всём желании 2,5 тысячи лет от пророчества Аггея до нашего времени не могут быть тем промежутком времени, обозначенном Господом в пророчестве: «еще раз – и это будет скоро, - Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, - и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф». Мессия уже пришел во второй Иерусалимский храм, о чем ясно свидетельствуют Писания и исторические факты, и отвергающий эти свидетельства и факты представляет Бога лживым.


6) А для нас какое все это имеет значение?

Именно Иисус из Назарета есть обещанный Богом Мессия (Христос), рожденный в Вифлееме от девы Марии, обрученной Иосифу. Именно Он пришёл во второй Иерусалимский храм, и поэтому слава второго храма превзошла славу первого храма. Иисус из Назарета есть Мессия, и нет другого. И не может быть другого, т.к. время Его прихода уже прошло вместе с разрушением второго храма в Иерусалиме в 70 году н.э. Именно Иисус есть Мессия, и если вы не приобретете через Него мир с Богом, то вы определенно не будете иметь жизни вечной и погибнете. Аминь.

3



Hosted by uCoz