Урок 80, Вездесущность Господа

В начале собрания прочитать Пс 138

В начале урока прочитать Деян 17:24-31

1) Я давно уже собирался поразмышлять о вездесущности Бога. Библия о вездесущности Бога говорит не очень много: в Иер 23:23-24 написаны слова Господа: «Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь»; книга Деяний 17:24-28 (проповедь апостола Павла в Афинах); и книга Ис 57:15 говорит о местах присутствия Бога. Но наверное, самое примечательное место – это Пс 138, в котором многократно и разнообразно провозглашается вездесущность Господа в отношениях человека и Господа, наполняющего Собой небо и землю. Мы читали этот псалом в начале урока и позднее ещё обратимся к нему.

Мы рассмотрим некоторое описание вездесущности Бога. Какое применение мы можем найти этому в нашей жизни? Какое значение имеет эта характеристика Бога для нас, для нашей жизни? Мы попробуем в наших рассуждениях ответить на эти вопросы.


2) В этих описаниях Бога можно увидеть три вида присутствия Бога.

а) Явное присутствие Божие. Бог, блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, обитает в неприступном свете (2Тим 6:15-16) на высоте небес во святилище (Ис 57:15) и Его никто из человеков не видел и видеть не может.

Говоря о присутствии Божием необходимо вспомнить о воплощении Сына Триединого Бога в плоть и кровь человека, которое происходило не только при рождении от девы Марии, но и во времена патриархов и Ветхого завета. Это удивительное присутствие Божие. Как написано в Ин 1:14 «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как единородного от Отца». Вечное Слово Божие обитало среди людей. Это удивительное явное присутствие Божества Яхве в лице Иисуса Христа, закрытое и сокрытое плотью человека. Именно Христос всегда во все времена являл людям Божество Яхве, как пишет об этом в Евангелии Иоанн (Ин 1:18): «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

б) Повсеместное присутствие Божие, когда Он недалеко от каждого из нас. Мы Богом живём и движемся и существуем (Деян 17:27-28). Его присутствие повсеместно. Он наполняет Собой небо и землю. Конечно же это повсеместное присутствие Бога отличается от религии пантеизма, когда бог во всём и во всех и весь мир вокруг нас есть часть божества (дерево, кузнечик и т.п.— часть бога). Мы говорим не о таком повсеместном присутствии Бога, как это представляет пантеизм. Библия различает и отделяет Бога Творца от творения: Бог есть Бог, а творение есть творение. Творение не является Богом, хотя Бог и присутствует везде.

Это повсеместное присутствие Божие каким-то образом даёт всему жизнь и дыхание и всё. Жизнь, физическое, биологическое существование любого человека поддерживается Богом. Хочет того человек или нет, Бог всегда поддерживает его жизнь, даже если человек остаётся всю свою жизнь заклятым врагом Божиим. Когда человек упорно отвергает Бога и Его истину, и поэтому оставлен Богом и предан Богом свои постыдным страстям, которые он возлюбил больше, чем истину (Рим 1), то жизнь этого человека также поддерживаема Богом, как и прежде. Вспомним тех людей, которые арестовали Христа, судили Его, били, ругали, распинали Христа, пронзая Его руки и ноги – в тот самый момент их жизнь была поддерживаема Богом. Если человек хулит Бога, то в тот самый момент его жизнь поддерживаема, непрерывно поддерживаема, Богом. Человек не существует сам по себе, а Бог каким-то образом просто поддерживает существование человека. Апостол Павел утверждает, что мы им живём и движемся и существуем. Без Бога никто и ничто не имело бы жизни. Там, где есть жизнь, там есть и Бог.

Уже сейчас можно сказать об удивительном применении этой истины к нашей жизни. Сама наша жизнь поддерживается Богом. Мы живём только по благоволению Божьему. Бог поддерживает всё словом силы Своей, Он поддерживает существование вселенной. Иов говорит (Иов 34:13-15): «Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? <Это риторический вопрос: только Бог промышляет о земле, и Он управляет всей вселенной> Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах». Нас отделяет от вечности только благоволение Бога к нам. Достаточно Богу отнять Свой дух (Быт 2:7) — мы сразу превратимся в прах. Есть и другое применение: что бы мы не думали о себе, мы не принадлежим самим себе. Мы удивительно зависимые люди - зависимые от Бога - даже те люди, которые пренебрегают Богом и отказывают Ему в Его существовании, хулят Его имя своими словами или делами.

Та грань, которая отделяет нас от Бога несравненно тоньше, чем мы думаем. Наша жизнь — в руках Божьих. Само наше существование имеет своим основанием Бога, наполняющего Собой небо и землю.

в) Но совсем другое, и это уже третий вид присутствия Бога – это дающее жизнь духовную. Это совсем другой уровень отношений человека с Богом, когда человек имеет жизнь вечную и Сам Бог обитает в человеке. Об этом присутствии Бога в человеке мы позднее ещё поговорим на этом уроке.


3) Мы уже кратко рассмотрели некоторое описание вездесущности Бога и практического применение этого к нам и к нашей жизни. Но теперь я хочу ещё дальше обратиться к практическому применению вездесущности Бога к нашей жизни.

а) Обратимся к Пс 138. Одна из главных мыслей, которая становится очевидной в рассуждениях псалмопевца, и которая исходит от вездесущности Бога – это удивительный непоколебимый мир и покой в уме и сердце псалмопевца в самых тяжелых обстоятельствах (см. стихи 19-22). Когда он ложится, когда он встаёт, когда он идёт – чтобы он ни делал, куда бы он ни шёл, куда бы он ни был послан Богом – Бог всегда с ним. Я думаю, что в этом Псалме говорится о таком присутствии Бога в жизни этого человека, которое отличается от простого повсеместного присутствия Бога недалеко от каждого человека, дающее всему жизнь и дыхание, и о котором говорил апостол в Деян 17. Давид в Пс 50:13 просил: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня». Мы сейчас говорим о таком присутствии Бога, о котором Господь говорит в Ис 57:15 «... Я живу на высоте небес и во святилище, а также с сокрушёнными и смирёнными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушённых». Это присутствие отличается от повсеместного присутствия Божьего и даёт такое удивительное чувство утешения, комфорта, которое очевидно почти в каждом стихе Псалма 138.

Итак, Пс 138, стихи 3,5,7-10,18. В стихах 2-10 перемежаются размышления о всезнании и вездесущности Бога: ст.3 «Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня...», ст. 5 «Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою», ст. 7-10 «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя», ст.18 «... когда я пробуждаюсь, я всё ещё с Тобою».

Лучший друг, жена, дети бывают рядом и их присутствие наполняет радостью, покоем. Но обстоятельства меняются, происходят неожиданные или трагические события, и этих людей уже может не быть рядом или может не оказаться рядом. Иов говорит о бренности человека в Иов 14:1-2 «Человек, рождённый женщиной, краткодневен и пресыщен печалями. Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень, и не останавливается»; в Пс 143:4 написано: «Человек подобен дуновению; дни его - как уклоняющаяся тень»; апостол пишет в Иак 4:14 «... что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Что такое человек? Человек как пар, как тень, как дуновение, как трава, как цветок на траве, который появляется и опадает - каждый человек..., любой человек...

Мир в сердце и душе, имеющий своим основанием человека, пусть даже самого близкого и верного до самой своей смерти, не вечен. Этот мир зиждется на песке, основан на тени, на дуновении, каким является любой человек.

Но Господь не такой. Господь вечен и неизменен. Он вездесущ. Он неизменен в Своей вездесущности. Если я наслаждаюсь единством с Господом (здесь и сейчас, в этих обстоятельствах), то даже если вдруг обстоятельства изменятся (а они обязательно изменятся), или я уеду в другой город или другую страну, то даже тогда я не лишусь этого удивительного единства с Богом, Который может дать моей душе покой не только здесь и сейчас, но и там и тогда, даже когда я окажусь в полном одиночестве не где-то в пустыне, а среди людей, когда то близких мне, а теперь враждующих против меня (Пс 54:2-22). Господь вездесущ, и это успокаивает мои страхи и сомнения – нет такого места на небе и на земле и в море, где Бога бы не было. Когда я пробуждаюсь, я всё ещё с этим Богом. Когда я отдыхаю или иду – Господь окружает меня. Он объемлет меня и сзади и спереди на небе или в преисподней и даже на краю моря Он будет со мной (ст.7-10) и даже там моя душа будет иметь твердое основание в вездесущем Боге.


б) Следующее применение. Библия многократно говорит о присутствии Бога в человеке. Бог обитает в сердце человека - верующего человека. Совершенно ясно утверждается, что Христос верою вселяется в сердце человека, что Дух Божий живёт в верующем человеке.

Давайте посмотрим на эти свидетельства Библии:

Рим 8:9-11 «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас»; Рим 8:14-17 «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: `Авва, Отче!' Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться»; Гал 3:26 «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (этот стих — связующий в нашем чтении); Гал 4:6 «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: `Авва, Отче!'»; 1Кор 3:16-17 «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы»; 2Кор 6:16 «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом».

Как мы видим, Библия много говорит об обитании Духа Святого в верующем человеке. И это присутствие Бога в верующем человеке отличается от Его повсеместного присутствия. Его имеют только дети Божии по вере в Иисуса Христа, а остальные люди нет.


4) Итак, совершенно ясно провозглашается обитание Бога в верующем человеке - такой человек является не просто местом пребывания Духа Святого, но есть храм Духа Святого. И этот Дух даётся в день искупления как залог, как печать праведности. Когда мы говорим о таком особом присутствии Бога в верующем человеке, но сразу возникают несколько вопросов, которые я попытаюсь рассмотреть в своих дальнейших размышлениях:

а) Во-первых, возможно ли спасение человека без такого особого присутствия Бога в человеке? В Ис 57:15 говорится о двух местах обитания Бога. Одно из них (присутствие Божие с сокрушёнными и смиренными духом) неотделимо от сокрушенного и смиренного человека. То есть Бог всегда присутствует, или обитает (в любые времена) с теми, кто смирен и сокрушён сердцем. И эти смирение и сокрушение являются плодами спасения. И поэтому Бог не может не присутствовать со смиренным и сокрушённым человеком.

Очевидно, что есть разница между тем, чтобы обитать с человеком и обитать в человеке. Особенно это имеет значение для времени до вознесения Христа. Я утверждаю следующее: что без обитания Бога в человеке спасение невозможно. Это верно для времени до рождения Христа и после рождения Христа. Каким-то удивительным образом Бог присутствовал и присутствует во все времена в человеке, получившем оправдание перед Богом через веру и очищение и прощение грехов (а это и Авраам и Давид, см. Рим 4).

Если мы не уверены в том, как происходило спасение во времена патриархов и во времена действия Ветхого Завета, то мы можем совершенно определённо утверждать, что во времена Нового Завета после вознесения Христа Бог обитает в сердце каждого и любого верующего человека (христианина) Духом Святым — не может не обитать (при этом Дух Святой, особенно в Рим 8 в равной степени называется Духом Божьим, Духом Христовым. Все эти имена обозначают один и тот же Дух – Дух Святой, личность триединого Бога). Рим 8 является удивительным местом, в котором содержаться ответы на многие вопросы.

Библия говорит, что Христос присутствует в человеке, вселяется в него (Еф 3:17, Рим 8:9-10). Библия говорит, что человек может быть и должен быть во Христе, а Христос в человеке (Ин 6:56): «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».


Возможно ли спасение без этого присутствия Божьего в человеке? Я думаю, что нет. Я думаю, что жизнь вечная невозможна без удивительного мистического, таинственного союза человеческого и Божьего существа, когда человек становится причастником Божьего существа (2Пет 1:4). Я уверен в том, что человек должен быть причастником Божьего существа, чтобы иметь спасение и жизнь вечную. А это возможно только если Бог обитает в этом человеке.


При этом необходимо отметить, что только пребывание Бога в человеке делает его жизнь угодной Богу. В Рим 8:5-11 апостол размышляет об этом. Давайте прочитаем это место.

Если Бог пребывает в человеке, то только тогда жизнь человека может быть угодной Богу. А если человек не имеет Бога, пребывающего в нём каким-то образом, то его жизнь не может быть угодной Богу. Именно об этом говорит апостол в стихах 5-11. Он пишет в стихе 8: «... живущие по плоти Богу угодить не могут». А кто может? Дальше в стихе 9 он пишет: «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас». Только жизнь по духу угодна Богу. И человек может жить по духу только если Дух Божий живёт в нём.

Кто может жить по духу? Когда человек живёт по духу? Только если Дух Божий живёт в нём. Если человек не имеет Духа Божьего (Духа Святого, Духа Христова), то он может жить только одним образом - по плоти. Это однозначный вывод. А плоды плоти известны (Гал 5:19-21): «...они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». Только Духом Святым человек приносит плоды, угодные Богу (Гал 5:22-23): «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...».

Невозможно жить жизнь угодную Богу в отрыве от Бога. Христос говорил Своим ученикам (Ин 15:5): «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Эти слова говорят сами за себя. Только тот, кто пребывает во Христе и в ком пребывает Христос, приносит много плода. Без этого невозможно сделать ничего, угодного Богу. Без Христа человек может приносить только лишь плоды плоти.

А теперь подумайте о патриархах и святых времён Ветхого Завета, некоторых из которых Бог называл друзьями Своими. Как они могли жить жизнь, угодную Богу, без обитания каким-то образом Бога в них? Как мы видим, человек может жить по духу (а только такая жизнь угодна Богу) только если Бог пребывает в нём — это ясное утверждение Библии.


б) Я попытался показать и доказать, что спасение невозможно, если Бог не пребывает в человеке. Если же присутствие Бога в человеке необходимо для спасения этого человека, то возникает второй вопрос: возможно ли спасение человека и человечества, если бы Бог не был вездесущим и не мог бы присутствовать одновременно в разных местах в равной мере со всеми характеристиками Своего существа? Одновременно, на всех континентах, на небе вверху и под землей, где обитают люди?

Я думаю, что только вездесущность Бога делает возможным спасение всех людей. Трудно предположить, что было бы, если бы Бог не был вездесущим, но мог присутствовать лишь в одном месте в одно и то же время. Может быть, было бы возможным спасение только одного человека на всей земле в одно и то же время? И пока Бог Духом Своим обитал бы в этом одном человеке, то спасение других людей было бы невозможным? И нужно было бы ждать смерти этого человека, чтобы освободился Дух Святой для обитания в другом человеке?

А может быть, если Бог не был бы вездесущим, тогда никто бы не имел спасения? Или никто не имел бы жизни? Или само существование нашей вселенной стояло бы под вопросом? Если Бог обитает в одном человеке, то кто будет управлять вселенной? Если Бог лишь в одном месте, то кто будет поддерживать жизнь во всех живых существах на планете? Если Бог лишь в одном месте, то кто будет поддерживать существование самой вселенной?

Все характеристики Бога в равной бесконечной степени важны для нашего спасения, и среди них - Его вездесущность.


5) В заключение я хотел бы сказать ещё одно замечание из книги Деяний. Там написано (17:24), что Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живёт... Он не требует служения рук человеческих, потому что не имеет ни в чём нужду. Он Сам даёт всему жизнь и дыхание и всё.

Бог слишком велик для того, чтобы жить в храмах, сделанных руками людей. Соломон при освящении храма молился такими словами (2Пар 6:18) «Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, - тем менее храм сей, который построил я». В Ис 66:1-2 Господь говорит: «...небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо всё это соделала рука Моя, и всё сие было...».

Бог слишком велик для обитания в рукотворных храмах, но при этом Он обитает не только на высоте небес во святилище, но и со смиренными и сокрушёнными духом в нерукотворных храмах, которыми являются тела верующих людей, как и сказал Бог (2Кор 6:16) «... вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом».


В заключение я хотел бы прочитать слова из 1Пет 2:1-5 (и сделать ещё одно применения для наших рассуждений): «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Христос есть Сын в доме Божием. Даже Моисей, величайший из пророков, был служителем в доме Божием (Евр 3:5). Если Моисей был служителем в доме Божием, то кем является каждый из нас? Кем являются люди самые великие и благочестивые? Максимум, на что они могут претендовать — это быть служителем в доме Божием. А вот Христос — Сын в доме Божием и достоин несравненно большей славы, чем Моисей. Дом же Его – мы если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца (Евр 3:6). Аминь.

4



Hosted by uCoz