Урок 81_, Неизменность Господа и Его определений.

Прочитать в начале собрания Пс 144

Прочитать в начале урока Еф 1:1-22

1) Сегодня мы продолжаем говорить о славе и величии Бога. Я сегодня хочу сделать применение нашим размышлениям (несколько месяцев назад в течении нескольких недель) о Вселенной и о славе и величии Бога Творца, сотворившего Вселенную.

Я коротко повторю то, о чём мы тогда говорили. Окружающий нас мир настолько велик, чудесен, удивителен, непостижим, что при его созерцании и размышлении о нём самые лучшие умы человечества (и не важно, догматический атеист или религиозный человек) осознают свою ограниченность и ничтожность. Протяжённость, разнообразие, величие Вселенной настолько велики и непостижимы, что самые выдающиеся представители науки признают неспособность науки понять и объяснить всё. Самые передовые шаги человечества в изучении и освоении Вселенной ничтожны по сравнению с её величием, а многие достижения человечества в освоении и познании Вселенной так навсегда и останутся на страницах фантастических романов (полёт к звёздам, освоение их планет и их заселение).

Мы говорили о том, что фундаментальные законы природы неопровержимо свидетельствуют о том, что великий вечный неизменный Творец является Первопричиной возникновения этой Вселенной. Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь, говорит нам Псалом 18, стих 2. Если спросить даже у скота и у птицы небесной, если побеседовать с землей или послушать рыб морских, то они научат, возвестят, наставят и скажут, что всё это сотворил Господь рукой Своей (Иов 12:7-10). Благочестивые мужи в смирении склоняются перед величием Творца и их уста исполняются хвалой, когда они взирают на Вселенную – дело рук Творца (Пс 8).

Вселенная непостижимо велика. И вот на фоне этой удивительной Вселенной Библия показывает славу и величие Творца. В книге Иова или в Пс 101 это делается поразительным образом. Всего лишь в двух стихах Псалма 101 (ст.26-27) показаны все тысячи лет существования нашей Вселенной - её прошлое, её настоящее и её будущее: вот в прошлом Бог её сотворил, вот в настоящем она ветшает, как ризы; вот в будущем она обветшает, как ризы, и Бог переменит её, как одежду. Земля и небо обветшают и будут уничтожены огнём, а Бог сотворит новую Вселенную.

Вечность Бога показана здесь: Вселенная когда-то возникла, и когда-то исчезнет и будет сотворена вновь, а Бог пребывает, пребывает, пребывает вечно. Его лета в роды родов (ст.25) и лета Его не кончатся (ст.28). Его неизменность показана здесь. Наша Вселенная настолько огромная, настолько удивительные процессы протекают в ней, что кажется, что она будет существовать всегда... Но вся Вселенная, как огромная заведённая пружина в часах, неумолимо стремится к равновесию, к состоянию вечного покоя. Библия и законы природы говорят, что Вселенная постоянно изнашивается и ветшает. И она обветшает, как одежда, и Бог её изменит. Вся Вселенная ветшает и изнашивается, но не Бог. Небо и земля погибнут, и будет новое небо и новая земля, но Бог – всё Тот же, неизменный (ст.27-28), без какого-либо изменения и без тени перемены (Иак 1:17). Над нашей непостижимой Вселенной великий, вечный и неизменный Бог пребывает, пребывает и пребывает от вечности и до вечности... Всё это свидетельство Библии о величии и неизменности Бога Творца.


2) Сегодня я хочу поговорить о практическом применении неизменности Бога в нашей жизни. Я хочу отметить сегодня несколько моментов.

а) Необходимо сказать, что многие люди обвиняют Господа Бога и отвергают Его слово именно из-за их неизменности. Они говорят: «Слово Божие было написано для людей того времени, оно было актуально и применимо для тех обстоятельств. Мир изменился, люди изменились, обстоятельства изменились. Слово Божие принадлежит прошлому. Сейчас Бог старомоден, неуклюж и забавен со всеми Своими ветхими заповедями. Бог не актуален, Он устарел, безнадёжно отстал. Он должен приспособиться Сам и изменить Свои взгляды, Свои требования к новейшим веяниям жизни».

Для этих людей Бог остался в прошлом, а поэтому устарел практически во всём и должен приспособиться к реалиям нашей сегодняшней жизни, если Он конечно хочет, чтобы Его кто-то услышал и слушался. Т.е. они говорят Богу: «Изменись, стань таким, как мы — и мы послушаем Тебя. И мы будем слушаться Тебя, пока Ты такой, как мы». Разве Господь не говорил ещё во времена Давида в Пс 49:21 «Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя, и представлю пред глаза твои грехи твои». Для этих людей дни славы Господа остались где-то там в минувших веках, к которым принадлежит Он вместе со Своим Словом. Библия принадлежит прошлому, она — пережиток прошлого (если говорить о сегодняшнем времени). Для них Бог если и великий - то в прошлом, а не сейчас, если Он даже и живой и действующий - то лишь на страницах Библии, точно также, как там живут и действуют Навуходоносор, Ирод Великий и многие другие. Для них Бог Библии и сама Библия подобны всем остальным философским и религиозным учениям человека, которые действительно изменялись с течением времени. Для них Бог есть часть этого мира, а поэтому просто обязан меняться вместе с миром. Почему? Потому что мир для этих людей движется от простого к сложному, поэтому люди прошлого гораздо менее развитые и знающие, чем люди настоящего времени. При таких представлениях можно только удивляться, как примитивные египтяне построили одно из чудес света - пирамиды, которые простояли тысячи лет и точность подгонки каменных блоков (весом от 2 до 14 тонн каждый) которых поражает людей даже и сейчас. Можно удивляться, как примитивные люди средних веков построили здания, в которых можно жить даже сейчас и в следующие несколько веков. К тому же способность людей прошлого к выживанию без благ цивилизации была несравненно выше: нетрудно догадаться, у кого больше шансов выжить в лесу – у людей прошлого или у современного городского жителя. Также люди думают, что природа человека изменяется со временем - улучшается. Но человек остаётся неизменным в своём падшем состоянии. И слова апостола Павла об абсолютной порочности падшего человека в Рим 3:9-18, процитированные им почти две тысячи лет назад из ещё более древних Писаний, абсолютно верны и сейчас.

Совершенно очевидно, что люди, обвиняющие Бога в неизменности и неактуальности (вольно или невольно, явно или неявно) имеют совершенно неверное представление о Боге и о Его слове.


В действительности именно неизменность Бога является серьёзнейшей причиной для того, чтобы познавать Бога и Его слово. Знание о Боге, знание о Его слове никогда не изменяется и не устаревает, особенно с того момента, когда Бог дал человеку полноту откровения о Себе в Иисусе Христе и в Новом Завете. Подумайте вот о чём. Мы можем изучать экономику, географию, политическую карту мира. Но всё это изменяется: прошлое отличается от настоящего, будущее будет отличаться от настоящего. Политическая карта Европы за последние сто лет менялась несколько раз. Наука, промышленность и экономика развиваются, и если человек отошёл от дел на несколько лет, то его знания часто оказываются безнадёжно устаревшими. В законодательстве стран каждый день появляются и отменяются законы и постановления. Если выучить сейчас наизусть все законы, постановления, указы, нормативы в какой-нибудь законодательной базе, например в «Консультанте Плюс» или «Гаранте», то через какое-то время, может быть уже на следующий день, или в течение следующей недели, что-либо обязательно изменится, и эта база уже не будет актуальной, верной. На неё трудно будет положиться.

А Бог – неизменен. Его слово – неизменно. Это вечная ценность. Человек, познавший Бога двести-триста лет назад, имел бы актуальное познание о Боге и сейчас. Более того, наиболее верными представлениями о Боге, по всеобщему признанию, обладали именно люди прошлого: пророки, апостолы, жившие тысячи лет назад. Именно им Бог избрал дать особое откровение о Себе. Именно на их писания мы опираемся в своём познании Бога. Все писания пророков и апостолов имеют для нас ценность (более высокую, чем обычный исторический документ, рассказывающий нам о событиях прошлого) только в одном случае — если Бог неизменен. Если Бог изменяется, то писания пророков и послания апостолов имели бы ценность только как исторический и богословский документ для того, чтобы узнать, каким Бог был, или как Он менялся с течением времени. Но Библия бы при этом не имела бы никакой ценности для того, чтобы узнать какой Бог есть сейчас.

Неизменность Бога и Его слова является серьёзной побудительной причиной, чтобы вникать в слово Божие. Оно никогда не меняется.


б) Второй момент, который я бы хотел отметить сегодня: всезнание Бога и неизменность Божьих определений (определение — когда Бог провозглашает, что что-то будет - и это будет). Давайте прочитаем Деян 15:18. Обратите внимание на этот стих. Здесь апостол Пётр говорит, что Богу известны все Его дела от самой вечности. Ещё до сотворения мира Бог знал в совершенстве все Свои дела, которые Он совершит. Я думаю, что здесь подразумеваются все дела Бога: дела творения, дела провидения, дело спасения и т.д. Каждое Своё дело Бог знал ещё до сотворения мира. Он в совершенстве знал, когда, где и что Он будет делать, и Он также знал, когда, где и что Он не будет делать ни при каких обстоятельствах. Бог принял эти решения ещё до сотворения мира, и никакие обстоятельства, никакие планы людей не могут изменить эти решения.

Мы, люди, можем принять какое-либо решение, например, что следующие пять лет мы каждый день будем вставать в шесть часов утра, или делать каждое утро зарядку, или молиться один час каждый день. Но есть различные обстоятельства: мы можем заболеть, мы можем забыть, мы можем быть очень сильно заняты, мы можем очень сильно устать и проспать на следующее утро или заснуть во время молитвы, мы можем передумать и изменить своё решение, мы можем быть верными своему решению четыре года и 11 месяцев, но потом внезапно умереть. Мы не знаем нашего будущего. Мы бессильны перед многими обстоятельствами.

Это трудно представить, но это так, что Бог ещё до сотворения мира решил, каким образом Он будет поступать в каждом конкретном случае от начала вечности и до конца вечности. Он принял решение, как Он будет поступать в каждый момент, в каждом конкретном случае, с учётом всех обстоятельств.

Каждую секунду вот уже тысячи и тысячи лет от сотворения мира по настоящее время Бог верен Своим решениям, которые Он когда-то принял. Он не устаёт и не изнемогает. Он не может быть настолько занят, чтобы не исполнить Своё решение. Он не может забыть. И никакие обстоятельства не могут изменить первоначальное решение Господа, тем более, что это Своё решение поступить именно таким образом в настоящем Господь принял в прошлом с учётом именно этих обстоятельств в настоящем, которые Он знал уже тогда в совершенстве. Обстоятельства не могут помешать Богу осуществить Его решение, потому что именно эти обстоятельства и определили Его решение, которое Он принял в прошлом. И в этой неизменности определений Бога во всей полноте проявляются удивительные характеристики Его природы: Его всезнание, разум, мудрость, благость, всемогущество — они есть некий фундамент Его неизменности. В одном из прошлых уроков мы уже говорили о том, как проявляют себя совершенства Бога в принятии Им решений, и я сейчас только напомню об этом.

Когда Бог принимал решение, то Он обладал совершенным и полноценным знанием всех обстоятельств и фактов в прошлом, настоящем и будущем. Не было ничего сокрытого от Его взора. Всё было известно Ему.

У Него было достаточно разума, чтобы принять, понять и связать воедино все эти известные Ему события в прошлом, настоящем и будущем. Он легко и непринуждённо воспринял все события от вечности и до вечности. Чудовищно огромный поток информации совершенно не захлёстывал Его и не приводил в отчаяние. В Пс 138:17-18 Давид пишет: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка...». Песок используется для обозначения неисчислимого количества.

У Бога достаточно мудрости для того, чтобы принять верное решение на основании всех этих известных Ему фактов.

При этом Его решение приносит максимально возможные добрые плоды. Плодом всех решений Бога даже в самом отдалённом будущем является добро. Через тысячи и тысячи лет решения Бога, принятые Им ещё до сотворения мира и провозглашённые Им за тысячи лет до их исполнения, неизменно содействуют ко благу сейчас и в вечности. Он обращает ко благу даже злые деяния людей. Мы можем вспомнить пример Иосифа, сына Иакова. В Быт 45:4-5 Иосиф сказал своим братьям: «...я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда: потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» и в Быт 50:20 «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей».

Также у Бога достаточно сил, чтобы претворить Своё решение в реальность. Конечно, мы должны понимать, что есть дела, которым Бог позволяет исполниться в соответствии с обычным течением вещей в этом мире, к которому мы привыкли, а есть дела, которые Сам Бог Своим суверенным актом совершает вопреки обычному течению вещей и обстоятельствам в этом мире, т.е. во втором случае Бог совершает чудо. В любом из этих случаев у Бога достаточно сил, чтобы претворить в реальность Свою волю, т.е. исполнить Свои обетования, клятвы или определения. В Ис 46:10 Господь говорит: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю»; Иов 23:13 «Но Он твёрд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его». Конечно при этом мы знаем, что есть безусловные обетования Бога, которые исполняются всегда, и есть обусловленные обетования Бога, которые выполняются при выполнении определённых условий, но мы должны понимать, что Бог знал от начала все Свои дела. Он знал всё от начала, что Он совершит или чему Он позволит произойти.

Эта истина должна показать нам, кто мы есть перед Богом и помочь нам в наших отношениях с Богом. Каким образом? Есть много применений, но по крайней мере это должно изменить наши молитвы. Мы должны в наших молитвах большую часть усилий направлять на поиски воли Божией. Мы должны познавать, что Бог совершил, совершает или ещё планирует совершить (Его дела, волю, определения), чем упрашивать Его месяц за месяцем и год за годом и диктовать Ему свою волю, и считать себя при этом верным христианином и даже служить примером для других людей. Богу известны все Его дела от начала вечности.

Когда в нашей жизни происходят какие-то события, ожидаемые с неожиданными последствиями или неожиданные с известными последствиями, и мы в растерянности и не знаем как поступить, то Бог ещё до сотворения мира знал все обстоятельства этого дела, Он знал, как мы будем поступать, и что Он будет делать. Он знал, будем мы молиться или нет, Он знал, как и о чём мы будем молиться. Он уже принял решение, как поступить – ещё до сотворения мира. Мы ещё почти ничего не знаем, мы в растерянности — а Бог ещё до создания мира знал, как Он поступит в данной ситуации. Наша молитва не может изменить Его воли, Его решений, принятых Им ещё до создания мира. Но наша молитва есть часть Его воли. Если в каких-то обстоятельствах вы не знаете, что и как делать, то по крайней мере мы знаем, что нам нужно молиться — потому что наша молитва есть часть воли Божией.

Давайте посмотрим на свидетельство Библии об этом: Лук 18:1 «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать»; Рим 12:12 «утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны»; Флп 4:6 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом»; Кол 4:2 «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением»; 1Тим 2:8 «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения».

Ещё до создания мира Бог знал, как Он собирается действовать. Добро является неизменным плодом всех Его решений — в этом мы не можем сомневаться. Мы можем успокоиться в Боге, в неизменности Его благих определений.


в) Третье применение. Теперь поразмышляем, как неизменность Бога и Его определений проявляет себя в деле спасения человека. Бог ещё до создания мира решил спасти человека посредством Иисуса Христа. Об этом ясно говорится в Библии. Давайте прочитаем Еф 1:3-7: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его». В этом отрывке в стихе 5 совершенно ясно провозглашается определение Божие усыновить падшего человека через Иисуса Христа. В стихе 4 мы видим, что это определение Божие было сделано Им ещё до создания мира. Это решение Бог сделал по благоволению Своей воли (стих 5). Целью этого решения, сделанного до создания мира, является святость и непорочность человека перед Богом (стих 4) через искупление Кровью Христа (стих 7) и похвала славы благодати Божией (стих 6). В этом отрывке совершенно ясно говорится о предведении Бога, о Его благой воле и Его благом предопределении, о благой цели Его воли и определения в деле спасения человека через Иисуса Христа.

Давайте прочитаем ещё одно место. В 1Пет 1:18-21 написано: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших через Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога». Из этого отрывка мы видим, что Бог ещё до создания мира предназначил Христу быть агнцем, Который будет заклан за грехи мира. Бог ещё до сотворения мира знал о грядущем грехопадении ангелов, Адама и Евы и по благоволению воли Своей Он решил усыновить через Христа человека. И Христос пришёл в последние дни в устроение полноты времени, как было решено Отцом ещё до создания мира. Как Сам Христос и говорит (Евр 10:7): «...вот, иду, как в начале книги написано обо Мне, исполнить волю Твою, Боже». Спасение человека через Христа было вечным определением Бога, сделанным ещё до создания мира. И Бог исполнил Своё определение послать Христа, и посредством Крови Его искупить Себе народ святой. Он исполнил Своё определение — если не вопреки всему, то вопреки многому.

В Библии мы видим постоянное отступничество Израиля, избранного народа Божьего. Это грядущее отступничество Израиля было известно Богу во всей полноте, когда Он ещё до создания мира принял решение примирить человека с Собой через Христа. 10 колен было рассеяно, а колено Иудино и Вениаминово было сохранено до времени (хотя и было отправлено в Вавилонское пленение), для того, чтобы из колена Иуды и дома Давида воссиял Христос. При этом пришествие Христа произошло только благодаря верности и неизменности Бога Своему решению, которое Он принял ещё создания мира. Пришествие Мессии произошло не благодаря желанию и верности людей, а наоборот, вопреки их нежеланию и непостоянству и отступничеству.

Ещё за сто с лишним лет до вавилонского пленения Иуды Бог через пророка Исайю даёт Иуде пророчество о Христе в Ис 28:14-16. Давайте прочитаем: «Итак, слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью, и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдёт до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя». Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится».

Мы знаем, что Бог избрал Израиль и дал им закон, чтобы они жили свято и непорочно перед Богом по закону, как и сказал Моисей во Втор 6:24-25 «И заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и прежде. И в сём будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам». Некоторые люди думают, что в исполнении закона Моисея была праведность народа Израильского перед Богом и что исполнением закона они должны были наследовать жизнь вечную. Но Израиль и затем Иуда отступили от Бога, поэтому этот план Божий (наследовать жизнь вечную посредством закона) не удался. Тогда Бог решил ввести в действие план «Б». Т.е. если не удаётся спасти людей посредством закона, то надо их спасти по благодати, независимо от закона. Поэтому Бог послал Сына Своего, чтобы Его Кровью примирить с Собою всё, и земное и небесное. И если до Христа люди спасались или могли спастись посредством закона, то после Христа они спасаются по благодати через веру во Христа. Так думают эти люди.

Но мы знаем, что это не так: Бог ещё до создания мира предопределил спасти человека через Христа. Спасение через Христа – это не запасной план на случай того, если вдруг первый план спасения через исполнение закона провалится. Как мы знаем (и на прошлых уроках я пытался это показать и доказать), спасение через Христа – единственно возможный путь спасения человека.


3) Наконец, применение неизменности Бога в Его определениях к нам самим. Давайте прочитаем ещё раз Еф 1:4-5. Бог избрал нас во Христе. Для чего? - чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Христа. Бог ещё до создания мира определил, что Его дети во Христе Иисусе будут святы и непорочны перед Ним в любви. Это Своё определение Бог несомненно совершит в отношении тех, кого Он избрал. Цель Бога – это привести Своих усыновлённых через Христа детей к совершенству, а совокупностью совершенства является любовь агапе. В Рим 8:29 написано это определение Божие: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего...».

Другого варианта нет и быть не может, ведь Бог ещё до создания мира предопределил, что избранные Им люди будут святы и непорочны перед Ним в любви; они будут подобными образу Сына Божьего, Иисуса Христа. Даже воля и нежелание человека не могут противостоять этому определению Божьему, потому что Бог знает от вечности все дела Свои. Планы целых народов и всего мира, не говоря уже об отдельном человеке, не могут противостоять исполнению этого определения Божьего. В Пс 32:8-11 говорится: «Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной. Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, – и явилось. Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его в род и род».

Человек Божие может противостоять Богу в этом, но вопреки его нежеланию Бог будет производить Свою работу. В Пр 19:21 написано: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом».

Давайте прочитаем Евр 12:5-11. Мы говорим сейчас только о детях Божиих. Дитя Божие не останется без наказания от Бога (Евр 12:5-8). Если человек противится Богу, то ему придётся много страдать. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью (Евр 12:11). Но причина этого наказания – это любовь Бога, ибо Господь, кого любит, того наказывает (Евр 12:6); а цель этого наказания – мирный плод праведности (Евр 12:11). Этого не изменить. Многие неразумные дети Божии страдали, страдают и будут страдать из-за своей медлительности, лени, упрямства, невежества. Они будут спасены, но как бы из огня и уж точно из горнила страданий, в которые они сами вовлекли себя.


Эта неизменность Бога и Его определений является основанием непоколебимой надежды на Бога и уверенности в Нём и источником святого страха перед Ним. Аминь.

5



Hosted by uCoz