Урок 91, Совершенство и достаточность жертвы Христа

О понятии закона и суть закона Божьего. Определение понятий «требование», «любовь» и «проклятие» закона. О разнице отношений Бога к падшим ангелам и к падшему человеку. О благодати Бога к падшему человеку и об основании этой благодати. О благодати и законе. О совершенстве жертвы Христа.

Место для чтения Евр 9:11-28

1) О понятии закона и суть закона Божьего. На позапрошлом уроке мы с вами говорили о законе Божием. Вот как описывает закон апостол Павел в Рим 7:12 «… закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». Что я подразумеваю под законом? Я не буду вдаваться в юридические, физические и другие объяснения понятия закона, но скажу о понятии закона в отношении к людям. Для простоты объяснения будем понимать закон Божий как заповеди, которые Бог давал людям. В разные времена Господь в разной степени открывал Свой закон. При этом каждая заповедь является представителем всего закона и нарушивший даже одну заповедь, становится преступником против всего закона: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным по всём» (Иак 2:9-11).

Применительно к нравственным существам (ангелы и люди) этот закон сводится к двум главным заповедям: Господь Бог есть Господь единый и любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всей крепостью своей и всем разумением своим и ближнего своего как самого себя – так говорил Иисус (Мар 12:28-33). Об этом же говорит Павел в Рим 13:8-10: «любящий другого исполнил закон… ибо все другие [заповеди] заключаются в сём слове: «люби ближнего твоего, как самого себя»… итак, любовь есть исполнение закона».

Такое понимание сути закона не является очевидным для людей. Сами иудеи понимали суть закона Моисея по разному в различные времена. Эти размышления в среде иудеев продолжаются и по сей день. Суть закона не является однозначной для людей. И если бы Иисус не выразил эту суть для нас, то мы так и пребывали бы в тумане своих собственных предположений, как это происходит с иудеями и по сей день. Для нас как христиан непререкаемым авторитетом в этом вопросе являются слова Иисуса о том, что именно любовь к Богу и к человеку есть главное в законе. В словах Иисуса мы можем иметь удивительный свет истины и не блуждать во тьме своих собственных мыслей и предположений по этому вопросу.


2) О требовании, любви и проклятии закона. Если представить закон Божий как мужа для невесты, то он удивительный и привлекательный. Он святой, праведный, благой. Он исполнен любви агапе. Без всяких сомнений его ум, его сердце, его душа исполнена совершенной любви к Богу и к ближнему своему. Этим двум главным заповедям подчинена беспрекословно жизнь его внутреннего мира и вся его внешняя жизнь. Любовь закона неизменна - неизменна во времени. В каждый момент времени днём и ночью его любовь безупречна и совершенна. Именно любовь наполняет все его дела и мысли. Но любовь закона неизменна только во времени. Она изливается только на совершенных. Объект любви закона должен быть достойным его совершенной любви. Для недостойных его любви у закона нет любви. Его любовь не распространяется на тех, кто согрешил. В законе нет благодати. Закон не может дать согрешившему незаслуженное им добро.

Сейчас я хочу провести ясную границу между требованием закона и любовью закона. Как мы видим, закон Божий требует от человека совершенной любви к Богу и человеку — это его требование. Я хочу особо отметить, что эта совершенная любовь к Богу и ближнему — это требование закона, которое изложено в его заповедях. Требование закона к людям любить других и Бога – это не любовь закона, а его требование. Закон предъявляет к человеку совершенное требование совершенной любви. Но это требование не есть любовь самого закона. Что же есть любовь самого закона?

Любовь самого закона есть то добро, то благо, которое он обещает за послушание его требованиям. Именно это добро, это благо, и есть любовь самого закона к исполняющим его. Закон исполнен совершенной любви к тем, кто в совершенстве исполняет его требования - его заповеди. А вот к согрешившему у закона нет добра, нет любви. А есть только проклятие, ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал 3:10). К согрешившим у закона нет любви, но есть только одно проклятие, хотя даже при этом закон продолжает требовать у человека совершенной любви к ближнему и к Богу. И в этом одновременном существовании проклятия к согрешившим в законе при требовании закона о совершенной любви нет никакого противоречия. Никто не может обвинить закон в лицемерии и двойных стандартах. Никто не может сказать: «Это не справедливо! Закон требовал от других совершенной любви, но стоило кому-то согрешить, как сам закон вместо любви изливает проклятие! Как может закон требовать от других любви, когда сам исполнен ненависти к согрешившему?!». Проклятие на согрешившего и одновременное требование любви к Богу и ближнему заключены в законе изначально и являются его неотъемлимыми частями.


3) Размышления о законе, о благодати и любви Божией. У закона Божьего есть требование любить Бога и человека совершенной любовью в каждый момент времени в полную силу. У закона есть любовь к тем, кто послушен его заповедям. Эта любовь есть благо, которое заложено в самом законе для тех, кто исполняет повеления закона. У закона есть ненависть – это проклятие для тех, кто не исполняет заповедей закона. Любовь, требование и проклятие закона можно увидеть уже в первой заповеди, которая дана Адаму. Любовь в том, что Адам мог наслаждаться не только блаженством Эдемского сада, но и присутствием Божиим; требование в том, чтобы не есть от дерева познания добра и проклятие за нарушение этой заповеди - смерть. Или другими словами эту заповедь можно выразить следующим образом – живи и повинуйся, иначе смертью умрёшь. Как мы видим, за нарушение этой заповеди, за одно преступление закона Адам был осуждён и его постигло проклятие закона – смерть. Апостол Павел в Рим 6:23 пишет, что «…возмездие за грех – смерть…». Эту непреклонность закона мы видим в отношении Бога к согрешившим ангелам. Давайте прочитаем Иуд 1:5-6: «Я хочу напомнить вам, что Господь… и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого суда». Дьявол и ангелы его будут ввержены в озеро огненное и серное, где они будут мучиться во веки веков (Мат 25:41; Откр 20:10).

Ева, а затем и Адам, нарушают эту заповедь, и проклятие закона справедливо постигает их. Но в отношении Бога к ним мы видим совершенно другую картину по сравнению с тем, как Бог поступил с падшими ангелами. Согрешившие ангелы были заключены в вечные узы во мраке на день великого суда, без какой-либо надежды на спасение. У них нет никакой надежды на спасение. Вот уже много тысяч лет они ожидают дня великого суда. Они находятся в вечных узах, во мраке. И хотя их вечные страдания ещё не начались, но они неотвратимо приближаются с каждым днём, каждым годом, каждым столетием. У них нет никакой надежды. Они будут страдать и мучиться в озере огненном во веки веков.

Но человек совершенно не так. Хотя проклятие закона постигает их и Бог наказывает их, но уже в саду Едемском человек получает от Бога обещание об избавлении (Быт 3:15). Давайте прочитаем этот стих. Мы видим, что между семенем Адама и между семенем змея будет вражда. Между ними будет не дружба, как между друзьями, но вражда, как между врагами. Семя человека и семя змея будут врагами друг другу. Кто есть семя человека и семя змея? Семя человека - это дети Божии, новое творение во Христе, и семя змея — это дети сатаны. И поэтому между ними будет вражда. Мы видим эту вражду уже между Каином и Авелем. Апостол в 1Ин 3:10-12 пишет, что Каин был от лукавого, был семенем сатаны, и убил брата своего, Авеля, который был от Бога. Об этой же вражде Иисус говорил иудеям в Ин 8:38-44: «Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего… если бы вы были детьми Авраама, то дела Авраамова делали бы… Вы делаете дела отца вашего… если бы Бог был ваш Отец, то вы любили бы Меня… Ваш отец – дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины...». В Откр 12:17 мы видим, что дракон (сатана) преследует тех, кто сохраняет заповеди Божии и имеет свидетельство Иисуса Христа. Итак, в Быт 3:15 Господь говорит о спасении человека от греха. Он говорит о вражде между теми, кто получил спасение и между теми, кто находится во тьме. Была, есть и будет вражда между детьми сатаны и детьми Божьими.

Также мы видим благо, которое Бог являет Адаму и Еве - Бог делает одежды кожаные для Адама и Евы. Также Он ограждает путь для них к дереву жизни. Они не ввергаются в вечные узы во мрак, но высылаются из сада, чтобы возделывать землю. Они испытывают на себе благоволение Божие, которое совершенно не заслуживают. Они видят заботу и любовь Бога, которых совершенно не заслуживают. Они получают всё от Бога по благодати. И помните, что благодать в Библии есть свободный дар Бога тем, кто не заслужил этот дар (Рим 11:6), т.е. благодать Бога есть незаслуженное благо, добро Бога к тем, кто не достоин этого добра, блага.

Кажется, что Бог поступает вопреки Своему закону, являя благодать и милость к согрешившим, посылая дождь с неба и времена плодоносные и исполняя пищей и веселием сердца людей (Деян 14:17), посылая всякое даяние доброе и дар совершенный (Иак 1:17), повелевая восходить Солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылая дождь на праведных и неправедных (Мат 5:45).

Почему Бог дарует незаслуженное благо к согрешившим, заслуживающим только проклятия и ничего больше? И почему даже закон Моисея, данный на горе Синай, требует любви человека не только к Богу, Который единственный благ, но и требует от человека любви и милости к ближнему своему, более того, к врагам своим, в которых часто нет ничего, кроме греха? Все люди согрешили в Адаме, нет человека, который бы не грешил, а святой, благой и совершенный закон требует от человека любви даже к недостойным этой любви. Более того, возмездие ожидает тех, кто не желает быть послушным этим требованиям закона. Почему? Кажется, что это вопреки самому закону, согласно которому возмездие за грех – проклятие и смерть. Тем более, что это непреклонное требование закона мы видим в отношении Бога к падшим ангелам. Почему есть такая разница в отношении Бога к ангелам и человеку? Если какая причина для этого?


4) Об основании благодати Бога к согрешившим. У Бога есть законное основание изливать добро, а не проклятие, на согрешивших. И что же это за основание? Христос является тем единственным основанием для той благодати и милости, которые Бог являет согрешившим и которые закон требует от человека оказывать к согрешившим под страхом проклятия за непослушание. Христос является этим единственным основанием. Христос Своей жизнью и Своей смертью на кресте полностью удовлетворил все требования праведного святого закона: а) Он исполнил весь закон в части послушания требованиям закона – Он исполнил все заповеди; и дар Его праведности вменяется тем, кто уверовал в Единородного Сына Божьего; б) Он есть Агнец Божий, Он есть искупительная жертва, жертва умилостивления; Он на Себе понёс наказание за наши грехи; проклятие закона за наши грехи пребывало на Нём во всей полноте; Христос жертвой Своей заплатил сполна за грехи всех нас, и таким образом Христос удовлетворил все требования закона в части наказания за нарушение требований закона.

Христос исполнил весь закон. В этом Его праведность и Он дарует эту Свою совершенную праведность верующим в Него. В дополнение к этому Иисус понёс на Себе всю полноту проклятия закона за наши грехи. Именно поэтому закон на этом двойном основании совершенно справедливо являет свою любовь к тем, кто верует во Христа, как если бы они сами по себе были святы и непорочны и заслуживали любовь закона, а не его проклятия. Становится совершенно понятным, почему Бог может оказывать благодать к согрешившим, и при этом не отвергнуть Себя – потому что Христос удовлетворил все требования закона как в части соблюдения закона, так и в части наказания за его нарушение. Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их на основании заслуг и дел Христа. Верующий во Христа на основании заслуг и дел Христа имеет любовь закона и любовь Божию.


5) О законе и благодати. В самом законе нет благодати. Апостол пишет в Ин 1:17, что закон дан через Моисея, а благодать и истина произошли через Иисуса Христа. Как пишет Павел в Рим 3:21-22, независимо от дел закона явилась праведность Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих. Законом никто не оправдывается перед Богом - это «ясно потому что праведный верой жив будет» (Гал 3:11). Оправдание по вере есть спасение по благодати (Еф 2:1-9), независимо от дел закона. У закона нет добра, нет любви для согрешивших. Закон Божий не содержит в самом себе благодати. Если бы закон Божий в абсолютном смысле был способен сам по себе на благодать (т.е. незаслуженное добро) к согрешившим, то согрешившие ангелы и люди могли бы получить милость и прощение у Бога по закону. Но этого нет. Закон не способен на благодать, т.е. любовь к согрешившему. У него нет милости и прощения к согрешившему, а есть только проклятие. Он требует смерти согрешившего. Именно поэтому падшие ангелы единожды согрешив, содержатся в вечных узах во мраке на день суда. Именно из-за этой непреклонности закона Божьего Христос должен был умереть для спасения человека и таким образом послужить основанием для благодати и милости Бога и закона к согрешившим.

Поэтому мы должны ясно различать закон Божий в абсолютном смысле от закона Божьего, данного через Моисея. Закон Моисея — это закон Божий для падшего человечества, в котором показаны требования закона, а также показаны благодать Божия к падшему человечеству и способ её получения. Поэтому в то время как непреклонный закон Божий провозглашает, что «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что записано в книге закона» (Гал 3:10) и что возмездие за грех – смерть (Рим 6:23), то постановления закона Моисея о богослужении и жертвах и священстве провозглашают о Божьем благоволении к падшему человеку, т.е. о благодати. В чём состоит это благоволение? Это незаслуженное благоволение Божие состоит в том, что падший человек может войти в присутствие святого Бога. В этом благодать Бога. И закон Моисея провозглашает об этой Божьей благодати. При этом закон Моисея открывает, показывает, каким образом человек может получить эту благодать - падший человек может получить эту благодать посредством крови жертвы. Итак, постановления Моисея а) провозглашают о Божьей благодати — падший человек может войти в Его присутствие, и б) показывают путь, избранный Богом, каким образом человек получает эту благодать — посредством жертвы.

Если прочитать Евр 10:1-4, то мы видим, что закон Моисея имел лишь тень будущих благ, а не самый образ вещей. Он провозглашал о Божьей благодати и о способе её получения. И человек получал эту благодать. Но на каком основании? Ведь постановления закона сами по себе не могли быть основанием для получения этой благодати. Они были всего лишь тенью, а не образом вещей.

Если говорить о неспособности постановлений закона быть основанием получения благодати. В святилище и святое святых не было места для сидения, не было место для покоя. Не было покоя в приношении жертв. Кровь жертв должна была изливаться постоянно. Помимо ежегодных жертв всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов (Евр 10:11). Одни и те же жертвы не делали совершенными приходящих с ними, потому что невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Эти ежедневные и ежегодные жертвы напоминали о грехах и взывали о необходимости совершенной и достаточной жертвы. «Есть ли покой, есть ли конец этим бесконечным жертвам?». Этот покой наступит после совершенной жертвы, которая уничтожит грехи.

Постановления о богослужении и жертвоприношениях показывали возможность для грешного человека войти в присутствие святого Бога. Они утверждали эту возможность. Они говорили о существовании пути для грешного человека к святому Богу. Они говорили о том, что обеспечивает существование этого пути, ведущего к Богу — это кровь жертв. Постановления закона указывали на единственное основание получения этой благодати – на грядущего Мессию, на Агнца Божьего, жертвой Которого мы обрели благодать у Бога. Как мы понимаем, закон Моисея в тенях и образах свидетельствовал о пути новом и живом, который открыт посредством Крови Агнца Божьего, Иисуса Христа.


6) О совершенной жертве Христа. Именно Мессия одним приношением Самого Себя сделал совершенными освящаемых (Евр 10:10-14). Христос вошёл в самое небо не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященники входили ежегодно во святилище с чужой кровью. Он только однажды явился к концу веков для уничтожения греха жертвой Своей, а второй раз явится для ожидающих Его во спасение (Евр 9:24-28). И единократным приношением Он уничтожил грехи всех людей от начала мира и до конца мира. Жертва Христа настолько совершенна и достаточно, что Он лишь однажды к концу веков явился для уничтожения греха жертвой Своей. Мы рассмотрим в соответствии с размышлениями апостола три периода, на которые распространяется жертва Христа.

Евр 9:26. Жертва Христа настолько совершенна и достаточна, что Он единократным приношением уничтожил грехи тех, кто жил от начала мира до первого завета, завета Моисея. Иначе Ему надлежало бы многократно страдать от начала мира .

Евр 9:14-15. Его смерть была для искупления тех преступлений, которые были сделаны в первом завете, завете Моисея. Его жертва настолько совершенна и достаточна, что единократным принесением Себя Богу Духом Святым искупить преступления, совершённые в первом завете. Все люди в первом завете, завете Моисея (ст.18-20), призванные к вечному наследию, получили обетованное, т.е. жизнь вечную (ст.15).

Евр 9:25-26. Жертва Христа настолько совершенна и достаточна, что Он единократным приношением уничтожил грехи всех людей, которые будут жить в Новом Завете. Почему? Потому что Он вошёл в самое небо не для того, чтобы многократно приносить Себя, как это делали первосвященники в первом завете, но лишь однажды, к концу веков, для уничтожения греха жертвой Своей.

Итак, жертва Христа настолько совершенна и достаточна, что Христос только один раз принёс Себя в жертву, и этим одним приношением уничтожил грехи всех людей от Адама до конца дней. Ещё до создания мира Бог предназначил искупить многих кровью Иисуса Христа как непорочного и чистого Агнца (1Пет 1:18-20). Ибо благоугодно было Отцу, чтобы во Христе обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол 1:15-16). Поэтому люди уже от Адама имели милость и благодать от Бога. Почему? Потому что жертва Христа настолько совершенна и достаточна, что единократного её принесения в последнее время достаточно для уничтожения грехов всех людей. Если бы это было не так, то Христу надлежало бы многократно страдать от начала мира, чтобы люди от Адама могли получать благодать и милость у Бога.

Именно единократным принесением жертвы Христа в конце веков все люди, начиная от Адама, могли получать благодать от Бога. Именно благодаря жертве Христа падшее человечество могло обрести и обрело милость и благодать у Бога. Именно поэтому Адам и Ева не были ввергнуты в вечные узы во мрак ожидать времени суда великого дня без какой-либо надежды, как это было с падшими ангелами (Иуд 1:6). Именно поэтому Бог свидетельствовал о Самом Себе благодеяниями, подавая людям с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца их (Деян 14:17). Именно поэтому во времена закона Моисея грешные первосвященники могли войти в святое святых в присутствие святого Бога один раз в год с теми жертвами, которые не могли уничтожить грех и не делали совершенными приходящих с ними. Именно поэтому Израиль получал прощение и милость и благодать. Именно поэтому мы получаем прощение и имеем милость и благодать, хотя по закону возмездие за грех – смерть.


Христос является единственным основанием вашего спасения. Только через Христа вы найдёте благоволение в глазах Бога для своего первоначального оправдания перед Богом, и в дальнейшей жизни как христианина. Христос — единственный муж, Которого Бог избрал для Церкви. Именно этому единому мужу апостол Павел обручает Церковь. Аминь.

4




Hosted by uCoz