Урок 92 О благодати и делах закона

Обобщение прошлого урока. О двух взаимоисключающих основаниях избрания Богом: по делам и по благодати. О милости, о законе и его долге перед делающим. О любви закона к несогрешившим и о пути её удержания. О предназначении закона. Нет благоволения у закона для согрешивших. О различиях на суде для неверующих и над верующих. О трёх группах людей в их отношении к Богу, греху и закону. Спасение — только по благодати.

Место для чтения Евр 9:11-10:14

1) На прошлом уроке мы говорили о законе Божием. Мы говорили о требовании закона, о его любви и о его ненависти. Мы говорили о том, что закон совершенно непреклонен к согрешившим и что в законе совершенно нет благодати и милости. И когда Бог являет благодать и милость к согрешившим Адаму и Еве и их потомкам, то для этого есть всего лишь одно основание. Этим единственным основанием является Христос, Его жизнь и Его смерть. Христос является единственным основанием благодати и милости Бога к человечеству, согрешившему в Адаме. Своим рождением, жизнью, смертью и воскресением Христос исполнил закон и пророков. Всё это – Его рождение, жизнь, смерть, воскресение - есть исполнение закона и пророков. Христос исполнил закон и взял на Себя проклятие закона. В этом состоит единственное основание Божьей милости и благости к падшему человеку.

Совершенство, достаточность и единственность Христа как единственного основания для благости и милости Бога мы видим в рассуждениях апостола в Евр 9 и 10 главах. Жертва Христа настолько совершенна и достаточна, что Христос как Первосвященник должен был лишь один раз принести одну жертву. Он вошёл в самое небо не для того, чтобы многократно приносить Себя в жертву. Христос лишь в конце веков принёс в жертву Себя Духом Святым Богу. Он лишь однажды принёс Себя в жертву к концу веков, чтобы одной Своей жертвой уничтожить грехи. Этого однократного принесения одной жертвы Христа было достаточно, чтобы уничтожить грехи всех людей от Адама и до конца дней. Жертва Христа настолько совершенна и достаточна, что именно на этом основании во все времена Бог даёт Свою благодать человеку – Адаму и Еве, Каину и Авелю, Еноху и Ною, Аврааму и Моисею, Давиду и Соломону, нам и другим после нас до конца веков. А если бы это было не так, то Христу надлежало бы многократно страдать от начала мира. Именно жертва Христа, а не кровь козлов и тельцов, является тем единственным основанием, по которому первосвященник по закону Моисея мог войти в святое святых, чтобы ходатайствовать за Израиль. Именно жертва Христа являлась той единственной причиной, почему согрешившим в первом завете давалось прощение и очищение.

Жертва Христа настолько совершенна и достаточна, что Он единократным принесением Своего тела по воле Божией освятил спасаемых (Евр 10:10). Жертва Христа настолько совершенна и достаточна, что Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр 10:14). Жертва Христа настолько совершенна и достаточна, что Он принёс однажды одну жертву за грехи и навсегда воссел одесную Бога, ожидая, пока Его все враги будут положены в подножие ног Его (Евр 10:12-13).

Христос сидит одесную Бога, ожидая, пока Его враги будут положены в подножие ног Его. Нет больше жертв, не нужно больше жертвоприношений. Настал покой в святилище. Единократным принесением Себя в жертву Христос открыл для человека путь новый и живой в святилище. Там, в святилище, за завесой, находится Христос, Первосвященник Нового Завета, Который вошёл туда предтечей за нас.


2) Как мы уже говорили, что в законе нет никакой благодати и милости. На этом мы остановимся подробнее. Мы посмотрим на два стиха: Рим 11:6 и 4:4.

Давайте прочитаем Рим 11:6. Здесь показаны два основания избрания Богом – по благодати, и по делам. Что это за дела? Это дела закона, а именно исполнение человеком заповедей закона. Как мы здесь видим, эти два основания взаимоисключают друг друга: если избрание по благодати, то не по делам; а если избрание по делам, то это уже не благодать. Как мы в этом стихе видим, Бог избирает людей по благодати, а не по делам закона. И если Бог дарует благодать, то это должно быть совершенно независимо от дел закона, а иначе это уже не благодать, а Бог избирает по благодати. Я думаю, что эти размышления достаточно ясны.

Итак, в делах нет никакой благодати, а в благодати нет никаких дел. Нет ни одного дела в благодати, и нет никакого намёка на благодать в делах. А закон, как мы знаем, основывается только на делах. Почему? Потому что любовь закона имеет своим основанием послушание требованиям закон, и ничто другое. Именно послушание человека требованиям закона является основанием любви закона к человеку. И ничто другое. И здесь мы говорим только об изначально несогрешившем человеке. Именно поэтому в законе не может быть никакой благодати. Нет другого основания угодить закону, как только через дела закона. Если исполняешь постоянно всё, что написано в законе, то закон любит тебя. Закон требует от человека дел, и именно эти дела являются основанием для любви закона к человеку. Послушен – получи благо, не послушен – получи проклятие. Именно об этом говорит Господь через Моисея во Втор 30:15-18: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего, которые я заповедую тебе сегодня – любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его, и постановления Его, и законы Его; и будешь ты жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой… Если же отвратится сердце твоё, и не будешь слушать, и заблудишься, и станешь поклоняться иным богам, и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь через Иордан». Итак, любовь закона полностью зависит от дел закона. Поэтому в законе нет благодати.

В законе также нет милости. Давайте посмотрим, что говорит апостол Павел в Рим 4:4. Здесь апостол Павел пишет, что воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. Это важное утверждение. Конечно же здесь под делающим подразумевается делающий дела закона (исполняющий заповеди закона). Что же апостол утверждает в этом стихе? Он говорит, что делающий получает свою награду по долгу за дела, но никак не по милости. Опять же мы видим, что как и в случае с благодатью и делами, милость и дела взаимоисключают друг друга: если по делам, то не по милости; а если по делам, то по долгу, но никак не по милости (одно греческое слово в Рим 4:4 переведено как милость, а в Рим 11:6 как благодать). А что любовь закона основывается исключительно на делах, мы уже показали ранее.

При этом, как мы видим в Рим 4:4, награда делающему есть долг закона перед ним. Закон должен даровать благо тем, кто исполняет постоянно всё, что написано в книге закона. Любовь закона к исполняющему заповеди, т.е. к делающему, есть не что иное как долг закона. Он должен любить послушных. Это его долг. Эти отношения напоминают отношения наёмного работника и работодателя: работник исполняет дела, работодатель платит ему за его дела. В этом есть радость для обоих, «ибо трудящийся достоин награды за труды свои» (Лук 10:7). Закон платит свой долг любви только тем, кто исполняет его заповеди, и никому другому. И здесь мы говорим только об изначально несогрешившем человеке. Итак, в отношениях закона и человека нет никакой милости, нет никакой благодати. Отношения чисто деловые, хотя и приятные для обоих. Другими словами, человек должен постоянно зарабатывать любовь закона, потому что любовь закона к нему есть долг закона перед ним за его дела. Т.е. пока человек делает, то закон любит его; как только человек прекратил делать дела, закон обращает свою любовь в ненависть без какой-либо милости, благодати, надежды.

Что это означает для человека? Для нашего воображаемого человека, который свят и ни разу не согрешил? Человек должен постоянно работать для закона, чтобы закон его любил. Человек должен работать без отдыха, чтобы закон его любил. Днём и ночью, в болезни и здравии, в радости и печали. И это при том, что закон требует безраздельного и безусловного подчинения. И требования закона касаются не только внешних дел человека, но также движений его ума и сердца. Каждое дело, каждая мысль, каждое движение сердца должно быть послушно закону во всякое время. В этом особенность любви закона – человек должен принадлежать закону безраздельно и постоянно доказывать ему свою преданность и послушание. Закон постоянно требует от человека дел. Для человека нет ни секунды покоя, иначе любовь закона грозит обратиться в проклятие. И при этом над человеком постоянно нависает угроза проклятия даже за один грех: единожды упавший получает вечное проклятие. Он должен, как когда то священники в святилище, ежедневно приносить жертвы на алтарь закона: своё время, свои мысли, свои дела и т.д. Человек ежесекундно исполняет требования закона, и эти требования каждую минуту не изменяются и остаются такими же многочисленными. Они надвигаются на него стеной как на конвейере, угрожая обрушиться на него, если он всего лишь на секунду замешкается.

Именно так, и никак иначе, можно заслужить любовь закона, и это всё для того, чтобы закон воздал свою любовь делающему, как работодатель платит свой долг работнику. Чтобы лучше это понять, подумайте о том, если бы вам пришлось постоянно зарабатывать любовь своего мужа или жены, и при этом вы будете знать, что их любовь к вам всего лишь плата за ваши труды - просто долг делающему. Вас любят, пока вы сами любите.

И это если говорить о святом и непорочном человеке. Таким был лишь Адам до своего грехопадения. Мы же говорим о падшем роде человеческом, который согрешил в Адаме, и проклятие закона пребывает на нём от самого рождения. Человек уже согрешил. Проклятие закона уже на каждом потомке Адама.


3) Конечно же, нет никакой надежды для падшего человека найти благоволение в глазах закона Божьего, потому что у закона есть своё предназначение: закон, если что и говорит, то говорит к стоящим под законом так, что заграждаются всякие уста и весь мир становится виновным перед Богом; делами закона не оправдается перед Богом ни одна плоть, потому что законом познаётся грех (Рим 3:19-20); закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников (1Тим 1:8-11). Как мы видим, закон не предназначен для того, чтобы оправдывать людей, или награждать их за исполнение дел закона. Закон обвиняет, законом познаётся грех. Многие люди не понимают этого предназначения закона.

Никто из потомков Адама никогда не получит одобрения от закона. Если человек не уверовал в Иисуса Христа и он войдёт на суд Божий, то там у него будет два обвинителя и ни одного адвоката. Против него будут свидетельствовать сатана и закон Божий (Откр 12:10, Рим 3:19), а Христос будет его судьей. И этом человек будет осуждён на вечные муки по праведному закону Божьему справедливо.

Если же человек уверовал в Иисуса Христа, то на суде у него будет один обвинитель и один адвокат. Христос будет его Ходатаем перед Отцом, а сатана будет обвинителем. Закон будет молчать на этом суде. Мы не услышим ни похвалы ни обвинения с его стороны. Обвинения со стороны закона не будет, потому что праведность Христа и смерть Христа отвечают всем требованиям закона, а похвалы со стороны закона не будет потому, что исполняющий заповеди закона исполняет то, что должен, а какая ему за это похвала? В Лук 17:7-10 Иисус говорит: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».


4) Вопреки этому ясному предназначению закона многие люди считают себя безгрешными. И поэтому считают Бога обязаным принять их в блаженство рая. Более того, Бог будет не справедлив, если Он не примет их в блаженство рая, ведь они не виновны ни в одном грехе. Но такое мнение является самообманом и грехом и противоречит истине. Апостол Иоанн пишет в 1Ин 1:8,10 «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Бога лживыми, и слова Его нет в нас».

Другие люди всё же признают некоторые свои грехи. Когда какие-то заповеди уличают их во грехе, то они могут признать, что они действительно совершили зло, и что они согрешили против святого Бога и Его закона. Но при этом к сожалению они не сознают всю полноту и глубину порочности своей природы. «Да, - говорят они, - грешить это плохо. Если кто грешит, то становится плохим человеком. Если кто любит грешить, то он плохой человек, потому что плохие люди грешат. Но я хороший человек, поэтому как хороший человек я не должен грешить. Это мой долг жить праведно, и я с этим согласен. И это моё согласие лишний раз подтверждает, что я хороший человек. Да, я говорил неправду (иногда), или что-либо взял без спроса (украл). Но теперь я хочу быть послушным Богу. Впредь я буду исполнять Его заповеди и не буду делать зло. Потому что я всё же хороший человек, не как эти убийцы, воры, прелюбодеи, лжецы. Я не хочу умножать зла и грешить против Бога. Я буду защищать правду и противостоять злу». Эти люди считают себя хорошими внутри, способными войти в Царство Небесное. Всё, что им нужно делать — впредь быть послушным Богу, не нарушать заповеди и исполнять их. Их хорошая природа и их хорошие дела как подтверждение их хорошей природы есть их билет в Царство Небесное.

Конечно, они слепы и не понимают порочности своей природы. Конечно, они не понимают всей полноты зла греха. Они не нуждаются в Спасителе (хотя если Бог говорит, что плата за грех смерть, и если Христос на кресте заплатил их долги перед законом, чтобы они могли войти в Царство Небесное, то отлично, они принимают жертву Христа как билет в рай). Они не понимают предназначения закона. В своём решении исполнять заповеди они ставят себя под законом, а закон если что и говорит, то говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновным перед Богом, потому что делами закона не оправдается перед Богом никакая плоть, потому что законом познаётся грех (Рим 3:19-20).

Другие люди всё же получают оправдание именно даром, через веру, по благодати. Они получают истинное спасение. Но получить спасение по благодати и жить затем по благодати — две разные вещи. Если оправдание по благодати — один раз в жизни, то жизнь по благодати — навсегда. Многие хотя и получают спасение по благодати, но у них не получается жить по благодати. Они всю свою жизнь пытаются показать и доказать Богу, что Он не зря даровал им спасение, и что они достойны этого Его дара. Они не могут жить с мыслью о своей немощи, несовершенстве и греховности, ведь это так плохо и не достойно Бога, их Спасителя. Они хотят угождать Богу и жить перед Ним как праведники. Они хотят жить перед Богом совершенно, без греха. Они хотят и стараются, но не могут дотянуть до стандартов Божьей святости. Они терпят неудачу за неудачей. Только они привели в порядок свою жизнь, как приходит закон Божий и снова и снова находит какие-то несовершенства и пороки. Они уже в отчаянии, ведь они сделали всё возможное, они сделали всё в своих силах, а закон Божий всё равно ими не доволен. Он никогда ими не доволен. В его проницательных глазах они всегда полны несовершенства и порока. В его глазах они всегда грешники, и не важно, что и как они делают или не делают. С его точки зрения они всё делают несовершенно и каждое их дело исполнено греха. Эти люди страдают и мучаются. Их совесть страдает. Они не исполняют в совершенстве святых праведных и благих требований святого, праведного и благого слуги Божьего – закона. Поэтому они исполнены чувства вины перед Богом и боятся входить в Его присутствие. Потому что они уверены, что там их не ожидает ничего, кроме обвинений закона и обвинений сатаны. Они не ожидают от Бога ничего, кроме упрёков, обвинений, наказаний за свои промахи, несовершенства, грехи. Они не ждут добра для них у Бога.


5) Спасение по благодати именно и состоит в том, что спасение даруется совершенно в отрыве от дел закона, как и написано: (Рим 4:5) не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность; (Рим 3:21-23) ныне, независимо от закона, явилась праведность Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все под грехом и все лишены славы Божией. Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (Рим 8:3-4). Христос одним приношением одной жертвы навсегда соделал совершенными освящаемых. Для вас нет никакой надежды без Христа. Если вы отвергаете Христа или отворачиваетесь от Него, то вас ожидает только некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Без Христа нет милости, нет благодати, нет спасения. Христос является единственной надеждой. Аминь.

4

Hosted by uCoz