Урок 93, О законе и свободной воле

О предназначении закона. О трёх группах людей в их отношении ко греху. О христианине и о законе Божием как учителе праведности. О пяти понятиях закона в Рим 7-8. О законе стиха Рим 7:21 и его действии. О преобладании закона греховного над законом ума в христианине, о бессилии закона Божьего, и о необходимости смерти Христа. О разрушении действия закона стиха 21 законом жизни. О рабстве свободной воли человека. О свободе желаний и свободе действий. Об умерщвлении дел плоти, если во Христе.

В начале урока прочитать Рим 7:7-8:13.

1) О предназначении закона. На прошлом уроке мы говорили о предназначении закона (Рим 3:19-20): закон, если что и говорит, то говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновным перед Богом, потому что все согрешили и лишены славы Божией; делами закона не оправдается перед Богом ни одна плоть, потому что законом познаётся грех. Итак, законом познаётся грех, и закон если что и говорит, то говорит так, что весь мир становится виновным перед Богом.

Мы посмотрели на прошлом уроке на три группы людей. Первые несмотря ни на что и вопреки слову Божьему считают себя невиновными перед Богом и полагают великой честью для Бога принять их в вечные обители на небесах. Вторые принимают обличение в некоторых грехах, они признают грехи как зло, они согласны жить по закону правды, они считают справедливым и необходимым оставлять грехи и жить праведно, они считают недопустимым жить во грехе, потому что они хорошие люди, и само их желание оставить грех и жить праведно показывает и доказывает, что у них доброе сердце; эти люди не понимают предназначения закона, не понимают своей порочности и необходимости рождения свыше; они становятся на сторону добра и сражаются против зла; в своих собственных глазах и в глазах других людей они хорошие люди; они уверены, что имеют право на вечную жизнь, потому что их добрые дела доказывают это - но они лишь семя сатаны в овечьей шкуре и врата ада широко открыты для них.

Мы также посмотрели на тех людей, которые получили оправдание перед Богом через веру по благодати, которые действительно являются христианами, но не живут по благодати перед Богом. Они могут знать, что у них что-то или даже многое не правильно, но не знают, что; или знают, что должно быть правильно, но не знают, как этого достичь; или вообще не осознают того, что у них что-то неправильно. Они направляют свои силы на то, чтобы доказать своей праведной жизнью, своими делами самим себе и Богу, что они всё же достойны спасения, которое получили по благодати; но в своих попытках жить совершенно безгрешно и непорочно перед Богом они терпят неудачу за неудачей, потому что их плоть слаба и они не способны исполнить совершенные и безкомпромиссные требования закона Божьего.

Но есть люди, которые не только получили спасение по благодати через веру, но и живут с большим или меньшим успехом по благодати перед Богом. Об этих людях и об их отношениях с законом и об их жизни по благодати перед Богом я хочу поразмышлять сегодня.


2) О законе Божьем и христианине. Мы посмотрели, что для нечестивого закон Божий является праведным суровым немилосердным судьей. А чем для христианина является закон Божий? В Рим 8:1-2 мы читаем «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе освободил меня от закона греха и смерти». Если человек нашёл мир с Богом через веру в Иисуса Христа, то закон Божий уже не осуждает его на вечное проклятие. Но если это так, а это так, тогда какие отношения закона Божьего и христианина? Это достаточно просто. Для христианина закон Божий является учителем праведности. Я позволю себе его так называть, потому что именно закон Божий наставляет христианина в том, что есть добро и что есть зло, что есть святость и что есть грех, какая жизнь, какие пути угодны или неугодны перед Богом. Именно заповеди закона являются в этом мире светильником для ноги человека. При этом заповеди закона испытывают каждое дело человека, каждое его помышление и каждое движение его сердца. И хотя при этом закон своими заповедями судит (т.е. разделяет праведное от неправедного), наставляет, назидает, направляет, обличает христианина, но не осуждает его на вечное проклятие за несоответствие своим требованиям.


3) О различных понятиях закона. В своих размышлениях в Рим 7-8 апостол использует пять понятий закона. И для понимания размышлений апостола нам нужно знать и различать все пять. Только тогда мы сможем сделать правильные выводы. Давайте посмотрим на эти законы:

а) закон Божий или заповеди; именно так мы его и будем называть;

б) закон ума (стих 23). В чём состоит закон ума, можно увидеть в стихе 22 «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» и в стихе 25 «…я умом моим служу закону Божьему». Итак, закон ума состоит в том, что умом я люблю закон Божий и своим умом служу закону Божьему.

в) закон греховный в членах человека (стих 23); в стихе 25 он называется законом греха, а в Рим 8:2 он же называется законом греха и смерти;

г) закон в Рим 7:21 «когда я хочу делать доброе, прилежит мне злое»; этот закон мы так и будем называть законом стиха 21. Это понятие закона соответствует одному из словарных определений понятия закон, а именно «постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания; общее положение какой-нибудь науки, являющееся результатом осмысления и обобщения отдельных наблюдений, исследований» (Толк. словарь русского языка, Д.Н. Ушаков), например закон всемирного притяжения; до его открытия Ньютоном этот закон природы уже действовал, но Ньютон заметил и описал его; этот закон стиха 21 называется в стихе 23 как «иной закон»;

д) закон духа жизни во Христе (Рим 8:2).


4) О взаимодействии этих законов. Заповеди закона Божьего совершенны, праведны, благи, святы, неизменны. Эти заповеди верны. Эти заповеди любит христианин в слове Божием. Но в этой школе закона Божьего христианину предстоить выучить важнейшую истину: он может знать добро и зло, он может любить добро и ненавидеть зло, он может желать делать добро, но сам по себе он не способен делать добро. Он должен понять, что в его уме и в его членах действуют два разных закона: закон ума и закон греховный. Эти два закона, закон ума и закон греховный, взаимодействуют в человеке по третьему закону, или как мы его назвали, по закону стиха 21 «когда хочу делать доброе, прилежит мне злое». И христианин, предоставленный сам себе, не способен исполнять заповеди закона Божьего, потому что в нём действует закон стиха 21. В нём преобладает, владычествует закон греховный над законом ума. Закон Божий учит человека, что есть добро и что есть зло, что есть святость и грех, и как свято жить в этом мире. Но плоть человека (или закон греховный в его членах) делает человека бессильным, чтобы делать добро, которое он знает, любит и желает. Как апостол Павел описывает это в Рим 8:3 - закон Божий бессилен, потому что ослаблен плотью. Именно поэтому Христос умер, чтобы в Его плоти был осуждён грех. Потому что закон Божий был бессилен, ослабленный плотью. Именно это христианин должен понять. И что же делает Христос? Закон духа жизни во Христе освобождает человека от закона греха и смерти в членах его, т.е. разрушает закон стиха 21 (Рим 8:2). И хотя ум христианина продолжает подчиняться закону ума, т.е. закону Божьему, и хотя в его членах продолжает пребывать закон греховный, но христианин во Христе способен духом умерщвлять дела плотские и может и будет жить по духу (Рим 8:13). Это краткое изложение. А теперь давайте мы рассмотрим это подробнее.


5) О законе Божьем и свободе воли. Давайте посмотрим, что говорит апостол Павел. В Рим 7:15-23 он говорит об удивительной вещи — о свободной воле человека, которая находится в плену. Что я имею в виду? Мы знаем, что человек может любить зло и ненавидеть добро (Ин 3:19-20): «...люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы». Но апостол Павел в своих размышлениях в Рим 7:15-23 говорит о человеке, который любит добро и ненавидит зло. Хотя здесь апостол не описывает, как этот человек пришёл к этой любви добра и к желанию его делать, но он любит добро и хочет его делать и он ненавидит зло, и не хочет его делать. Но мы видим, что хотя этот человек имеет сильное желание делать добро, но он не может делать то, чего он хочет. Напротив, он делает то, чего не хочет делать. Он любит добро и хочет его делать, он ненавидит зло и не хочет его делать. Но он делает зло вопреки своей воле делать добро. Так апостол пишет в ст.15 «... [я] не то делаю, что хочу, а что ненавижу, делаю...»; ст.18-19 «... желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Его свободная воля, желающая делать добро, находится в плену и не может делать добро, которого хочет.

Небольшой пример для пояснения: человек может быть в оковах и находится в темнице; при этом он может хотеть или не хотеть свободы; его воля свободна желать или не желать свободы, хотя он находится в узах; он может в своих желаниях стремиться быть на пляже или на лугу или со своей любимой женой и детьми, но вопреки этому своему желанию он будет содержаться в узах; он не свободен, хотя его воля свободна в своих действиях; таким образом он не может делать то, что хочет, и с ним делают то, чего он не хочет. Это рабство свободной воли человека. В этом нет никакого противоречия — примеры из обыденной жизни помогают нам понять разницу между свободой желать и свободой делать.

И вот в своих размышлениях апостол говорит о свободе человека в желаниях и об отсутствии свободы (о несвободе, о рабстве) в его делах. И если вы ещё задаётесь вопросом о предопределении Божием и о свободной воле человека, то подумайте об этой несвободе в делах свободной в желаниях воли человека.

Как мы видим в размышлениях апостола, человек уже знает и различает посредством закона Божьего добро и зло, он уже ненавидит зло, он уже любит добро и желает его делать. Но он не свободен. Он желает делать добро, но делает то, что ненавидит — он делает зло вопреки своему желанию делать добро. При этом такая жизнь, такие отношения между его желанием добра и его злыми делами имеет силу закона. Человек смотрит в себя, на свои мысли, на свои желания, на свои дела. Он анализирует их и замечает, что они действуют в строгом соответствии с определённым порядком. И этот порядок неизменен. Он имеет повторяемость закона. И этот закон внутри себя человек может сформулировать следующим образом (закон стиха 21): «Итак, я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое». Именно этот закон апостол увидел внутри себя. Т.е. апостол понаблюдал за своими желаниями и за своими действиями, которые противоположны его желаниям, и в своих наблюдениях он заметил, что эти отношения между его желаниями и его действиями находятся в жёсткой закономерности, что эти отношения подчиняются, или развиваются согласно определённому закону. Его желания и его действия подчиняются этому закону и он поступает в точном соответствии с этим законом, который выражается словами «...когда хочу делать доброе, прилежит мне злое». В стихах 22-23 апостол объясняет подробнее стих 21, как этот закон действует: хотя по внутреннему человеку он находит удовольствие в законе Божием, но в членах своих видит стремление ко злу, противоборствующее желанию его ума делать добро, т.е. ум человека является пленником желаний, находящихся в плоти его. И это подчинение ума закона закону греховному в членах его имеет силу закона. Закон ума подчинён закону греховному по закону стиха 21.

Итак, в членах своих апостол видит стремление ко злу. И он знает, что он есть пленник этого закона греха и смерти. Он знает заповеди закона Божьего, он знает добро и зло, он любит добро и зло, но он пленник закона греха и смерти, который находится в плоти его. Именно поэтому закон Божий ослаблен плотью человека и бессилен (Рим 8:3). Хотя человек знает, любит и хочет делать добро, но всё эти знание и любовь и желание бессильны из-за закона греха и смерти в членах этого человека. Знания добра, любви к добру и желания делать добро не достаточно, чтобы человек делал добро. Именно поэтому закон Божий, этот учитель добра и зла, бессилен в том, чтобы человек жил праведно.


6) Именно поэтому закон направляет христианина ко Христу, потому что во Христе есть закон духа жизни (Рим 8:1-2). Этот закон духа жизни во Христе Иисусе разрушает закон стиха 21, когда закон ума подчиняется закону греховному. Христос освобождает человека от закона греха и смерти в членах его, разрушая закон стиха 21, т.е. освобождает закон ума от рабства закону греховному в плоти. Поэтому во Христе христианин способен духом умерщвлять дела плотские, и жить не по плоти, но по духу. Поэтому во Христе он способен не только желать делать добро, но и делать его. Поэтому во Христе христианин способен законом ума подчинять закон греховный в членах своих (Рим 8:13). И без Христа христианин не может делать ничего доброго. Без Христа он пленник закона греховного. Именно поэтому Иисус говорит (Ин 15:5): «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Именно поэтому Павел благодарит Бога Иисусом Христом (Рим 7:25).

Христос делает нас дважды свободными: а) Он делает нашу волю свободной, чтобы любить и желать добра, и б) Он делает свободной нашу свободную волю, чтобы мы не только любили добро и хотели его делать, но и делали то добро, которое хотели, но не могли без Христа делать. Можно знать добро, можно любить добро и ненавидеть зло, можно хотеть делать добро и ненавидеть делать зло, но без Христа невозможно оставить ненавистные злые дела и невозможно делать желанное любимое добро. Аминь.

3




Hosted by uCoz