Урок 94, Жизнь по благодати

или уникальная незаменимая роль Христа в праведной жизни христианина

О пяти понятиях закона. О превосходстве закона греховного над законом ума. О бессилии человека делать добро и необходимость смерти Христа для спасения человека. О свободе во Христе от власти закона греховного и каким образом эта свобода достигается. О понятии плоти и о законе греха в членах плоти. О присутствии и действии греха в христианине. Христос как единственная причина праведной жизни христианина и суть жизни по благодати (несколько выводов).

Прочитать в начале урока Рим 7:7-8:13. Написать на доске пять законов, используемых апостолом в этом отрывке (из урока 93).

1) Я сегодня хочу сделать обобщение и некоторое применение тех размышлений, которые мы рассматривали на прошлом уроке. Апостол говорит о двух законах, которые существуют и действуют в нём - это закон ума и закон греховный, действующий в членах его.

Закон ума выражает отношение ума апостола к закону Божьему. Какое же отношение ума апостола к закону Божьему? В стихе 22 он пишет, что по внутреннему человеку он находит удовольствие в законе Божием и в стихе 25 он пишет, что своим умом он служит закону Божьему. Т.е. его ум мыслит и действует в согласии с законом Божиим в соответствии со стихами 22 и 25: он любит закон Божий и служит ему. Эта любовь и служение закону Божьему имеет повторяемость и силу закона, поэтому такое действие его ума называется законом ума.

А вот в членах своих, в своей плоти, он видит другой закон - закон греховный, противящийся закону Божьему и противоборствующий закону ума.

Эти два закона существуют и действуют одновременно внутри него: один - это закон ума, другой – в членах его. При этом по наблюдениям самого апостола эти два закона не существуют сами по себе независимо друг от друга, но они противоборствуют друг другу. И это противоборство закона ума и закона греховного внутри апостола происходит настолько неизменным образом, что имеет статус (название) закона. Мы с вами читали одно из словарных определений закона: «постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания; общее положение…, являющееся результатом осмысления и обобщения отдельных наблюдений, исследований». Апостол наблюдал за собой, за действиями закона ума и закона греховного и заметил постоянное отношение, связь между этими законами. И как результат своих наблюдений он выводит закон в стихе 21, каким же образом в нём действуют закон ума и закон греховный (мы его так и называли «закон стиха 21»): «итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое». В стихе 23 апостол раскрывает действие закона стиха 21 следующим образом - закон ума находится в плену закона греховного и апостол является пленником закона греховного, находящего в членах его.

Апостол показывает, каким образом действует этот закон стиха 21. По закону ума он находит удовольствие в законе Божием. Он соглашается, что закон Божий добр, он знает добро и любит его. В нём есть страстное желание делать добро, но… он видит, что закон ума находится в плену закона греховного и он не может сделать добро. Более того, вопреки своему страстному желанию делать добро, он делает то, что страстно ненавидит: доброго, которого хочет, не делает, а злое, которого не хочет, делает. Он делает зло, хотя страстно желает делать добро. Вопреки своей любви к добру и ненависти ко злу, он всё же делает злое, которое ненавидит. И эти его действия имеют повторяемость закона – закона стиха 21.

Почему это происходит? Ответ достаточно очевиден: потому что закон греховный сильнее закона ума. И закон греховный настолько сильнее закона ума, что его превосходство над законом ума имеет силу закона (закона стиха 21). Именно таким образом закон Божий ослабляется плотью и становится бессильным. Именно по этой причине Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех (Рим 8:3). Человек бессилен сам по себе делать добро, даже тогда, когда знает добро, любит его и имеет страстное желание его делать.


2) В 7ой главе мы видим размышления и тщетные мучения человека, когда он желает делать добро, но не может, потому что находится в ненавистном ему плену у закона греховного в членах его. В 8ой главе совершенно однозначно утверждается необходимость (должествование) и возможность жить по духу (подробнее об этом см. примечание 2). При этом жизнь по духу является условием того, чтобы человек был оправдан перед Богом Иисусом Христом.

Что (или кто) производит такую разницу между описанием в 7ой главе тщетных усилий человека жить праведно перед Богом от категоричных утверждений и требований 8ой главы? Христос. Когда Христос пребывает в человеке Духом Божиим (8:9-13), то Он освобождает человека от действия закона стиха 21, когда закон греховный держит в плену закон ума.

При этом мы можем ответить на вопрос, каким образом происходит освобождение христианина от уз закона греха и смерти (8:2). Мы читаем, что закон духа жизни во Христе освобождает от закона греха и смерти. Я думаю, что закон духа жизни во Христе не уничтожает и не ослабляет закон греховный, но делает сильным и свободным закон ума преодолевать силу закона греховного, постоянно пребывающего в членах его. Как мы видим в стихе 13 закон духа жизни во Христе делает закон ума настолько сильным, что человек может духом умерщвлять дела плотские и жить по духу. Это если говорить о том, каким образом разрушается закон стиха 21: закон ума становится сильнее закона греховного силой закона духа жизни во Христе.


3) Конечно, размышляя о законе греховном, который пребывает в членах апостола, или в плоти его, мы должны уточнить значение слова «плоть», которое использует апостол в данном случае. Само слово «плоть» в Библии используется для обозначения нескольких понятий:

а) осязаемое физическое тело в общем значении (из мяса, костей и т.п.) в противоположность неосязаемому духу. Сам Господь Бог сотворил всякую плоть, и в ней не было никакого греха. Мат 19:4-6 «…не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть…»; 1Кор 15:39 «не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц»; Христос воспринял на Себя плоть при рождении от девы Марии: Евр 2:14 «как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы... дьявола», Лук 24:39 «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня»;

Можно отметить противоположные характеристики плоти и духа - плоть немощна и тленна, а дух бодр и нетленен.

б) другое значение слова «плоть», которое нас и интересует, и которое использует апостол, когда говорит о законе греховном в своей плоти — это греховная природа человека. При этом плотское противоположно духовному, как и в первом случае: плотское - это земное, временное, греховное в противоположность духовному — небесному, вечному, святому. Именно это значение плоти используется, когда в Библии говорится о плотских помышлениях или о жизни по плоти (Рим 8:5), или о делах плоти (Гал 5: 19-21).

При этом (и это важно!) слово «плоть» подразумевает не только тело человека, но и его душу. Это совершенно очевидно следует из описания дел плоти (Гал 5:19-21). Эти дела описывают как стремление тела человека, так и стремление души человека. В теле человека есть собственные желания или особенности: оно испытывает усталость, голод, жажду, сексуальные желания, не желает быть в избыточном холоде или жаре. Всё эти естественные потребности тела могут быть использованы для греха и таким образом становится порочными похотями. Но в делах плоти есть ещё зависть, гордость, гнев, раздражение, ненависть. Тело не завидует, не гордится, не гневается, не раздражается, не ненавидит. Всё это делает душа человека. Поэтому слово «плоть» в этом значении включает в себя каким-то образом и тело и душу человека. Т.е. закон греховный в членах апостола, или в плоти его, действует не только в его теле, но и в его душе.

Мы должны это ясно понимать, и не следовать неверным представлениям людей прошлого и настоящего о том, что само тело человека является греховным; и так как грех находится в плоти, т.е. в плотском теле человека, то борьба со грехом состоит в усмирении, уничижении, истязании тела голодом, жаждой, холодом, побоями. Это являлось и является учением многих религий. Но это учение нельзя назвать верным.


4) В Библии мы видим, что грех каким-то образом и в какой-то мере присутствует в христианине.

Апостол Иаков признаёт наличие греха у себя Иак 3:1-2 «Братья мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы (учителя, к которым относится и апостол) подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем...».

В 1Кор 3:1-4 апостол Павел говорит к христианам из Коринфа, что они ещё являются младенцами во Христе и поэтому дела плоти (зависть, споры и разногласия) ещё преобладают в них, и апостол называет их плотскими, а не духовными. Им требуется ещё молоко, а не твёрдая пища.

Апостол Павел признаёт грех гордости у себя (2Кор 12:7): «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился». Павел - избранный апостол Иисуса Христа; он зрелый муж во Христе; ему Бог даровал чрезвычайные откровения. Но гордость, взяв повод от этого обилия откровений Божиих, стремится взять вверх в нём. И чтобы гордость не возобладала в нём, Господь посылает жало в плоть апостола, чтобы удручать его и чтобы гордость не преобладала в нём.

Не о подобном ли проявлении закона греховном в членах своих говорит он в В Рим 7:25 «...тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха»? Закон греховный действовал в членах его.

Подобное он говорит в послании к верующим в Галатии (Гал 5:16-17), где пишет о противоположных желаниях плоти и духа, и о том, что они исполняют вожделения плоти, хотя желают поступать по духу.

Да и любой христианин, каким бы зрелым и опытным он ни был, сознаёт, что грех остаётся в нём: зависть, гнев, глупость, гордость, похоть и другие проявления греха. И всё это противится закону Божьему и это противление имеет форму закона - закона греховного, противоборствующего закону ума, который находит удовольствие в законе Божием и служит ему.


5) Из этих размышлений можно сделать несколько важных выводов, которые показывают нам Христа как единственную причину праведной жизни христианина, и раскрывают перед нами суть жизни по благодати. Из размышлений апостола следует:

а) Абсолютная невозможность, неспособность христианина своими собственными силами жить праведно перед Богом. Когда христианин знает в совершенстве заповеди Божии, когда он имеет совершенное познание добра и зла, когда он имеет сильнейшую любовь к добру и ненависть ко злу, когда он имеет сильнейшее желание делать добро и также сильно желает оставить зло, то даже тогда он совершенно бессилен делать добро и оставить зло. Желание добра есть в нём, но нет сил, чтобы сделать доброе. Потому что закон греховный есть в плоти его. И без Христа он заключён в рабство своей собственной плоти. Он находится в плену закона греховного, который противоборствует закону Божьему и закону ума, и поэтому он вынужден делать ненавистное зло, хотя знает и любит добро. И он сетует, как и апостол Павел в 7:24 «бедный я человек! есть ли избавление от этого тела смерти?».

И здесь я говорю не о том, пребывает ли Дух Божий в этом человеке или нет. Этот вопрос решён для целей этого урока — Дух Божий пребывает в человеке. Он — христианин. Но когда он не пребывает во Христе, как ветвь пребывает на лозе, когда он делаёт всё своими силами, своей волей, то он не может делать ничего доброго. Иисус сказал (Ин 15:5): «...без Меня не можете делать ничего». Эти слова Он сказал Своим ученикам. И эти Его слова есть непреложная истина, имеющая силу закона. Эти слова исполняются всегда.

Более того, здесь складывается такая удивительная ситуация — чем лучше христианин узнаёт Бога и Его закон, и если он себя делает своей опорой и хочет жить по делам закона, тем мучительнее становится его существование — потому что желание добра есть в нём, но нет сил, чтобы делать его. Его любовь к добру растёт и также растёт его ненависть ко злу, но он снова и снова вынужден делать дважды ненавистное зло, ненависть к которому умножается его любовью к добру. При этом нет никакого облегчения, нет никаких сил — если он себя делает своей опорой и если он хочет жить по делам закона, а не по благодати во Христе. И напротив, невежество в слове Божием, или самообман, или собственная праведность, или снижение стандартов Божиих могут облегчить страдания христианина, и многие люди находят в этом своё утешение.

Некоторые люди в своих мучительных бессильных страданиях пытаются лавировать и найти для себя среднее положение, когда уже не так мучительно больно от обличений закона, но они всё ещё чувствуют обличение закона Божьего, хотя и несильное. Тогда их совесть спокойна — ведь обличение означает некоторую близость к Богу. Но они понимают, что одного обличения недостаточно, нужно покаяние.

Тогда эти люди пытаются приближаться к познанию стандартов Божиих, они чувствуют обличение закона сильнее, они осознают своё несовершенство и порочность, их страдания увеличиваются, через какое-то время эти страдания становятся мучительными, невыносимыми. Но покаяния нет, и уже нет сил так страдать. Тогда люди каким-то образом удаляются от закона Божьего, используя самообман, или самооправдание или мёртвые дела. Тогда их совесть получает облегчение, но они уже не чувствуют того обличения, которое было раньше, и они считают это неправильным и снова стремятся к тому, чтобы чувствовать сильное обличение во грехах. Их стремление к обличению и их отступление повторяются вновь. В этом процессе через некоторое время они находят некоторое среднее положение, когда обличение закона ещё есть, но оно не слишком мучительное. Они не имеют мира и покоя, но по крайней мере их совесть получает некоторое удовлетворение, страдая и мучаясь от обличения. Как некоторые люди истязают своё тело ударами плетей, чтобы усмирить свою плоть и наказать её за грех, и таким образом приности некую жертву в умилостивление за свои грехи, чтобы успокоить свою совесть и умилостивить Бога, так и эти люди истязают свою совесть ударами обличений, чтобы найти хоть какое-то утешение. Но они находят его лишь в короткие моменты забвения. Без Христа нет никакого мира и покоя, лишь краткое забвение.

б) Становится совершенно очевидной и ясной причина всех неудач жить праведно перед Богом после самых решительных обещаний. Человек читает слово Божие, он читает книги, читает биографии благочестивых людей, слушает проповеди. Всё это раскрывает перед ним удивительную картину праведной жизни перед Богом. В его сердце загорается огонь. Он полон решимости оставить злые пути и ходить путями Божьими. Но несмотря на весь огонь внутри и ревностное желание у него нет успеха. Потому что все его решения и все его усилия жить праведно перед Богом бессильны. Без Христа он пленник закона греховного в членах его. Желание добра есть в нём, но чтобы сделать оное, того он не находит.

в) Становится очевидной и совершенно ясной абсолютная необходимость Христа как Спасителя для человека не только для оправдания перед Богом, но и чтобы жить праведно перед Богом. Христианин сам по себе является пленником закона греховного в плоти его. И только Христос освобождает его от этого закона греха и смерти в членах его. Христос — его свобода от закона греховного в членах его сегодня, завтра и каждый день. Ведь только тогда христианин способен жить праведно перед Богом. Давайте прочитаем 1Кор 1:30. Здесь мы видим, какую уникальную, единственную, незаменимую роль играет Христос в праведной жизни христианина перед Богом. Христос для христианина есть всё во всём. Христос не только оправдание и искупление, но и освящение. Оправдание и искупление Бог производит однажды, а освящение необходимо каждый день. Христос нам нужен каждый день, ибо Он есть освящение наше. Он освобождает нас из плена закона греховного в плоти нашей. Он единственный Спаситель и другого нет.

г) Из абсолютного бессилия человека жить праведно перед Богом и из абсолютной необходимости силы Христа для праведной жизни следует следующее: нет никакой причины и нет никакого основания у человека хвалиться перед другими людьми и перед Богом, когда он во Христе Иисусе живёт праведно. Жить праведно перед Богом, совершать добрые дела — это долг христианина. Он — новое творение Божие во Христе, создан на добрые дела, которые Бог предназначил ему исполнять (Еф 2:10). Это его долг, и когда он исполняет этот свой долг, то только благодаря Христу. В Еф 1:19 в своей молитве за верующих в Ефесе Павел говорит следующее: «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его». Бог действует в христианине могущественно, освобождая его от закона греховного в плоти его. Вся слава при этом безусловно принадлежит Богу. И мы видим, почему это так. О Христе в 1Кор 1:30-31 написано, что Он «...сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом». У христианина есть только одна причина хвалиться — это Господь Иисус Христос.

д) Совершенно ясной становится необходимость, чтобы человек немедленно пришёл ко Христу. Человек не просто слаб, он — бессилен. Только во Христе есть сила и избавление. Человек должен придти ко Христу немедленно, только во Христе он может жить угодно Богу.


Сегодня я провозглашаю Христа как единственную причину праведной жизни христианина, как единственное основание и причину жизни христианина по благодати. Именно Христос освобождает христианина от власти закона греха и смерти. Вся слава принадлежит Богу в Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.


Примечание 1. Мы знаем, что смерть одним грехом одного Адама вошла в этот мир и перешла на всех людей, потому что в Адаме все согрешили. Смерть царит в каждом потомке Адама от самого рождения. Плотские помышления есть дыхание этой смерти. Каждый человек от самого рождения абсолютно порочен, и все его помышления являются плотскими и есть вражда против Бога.

Примечание 2. Для лучшего понимания размышлений апостола в 7 главе я сейчас хочу обратить наше внимание на достаточно однозначные и категоричные утверждения апостола в 8ой главе.

Апостол в Рим 8:5-6 говорит о том, что есть две группы людей: одни имеют помышления плотские, другие имеют помышления духовные. Плотские помышления суть смерть (см. примечание 1). А помышления духовные есть жизнь и мир (8:6).

В стихе 5 апостол говорит, что есть две другие группы людей: одни живут по плоти, а другие живут по духу (что из себя представляет жизнь по плоти и жизнь по духу можно увидеть из описания дел плоти и плодов духа в Гал 5:19-23). Т.е. помимо людей, мыслящих по духу или по плоти, ещё есть люди, которые живут по духу или по плоти. Апостол говорит, что живущие по плоти помышляют о плотском (8:5), т.е. жизнь по плоти является естественным следствием помышлений по плоти; при этом помышляющий по плоти не хочет жить по духу, не будет жить по духу, и не может жить по духу, потому что плотские помышления суть вражда против Бога - они закону Божьему не покоряются, да и не могут. А вот живущий по духу живёт по духу потому, что мыслит по духу.

И кто живёт по духу? Конечно же тот, кто помышляет о духовном, но не о плотском. Жизнь по духу совершенно однозначно свидетельствует о том, что человек мыслит по духу. Именно поэтому апостол и говорит, что оправдание закона через Христа исполняется в тех, кто живёт по духу (8:4). Почему? Потому что жизнь по духу является очевидным внешним свидетельством того, что человек мыслит по духу. А помышления духовные есть жизнь и мир.

Помышления духовные возможны только тогда, когда жизнь Божия пребывает в человеке, т.е. когда человек рождён свыше и является новым творением Божиим во Христе. Апостол в Рим 7:21-25 помышляет о духовном. Закон ума находится в гармонии с законом Божиим, он знает и любит добро и страстно желает его делать.

Применение. е) Можно увидеть какие плоды производит истинное познание слова Божьего. Когда закон Божий приходит в своей славе, как когда-то на горе Синайской, и человек видит эту славу, то преступление умножается (Рим 5:20) и грех становится крайне грешным посредством заповеди (Рим 7:13). Даже всё привлекательное в человеке оказывается запятнанным грехом. И он вместе с апостолом Павлом говорит, что не живёт в нём, т.е. в плоти его, доброе (Рим 7:18). Он осознаёт всю невзрачность своей праведности, всех своих праведных дел и видит нужду в совершенной праведности Христа для оправдания перед Богом. Он понимает всё своё бессилие жить по закону Божьему и видит безоговорочную необходимость Спасителя, чтобы жить праведно перед Богом. А если этого нет, то познание слова Божьего недостаточное.

5




Hosted by uCoz