Урок 95, О законе Божием, благодати и праведных делах

или О необходимости Христа для оправдания перед Богом и для праведной жизни.

О сложности соединения благодати и добрых дел. О попытках решения этого вопроса. Об оставлении благодати из самых хороших побуждений угодить Богу. О добрых делах как несовершенном основании отношений с Богом. О том, как добрые дела оказываются в лоне благодати и становятся делами веры или делами праведности. О личной праведности святых и о её отличии от праведности Христа и от собственной праведности фарисеев. О несовершенстве личной праведности святых, о причинах этого несовершенства и о необходимости Христа и Его праведности.

Место для чтения Откр 7:9-17.

1) Проблема сосуществования благодати и добрых дел. В умах людей существует значительная трудность в понимании того, как сосуществуют вместе благодать и дела закона, т.е. какое место занимает исполнение заповедей Божиих в жизни по благодати. Для точности терминологии хочу особо отметить, что в нашем уроке под делами закона подразумевается исполнение заповедей Божиих. Это исполнение заповедей Божиих, или эти дела закона, мы будем называть добрыми делами (в противоположность злым делам, т.е. греху). Таким образом мы будем использовать дела закона, исполнение заповедей Божиих и добрые дела как взаимозаменяемые понятия.

Люди достаточно ясно могут описывать отдельные части этого вопроса. Например они могут совершенно верно говорить о том, что добрые дела абсолютно необходимы; или о том, что спасение человека происходит только по благодати. И то и другое верно. Но проблема возникает именно в том, как гармонично соединенить эти две части в единое целое, чтобы они не отвергали и не противоречили друг другу.

Давайте посмотрим, как возникает эта проблема. С одной стороны Бог требует от христианина исполнения заповедей. Для подтверждения этой истины очень показательными являются слова Иисуса в Ин 14:21 и слова апостола в Еф 2:10. Давайте прочитаем эти стихи. Итак, исполнение заповедей обязательно.

С другой стороны человек оправдывается перед Богом и спасается только по благодати через веру в Иисуса Христа, а не по своим делам, т.е. человек получает спасение не через исполнение заповедей Божиих. Об этой несовместимости благодати и дел закона совершенно ясно говорит апостол Павел во многих местах, например в Рим 3:19-22, 4:1-6, 11:6 и Еф 2:4-9. Давайте посмотрим на очень показательный стих (Рим 4:5). Этот стих утверждает спасение исключительно по благодати и раскрывает поразительную особенность спасения по благодати. Давайте прочитаем этот стих: «…не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Отметьте особо этот стих. Бог оправдывает не праведника, а нечестивого. Бог оправдывает не делающего дела закона, а верующего. Бог оправдывает нечестивого. Нечестивый не делает, но верует, и его вера вменяется ему в праведность. Этот стих изумительным образом раскрывает перед нами тайну спасения по благодати – Бог оправдывает нечестивого. Не чудо ли это? Итак, спасение только по благодати через веру, т.е. без дел.

Люди при решении этого вопроса обычно оказываются как бы между двумя несовместимыми противоположностями. Во первых, они понимают, что исполнение заповедей угодно Богу и что нарушение заповеди есть грех; и Бог ненавидит грех. С другой стороны Бог принимает их в Иисусе Христе по благодати и только по благодати, т.е. абсолютно без каких-либо их дел. Именно в попытке соединить благодать и добрые дела и возникает проблема. Люди хотят угодить Богу, хотят жить праведно перед Ним. И поэтому они хотят исполнять заповеди, т.е. совершать добрые дела. С другой стороны, т.к. они принимаемы только по благодати, то угождать Богу исполнением заповедей как бы становится необязательным. Хотя Богу угодно исполнение заповедей, и Он требует этого, но Бог принимает человека в Иисусе Христе только по благодати, т.е. без дел.

Получается в этом случае, что добрые дела (дела закона, исполнение заповедей) как бы подвисают в воздухе. Их как бы некуда пристроить. Добрые дела как бы нужны, но не обязательны. Как известно, люди не выносят, не терпят неопределённости, незавершённости. И они не выдерживают эту неопределённость с добрыми делами и начинают пристраивать их (добрые дела), как и куда у них получается. Одни заявляют о том, что благодать благодатью, но без добрых дел то вы никак не будете угодными Богу - т.е. они ставят спасение в зависимость от дел закона - а это неверно. Другие заявляют о том, что спасение то только по благодати, и Бог во Христе избавил нас от уз закона и даровал нам свободу жить свободно, как нам подсказывает наша совесть, т.е. на самом деле так, как мы сами считаем правильным; при этом заповеди закона можно знать, но их можно и не знать; и тем более их не обязательно исполнять, ведь всё равно во Христе Бог принимает нас по благодати, т.е. без дел закона - т.е. эти люди полностью убирают закон Божий из жизни христианина - а это также неверно, как мы уже ранее увидели это из слов Христа в Ин 14:21. И эти дискуссии о делах закона и благодати идут непрерывно, то утихая, то разгораясь.


2) О переходе от благодати к делам закона. И что остаётся делать обычному человеку, не очень утверждённому в вопросе сосуществования благодати и закона? Его совесть страдает от этой неопределённости в отношении добрых дел. Да, он знает, что спасение только по благодати через веру и угодить Богу можно только по вере. Но с другой стороны он знает, что христианин — это новое творение во Христе Иисусе, создан Богом, чтобы совершать добрые дела, которые Бог предназначил ему исполнять. И Библия и проповедник говорят, что исполнение заповедей угодно Богу. Нарушение заповедей есть грех, а грех наказывается Богом. Т.е. чтобы угодить Богу, надо исполнять заповеди и не грешить. Верно? Верно. Но это верно только в одном случае. В каком? Если исполнять все заповеди в совершенстве во всякое время. Из самых хороших побуждений угодить Богу человек желает исполнять заповеди Божии. Но именно здесь очень легко отвернуться от благодати и обратиться к делам закона. Каким образом? Если нужно всегда исполнять заповеди, чтобы оставаться угодным Богу, потому что нарушение заповедей не угодно Богу, то тогда исполнение заповедей становится основанием, чтобы угодить Богу.

Именно в этом своём желании угодить Богу исполнением заповедей человек ставит себя под проклятие. Апостол говорит, что все, утверждающиеся на делах закона, находятся под проклятием, ибо написано, что «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, чо написано в книге закона» (Гал 3:10). Но этого совершенного исполнения закона нет и не может быть. Совершенное исполнение закона человеком невозможно. Христианин грешил, грешит и будет грешить. Более того, в некоторых грехах он живёт практически непрерывно. И делая исполнение заповедей основанием (единственным, полностью замещая Христа, или частично, оттесняя Христа в сторону) своих отношений с Богом, он вместо угождения Богу оказывается под проклятием.

В дополнение к этому человек никогда не найдёт покоя в своих отношениях с Богом. Почему? Потому что вводится несовершенное звено в фундамент отношений человека и Бога, а именно несовершенные дела человека (даже если дела становятся лишь частью этого фундамента). И вот когда христианин нарушает заповедь и совершает грех, а это он делает и будет делать всегда, то его совесть обличаема, а в его отношениях с Богом появляется трещина. Он чувствует вину. В желании загладить эту вину и убрать эту трещину человек старается исправить все свои грехи, и старается делать добрые дела, чтобы загладить эти неприятные моменты в своей жизни, когда он согрешил. Даже в процессе этой «работы над ошибками» над своими уже совершёнными грехами он может совершить новые грехи. Его грехам нет и не будет конца. Поэтому его совесть никогда не может найти успокоения через дела закона, потому что он никогда не сможет в совершенстве всегда исполнять все заповеди совершенного закона Божьего. Только Христос является непоколебимым фундаментом отношений христианина и Бога.

Это кажется парадоксом, но это так, что из хорошего желания угодить Богу и жить праведно перед Ним, человек даже не замечает, что он уже оставил благодать и повернулся к делам закона. И если это так, то он сам себя лишает благословения и ставит под проклятие закона и замещает непоколебимое основание своих отношений с Богом на несовершенное. Роль Христа при этом в самом лучшем случае ограничивается делами искупления, умилостивления и оправдания: да, Христос оправдал меня; да, Он исполнил закон и Он есть моя праведность; да, Он явился искупительной жертвой умилостивления за мои грехи перед Богом, Он понёс на Себе проклятие закона за мои грехи, Он открыл мне доступ к Богу на небеса. Но Христос исполнил Свою роль Искупителя, мы получили прощение через Него, мы стали праведными и святыми и теперь мы должны поддерживать своими делами то звание святых, который приобрёл для нас Своей Кровью Христос. Т.е. человек получает спасение через Христа, но свои дальнейшие отношения с Богом пытается строить на делах закона. Такая позиция, конечно, не верна, потому что отношения с Богом должны строиться по благодати через веру, а не по делам закона. Не говоря уже о том, что при таком подходе Христос совершенно ясно лишается Своего незаменимого места в повседневной жизни христианина. Но что остаётся делать человеку, если он не знает, какое место дела закона должны занимать в благодати? Вот он и вынужден даже осознанно пренебрегать Христом в угоду делам закона, оправдывая себя тем, что исполнение заповедей лучше, чем жизнь во грехе. Хотя известно, что исполнить заповеди в совершенстве невозможно. И не они являются избранным Богом основанием отношений с Ним, а только Христос. Но он не видит другого выхода.


3) О делах праведности. Совершенно очевидно, что в благодати должно быть место для добрых дел, должно быть место для исполнения заповедей. Ведь именно исполнения заповедей требует от христианина Господь. И сегодня мы попытаемся определить, какое место занимают дела закона, т.е. исполнение заповедей, в жизни христианина. При этом мы чётко определим и утвердим необходимость добрых дел, но в то же самое время останемся в лоне благодати. И таким образом разрешим этот конфликт между законом и благодатью, существующий в умах и в жизнях людей. Мы соединим дела закона и благодать.

На каком основании Бог принимает дела закона и что при этом происходит с благодатью? В благодати существует единственный закон, по которому можно угодить Богу. Этот закон можно назвать законом веры и он изложен в Евр 11:6: «А без веры угодить Богу невозможно…». Это непреложный духовный закон. Как мы видим в Рим 3:21-25 и 4:4-5 вера совершенно отделяется от дел и находится в области благодати. Богу можно угодить только по вере, т.е. Бог принимает добрые дела христианина только на основании веры, а это значит только по благодати. Богу угодны дела закона, которым способствует вера. Эти дела закона имеют своим источником веру, и поэтому имеют своим корнем благодать. Таким образом эти дела закона, имеющие своим источником веру, становятся делами веры, т.е. делами благодати. Эти дела находятся совершенно в лоне благодати. Именно такие дела — дела веры, дела благодати, угодны Богу. Он принимает их как праведные дела.

В Библии мы читаем, что людей называют святыми и праведными. Почему? В чём состоит их праведность? Праведность святых состоит именно в этих делах веры. В этих делах веры состоит личная праведность святых. Такая праведность угодна Богу и она отличается от собственной праведности, которую усиливались поставить иудеи и не покорялись праведности Божией через веру (Рим 10:3). По этим делам веры человека называют в Библии праведником и святым. Эти дела веры можно называть также делами праведности или праведными делами.


4) Совершенно необходимо сказать о несовершенстве этой личной праведности святых. Кто может сказать, что он всегда делает добрые дела и никогда не грешит? Разве не слаб человек, разве он не отступает, разве он не грешит, разве он не падает? Апостол Иаков говорит в Иак 3:2 «... все мы много согрешаем...». Поэтому праведность святых не является непорочной и совершенной. И разве святые не нуждаются в совершенной праведности Христа?

Кто может сказать, что он исполняет все добрые дела, которые Бог предназначил ему исполнять? Когда люди в этом мире знают больше всего, то они знают всего лишь отчасти (1Кор 8:2; 13:12). Разве мы имеем совершенное познание добра и зла? А тот, кто знает лишь отчасти, может исполнять лишь отчасти; и тот, кто делает лишь отчасти, имеет недостаток перед правосудием Божиим. Поэтому когда мы сделали всё, что мы могли, то мы сделали всего лишь часть своих обязанностей. Поэтому праведность на основании дел веры имеет недостатки (не является достаточной) и не способна удовлетворить всех требований правосудия Божьего. И разве святые не нуждаются в совершенной праведности Христа?

О несовершенстве веры как основания добрых дел. Добрые дела христианина принимаются Богом только на одном основании — на основании веры, потому что без веры угодить Богу не возможно (Евр 11:6). Но разве вера человека совершенна? Разве вера человека неизменна? Разве человек всегда способен ясно мыслить, анализировать, принимать решения? А если это так, то разве человеческая способность верить всегда постоянна? Разве человек - Бог, чтобы ему не изменяться (Числ 23:19)? Разве он не колеблется, разве он не сомневается? А если он сомневается и колеблется, то и его вера изменяется и колеблется? А если его вера колеблется, то и его добрые дела находятся на зыбком основании. Поэтому праведность святых не является непорочной и совершенной. И разве верующий не нуждается в совершенной праведности Христа?

О несовершенстве праведных дел. Как мы видим, присутствует несовершенство в нашей самой великой вере. А если вера не совершенна, то дела веры не могут быть совершенными. И здесь я говорю о том совершенстве, которым можно угодить Божественному правосудию. Вера христианина как основание добрых дел изменчива и далека от совершенства. Наша вера — это зыбкое основание для наших дел. Поэтому праведность святых не является непорочной и совершенной. И разве верующий и делающий не нуждается в совершенной праведности Христа?

Да и само исполнение нами дел веры далеко от совершенства. Кто может сказать, что все его добрые дела всегда совершенны? Разве мы имеем совершенную любовь ко всякому добру и совершенную ненависть ко всякому злу? Разве мы имеем совершенное желание делать добро и оставлять зло? Разве мы исполняем в совершенстве даже то немногое добро, которое знаем, любим и желаем делать? Конечно же нет. Как писал апостол Иаков, «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак 4:17). Разве не присутствует несовершенство в самом лучшем нашем добром деле? Поэтому праведность святых не является непорочной и совершенной. И разве делающий не нуждается в совершенной праведности Христа?


5) О необходимости Христа и Его праведности. Как мы увидели, даже дела веры христианина далеки от совершенства. Наши праведные дела не совершенны и поэтому сами по себе не могут быть угодны Богу.

Наши праведные дела должны быть очищены Кровью Христа. Давайте прочитаем Откр 19:7-8. Здесь сказано о невесте – жене Агнца, что «дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». Этот виссон чистый, по моему рассуждению, есть дела праведности благочестивых людей, те дела, которым способствовала вера. Но как эти дела стали чистыми? Не только потому, что они были делами веры. Причина их чистоты показана в Откр 7:13-14. Давайте прочитаем эти стихи. Отметьте, «они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога…». Нам нужен Христос, чтобы очистить наши праведные дела и сделать их угодными перед Богом.

При этом мы сами не можем принести наши праведные дела перед Богом. Даже для этого нам нужен Христос. Бог поставил с клятвой Христа Первосвященником Нового Завета и только через Него мы должны приносить всё наше Богу (1Пет 2:5, 1Тим 2:5, Евр 13:15-16). Христос как Первосвященник приносит наши праведные дела перед Богом и Бог принимает их.

Но даже когда Христос очистил и представил наши несовершенные и немногочисленные праведные дела перед Богом, то даже тогда их недостаточно для того, чтобы угодить Богу. Нам нужна совершенная праведность Христа, чтобы оправдаться перед Богом. Нам нужен Христос, чтобы каждый день жить угодно перед Богом. Аминь.

4



Hosted by uCoz