Урок 96, Праведный своей верою жив будет.

О попытках христианинан примирить благодать и исполнение заповедей и опасность положить двойное основание, отвергая при этом Христа. О плодах этого двойного основания в душе христианина. Фундаментальность откровения Бога в Авв 2:4 о жизни праведного верой. Это откровение полагает конец всем спорам об оправдании, потому что так говорит Господь. О противопставлении надменного и праведного в Авв 2:4. Размышления о вере, угодной Богу. Об общем и частном откровении как объектах этой веры. О делах этой веры.

Место для чтения Гал 3:1-14

1) На прошлом уроке мы говорили о серьёзной проблеме, которая возникает у людей при попытках соединить вместе благодать и исполнение заповедей. Как мы видели, Библия исключительно ясно говорит о спасении только по благодати, вне дел закона. И так же ясно Библия говорит о долге и предназначении христианина исполнять заповеди Божии.

Нас сейчас не интересуют люди, которые полностью отвергают дела и провозглашают царство благодати, но на самом деле живут в полном нечестии (Рим 6:1); или те люди, которые отвергают благодать и полностью полагаются на дела (законничество). И те и другие совершенно очевидно не правы перед Богом.

Наибольшая трудность возникает тогда, когда люди всё же пытаются примирить благодать и дела закона, соединить их вместе. Здесь возникает реальная возможность положить двойное основание в своих отношениях с Богом, т.е. исповедовать благодать и Христа как основание благодати, но добавить ко Христу дела закона. Соотношение благодати и дел при этом может быть очень различным (больше благодати и меньше дел или наоборот). Введение дел закона как части основания отношений с Богом и, соответственно, отход от чистой благодати происходит при этом из очень хороших побуждений: человек хочет жить праведно перед Богом. Условием угождения Богу при этом становится исполнение заповедей, т.е. человек размышляет так: «благодать благодатью, но человек угоден Богу, пока исполняет заповеди, и человек не угоден Богу, когда и пока грешит». Само по себе это означает, что человек должен постоянно исполнять заповеди и не грешить, чтобы продолжать постоянно угождать Богу. Эта позиция выглядит очень благочестиво.

Но именно в этот момент дела становятся одним из оснований отношений с Богом. Именно в этот момент Христос перестаёт быть единственным основанием для отношений человека с Богом. Именно в этот момент человек, который желает угодить Богу и получить от Него благословение, не может получить от Бога ничего, кроме проклятия. Почему? Потому что все утверждающиеся на делах закона, находятся под проклятием (Гал 3:10). А эти люди, желающие угодить Богу своими делами, положили двойное основание: Христа и свои дела. Они дополнили, частично заместили Христа делами закона. Таким образом они ставят себя под проклятие закона, потому что проклят всякий, кто не исполняет всего, что написано в книге закона (Гал 3:10).

Закон бессилен, ослабленный плотью. Это одна из причин, почему Христос воплотился, умер и воскрес (Рим 8:3). Христианин нуждается во Христе, чтобы жить праведно перед Богом, и нуждается в праведности Христа, чтобы оправдаться перед Богом. Вся его жизнь — по благодати. Христианин не может не грешить; он не может в совершенстве исполнять заповеди закона. Самые его праведные дела, по выражению Августина, всего лишь великолепные пороки. Все добрые дела христианина сами по себе не угодны Богу - если только кровь Христа не очистит их и если только Христос не представит их перед Богом. Поэтому его несовершенные, а поэтому порочные, добрые дела не могут быть никаким основанием для его отношений с Богом. Только во Христе христианин может жить по духу, и то он это делает несовершенно. У него не может быть никакой надежды, кроме как на Христа и во Христе и через Христа.

Поэтому когда христианин добавляет ко Христу свои добрые дела, чтобы угодить Богу, то Христос перестаёт быть единственным основанием для праведной жизни перед Богом. Нет уже того единственного непоколебимого основания, каким является Христос. Поэтому христианин теряет мир и покой в своей душе, ведь его добрые дела всегда несовершенны, а его грехи (которые всегда есть) всегда стоят между ним и Богом, а закон Божий начинает приобретать черты гневного сурового судьи, готового проклясть согрешивших. Более того, вопреки своему желанию человек делает веру тщетной, а обетование бессильным (Рим 4:14), а смерть Христа напрасной (Гал 2:21).

2) Делами закона никто никогда не мог угодить Богу. Это можно увидеть в 11 главе к Евреям, где апостол показывает, что от Авеля и до Давида и других пророков, т.е. до закона Моисея и во время него, именно верой мужи Божии угождали Богу.

Давайте посмотрим Авв 2:2-5. В стихе 4 Господь делает через пророка Аввакума удивительное утверждение: «...а праведный своею верою жив будет». Это удивительные слова. Эти слова являются основополагающим откровением Бога. Это утверждение является фундаментальным. Оно не требует доказательств. Это утверждение принимают без доказательств, потому что так говорит Господь. На этом утверждении строится понимание остальных вещей.

Мы ещё вернёмся к этим стихам, а сейчас давайте посмотрим, что говорит апостол Павел. В Рим 3:21-23 он пишет: «Но ныне, независимо от дел закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа...». Как мы видим, об этой праведности через веру свидетельствуют закон и пророки. Именно Христос есть конечная цель закона. Ведь именно так следует понимать слова апостола в Рим 10:4, что Христос — это конец закона к праведности всякого верующего. Именно ко Христу закон приводит людей, чтобы они оправдались перед Богом верой (Гал 3:24).

Апостол в своих посланиях использует обширную аргументацию, чтобы показать и доказать невозможность оправдаться перед Богом посредством закона. В Рим 3:21 он говорит о предназначение закона, т.е. что законом познаётся грех, и поэтому закон не для оправдания перед Богом. А вот в Гал 3:11 он делает удивительное утверждение: «А что делами закона никто не оправдается перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Авв 2:4). Апостол использует слова Господа в Авв 2:4 как основание для своих рассуждений и как неопровержимый аргумент, чтобы отвергнуть оправдание перед Богом делами закона. Посмотрите снова на слова апостола в Гал 3:11. Их можно перефразировать следующим образом: «Совершенно ясно, что никто не может оправдаться перед Богом делами закона. Почему? Потому что Сам Господь сказал, что праведный своею верою жив будет». Апостол говорит, что оправдаться делами закона перед Богом невозможно потому, что Сам Господь сказал, что праведный своею верою жив будет. Господь сказал, что праведный своею верой жив будет, поэтому делами закона перед Ним оправдаться нельзя. Это конец всякой дискуссии, конец всякому спору, потому что так говорит Господь.

Давайте ещё раз посмотрим на слова Господа в Авв 2:4. Как мы здесь видим, нет мира и покоя для души вне веры. Здесь Господь противопоставляет надменного и праведного. Душа надменная не имеет покоя. Надменный человек, как бродящее вино, не успокоивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен (Авв 2:5). Праведный же является противоположностью. Одной только верой он жив будет. Как апостол Павел говорит в Флп 4:11-13 «...я научился быть довольным тем, что у меня есть... Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», и в другом месте: 1Тим 6:6 «великое приобретение быть благочестивым и довольным». Как псалмопевец говорит к Господу в Пс 72:25 «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле».

Вы не найдёте мир и покой душам вашим, пока Христос не будет вашей единственной надеждой и опорой. Надменная душа не имеет покоя, а праведный своею верою жив.

3) На прошлом уроке мы уже говорили о том, что вера является единственным основанием для того, чтобы угодить Богу. Сегодня я хочу сказать несколько слов об этой вере, которая становится основанием добрых дел, угодных Богу. Давайте посмотрим на определение веры (Евр 11:1,6): «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... а без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт». Как мы видим в стихе 1, эта вера включает в себя две необходимые части: а) личная уверенность человека в б) откровение Божие. Под личной уверенностью я подразумеваю уверенность отдельного, конкретного человека. Само определение веры в Евр 11:1,6 совершенно ясно определяет объект этой уверенности, т.е. указывает, во что мы должны верить. Вера есть личная уверенность человека в откровение Божие. Объектом личной веры человека должно быть откровение Божие. Мы должны верить только в откровение Бога о Самом Себе, об истине, о Его воле, о Его определениях, о Его заповедях. Такой верой можно угодить Богу.

Библию можно назвать общим откровением Бога, т.е. она относится ко всем людям без исключения. Плюс к этому ещё бывает частное откровение Бога - к конкретному человеку или группе людей в конкретное время в конкретных обстоятельствах (когда-то многие откровения в Библии были частными, т.е. относились к конкретным людям в конкретное время в конкретных обстоятельствах, но затем они стали общими). Такое частное откровение Божие никогда не противоречит общему откровению, т.е. Библии. Именно такое общее и частное откровение Бога должно быть объектом веры человека. Верой именно в это откровение Божие можно угодить Богу.

Евр 11 глава является изумительной иллюстрацией этого. Здесь мы видим, почему и во что верят мужи Божии и какие дела угодны Богу. Посмотрите, здесь мужи Божии не просто исполняют свои желания или свои представления о том, что может быть угодно Богу. Нет! Они исполняют конкретную волю Божию, которая ясно относится к ним и обращена к ним: Ной построил ковчег, потому что Бог повелел ему; Авраам покинул землю предков, потому что Бог повелел ему; Авраам хотел принести своего сына в жертвоприношение, потому что Бог повелел ему. Эти люди исполняли волю Божию, и поэтому угодили Богу. Именно такая вера должна быть основанием добрых дел, и тогда эти добрые дела могут быть угодны перед Богом. Именно такие добрые дела называются делами веры. Именно такие дела веры угодны перед Богом.

4) Итак, как мы видим, Богу без веры угодить невозможно. Только вера примиряет дела закона и благодать. Дела закона должны иметь своим основанием веру, т.е. вера должна способствовать этим делам. Вера должна быть той почвой, на которой растут дела закона. Тогда они перестают быть делами закона и становятся плодами благодати. Такие дела закона как плоды благодати через веру мы называли делами веры. Только такие дела веры угодны Богу, потому что они являются плодами благодати и полностью находятся в лоне благодати. Именно такие дела веры составляют личную праведность христианина, на основании которой он называется в Библии святым и праведным. Именно по этим делам веры люди называют мужей Божиих святыми и праведными. За эту праведность святые и праведные получают похвалу от людей, но не от Бога (Рим 2:29, 4:2).

Эта личная праведность отличается от совершенной праведности Христа, вменяемой по вере. Он не совершенна. Мы уже говорили о причинах несовершенства личной праведности христианина: это и его грехи, которые он совершает, и недостаточное число добрых дел христианина по сравнению с требованием закона, и несовершенство самой веры как основания добрых дел, и как следствие этого, несовершенство самих дел веры, а также несовершенство того, как христианин исполняет дела веры. Его личная праведность ветхая, в несмываемых пятнах и в огромных прорехах. По этой причине святой праведник нуждается в совершенной праведности Христа для оправдания перед Богом.

Как он может представить свои добрые дела, эти великолепные пороки, перед Богом? Только если Кровь Иисуса Христа омоет их и сделает их белоснежными. Как он может представить свои добрые дела вера перед Богом? Только если избранный Богом Первосвященник Иисус Христос представит его дела перед Богом. Только тогда Бог принимает добрые дела веры праведника. Без Христа и вне Христа и помимо Христа нет праведной жизни перед Богом. Есть только один посредник между Богом и человеком — Иисус Христос и нет другого. Христос для верующих — уникальная драгоценность, равной которой нет (1Пет 2:7). Аминь.



Hosted by uCoz