Урок 98, О совершенном исполнении закона Божьего

О долге закона перед несогрешившими. Как угодить Богу делами закона. Человеку невозможно исполнить закон, но Богу во плоти возможно. О месте закона и благодати. О временных и вечных последствиях непослушания. Об оправдании нечестивых. О невозможности для христианина исполнить закон. О грехе и послушании. О делах закона и о Боге как должнике. О невозможности совершенного исполнения даже одной заповеди.

Место для чтения Рим 3:19-4:8. В начале собрания Пс 31.

1) О совершенном исполнении закона. Давайте посмотрим в Рим 4:4 «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Это замечательные слова. Здесь совершенно ясно милость отделяется от дел, а дела отделяются от милости. Делающий не нуждается в милости, но в милости нуждается тот, кто не делает. Делающий своими делами заслуживает свою награду, поэтому нет нужды в милости и нет места для неё. Он заслужил свою награду и он должен её получить. И если он не получит свою заслуженную награду, то против него будет совершено зло.

Из этих слов совершенно очевидно, что исполняющий заповеди закона обязан получить свою награду. Это есть долг закона перед ним. Закон обязан вознаградить (не может не вознаградить) того, кто исполняет его заповеди. Как работодатель обязан своим рабочим деньги за их труд, так и закон обязан плату исполняющим заповеди его. Закон должен отдать награду исполняющему его заповеди. Т.е. это значит, что исполняющий заповеди имеет закон, и более того, самого Бога, в своих должниках. Ему не нужна милость от Бога. Он заслужил свою награду своими делами.

Какую награду должен дать закон исполняющим его заповеди? Конечно же, благословение есть награда закона. И высшим благословением является жизнь вечная (или можно сказать, что праведность перед Богом, которая обеспечивает жизнь вечную).

О какой степени исполнения заповедей здесь идёт речь? Конечно же, об исполнении всех заповедей без исключения в полной мере во всякое время, потому что согрешивший даже в одном становится преступником перед всем законом. Эту особенность закона можно выразить следующим образом: или всё, или ничего. Ведь именно так говорит апостол в Иак 2:10-11 (давайте прочитаем эти стихи).

Сейчас мы скажем о ещё одной особенности закона Божьего, а именно: закон не обязан давать жизнь вечную (это не его предназначение) согрешившим и он не может дать жизнь вечную согрешившим, но это его долг и его предназначение сохранять жизнь вечную для несогрешивших. Адам и Ева были несогрешившими, святыми и праведными, перед их грехопадением. Именно для них заповедь была дана для жизни — чтобы сохранить жизнь, и чтобы они не умерли. После грехопадения это предназначение закона сохранять жизнь не изменилось и не исчезло; просто уже нет тех, к кому это предназначение можно применить (кроме Христа в дни Его плоти). Сейчас действующим является другое предназначение закона — это познание греха и осуждение за грех.

Закон не может дать жизнь вечную согрешившим, потому что закон не может животворить. И доказательством этому утверждению является то, что праведность перед Богом только по вере, а не делами закона, как апостол об этом и говорит в Гал 3:21 «Ибо, если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона». Если кто-то является святым и праведным, каким был Адам до грехопадения, и исполняет все заповеди закона, то это предназначение и долг закона сохранять ему жизнь. Это было предназначением закона — сохранить жизнь Адаму и Еве. Именно соблюдением закона несогрешившие могут сохранить свою жизнь. Именно об этом говорит апостол Павел в Гал 3:12, что исполняющий закон жив будет им, и ещё, перефразируя стих 10, «благословен всякий, кто исполняет постоянно всё, что написано в книге закона». И эта жизнь вечная есть та награда, тот долг закона перед несогрешившими, постоянно исполняющими все его заповеди. Человек должен быть несогрешившим, чтобы уже затем своим совершенным послушанием закону сохранить свою святость, праведность и жизнь вечную (врождённые праведность и святость сохраняются делами закона, но не приобретаются). Если человек свят от рождения, как Адам до грехопадения, и исполняет все заповеди в совершенстве во всякое время, то он отвечает требованиям закона и закон обязан, должен сохранить этому человеку жизнь вечную. Тогда человек имеет жизнь вечную своими делами, и эта жизнь вечная есть та награда, которую ему должен, обязан дать закон.

Только такое и именно такое совершенное исполнение всех заповедей несогрешившим совершенным человеком угодно Богу. Только таким образом можно угодить Богу посредством закона, т.е. через исполнение заповедей. Именно таким образом и только таким образом исполни закон, и будешь жить посредством закона перед Богом, как говорит об этом апостол Павел в Гал 3:12: «закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им».

2) О невозможности человеку исполнить закон. Может ли человек исполнить весь закон? Может ли несогрешивший человек исполнить закон? Человек не способен исполнить закон. Святой Адам в святом мире не устоял всего лишь от одного искушения и согрешил. И вместе с ним во тьму смерти погрузился весь род человеческий. Никто после грехопадения Адама не является святым и непорочным. Напротив, смерть перешла на всех потомков Адама. Смерть царит в каждом потомке Адама. Из примера Адама становится очевидным, что даже человек, святой от рождения, не может исполнять все заповеди в совершенстве во всякое время. И если даже такой святой человек, каким был Адам до грехопадения, не способен был исполнить закон, то может ли его исполнить порочный человек? Совершенно очевидно, что не может.

Чтобы исполнять все заповеди в совершенстве во всякое время, нужно быть таким же святым, вечным и неизменным, каким был второй Адам - Христос, Сын Божий во плоти. Только Христос во дни Своей плоти не совершил греха. Но Христос уникален и нет подобного Ему. Ни один человек ни на небе ни на земле, и ни один Ангел не сравнится со Христом. Из этого тем более становится очевидным, что никто из людей не может исполнить закон и никто делами закона не может угодить Богу.

С тех пор, как грех вошёл в мир, Бог отверг закон и дела закона для жизни (Рим. 7:10). И в этом наша огромная надежда, потому что Бог отверг тот путь, который не может нам помочь. До грехопадения человека заповедь была дана для жизни; но с тех пор Бог любви дал слово благодати. И это слово благодати — наша единственная надежда, потому что закон не может животворить, поэтому праведность не может быть от закона (Гал 3:21-22): «…ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона. Но Писание всех заключило под грехом, чтобы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа». Используй закон так, как Бог определил, т.е. осуждать всякую плоть (Рим 3:20, Гал.3:21); и тогда есть место и для обетования и для закона: для одного убивать, для другого исцелять; и тогда закон не против обетования (Рим 4:14). Но сделай закон оправдывающим, и вера делается тщетной, и обетование становится бездейственным; и таким образом ты пытаешься извергнуть вечное Евангелие из этого мира. И тогда закрывается дверь к единственному пути для спасения.

Мне кажется, что когда Богу было угодно отвергнуть закон и его праведность для достижения жизни, то такой прах и пепел, каким являемся мы, должны стремиться к согласию с Его святой волей, особенно когда вместо дел закона утверждён лучший завет, и на лучших обетованиях. Господь отверг закон по причине его немощи и бесполезности (Рим 8:3, Евр 7:18-19, 8:7). По закону в людях всегда был недостаток, вот почему пророк и говорит о новом завете: «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет...» (Евр 8:7-12).

Совершенно верно, что послушание закону приносит благословения в этом мире, а непослушание — проклятие. Согрешающий наполняет меру своих грехов и приближает суд Божий, и может не дожить даже до половины дней своих из-за своих грехов. Проклятие за грехи постигает всех людей в этом мире. Даже Моисей сократил дни своей жизни и не вошёл в землю обетованную, потому что согрешил против Бога. И наоборот, даже атеист, живущий нравственно, по заповедям, может наслаждаться временными благословениями, обещанными в законе. Послушание закону приносит пользу в этой жизни, и непослушание приносит вред в этой жизни. Даже в жизни грядущей более послушный воле Бога получит больше, чем менее послушный. Но никогда человек не заслужит и не получит оправдание и вечную жизнь исполнением закона. Закон был дан святому и непорочному Адаму, чтобы сохранить вечную жизнь, но закон не может дать вечную жизнь согрешившему Адаму и его потомкам.

3) Об отношениях с Богом по благодати. Как мы видим из Рим 4:5, хорошие отношения Бога с человеком происходят исключительно по благодати, а не по долгу, как и написано: «…не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Как мы видим, Бог оправдывает не делающего, а нечестивого. Со времён грехопадения Адама и Евы у Бога есть оправдание только для нечестивых. Вы должны признать своё нечестие, чтобы иметь возможность получить оправдание перед Богом. И оправдывает Бог нечестивого, т.е. падшего человека, исключительно по милости, по благодати, а не по делам. Бог вменяет праведность только по благодати, независимо от дел. Потому что у человека нет и не может быть никаких дел, которые отвечают требованиям закона.

Как мы уже доказали, даже несогрешивший человек не способен исполнить закон, поэтому хорошие отношения с Богом у согрешившего человека возможны только по благодати, но никак не по делам. Христианин не может исполнить в совершенстве закон Божий, именно поэтому его хорошие отношения с Богом возможны только по благодати, а не по делам. Или можно посмотреть с другой стороны на этот вопрос - так как по свидетельству Библии хорошие отношения христианина с Богом возможны только по благодати, а не по делам, то христианин не может исполнить закон Божий. Именно поэтому его отношения с Богом возможны только по благодати, а не по делам. Я хочу особо подчеркнуть сейчас, что христианин не способен исполнять всегда все заповеди закона во всей их полноте, как того требует закон. В дополнение к этому, даже один грех низводит все его добрые дела. Согрешивший в одном становится виновным во всём, как говорит нам апостол Иаков. Поэтому христианин несостоятелен перед законом. Ему нечем хвалиться перед Богом, потому что даже один его грех делает его преступником перед всем законом, а все его добрые дела при этом оказываются тщетными - даже совершенное исполнение всех остальных заповедей даже при одном грехе уже не играет никакой роли.

4) Несмотря на такую несостоятельность человека перед законом Божиим, некоторые люди всё же считают значащими какие-то свои добрые дела даже тогда, когда у них много грехов. Они пытаются увеличить количество своих добрых дел и уменьшить количество своих грехов, потому что они считают, что их добрые дела каким-то образом должны открыть им двери благоволения Божьего. И сейчас я говорю не о тех людях, которые считают, что их добрые дела искупают (вместо Христа или в дополнение ко Христу) их злые дела, и они надеются перевесить чашу весов добрыми делами и таким образом добиться доступа к вечному блаженству на небесах. Я говорю сейчас о тех людях, которые думают, что их добрые дела вопреки их грехам делают Бога должником перед ними, т.е. Бог обязан за их несовершенное послушание дать им благословение.

Допустим, что человек думает, что его послушание заповедям отвечает требованиям закона Божьего, т.е. он надеется или даже уверен в том, что хотя бы какая-то часть его послушания хотя бы в каких-то заповедях хотя бы изредка отвечает хотя бы каким-то требования закона. Т.е. какие-то его дела (иногда или часто) оказываются совершенными с точки зрения требований закона. И пусть этих совершенных дел немного, но они есть. Сколько ваших дел по вашему мнению отвечают требованиями закона? 10%, 20%? А это значит, что эти самые дела самим своим совершенством заслуживают награды. Эти дела заслуживают награды, потому что они в совершенстве отвечают требованиям закона Божьего. И поэтому вы ставите Бога в положение вашего должника, потому что вы послушны Ему. Вы считаете, что Бог должен вам благословение за ваше послушание; что Он должен вам благословение на основании ваших дел, на основании вашего послушания. И вам совершенно неважно, что у вас есть грехи, потому что некоторые ваши добрые дела совершенны, и поэтому заслуживают награды.

Именно так можно выразить суть того, как дела становятся основанием отношений с Богом — человек считает Бога своим должником именно на основании своих дел. Как только вы сказали, или подумали, что ваши дела (одно или много) отвечают требованиям закона, т.е. являются совершенными с точки зрения закона, то вы уже сделали (конечно же только в вашем уме) Бога вашим должником, и уже оставили лоно благодати и уже сделали ваши дела основанием ваших отношений с Богом в дополнение ко Христу.

Совершенно очевидно, что такой подход отвергает милость и благодать, как и написано об этом в Рим 4:4: «воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Думаете ли вы, что ваше послушание заповедям делает Бога вашим должником? Что Он должен вам благословение за ваше послушание Его заповедям? Тогда вы оставили лоно благодати и милости, и сделали дела закона своей надёждой и основанием.

Как говорит Библия, Бог никому ничего не должен: «...кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать?» (Рим 11:35). Ответ очевиден: Бог никому ничего не должен. Поэтому Он дарует человеку любое благо, любое благословение только по благодати. А по долгу Он дарует только проклятие. Если вы думаете, что Бог вам что-то должен, то от Бога по долгу вы сможете получить только проклятие. Соломон, равного которому по мудрости не было, говорил: «...нет человека, который не грешил бы...» (3Цар 8:46, Еккл 7:20). Давид, муж по сердцу Божьему (Деян 13:22), показывает в Пс 37:5 и 39:13 великое число этих беззаконий и в Пс 129:3 говорит: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит?». Благословенный Давид, избранный Божий, называл блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (Пс 31:1-2). Как писал апостол Павел, законом нельзя угодить Богу, потому что никто не исполняет постоянно всего в законе, и поэтому все находятся под проклятием закона (Рим 3:19-20; 11:32) до тех пор, пока Христос не освободит их от закона греха и смерти.

Даже если бы у христианина действительно были совершенные добрые дела (эту возможность я совершенно отвергаю, смотри Примечание), то даже один его грех (а их у него множество) аннулирует все его добрые дела, и ему нечем хвалиться перед Богом. Тем более, что у несовершенного человека с несовершенной верой и несовершенной любовью, каким является каждый христианин, не может быть никаких совершенных дел (смотри Примечание). Не может несовершенный человек принести Богу даже совершенное сам по себе и чтобы это его приношение было угодно Богу.

Нет другого пути к Отцу, кроме как Кровью Иисуса Христа, которая очищает приходящего и его жертвы Богу от всякого греха. Именно об этом говорит Иисус: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Аминь.

Примечание. Христианин не может предложить Богу даже одного совершенного дела. Чтобы показать это, давайте поразмышляем. Единственным основанием, каким можно угодить Богу, является вера (именно верой Авель принёс жертву лучшую, чем Каин) (Евр 11:1,6). Но не просто вера, но вера, действующая любовью агапе (Гал 5:6). Мы знаем, что только Бог обладает совершенной любовью агапе, а христианин - нет. И хотя вера делами достигает совершенства, т.е. завершённости (Иак 2:22), но вера, действующая несовершенной любовью, производит лишь несовершенное действие. Да и сам христианин лишь стремится к совершенству, но не имеет его (Флп 3:12-14). Из этого ещё яснее видно, что христианин не может предложить Богу совершенную жертву послушания, т.е. имеющую совершенство, происходящее от собственного совершенства и от совершенства приходящего с ней. В дополнение к этому представляется, что совершенство исполнения отдельной заповеди находится в зависимости от совершенного исполнения всех заповедей (Иак 2:10-11). Лишь верой приходящий может принести жертву лучшую, потому что тогда Кровь Иисуса Христа очищает всякий дар приходящего с верой, и тогда этот несовершенный дар становится угодным Богу. Тогда Бог принимает этот дар исключительно по благодати, а не по совершенству самой жертвы послушания и не по совершенству приходящего с ней (т.е. по заслугам приходящего, а значит и в обход Иисуса Христа).



Hosted by uCoz