Урок 99, О жизни по делам закона

В начале собрания прочитать Пс 50. В начале урока Рим 3:19-4:8.

1) Мы говорили два урока назад о том, что сердце любого человека является родным домом закона. Давайте прочитаем Рим 2:14-15. Тогда деление на иудеев и язычников было по национально-религиозному признаку (иудеи — израильтяне из колена Иудина, язычники — все остальные народы, кроме Израиля). Сейчас для времён христианской эпохи мы можем использовать аналогию и под язычником в Библейских повествованиях подразумевать всякого, кто не является христианином, а под иудеем (истинным) — христианина. А это значит, что все люди в этом смысле являются или были язычниками. На сердце любого язычника (невозрожденного человека, всех и каждого), дела закона написаны на его сердце. На сердце каждого человека дела закона написаны на его сердце. Об этом свидетельствуют его мысли и его совесть. Он сам себе закон, дела закона написаны на его сердце, и он не знает ничего, кроме закона и его дел. Он не знает другой жизни, кроме как жизни по делам закона. Эта жизнь естественным образом проистекает из его сердца, на котором написаны дела закона. Он живёт по делам закона (по закону), и он может жить только по делам закона. Он ничего другого не знает. Он не знает жизни по благодати.

Что это значит? Это значит, что все люди вокруг нас (наши родные, знакомые, друзья, коллеги, соседи) живут по закону и никак иначе, потому что они сами себе закон и дела закона написаны у них на сердце.

Это значит, что невозрождённый человек, обладающий и живущий жизнью по делам закона, написанным в его сердце, в своих попытках угодить Богу не может предложить Ему ничего, кроме своей жизни по делам закона. Мы это можем видеть на примере плотских иудеев, не рождённых свыше. Они имели закон Моисея и не могли предложить Богу ничего, кроме своей жизни по делам закона. Это всё, что они знали, умели и имели. Только это они могли предложить Богу.

Эта жизнь по закону и по его делам является греховной, враждебной Богу и не угодна Ему. И поэтому он должен быть совершенно отвергнут и оставлен. В жизни невозрождённых людей нет ничего безгрешного. В Адаме все согрешили и смерть перешла на всех. Невозрождённые люди сами порочны и их дела порочны. Они не живут по вере и Богу угодить не могут. Они живут только делами закона. Они делают себя врагами Богу, не покоряясь Его праведности; они делают жертву Христа и веру тщетными, а обетование бездейственным. Послушайте эти слова: Гал 2:21 «...если законом оправдание, то Христос напрасно умер»; Рим 4:14 «если утверждающиеся на законе наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование»; Рим 10:3 «...не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией».

Дела закона написаны на каменных скрижалях сердца (или на скрижалях каменного сердца) невозрождённого человека. Невозрождённый человек не обладает ничем иным и не знает ничего другого, кроме жизни по делам закона, и не может предложить Богу ничего другого, кроме греховной жизни по делам закона.


2) И так как для невозрождённого человека (до спасения Богом) жить по делам закона является привычным, родным, естественным, единственным образом жизни (другого быть не может), то после рождения свыше человеку ещё только предстоит научиться отвергнуть закон и его дела и жить в полной зависимости от Бога, т.е. по благодати, а не делами закона. Эта задача научиться жить по благодати усложняется тем, что закон написан также и на плотяных скрижалях сердца (или на скрижалях плотяного сердца) христианина, когда уже Сам Господь пишет Свои законы на сердце христианина (Евр 8:10-12): христианин должен отвергнуть старый образ жизни ветхого человека, когда закон царствует в сердце и он живёт по закону, и вместе с тем не отвергнуть закон Божий; он должен отвергнуть тот единственный образ жизни по делам закона, который ведут все без исключения люди вокруг него (его семья, коллеги, соседи, друзья - все они, каждый из них, живут по закону — по своему закону) и который он вместе с ними вёл до момента своего обращения и жить по благодати — и всё это именно тогда, когда он почти ничего или совсем ничего не знает о том, что значит жить по благодати и только по благодати. Он стоит только в самом начале этого пути, который ведёт к тому, чтобы жить только по благодати и полагаться только на Бога во Христе.

Он сам ещё не умеет жить по благодати, а вокруг себя он совсем или почти совсем не видит примера в том, что значит жить по благодати. Напротив, вокруг него почти все живут только по делам закона. У него самого мало сил, желания или умения отвергать себя и жить по новому, по благодати. И если он будет предоставлен сам себе, то у него будет только один очень привычный, очень родной образ жизни, к которому он может возвратиться, чтобы жить дальше — это продолжать жить по делам закона. Он не умеет жить по новому. Жизнь по благодати не привычна, не известна, чужда для него. Это трудно и сложно. Необходимо прикладывать усилия, нужно учиться новому и отвергать себя. А мы знаем, как большинство людей относятся к тому, когда им нужно постигать что-то новое, что-то неизвестное, а тем более если вся их внешняя и внутренняя жизнь должна теперь развиваться по новым, но ещё неизвестным правилам — они просто отступают перед такой гигантской задачей.


3) Давайте представим себе Царство Божие как некоторую страну в окружении других стран всех народов, населяющих Землю. Иисус искупил людей из всех народов и племён, языков и колен. Искупленные Иисусом люди переходят в Царство Божие. Для этих новообращённых людей Божие Царство благодати является землей неизведанной (терра инкогнито). Здесь очень многое, если не всё, по другому, чем в их культурах, народах и странах. Здесь почти всё не известно, не привычно. Здесь живут совсем по другим законам — по законам благодати. Не каждый человек оставит свой дом и поедет исследовать неизвестную страну. И точно также не каждый человек осмеливается вступить в глубь Царства Божьего, этой духовной страны, где живут только по благодати. Нужно иметь особые мотивы, желание, чтобы исследовать эту землю Царства благодати. Многим людям намного легче остаться на окраинах царства благодати, в которое они вступили, получив спасение, и не вторгаться в глубь этой страны, прикладывая усилия, преодолевая трудности, леность и инертность. Намного легче построить здесь же, у границы, маленькие хижины своей жизни, объединиться в маленькие деревни или даже в целые города вместе с такими же людьми, как и они. Тем более что там, откуда они пришли, остались их родные и близкие; там остались привычный им образ жизни, их родная культура и религия их народа. Хотя они перешли из мира в Царство Божие, но здесь, у самой границы Божьего Царства благодати, они могут сохранить нити, соединяющие их с их семьей, культурой, народом, религией, укладом и образом жизни. Здесь, у границы, а не там, в глубине Царства Божьего, они могут жить так, как привыкли жить с самого рождения. Здесь, у самой границы Царства Божьего, они могут жить так, как живут все их родные и близкие, коллеги и соседи. Здесь они могут жить по старому, жить по делам закона. Этому образу жизни им не надо учиться. Этот образ жизни впечатан в их сердца. Здесь, у самой границы Царства Божьего, им привычно и удобно. Здесь они могут вести тихую спокойную привычную осёдлую жизнь.

Но это неправильно. Христианин — это пиллигрим. Он должен отвергнуть ветхого человека с его делами и образом жизни, и в страхе перед Богом проводить дни своего странствования. Он должен отвергать себя и оставить этот образ жизни по делам закона (образ жизни ветхого человека), прилепляться ко Христу, идти вперед по узкому и трудному пути по богатым просторам Божьего царства благодати, учиться жить по благодати, и постигать со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, чтобы исполниться всей полнотой Божией (Еф 3:18-19).


4) Но невероятно трудно призвать и побудить этих людей идти и исследовать эту землю царства благодати. Эти люди вышли из всех народов, колен и племён. По благодати Божией, в день своего искупления они перешли из царства тьмы в царство света — в Царство возлюбленного Сына Божьего Иисуса Христа, в Божие Царство благодати. У них разные культуры и религии, но у всех у них есть одно общее в их прошлом — у них есть один привычный образ жизни. Они не знают ничего, кроме жизни по делам закона. У них нет умения, мало сил, мало познания, почти нет доброго примера. И более того, сейчас у них есть самый справедливый, святой и добрый закон — закон Божий, ведь Сам Бог вкладывает в мысли и пишет на сердцах у христиан именно законы, и именно закон Христов является правилом жизни для христианина.

Вооружённые этой мыслью они с рвением организуют свою жизнь на новом месте (в Царстве Сына Божьего) по старым правилам, по старым обычаям, по обычаям своих отцов, по обычаям своей прошлой жизни, тем единственным способом, который они знают - а именно по делам закона, но теперь уже по делам закона Божьего.

Для защиты своего привычного образа жизни эти люди строят крепость с фундаментом, стенами и башнями. Фундаментом этой крепости служит особое родство закона с сердцем человека, стенами — заповеди закона и добрые дела этих людей, а башнями - человеческая мудрость, невежество в законе, невежество в евангелии благодати, невежество в законе и его целях и предназначении, и многое другое (дальнейшие рассуждения об этом смотри в Примечание 1). Над этой непоколебимой и непобедимой крепостью установлено знамя закона Божьего, провозглашая тем самым над этой территорией власть заповедей Божиих, святых, праведных и добрых.

Раньше эти люди были сами себе закон, теперь их законом является закон Божий. Один закон заменил другой, но их жизнь не изменилась. Они раньше жили по делам закона, и теперь они живут по делам закона. Они и сейчас живут жизнью ветхого человека по делам закона, как и раньше до своего обращения, но теперь над их хижинами развевается знамя закона Божьего. Теперь они стали непоколебимыми как никогда в своём образе жизни ветхого человека по делам закона. Ведь их закон — закон Божий, святой, праведный, добрый. Закон Божий стал для них непоколебимой цитаделью. Всякие призывы к ним, чтобы отвергнуть себя и оставить этот образ жизни по закону, чтобы учиться жить по благодати, чтобы идти вперед по узкому и трудному пути по богатым просторам Божьего царства благодати — остаются безплодными у стен этой этой крепости.

Люди в этой крепости практически непоколебимы. Ведь у них есть заповеди Христовы, и Богу угодна жизнь по этим заповедям, и их любовь к Богу выражается и состоит в исполнении этих заповедей. Эти люди начинают заповедями, продолжают заповедями, и заканчивают заповедями, и основание их жизни есть не что иное как закон и его заповеди. Закон есть их средство познания Бога и средство угождения Богу. Закон есть правило и основа их жизни. Это есть конечная цель их жизни. Нет места живому Богу в их сердцах и умах и жизнях. Закон Божий есть непоколебимая крепость их жизни. Этих людей практически невозможно освободить из этого плена, потому что основанием их жизни являются святые, праведные и добрые заповеди Божии. Именно в стенах этой крепости они находят своё убежище и защиту, как это хорошо описал апостол в Рим 2:17-20. Именно так иудеи со времён Христа по наши дни нашли непоколебимое убежище в законе Моисея. И за толстыми стенами своих добрых дел и за высокими башнями постановлений закона они глухи к призывам благодати, и только по великой милости Бога некоторые из них обретают спасение.


5) Как мы посмотрели в начале урока, жизнь перед Богом по делам закона является греховным образом жизни. От него, от этого образа жизни, Бог должен спасти человека, чтобы он служил Богу живому. Поэтому нас не должно удивлять, когда на этой приграничной территории Царства Божьего, где остановились и обустроились пиллигримы (после того, как по благодати Божией в день искупления они стали гражданами Царства Божьего и перешли из царства тьмы в царство Божие), начинает набирать силу и царствовать грех - потому что жизнь по делам закона есть греховный образ жизни.

Грех царствует, потому что законы благодати вытесняются на этой территории делами закона: утверждающиеся на делах закона делают веру тщетной и обетование бездейственным (т.е. оставляют веру и обетование не у дел, потому что возможно только одно из двух - или по закону или по благодати, вере, милости), а т.к. все согрешили, то для них не остаётся ничего, кроме гнева – закон производит только гнев для согрешивших (Рим 4:14-15).

Грех царствует на этой территории, потому что сила греха – это закон. Апостол в 1Кор 15:56 пишет, что жало смерти — это грех, а «…сила греха — закон». Закон является силой греха. Закон умножает количество преступников, а не уменьшает их (Рим 5:20): где нет закона, там нет и преступления (Рим 4:15); законом познается грех (Рим 3:20). Посредством заповеди открываются греховные похоти в наших сердцах и несовершенство нашей природы (Рим 7:4-11). Это верно не только для невозрождённых, но для всех людей, потому что никто не свят и не совершенен здесь на земле. Когда проходит некоторое время после обращения и первые волны радости спасения утихают, то уже становятся заметными (если не для самого новообращенного христианина, то для людей более зрелых) и его младенчество, и его несовершенство, и его невежество в вопросах благодати и познания Бога в образе Сына Его Иисуса Христа. Когда схлынули первые волны радости, то стал заметным закон греха, действующий в плоти его. Былые страсти греховные, такие как гордость, похоть, зависть, гнев, раздражение, жадность оказались не умерщвлёнными, но всего лишь пораженными. Из-за небрежности, невежества или попустительства новообращённого у них будет достаточно сил, чтобы покорить своей власти его душу, не исполненную во всей своей полноте благодати. Они активны и действенны в том, чтобы захватить власть над внутренним человеком, поработить его и царствовать над ним. Когда приходит закон, то умножается преступление, умножается грех. И грех царствует, потому что страсти греховные обнаруживаются законом, ибо законом познаётся грех, и с законом всегда есть преступление, потому что все согрешили и грешат. И закон производит в согрешающих осознание гнева за грех и ожидание суда Божьего.

Грех царствует ещё и потому, что среди надеющихся на дела закона начинает умножаться собственная праведность, гордость, высокомерие, лицемерие, как это было с лицемерными фарисеями времён воплощения Христа.


6) И когда грех царствует на этой территории посредством закона, то вместе с ним царствует смерть, как мы и читаем в 1Кор 15:56: «Жало же смерти — грех...». Смерть начинает царствовать здесь, потому что предназначение закона — это убивать, т.е. показывать человеку, даже христианину, что он согрешил, не исполняет всего в книге закона, и поэтому по закону он не заслуживает ничего, кроме проклятия и смерти; а предназначение благодати — спасать и давать жизнь. Говоря о царстве смерти, я не говорю о том, что возрождённые люди теряют спасение и духовно умирают. Эти люди являются детьми Божьими, и в них есть жизнь Божия. Они живы для Бога, они в царстве Божием. Но как ядовитые вещества (например, пестициды) или даже излишек удобрений угнетают жизнь растений, делая их хилыми и слабыми, так и смерть посредством своего жала — греха, силой которого является закон Божий, царствует, угнетая и истощая духовную жизнь всех тех христиан, которые живут здесь по закону, делая их слабыми и бесплодными.

Эти люди утверждают, что любят Бога и хотят Ему угождать. Но само их отношение ко Христу, к этому Царю славы, их пренебрежение Христом, недостаток или отсутствие любви и познания и даже простого интереса ко Христу, когда Христос занимает незначительное положение в их сердцах среди остальных вещей, где-то на окраине их жизни, свидетельствует о том, что они ещё недостаточно знают Бога (места, где Иисус говорит об отношении к Нему и Отцу) и их жизни не настолько угодны Ему, как они сами о себе думают — потому что Христос не является центром и основанием и основой их жизни. Аминь.



Примечание:

1) Давайте посмотрим на две башни этой крепости, которую построили эти люди. Эти башни (есть и другие башни, но мы рассмотрим сейчас только эти две) играют ключевую роль в защите владычества закона над сердцем человека (Джон Баньян очень хорошо изложил их в своей работе «Оправдание вменённой праведностью, или Нет другого пути на небеса, как посредством Иисуса Христа») - это а) величие Бога в учении закона и б) плотская мудрость. Любые попытки благодати встречают серьезнейший отпор именно с этих двух башен.

а) Величие Бога в учении закона. Люди упорно и стойко защищают свой старый образ жизни ветхого человека по закону, но уже по закону Божьему, по причине имени и величия Бога, которые есть в учении закона (Исх.20:1). Бог действительно сказал все слова закона, и проговорил их человеку с таким ужасом и величием, которые потрясли сердца всех тех, кто их слышал. Это обладает таким огромным авторитетом для некоторых, что они ищут жизнь и благословение посредством закона. «Мы знаем, - говорили некоторые, - что с Моисеем говорил Бог...» (Ин 9:28-29). Иудеи были ревнителями закона (Деян 21:20). Савл был тщательно наставлен в отеческом законе и был ревнителем по Богу (Деян 22:3). Он был неумеренным ревнителем отеческих преданий (Гал 1:14). И Савл отверг Христа и гнал Его учеников даже до смерти по причине ревности по Богу (Деян 22:3). Какой ревности? По ревности, которая была от закона; от закона, который он впоследствии оставил и отверг, потому что он нашёл лучший путь (Гал 2:20). Его прежняя жизнь была по закону, но затем его жизнь стала по вере - по вере в Иисуса Христа. Таким образом, хотя закон был дан Богом, и имел в себе имя и величие Божие, но отныне апостол не будет жить по закону. Действительно, Бог есть в законе, но только как праведный и святой, но не как милостивый и исполненный благодати; таким Он является только в Иисусе Христе. Закон — слово правосудия, было дано чрез Моисея, но благодать и истина произошли через Иисуса Христа (Ин 1:17). Поэтому, что бы благородного вы не находили в законе Божием, знайте, что в законе нет благодати и милости, и поэтому не позволяйте имени Божьему и Его величию, которые вы находите в законе, возобладать над вами и побудить вас искать жизнь у Бога посредством всесвятых заповедей закона.

б) Плотская мудрость хорошо подходит к закону. Вот как будет рассуждать рассудок: «здесь праведный закон; здесь правило жизни и смерти; кроме того, что может быть лучше, чем любить Бога и ближнего моего как самого себя?» И снова: «Бог так повелел, и Его заповеди праведны и благи; поэтому, без сомнения, жизнь должна достигаться посредством закона». Дальше: «любить Бога и исполнять заповеди лучше, чем грешить и нарушать их; и видя, что люди потеряли небеса посредством греха, то как они могут получить их обратно, как только если созидая праведность? Кроме того, Бог праведен; и поэтому благословит праведных». О, святость закона! Она могущественно правит посредством рассудка, когда человек прилепляет себя к религии. Интуиция, этот природный свет в человеке, учит, что грех – это не путь на небеса. И видя, что никакое слово не осуждает грех больше, чем слова десяти заповедей, то поэтому человек считает, что заповеди должны быть наиболее святым правилом для святости; поэтому, как говорит рассудок, самый безопасный путь к жизни и славе – это прилепляться ближе к закону.

Но здесь нужно немного поправить. Хотя закон действительно свят, но ошибка в данном случае настолько велика, насколько далеки запад и восток друг от друга; потому что закон не может сделать вам ничего хорошего, потому что он свят и праведен. Что может ожидать тот, кто согрешил, от закона, который свят и праведен? Ничего, кроме осуждения. Пусть эти люди прилепляются к закону, пока могут: как говорит Христос «…есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете» (Ин 5:45).

4

Hosted by uCoz