Урок 100, О праведности Божией

Об оправдании человека перед Богом верой как единственном способ оправдания во все времена и свидетельстве закона и пророков об этом. Сокрытие Богом причины оправдания и прощения грехов до пришествия Христа. Прощение беззаконий, покрытие и забвение грехов во времена долготерпения. Христос как причина прощения беззаконий. Открытие этой причины через жертву Христа. О пролитии крови и прощении грехов. О совершенной жертве Христа.


Прочитать в начале урока Рим 3:19-4:12. В начале собрания Пс 102.

1) Апостол Павел в этом отрывке (Рим 3:19-4:12) показывает нам, что существует всего лишь один способ оправдания человека перед Богом (во все времена) - через веру, а не делами закона, «ибо, - как говорит апостол, - мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (3:28). В Рим 10:4 апостол суммирует свои размышления о пути оправдания перед Богом следующим образом: «конец закона — Христос, к праведности всякого верующего». Это слово «конец» имеет несколько значений, но нас интересуют два из них: а) конец, окончание, завершение; б) цель. Тогда слова апостола в 10:4 можно выразить следующим образом: «конец и цель закона — Христос, к праведности всякого верующего». Это очень важное утверждение: всякий верующий получает праведность лишь одним способом — во Христе и через Христа. И этот способ оправдания перед Богом – единственный. Другого не существует.

Что это значит? Это значит, что если закон где сейчас и действеннен, то только не в вопросе оправдания потомков падшего Адама перед Богом. Так апостол пишет в Рим 3:21-22 о праведности перед Богом: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия… правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих...". Необходимо сделать несколько пояснений по этому тексту, прежде чем мы приступим к рассуждениям:

Греческое слово dikaiosu/nh (правда) переводится в НЗ как «правда» и «праведность», т.е. мы можем совершенно обоснованно читать и «правда Божия» и «праведность Божия». В данном случае подразумевается именно праведность Божия, которую верующие получают через веру. Слово fanero/w (явилась) переводится как «делать явным, являть, открывать, показывать», т.е. открывать или делать явным то, что было до этого скрытым или неявным. «Закон и пророки» подразумевают собой всю полноту Писаний ВЗ, включая и псалмы (см. Примечание 1).

Обратите внимание, что праведность Божия явилась независимо от закона, т.е. оправдание перед Богом достигается независимо от закона — не делами закона. Здесь, на пороге оправдания, закон останавливается — дальше он идти не может. Праведность лежит за пределами предназначения закона и его полномочий. Там, за этим порогом оправдания, действует только один способ оправдания —праведностью Христа через веру. И в вопросе оправдания любого человека перед Богом закон указывает, провозглашает, открывает Христа как единственное средство, чтобы получить оправдание перед Богом. Закон приводит человека к этим дверям, за которыми его ожидает праведность через веру. В этом случае Христос является концом и целью закона в вопросе оправдания.

Обратите внимание в Рим 10:4 на то, что Христос имеет отношение к праведности всякого верующего. Всякий верующий получает праведность во Христе. Насколько древними являются отношения человека и Бога на основании веры, настолько же древней является праведность по вере. Мы можем здесь добавить, что Бог всегда являл Себя в Иисусе Христе. И если люди когда и имели веру в Бога, то только через Иисуса Христа, Который есть образ Бога невидимого. Они верили не только в обетования Бога касательно грядущего Мессии, но они верили всегда в Бога непосредственно через Иисуса, именно и только в Котором Бог являл Себя людям - хотя почти никогда они не осознавали этого. Именно о праведности Божией через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих и свидетельствуют закон и пророки, потому что невозможно верить в Бога, минуя посредничество Иисуса Христа (Ин 14:6), Который есть образ Бога невидимого.

Снова обращаясь к Рим 10:4, закон можно представить как пирамиду, в основании и на вершине которой находится Христос. Почему пирамида? Потому что у неё широкое основание и острая вершина. Христос является основанием этой пирамиды закона (закона как завета благодати, а не завета дел — мы об этом ещё скажем позднее), и Христос находится на вершине, куда указывает весь закон и куда сходятся все его стороны и грани. Закон является детоводителем ко Христу (Гал 3:21-29). И на этой вершине полномочия закона заканчиваются. Там, на этой вершине, человек может получить оправдание только праведностью по вере, т.е. по благодати. На этой вершине закона есть только одно место, и это место занимает Христос и Его праведность.


2) Давайте обратимся к Рим 3:21-22. Здесь мы читаем: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих...».

В этих стихах говорится о праведности Божией в отношении к людямони получают эту праведность Божию. Как мы видим в этих стихах, эта праведность Божия пребывает на всех и во всех верующих. Об этой праведности Божией через веру свидетельствуют закон и пророки. Именно это утверждение нас интересует: закон и пророки свидетельствуют о праведности Божией через веру на всех и во всех верующих. Я уверен в том, что апостол использует примеры Авраама и Давида в Рим 4, чтобы показать нам это свидетельство закона и пророков.

Как мы видим в этих стихах, эта праведность Божия через веру была во времена ВЗ неявной, или сокрытой, но ныне она показана явно и открыто (3:21) — это праведность Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих (3:22).


3) Для людей настоящего времени известна причина их оправдания и прощения грехов - ныне открыта и известна праведность Божия, которую человек получает чрез веру в Иисуса Христа. Бог оправдывает нечестивого не по его делам, а через веру (Рим 4:5). Нечестивые через веру получают оправдание даром, по благодати Божией, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру (Рим 3:22-25).

Но люди ВЗ тоже получали оправдание перед Богом, а вместе с ним (с оправданием) получали и имели прощение беззаконий, покрытие грехов и очищение от неправды (Рим 3:24, особенно смотри Рим 4:6-12) — это совершенно ясно утверждается. Надо отметить, что оправдание и прощение грехов всегда идут вместе: не бывает оправдания без прощения. Но вот что было неясно, более того — сокрыто до времени Богом от глаз людей: почему и на каком основании люди ВЗ получали и имели прощение грехов. И апостол, - нет! сам Бог, - показывает нам ту причину, на основании которой Он а) давал прощение грехов во времена долготерпения (до воплощения Христа) и б) даёт прощение грехов в настоящее время (после жертвы Христа). В Рим 3:25-26 мы читаем об этом: «... Бог предложил [Иисуса Христа] в жертву умилостивления в Крови Его через веру», а) «для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божьего», и б) «для показания правды Его в настоящее время...». Давайте объясним эти слова:

Бог предложил Иисуса Христа в жертву умилостивления, и таким образом показал нам основание для прощения грехов, совершённых во все времена - как в настоящее время, так и во время долготерпения Божьего. Это время долготерпения есть не что иное, как прошедшие времена, в которые Бог попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями (Деян 14:15-17; 17:30-31). Бог во все времена был милосердным и человеколюбивым к согрешившим. Он всегда являл милость, прощал беззакония и покрывал грехи. Но только сейчас, к концу веков в полноту времён, Бог показывает эту единственную причину Своей милости к согрешившим и прощения их грехов, когда Он предложил Христа в жертву умилостивления. Этим основанием, этой причиной является жертва Иисуса Христа.


Во времена долготерпения Божьего люди (Авель, Авраам, Моисей и другие) имели веру. Они угождали этой верой Богу (Евр 11). И Бог вменял им праведность на основании этой веры (Быт 15:6). Они получали и обладали праведностью Божией через веру. И об этой праведность свидетельствуют закон и пророки. Они становились святыми и праведными в глазах Бога. Они становились друзьями Богу (Иак 2:23). Само вменение праведности подразумевает то, что их грехи прощены. Давид пишет в Пс 31 (Рим 4:6-8): «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха». Кто получил это блаженство, о котором пишет Давид? В Рим 4:9-11 мы видим, что Авраам получил это блаженство, когда беззакония прощены, а грехи покрыты и преданы Господом забвению, при своём оправдании до обрезания. Авраам получил и имел это блаженство прощения.

О получении прощения своих грехов говорит и Давид в Пс 31:5: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего... и Ты снял с меня вину греха моего» (см. Пр 28:13) и в Пс 102:2-3: «Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои». Как мы видим, Давид имел прощение беззаконий. В Пс 84:2-3 мы видим, что Израиль имел прощение у Господа: «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова; простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его, отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего». И всё это присходило с патриархами и людьми ВЗ!


4) Итак, люди во времена патриархов и во времена ВЗ получали прощение грехов и Бог давал им праведность. Они получали и имели всё это. Но тогда не было ясно, почему и на каком основании Бог всё это делает. Может быть, кровь жертвоприношений очищает от греха? Может быть, соблюдение постановлений Моисея дарует праведность перед Богом? Может быть, Бог поступился Своей праведностью и святостью, чтобы помиловать согрешивших?

Но ныне, когда Бог уже предложил в жертву умилостивления Сына Своего, становится ясной эта причина, на основании которой Бог был милостив, прощал беззакония и покрывал грехи. Жертва Христа является этой причиной.

Мы уже рассматривали на одном из уроков, что однократного принесения одной жертвы Христа в конце веков было достаточно для прощения и искупления грехов людей от создания мира до конца веков (Евр 9:15,24-28; 10:10-18). Давайте прочитаем Евр 9:24-26. Во времена долготерпения Бог давал прощение и очищение грехов на основании однократного принесения одной жертвы Иисуса Христа к концу веков, но открыл это (показал, явил, сделал явным) только в последнее время, когда предложил Христа в жертву умилостивления (Рим 3:25-26).

В стихах Рим 3:25-26 снова говорится о правде Божией. Но если в 3:22 говорится об оправдании человека перед Богом, т.е. о праведности Божией для человека, то в этих стихах 25-26 говорится о праведности Божией в отношении к Самому Богу, т.е. об оправдании действий Бога в прощении грехов не только во времена долготерпения (что требует особого внимания), но и в настоящее время. Сейчас, когда Бог предложил Сына Своего в жертву умилостивления, мы видим, что Его действия были законными, правомочными, праведными, святыми. Ныне Он предстаёт праведным в оправдании верующих и в прощении их грехов, соделанных во времена долготерпения (3:25) и в настоящее время (3:26).


5) Итак, люди во времена долготерпения получали прощение беззаконий, покрытие и забвение грехов. Это утверждение об обладании прощением является очень важным. Почему? Потому что, как говорит апостол в Евр 9:22 «без пролития крови не бывает прощения». Прощения не бывает без пролития крови. И сейчас мы подошли к очень важной теме.

Авраам получил прощение беззаконий. И он получил это прощение не без пролития крови. Авраам не мог получить прощения без пролития крови. Авраам получил прощение только потому, что была пролита кровь.

Мы знаем, что кровь проливалась всегда, от самого грехопадения — кровь животных. Сама кровь жертвенных животных свидетельствовала о том, что необходимо пролитие крови для прощения и очищения грехов. При этом надо отметить, что закон Моисея не устанавливает, но упорядочивает, систематизирует, классифицирует жертвоприношения. Но они были и до закона Моисея.

Итак, жертвы были и их кровь проливалась. Но тот факт, что жертвы по закону приносились ежегодно, свидетельствует о том, что эти жертвы не очищают приходящих с ними от греха, т.е. не делают приходящих совершенными. Если бы жертвы очищали приходящих с ними и делали их совершенными, то уже после первого принесения жертвы люди не имели бы никакого сознания грехов. Об этом апостол в Евр 10:1-4 говорит совершенно ясно. Кровь тельцов и козлов не может уничтожать грехи. Это апостол утверждает без каких-либо доказательств (10:4). Постоянное ежегодное принесение жертв по закону своей повторяемостью показывает недостаточность этих жертв для прощения и очищения грехов. Поэтому не этими жертвами очищались грехи и не этими жертвами люди получали прощение.

Но. Но пролитие крови жертвенных животных происходило, и люди получали и имели прощение. Они получали прощение из-за пролития крови... но не из-за пролития крови этих жертвенных животных. Они получали и имели прощение на основании пролития крови жертвы, но пролития крови не этих животных, но другой жертвы - совершенной и достаточной, а именно жертвы Иисуса Христа, Агнца Божьего, Который однажды к концу веков явился для уничтожения греха жертвой Своей (Евр 9:26).

Итак, приносимые жертвы провозглашали о том, что без пролития крови не бывает прощения, они свидетельствовали о своей собственной недостаточности для очищения и прощения, и они свидетельствовали о другой жертве - совершенной и достаточной жертве Христа, кровью Которой и достигалось прощение и очищение грехов.

И мы видели из Евр 9, что жертва Христа является настолько совершенной и достаточной, что однократного принесения лишь однажды одной жертвы Христа достаточно, чтобы уничтожить грех, освятить спасаемых и сделать совершенными освящаемых (Евр 9:24-28; Евр 10:10-14), живших от сотворения мира до Моисея (9:26), во времена действия закона Моисея (9:15), и во времена Нового Завета. Давайте прочитаем Евр 10:10-14 и обратим внимание на многократные упоминания однократности жертвы Христа.

Бог на основании этой жертвы Христа прощал грехи людям, живущим до воплощения, смерти и воскресения Христа. И Бог показал это, когда предложил Христа в жертву умилостивления в Крови Его через веру (Рим 3:25-26). И все жертвы, которые приносили люди Богу по вере или по закону во все времена, являлись образом совершенной и достаточной жертвы Христа (см. Примечание 2), на основании которой люди от создания мира получали благодать (милость), оправдание, прощение и очищение грехов.


6) Давайте посмотрим на несколько примеров:

а) Адам и Ева совершают грех (Быт 3). Господь убивает животных; проливается кровь; Бог даёт им одежды. Здесь Господь являет им милость. Здесь Господь даёт им обетование о грядущем Спасителе.

Христос к концу веков принёс Себя в жертву и пролил Свою Кровь. Здесь есть грех, есть жертвы и пролитие крови. Кровь этих животных свидетельствует о жертве Христа, совершенной и достаточной и угодной Богу. На основании этой жертвы Христа Господь являет милость и благость к согрешившим Адаму и Еве.

б) Авель приносит от первородных стада своего. Авель имеет веру и праведность. Авель имеет праведность по вере. О его праведности свидетельствует его жертва (Евр 11:4): Господь принимает его жертву, а жертву неверующего Каина не принимает. Он, Авель, праведен перед Богом, и потому имеет прощение и очищение грехов.

Христос к концу веков принёс Себя в жертву. Авель имеет прощение. А прощения не бывает без пролития крови.

в) Моисей и весь Израиль в Египте готовят пасхального агнца, этот удивительный образ Христа, и мажут косяки дверей кровью агнца, и Ангел смерти проходит мимо. В эту ночь в Египте кровью агнца Израиль получает спасение, избавление, искупление. Потому что Христос однажды к концу веков принёс Себя в жертву и пролил Свою Кровь.

г) Первосвященник по закону приносит жертвы и без крови не может войти в святое святых, в присутствие Божие. Он однажды в году приносит жертву за грехи народа и очищает святое святых и скинию собрания, и жертвенник, и священников и всех сынов Израилевых очищает от всех грехов их (Лев 16:32-34). Потому что Христос однажды к концу веков принёс Себя в жертву и пролил Свою Кровь. А без пролития крови не бывает прощения.


Как мы видим, целью и концом закона является Христос и Его жертва. Христос и Его жертва находятся в основании и на вершине закона. Христос есть конец и цель закона к оправданию всякого верующего во все времена. Аминь.



Примечания:

1) В Лук 24:44 Иисус использует деление Писаний ВЗ на три части: закон Моисея, псалмы и пророки. Но Моисей, написавший закон, тоже пророк (Лук 24:25-27), как и Давид, писавший Псалмы (Деян 2:30). Также Иисус в Ин 10:34 называет Пс 81 законом. Т.е. псалмы можно отнести и к закону и к пророчествам, и тогда две части «закон и пророки» могут включать в себя всю полноту Писаний ВЗ, в т.ч. псалмы. Но всё это не так важно, как то, что закон свидетельствует об этом.

2) В Евр 10:5-7 мы читаем, что Иисус говорит, что сами по себе всесожжения и жертвы за грех неугодны Богу (см. также Пс 49:9-15, Пс 50:17-19). Не они являются основанием для прощения и очищения греха. Но они лишь как тень, как образ единственной совершенной и достаточной жертвы Иисуса Христа. И на основании этой одной жертвы Господь прощает и очищает грехи.

4

Hosted by uCoz