Урок 101, Закон Моисея как завет благодати

О праведности в отношении человека и Самого Бога. Независимость этой праведности от закона и его дел. О законе дел и о законе веры и их противоположности друг другу. О гармонии закона Моисея с законом веры. Утверждение закона верой. Закон как обилие откровения Бога о данной благодати. Закон как Ветхозаветное Евангелие.

В начале урока прочитать Рим 3:19-31.

1) О независимости праведности от дел закона. На прошлом уроке мы размышляли о праведности Божией в отношении к человеку и в отношении к Самому Богу. Давайте немного вспомним об этом.

а) Если говорить о праведности Божией для человека, то люди от самого грехопадения могли иметь мирные отношения с Богом только на основании веры. Это очень ясно следует из Евр 11:6 «А без веры угодить Богу невозможно...». И на основании этой веры Бог вменял им праведность. Об этой праведности свидетельствует жертва Авеля (Евр 11:4): Бог принял жертву Авеля, и тем самым Авель получил свидетельство, что он праведен — праведен через веру. К этому можно добавить пример Авраама, когда он получил оправдание перед Богом через веру.

Вместе с этой праведностью верующие получали и имели блаженство прощения беззаконий, покрытия и забвения грехов. Об этом совершенно ясно свидетельствует апостол Павел в Рим 4:6-11. Мы с вами читали на прошлом уроке свидетельства Писаний о том, что как отдельные люди, так и весь Израильский народ в целом во времена патриархов и во времена ВЗ имели это блаженство прощения и забвения грехов.

б) Мы также говорили о праведности Божией в отношении к Самому Богу, а именно о праведности действий Бога в оправдании верующих (под верующими мы подразумеваем конечно нечестивых, как это написано в Рим 4:5). Апостол очень точно выражает это в Рим 3:26 «...да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». Здесь Павел говорит о том, что Бог праведен в оправдании нечестивых, верующих в Иисуса. Т.е. Бог совершенно законно и правомочно оправдывает нечестивых через веру, не поступаясь Своей праведностью и святостью и Своим законом. Основанием праведности действий Бога в оправдании нечестивых является жертва Иисуса Христа, как мы и читаем в Рим 3:25-26: Бог предложил Христа в жертву умилостивления, для показания Своей праведности в прощении грехов, совершённых как во времена долготерпения так и для оправдания Своих действий в настоящее время.

В полноту времени к концу веков Бог предложил Христа в жертву умилостивления, и этим приношением Бог открыл нам ту единственную причину, почему святой и праведный Бог мог оставаться праведным и святым, когда прощал верующим их беззакония, покрывал, очищал и предавал забвению их грехи во времена долготерпения. Бог был праведным во времена долготерпения. И Он праведен также в настоящее время в оправдании верующих, потому что Он принёс Христа в жертву умилостивления. Бог не изменил Свой закон, или не изменился Сам, чтобы оправдывать согрешивших нечестивых людей, верующих в Него через Иисуса Христа. Однократного приношения одной жертвы Христа лишь однажды к концу веков было достаточно, чтобы Бог был праведен в прощении грехов верующих во все времена, от грехопадения до настоящего времени. Христос был и остаётся основанием оправдания всякого верующего, как это написано в Рим 10:4. Праведность Божия вменялась и пребывала через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих во все времена, но это было открыто лишь в последнее время, когда Бог принёс Сына Своего в жертву умилостивления (3:21-22). Существует всего лишь один (единственный) способ оправдания согрешивших перед Богом и получение блаженства — и это есть оправдание через веру в Иисуса Христа. Эта праведность пребывала, пребывает и будет пребывать на всех и во всех верующих.


2) Сейчас я хочу ещё раз особо отметить независимость этой праведности от закона и его дел. Об этом говорится в Рим 3:21. Апостол пишет, что праведность Божия через веру явлена независимо от закона. Эта праведность Божия через веру существовала от самого грехопадения и она всегда существовала независимо от закона. Когда Адам и Ева нарушили заповедь в саду Эдемском, то они совершили грех. Смерть вошла в мир посредством этого греха. Апостол в Рим 5 называет этот грех Адама преступлением (стихи 14,15,17). Адам совершил преступление. Это слово «преступление» в размышлениях апостола в Рим 5 является очень важным словом, потому без закона не бывает и преступления (Рим 4:15). Адам нарушил заповедь, данную ему как закон Божий. И проклятие закона, данного Адаму всего лишь в одной заповеди не есть плодов дерева познания добра и зла, постигло Адама и всех его потомков. Т.е. закон в каком-то виде уже был тогда, но Авель получает у Бога праведность по вере независимо от этого закона.

Прошло несколько тысяч лет от грехопадения до закона Моисея. Всё это время до закона Моисея Бог уже оправдывал верующих и прощал им беззакония и грехи - примеры Авеля и Авраама доказывают нам это. Когда же пришёл закон Моисея, то Бог продолжал оправдывать верующих через веру, как и раньше, независимо от дел закона (3:21). Потому что другого способа оправдания нечестивых перед Богом не существует.

Давайте прочитаем Рим 5:20. Здесь мы можем увидеть благодать Божию, пребывающую в этом мире до закона Моисея, и это присутствие благодати в этом мире становится даже более заметным после того, как был дан закон Моисея. Давайте посмотрим, как это происходило: когда закон пришёл, то преступление умножилось (на одном из уроков мы рассматривали, как это происходит); когда преступление умножилось (т.е. закон обнаружил всю меру порочности человека), то при этом стала преизобиловать благодать. В этом стихе можно отчётливо увидеть, что благодать уже была в этом мире от Адама до закона Моисея. И люди уже получали блаженство оправдания через веру по благодати. Это можно ясно увидеть в жизни Ноя, о котором написано, что он обрёл благодать пред очами Господа, и был спасён (Быт 6:8). Т.е. благодать уже была. Но когда пришёл закон, и умножилось преступление, то стало явным это присутствие благодати, и более того, преизбыточествующее обилие благодати. Божья праведность через веру пребывала на всех и во всех верующих. Праведность перед Богом всегда была независимо от дел (3:21). Именно об этой праведности через веру, а не по делам закона, свидетельствовали закон и пророки.


3) Я хочу, чтобы сегодня мы посмотрели на свидетельство апостола о том, что закон Моисея (данный в форме завета) не противоречит этому способу оправдания человека перед Богом через веру, но находится в гармонии с ним, и таким образом является не заветом дел, но заветом благодати.

Давайте посмотрим, что апостол говорит в Рим 3:27. Давайте прочитаем этот стих. Здесь апостол говорит о двух разных законах: один — закон дел, а другой — закон веры. И здесь под словом «закон» мы должны понимать одно из словарных определений закона как «постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания». Закон дел подразумевает оправдание делами закона, а закон веры - оправдание через веру. Эти законы не действуют в согласии друг с другом, но противодействуют и даже взаимоуничтожают друг друга, т.е. оправдание происходит или делами закона, или через веру. Закон веры уничтожает закон дел, а закон дел уничтожает закон веры. Закон дел противен человеку, потому что производит осуждение и гнев, и делает веру тщетной и обетование бездейственным (Рим 4:14-15); и закон дел тоже противен, враждебен Богу, потому что не покоряется праведности Божией (Рим 10:3), и делает смерть Христа напрасной (Гал 2:21).

Этот стих (3:27) показывает, каким образом закон дел противен Богу. Здесь апостол спрашивает: «Где же то, чем бы хвалиться (Рим 3:27)? Уничтожено. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры». Апостол в этом стихе раскрывает перед нами цели и действия этих двух законов. Давайте прочитаем 1Кор 1:27-31. Закон веры уничтожает всякое основание для похвалы, чтобы было «как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1Кор 1:31) и показывает христианину Христа, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1Кор 1:30). А закон дел не может этого сделать.

Более того, из Рим 3:27 становится очевидным, что тот, кто утверждается на делах закона (ищет одобрения и оправдания перед Богом делами закона), хвалится собой и своими делами. Он получает и принимает похвалу и славу у людей, но не у Бога (Рим 4:2). Дела закона – это основание для гордости и бахвальства. Гордость и собственная праведность (самооправдание) непременно растут у людей, утверждающихся на делах закона. Эти люди принимают славу от людей и не ищут славы от единого Бога (Ин 5:41,44). На одном из прошлых уроков мы говорили, что жизнь по делам закона является единственно возможным образом жизни ветхого человека (см. урок 99): он ничего другого не знает, никогда не видел, и не умеет - кроме жизни по делам закона. Именно этот греховный образ жизни по делам закона должен быть отвергнут, христианин должен научиться жить верой, и вера уничтожает всякое основание для бахвальства и прославляет Христа, а не человека.

Как мы видим из слов апостола в Рим 3:31, закон Моисея находится в согласии с законом веры. Здесь мы читаем, что апостол не уничтожает закон верой, но утверждает закон верой. Это удивительные слова. Закон Моисея не противоречит закону веры, но находится в гармонии с ним. А если закон Моисея находится в гармонии с законом веры, и более того, утверждается законом веры, то он никак не может быть в согласии с законом дел, потому что закон веры и закон дел противоборствуют друг другу. Закон Моисея был дан Богом Израилю в форме завета. Тогда получается, что завет Моисея не является заветом дел, когда оправдываются делами закона, но является заветом веры (благодати) — потому что апостол утверждает закон законом веры. Если бы закон Моисея был заветом дел, то вера уничтожила бы закон. Но апостол пишет в Рим 3:31: «Итак, мы уничтожаем закон верой? Никак; но закон утверждаем». Итак, закон Моисея есть закон дел? Нет. Закон есть закон веры (3:27).

Апостол в Рим 3:28 делает фундаментальное утверждение: «…мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Закон Моисея находится в полном согласии с этим утверждением апостола в Рим 3:28. Чтобы показать это, апостол в своих рассуждениях приводит пример Авраама (и Давида, но в меньшей степени). Авраам является идеальным примером для рассмотрения (мы уже рассматривали рассуждения апостола об Аврааме на одном из уроков — смотри уроки 66 и 67): хотя Авраам жил до закона, но он в законе (в Пятикнижии) - о нём писал Моисей в Пятикнижии (и это важно!); Авраам был назван другом Божиим; именно с Авраамом Бог заключил завет с Израилем и дал обетование с клятвой; именно Авраам стоит у истоков еврейского народа и принадлежностью по плоти именно к Аврааму гордились иудеи, считая себя единственным избранным народом Божиим. И Авраам, этот удивительный человек Божий, получает оправдание перед Богом по вере, и он получает у Бога знак обрезания как печать своей праведности по вере (4:9-11).


4) Закон Моисея не только находится в гармонии с законом веры. Его можно с полным правом назвать откровением Бога о данной людям благодати, которую они имели от самого грехопадения, но о которой они могли только догадываться. Постановления Моисея явно свидетельствуют о благодати, которую люди имеют, и о способе её получения.

Как мы говорили на прошлом уроке, закон Моисея не вводит жертвоприношения, которые существовали повсеместно и до него, но систематизирует и классифицирует их: жертва за грех, жертва повинности, жертва мирная и т.д. Он явно указывает связь между грехом и необходимостью жертвоприношения. Он показывает необходимость пролития крови для прощения грехов и очищения. Вполне возможно, что какие-то люди (но несомненно, что не все люди) и до закона Моисея догадывались о связи между жертвоприношениями и грехами, между кровью и прощением грехов. Но теперь эта связь ясно и конкретно указана Богом в постановлениях закона. Теперь догадки людей обрели своё основание в законе и перешли из разряда предположений в разряд несомненной истины. Что это, как не богатство откровения Бога о благодати, данной от Адама до Моисея, но открытой явно лишь в постановлениях Моисея?

Люди от Адама до Моисея получали благодать от Бога и наслаждались пусть и кратким, но присутствием Бога. Но ныне, в постановлениях закона, совершенно ясно и во всех деталях показано, каким образом падшее человечество получает благодать от Бога и наслаждается Его присутствием. Скиния была сделана по образу небесной. И в этой земной скинии, по образу небесной устроенной, порочный человек входил в присутствие святого Бога. И на примере этой видимой земной скинии людям ВЗ Бог дал откровение, каким образом происходят отношения падшего человека и Бога в невидимых духовных сферах. Что это как не богатство откровения Бога о Своей благодати?

Более того, если раньше Бог выбирал время и место посещения, то теперь Он установил постоянное место Своего обитания среди Своего народа и поставил в обязанность (читаем в благословение) Своему народу приходить и быть в Его присутствии. Что это, как не преизбыточествующее богатство благодати Бога к Своему народу?


5) Более того, завет Моисея является Ветхозаветным Евангелием (см. 1Пет 3:18-21, 4:6; Евр 4:1-2). В тенях и образах закон Моисея благовествовал о Христе и предвосхищал откровения НЗ.

Каждый год Израиль вкушал от пасхального агнца, этого удивительного образа Христа и Его жертвы. Каждый год на Пасху Израиль провозглашал смерть Христа. Что это, как не Ветхозаветное евангелие? Каждый год в Пасху Израиль становился причастником жертвы Христа. Что это, как не Ветхозаветное причастие? Давайте прочитаем 1Кор 10:1-4. Они все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питьё, ибо пили из одного духовного камня. Камень же был Христос.

Каждый год в день очищения первосвященник входил во святилище (Святое святых), чтобы очистить святилище, священников, и весь народ от их грехов. Каждый год эти жертвы провозглашали о необходимости лучшей и совершенной жертвы, посредством которой и достигается блаженство прощения и забвения грехов. Каждый год эти жертвы провозглашали о необходимости смерти Христа. Каждый год этими жертвами Бог напоминал им о грехах. Каждый год эти жертвы показывали, что совершенная и достаточная жертва, посредством которой достигается прощение и забвение грехов, ещё не принесена (смотри Примечание 1). Каждый день, утром и вечером, в скинии и затем в храме, приносили жертвы. Каждый день проливалась кровь, показывая, какой ценой достигается прощение и очищение грехов. Что это, как не Ветхозаветное евангелие?


Итак, подведём итог. Закон Моисея находится в гармонии с законом веры. Закон не уничтожается верой, но утверждается. Закон Моисея является не заветом дел, но заветом веры или заветом благодати. Завет Моисея является откровением Бога о богатстве благодати, которую люди получали от Бога от Адама до Моисея, но о которой они могли только догадываться или предполагать. Но сейчас, в завете Моисея, она ясно раскрыта. Более того, завет Моисея в тенях и образах своих постановлений свидетельствует о Христе, и таким образом является Ветхозаветным Евангелием. Аминь.


Примечание:

1) Ветхий завет был установлен до времени исправления, когда будет принесена совершенная и достаточная жертва Христа и вступит в силу Новый завет, о котором Сам Бог сказал (Евр 10:17): «…и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». В ВЗ Бог через постановления о жертвах ежедневных и ежегодных напоминал им каждый день и каждый год об их грехах и о необходимости жертвы лучшей. Каждый день и каждый год Израиль видел, что ещё не принесена та совершенная и достаточная жертва, посредством которой достигается прощение и забвение грехов. Но когда Сам Бог принёс жертву умилостивления - Сына Своего, жертву совершенную и достаточную, посредством Крови которой достигается прощение и забвение грехов, то больше нет нужды в приношении жертв за грехи (Евр 10:18).

Как мы знаем, Бог отменил в Новом Завете ежедневные и ежегодные приношения. Потому что принесена жертва лучшая, посредством которой получают прощение. Как писал Исайя в Ис 53:9, Христос был погребён у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его. Как само погребение распятого Христа у богатого провозглашало о Его праведности и невиновности, так и само отменение жертвоприношений в НЗ свидетельствует о том, что уже принесена лучшая, совершенная и достаточная жертва, посредством которой достигается прощение. А после той жертвы, посредством которой достигается прощение, не нужно приношение за грех.

4


Hosted by uCoz