Урок 102, Об особых отношениях с Господом

О завете Господа с Авраамом. Господь как Бог Израиля, а Израиль как Божий народ. Господь как Отец, Израиль как первенец. О суверенности и благодати Господа. О законе как проявлении благости Господа. О наказании как выражении любви и благости Господа. О применении к нам.

Место для чтения Евр 12:1-13

1) Кратко о прошлом уроке. На прошлом уроке мы рассматривали размышления апостола Павла в Рим 3:27-31. Мы говорили об удивительном действии закона веры, который убирает всякое основание для похвалы человека, показывает Христа во всей полноте, прославляет Его, и делает Его для христианина единственным основанием для похвалы. Мы говорили, что завет Моисея находится в гармонии с этим законом веры. Более того, апостол утверждает закон верой, и по этой причине (одной из нескольких) завет Моисея является заветом благодати, а не заветом дел.

Мы посмотрели, что Бог в завете Моисея являет удивительное богатство откровения о благодати, которое по своей важности стоит в одном ряду с откровениями Нового Завета. В завете Моисея Бог ясно показал тайны благодати, которую люди получали и которой обладали тысячелетия до этого, но о которой могли только предполагать или догадываться.

Также Бог даровал обильное богатство благодати Своему народу через постановления завета Моисея. Например, Бог поставил в закон народу Своему приближаться к Нему, указав при этом, каким образом это необходимо делать. Он открыл в тенях и образах способ и причины получения этой благодати.

Закон открыл множество преступлений в жизни и в сердцах людей. И когда умножилось преступление, то стало очевидным не только присутствие благодати Бога в этом мире, но это богатство благодати стало преизбыточествующим.

Мы также говорили о том, что завет Моисея является Ветхозаветным Евангелием. Завет Моисея благовествовал о жертве Христа, возвещал о прощении и очищении грехов, говорил о причинах смерти Христа и прощения беззаконий.


2) Сегодня я хочу поговорить об особых отношениях Израиля как народа с Господом, и посмотреть на благость Господа, которую Он излил на Свой народ через закон Моисея.

Об особых отношениях Израиля с Господом. Давайте прочитаем Быт 17:4-8. За 430 лет до закона Моисея Господь заключает с Авраамом и его потомками завет. Можно увидеть, что это завет вечный, и он имеет три части, или три обетования: а) ст.4-6 Господь обещает сделать Авраама отцом множества народов; б) ст.7 Господь обещает Аврааму, что Он будет Богом Авраама и его потомков; в) ст.8 дать Аврааму и его потомкам землю Ханаанскую во владение.

Нас интересует сейчас только вторая часть этого завета (в стихе 7). Здесь Господь обещает быть Богом Авраама и его потомков. Он обещает быть их Богом. Господь избрал быть Богом Авраама и его потомков (не через Измаила, но через Исаака, ст.21). Он будет их Богом. Он будет их Богом. И Он избрал Авраама и его потомков (через Исаака и Иакова) быть Его народом. И вот мы видим, что когда через 430 лет Господь даёт закон Своему народу, то Он говорит (Исх 20:2): «Я Господь, Бог твой...». Он — их Бог, а они — Его народ.

Давайте вспомним, что Господь, утверждая непреложность Своей воли Аврааму посредством клятвы, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собой (Быт 22:16, Евр 6:13). И мы знаем, что Господь является высшим благом. Он один лишь благ, и нет никого и ничего выше Него. Он есть высшее благословение. В этом завете Господь дарует Аврааму наивысшее благословение, а именно Самого Себя, как и написано в Быт 17:7: «...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя». Господь дарует наивысшую ценность Аврааму и его потомкам. Каким образом? По закону дел? Нет, но по закону благодати. Этот завет с Авраамом и его потомками Господь заключает Своим суверенным актом воли, без каких-либо дел Авраама и тем более его потомков. Все Израильтяне ещё были в чреслах Авраама. Они ещё не сделали ни плохого, ни хорошего. Даже Исаак ещё не родился. И Господь избрал быть их Богом. Как мы читаем в Рим 9:11-12, «дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, а от Призывающего...». Этот завет является (исключительным образом) заветом благодати, заключенным суверенным актом Бога. Господь дарует Себя Аврааму по вере и его потомкам независимо от их дел, потому что они не сделали ещё ни плохого, ни хорошего, но совершенно по благодати. Этот завет с Авраамом является заветом благодати. И этот завет является заветом вечным. Благословение этого завета распространяется на всех сынов Божиих через веру в Иисуса Христа (Гал 3:13-14,26,29).

И вот мы видим, что когда Господь даёт закон Моисею, Он говорит: «Я Господь, Бог твой...» (Исх 20:2). Господь уже является их Богом, а они уже являются Его народом. К этому моменту эти удивительные отношения между Господом и Израилем уже существуют. В Исх 4:22-23 мы читаем слова Господа к фараону: «...так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение...». Вот почему Господь вывел Израиль из Египта: потому что Он его Бог, а Израиль – Его первенец. Господь и Израиль — это Отец и сын, Бог и Его народ. Эти отношения уже существуют, независимо от дел. Господь установил эти отношения заветом вечным между Собой и Авраамом, между Собой и потомками Авраама через Исаака. Ничто не может разорвать эти отношения.

Как мы видим из Исх 20:2, закон дан народу Израильскому не для того, чтобы Господь стал их Богом, а Израиль стал Божьим народом. Закон дан Израилю именно потому, что Господь уже их Бог, а они Его народ. Можно сказать, что завет с Авраамом официально закрепляет и устанавливает эти особые отношения, а закон Моисея указывает, как эти особые отношения между Богом и Его народом должны происходить. Как пишет апостол в Гал 3:17 «Я говорю, что завета о Христе, прежде Богом утверждённого, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу». Закон находится в гармонии с заветом Авраама, как апостол пишет в Гал 3:21: «Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак!…» и в ст.24 «…закон был дан для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам оправдаться верою».


3) О законе как благости Господа. Господь находится в особых отношениях с Израилем. Это отношения отца и сына. Как добрый отец наставляет детей своих как жить мудро в этом мире, так и Господь, не желая оставлять народ Свой в неведении, явил им закон как путь к процветанию и блаженству. Закон Господа является благословением. Известно, что грех производит злые плоды, а праведность приносит добрые плоды. Люди этого мира бродят во тьме и постигают эти закономерности добра и зла на собственном опыте, и выражают их в законах и правилах. Но несравненно лучше иметь закон Божий, который в полной мере показывает добро и зло, как нужно жить в этом мире, чтобы было хорошо, и как не нужно жить, чтобы было плохо. Господь дарует народу Своему благословение — Он дарует ему закон, чтобы Израиль знал путь к блаженству и остерегался злых путей, и чтобы он не бродил во тьме, как все остальные народы.

Давайте посмотрим, как люди Божии понимали и выражали эту благость, которую Господь излил на Израиль в Своём законе: Втор 6:3 «Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы было тебе хорошо, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе...»; Пр 6:23 «Ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни»; псалмопевец пишет в Пс 118:96-105 о заповедях Божьих: «Я видел предел всякого совершенства; но заповедь Твоя безмерно обширна... Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих; ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих; ибо размышляю об откровениях Твоих... Повелениями Твоими я вразумлён: потому ненавижу всякий путь лжи. Слово Твоё — светильник ноге моей и свет стезе моей».

Можно ли ещё лучше описать благое намерение Господа в том, почему Он даёт закон Свой Израилю? Израилю будет хорошо (смотри Втор 32:45-47), и это будет свидетельством для всех окружающих народов: Втор 4:6 «Итак храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный».


4) О любви и благости Господа в наказании. Как любящий отец не оставляет своих детей без наказания, так и Господь не оставляет без наказания Израиль, Своего первенца — чтобы ему было хорошо. И это наказание описано в Втор 28:15-68. Это удивительно, но эти стихи о наказании говорят о любви Господа к Израилю, Своему первенцу, даже больше, чем благословение за послушание. Мы, люди, любезны к добрым, и жестоки к злым. Но Господь не только благословляет Израиль в послушании, но и не оставляет его никогда даже в отступничестве. Добрый отец не наказывает детей своих сурово, если им не известна их вина. А Израилю был дан закон с его благословениями и проклятиями. Бог не оставил Израиль в неведении, почему его наказывают. Сами благословения и проклятия были даны как инструмент (знамение), чтобы наставлять народ Израильский на пути правды. Как написано об этом в Втор 28:45-46 «…Они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек». Сами обстоятельства служили к тому, чтобы Израилю было легко и радостно идти по путям правды к вечному блаженству и трудно к погибели: благословение ожидает на пути, ведущем к блаженству; и тернии лежат на пути, ведущем к погибели.

Давайте ещё раз вспомним слова в Евр 12:5-11 о наказании Господнем. В Евр 12:5-8 написано: «...сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, и не сыны». Это удивительные слова. Господь не может оставить Израиль, Сына Своего, без наказания. Почему? Потому что Он - их Бог, а они Его народ; Он - их Отец, а они — Его дети. Само наказание Господом свидетельствует Израилю и всему миру о любви Господа к Израилю, первенцу Своему, как и написано: «Господь кого любит, того наказывает... Если вы терпите (получаете) наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами».

Господь не оставлял Израиль без наказания, умножал многократно это наказание, когда Израиль не обращался от своих грехов. Он никогда не оставлял их без наказания за их нечестие даже когда они были рассеяны по всем народам. Почему? Потому что они - Его сыны, а Он — их Бог. Само наказание Израиля Господом свидетельствует о любви Господа к Израилю как отца к сыну. Израиль оставался бы без наказания, если бы не был сыном Господу, а Господь не был бы его отцом.


4) Заключение. Таким образом совершенно очевидно, что закон Моисея с его благословениями и проклятиями дан Израилю не как завет дел. Израиль и до закона имел наивысшее благо - Самого Господа как своего Бога и был Его народом. Бог дал Израилю закон именно потому, что Он был их Богом, а они были Его народом. Об этом говорит Сам Господь перед тем, как дать 10 заповедей. Их отношения как отца и сына являются заветом вечным, заветом благодати, и совершенно не зависят от дел закона. Господь дал Израилю закон с благословениями и проклятиями как благословение, чтобы им хорошо было. И наказывал Он их за грехи именно потому, что имел к ним вечную любовь. Он был их Богом, а они были Его народом. А если бы это было не так, то Израиль в своих грехах оставался бы без наказания. Кого Господь любит, того обличает и наказывает.


5) Применение. Эти размышления имеют самое непосредственное отношение к нам. Если вы христианин, если вы имеете веру в Иисуса Христа, то вы состоите в завете с Господом, и Господь - ваш Бог, а вы - Его народ, как и написано в Евр 8:10 об отношениях с Господом в Новом завете: «…и буду их Богом, а они будут Моим народом». Это вечный неизменный завет, который Господь заключил с вами через Авраама и Христа. Вы имеете заповеди не для того, чтобы заслужить любовь Господа, но потому что вы имеете любовь Господа. Его вечная любовь объемлет вас и всегда направлена к вам на добро. Кого Господь любит, того обличает и наказывает. Кого Господь обличает и наказывает, того Он любит. Он не оставляет Своих сынов без наказания. Когда наказание Господа на вас, то это повод радоваться и воздать хвалу Господу - своими устами и своим покаянием. Само наказание говорит о любви Бога к вам. Само наказание говорит о том, что вы состоите в завете вечном между вами и Богом – вашим Богом. И это наказание – вам для пользы, чтобы вам иметь участие в святости Божией. Это наказание приносит мирные плоды праведности тем, кто научился через него (Евр 12:10-11). И эти благословения вы получили совершенно не от дел, а исключительно по благодати. Аминь.

3

Hosted by uCoz