Для урока Верная оценка своих отношений с Богом (дополнение к урокам 102 и 103)

или Недостаточность скорбей или благословений в жизни человека для верной оценки его отношений с Богом

В начале урока прочитать Евр 12:1-13.

1) Этот урок является попыткой ответить на вопрос, который возникает у людей при рассуждении о наказании (в том числе и о проклятии за грехи как части обетования Божьего в законе Моисея) Божием как свидетельстве особых отношений с Богом. Вот как важная часть этих рассуждений о наказании изложена в уроке 103 (пункт 2,а): «Именно наказание лучше всего свидетельствует о том, что существуют эти особые отношения отца и сына. Через само наказание Господь провозглашает о том, что существуют и действуют особые, близкие отношения Господа как Отца с Израилем как с сыном. В Евр 12:7 мы читаем: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец?».

Насколько я понимаю, существует возможность того, что люди могут получить из этих рассуждений неверное представление (а также ложные утешение, надежду и даже уверенность) о своих личных отношениях с Богом, когда они размышляют о постигающих их событиях. Человек при этом может рассуждать следующим образом: «Если Бог Отец наказывает Своих детей и ни в коем случае не оставляет их без наказания (о чём говорится в Евр 12) — а это утверждение есть истина, то когда я переживаю некоторые скорбные обстоятельства, то сами эти скорбные обстоятельства рассматриваются мною как наказание Богом-Отцом Своего дитя, в данном случае меня; и тогда сами эти скорбные обстоятельства являются явным и неопровержимым свидетельством и доказательством того, что я имею мир с Богом, т.е. являюсь Его дитём, а Он — моим Отцом. А когда я переживаю благоприятные времена, то они сами по себе рассматриваются мною как выражение благости Бога как Отца к Своему сыну, т.е. ко мне».

Данные размышления являются верными по своей сути. Но их законное применение возможно лишь в одном случае: когда человек действительно является дитём Божиим. Эти рассуждения лишь отвечают на вопросы: «Каким образом Бог обращается со Своими детьми? Если я Его дитя, то каким образом будут происходить мои отношения с Богом как моим Отцом?».

Я хочу оставить сейчас в стороне тот вопрос, что Бог благ к праведным и неправедным, к добрым и злым (Мат 5:45), и что Его благость направлена к тому, чтобы примирить с Собою нечестивых через Иисуса Христа (Рим 5:5-10), а Его наказание и проклятие при этом служит тем же самым благим целям сделать неприятным пребывание человека даже в приятном грехе и таким образом отвратить весь мир от зла и обратить к праведности. Но сосредоточиться сегодня на таком сложном вопросе как плотское христианство, когда человек находится в лоне истинной религии и обладает некоторыми её элементами, но по своей природе и делам всё же не является дитём Божиим во Христе, но остаётся врагом Божиим. Ведь именно в такой ситуации человек особенно склонен к неверной оценке своих отношений с Богом, в том числе и при рассуждениях о наказании Божием.


2) Полноценная истина состоит в том, что гнев или благость Господа не являются достаточным основанием (или если быть более точным, то они не являются необходимым и достаточным свидетельством, т.е. таким, которое позволяет сделать безошибочный вывод), чтобы правильно оценить свои отношения с Богом.

Из библейского повествования мы видим, что нечестивые люди (не имеющие спасительной веры) могут быть частью народа Божьего и при этом вкушать наказание и благословение, даруемое Богом Своим детям (Своему народу), и поэтому считать себя детьми Божьими, хотя таковыми не являются, но лишь имеют то, что дано не им самим, а детям Божиим (как и написано в 1Кор 10 «они все ели и пили одну и ту же духовную пищу»). «Наказание» (а на самом деле гнев и ярость и проклятие) нечестивые вкушают за свои собственные грехи, а благословения по двум причинам — а) за благочестие детей Божиих и б) по всеобщей благости Господа к праведным и неправедным, когда Он посылает дождь на всех и повелевает Своему Солнцу восходить над всеми (Мат 5:45).

И напротив, мы видим из Библии, что дети Божии могут разделять бедствия, посылаемые на народ Божий, не за свои собственные грехи, но за нечестие тех, кто является частью народа Божьего (примеров этому много, например страдания пророка Иеремии). Господь может наказывать и благословлять народ Божий за грехи или благочестие отдельных людей. И напротив, отдельные благочестивые люди могут нести проклятие и благословение, посылаемые Господом за грехи и благочестие всего народа Божьего. Или даже целый народ может нести наказание за грехи одного (пример Ахана у Иерихона, Нав 7:1-26). Поэтому благословение и проклятие не могут служить достаточным условием, чтобы верно оценить свои личные отношения с Богом.


3) Когда размышляешь об отношениях Господа и Израиля, то возникает вопрос в отношении тех людей, которые являясь частью народа Божьего по плоти, т.е. по своему рождению (происхождению), не являются народом Божиим по духу. Они принадлежат по своему происхождению к одному из 12 колен Израиля, но по духу они не являются частью народа Божьего, но являются детьми сатаны (см. например Ин 8:33-47). Они могут быть равнодушны к религии своих отцов или даже ревностно её исповедовать, но их сердца однозначно враждебны к Богу, и поэтому они принадлежат к детям Божиим только по плоти (национальности, рождению, происхождению), а по состоянию сердца они принадлежат к детям сатаны. Таких людей можно назвать плотскими детьми Авраама в противоположность тем, кто не по плоти, но по духу (по вере) является дитём Авраама и дитём Божиим, и которых можно назвать духовными детьми Авраама. Об этом разделении говорит Иисус в Ин 8:31-47 и Откр 2:9, апостол Павел в Рим 2:28-29.

Из Библейского повествования можно увидеть, что Господь относится к Израилю в первую очередь как к народу, и в меньшей степени как к отдельным личностям. Все Израильтяне были частью Израиля, сына Божьего, первенца. И поэтому Господь давал благословения и наказания всему народу за дела даже отдельных людей: давайте вспомним Ахана и его грех (Иис.Н 7:1-12), Давида и его грехи прелюбодеяния и переписи, Манассию и его грехи. Нечестивые плотские дети наслаждались благословениями, даваемыми Израилю ради духовных детей, а духовные дети страдали от последствий грехов народа или даже грехов отдельных людей вместе с плотскими детьми.

Плотские дети Авраама являлись частью народа Израильского, народа Божьего, и имели благословения Божии вместе с духовными детьми. Даже у плотских детей Божиих было великое преимущество во всех отношениях по сравнению с остальными народами, особенно в том, что им было вверено слово Божие (Рим 3:1-2). У них есть в этом слове Божием богатство откровения Бога о Самом Себе и о тайнах благодати, у них есть в этом слове Божием богатство благодати, у них есть в этом слове Божием Ветхозаветное Евангелие о Христе. Им принадлежит усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение и обетование (Рим 9:4-5).

А праведные переносят страдания тех наказаний, которые Господь возлагает на народ Израильский за его нечестие. Одним из примечательных является пример пророка Иеремии. Он был праведным человеком, пророком Божиим, он призывал людей к покаянию. Он был посажён своим же народом в яму за свою проповедь и был освобождён из неё язычниками — Навузарданом, начальником телохранителей царя Навуходоносора. Иеремия испил чашу страданий за нечестие своего народа вместе со всеми. Книга Плач Иеремии показывает меру душевных страданий пророка за свой народ. Он страдал вместе со всеми, хотя сам был праведным.


4) Необходимо также понимать, что избрание Израиля Господом можно рассматривать как более очевидный способ откровения Бога всему миру о Самом Себе. Благословения, даруемые Богом и праведным и неправедным (Деян 14:14-17), и избрание народа Божьего (Ис 43:10-13, 44:6-8) являлись свидетельством того, что Господь существует, и что нет другого Бога, кроме Него. Удивительный и ужасный исход из Египта имел ту же цель для народа Израильского (Втор 4:31-40) — показать, что Господь есть Бог, и нет другого Бога, кроме Него.

Давайте посмотрим, как это происходит. Господь избирает народ Израильский и Израиль становится Его Сыном, Его первенцем, Его наследием, Его уделом. Он удивительным образом выводит Израиль из Египта. Слава о делах Господа в Египте достигает Ханаана, и жители той земли в страхе и трепете. Подумайте, что даже через 40 лет после исхода жители в Иерихоне приходят в робость, потому что знают и помнят об этих делах, о чём Раав и говорит в Иис.Н 2:9-11: «...я знаю, что Господь отдал землю сию вам; ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость. Ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы вышил из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили. Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу». Жители Иерихона и этой земли слышали и помнят о событиях сорокалетней давности, и поэтому они в страхе и трепете. И таким же чудесным образом, каким был исход из Египта, Израиль покоряет землю обетованную. Слава Господа разнеслась по всей земле, когда Он засвидетельствовал о Себе чудесами и знамениями, и силами, и войной. Он явил Себя Богом на небе и на земле.

Затем Господь приводит и удивительным образом помещает Израиль на перекресток мира, в центр мира. Именно Ханаан лежит в центре известного тогда мира. Именно через Ханаан проходят пути с запада на восток, с севера на юг. В этом смысле Израиль подобен светильнику в доме и городу на вершине горы (по словам Иисуса в Мат 5:14-16), куда его поместил Господь для свидетельства всему миру. Давайте вспомним слова Моисея из Втор 4:6, что Израиль в своём послушании заповедями будет свидетельством для всех окружающих народов: «Итак храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный». Израиль был также свидетелем сам для себя: Ис 43:10-13, 44:6-8, Втор 31:16-21, Втор 32:37-40.


5) Эти свидетельства Бога о Самом Себе можно назвать Ветхозаветным Евангелием, которое было возвещено Израилю, как и нам, но не принесло многим из них пользы, не растворённое верою (Евр 4:2). Господь свидетельствовал о Себе благодеяниями, посылаемыми с небес, чудесами, знамениями и силами. Это свидетельство Бога является настолько особенным, что люди, получающие его, не имеют никакого оправдания, если они не приходят к познанию истины, как говорится в Рим 1:18-25. Напротив, им было дано больше, и поэтому они получат осуждение большее, чем язычники. Десятки тысяч израильтян, будучи по плоти частью Израиля, сына Божьего, первенца, погибли в пустыне из-за неверия, хотя и наслаждались присутствием Бога, видели чудеса и знамения и вместе с остальными были под облаком и все прошли сквозь море, и все крестились в Моисея в облаке и в море, и все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питьё, ибо пили из одного духовного камня, каким был Христос (1Кор 10:1-4). Но не принесло им пользы слово ими слышанное, благовествуемое им.


6) Здесь есть применение и для нас. Благословения и наказания от Господа не могут являться необходимым и достаточным условием, чтобы однозначно и безошибочно оценить свои отношения с Господом, своё положение перед Господом. Коротко говоря, благословений или скорбей недостаточно для того, чтобы однозначно и безошибочно оценить свои отношения с Господом, своё положение перед Господом. Вы можете жить в нечестии и наслаждаться благословениями от Господа, даруемые Им ради святых Своих, которые находятся рядом с вами, как это было с плотскими израильтянами. Вы можете переносить наказание за нечестие всего народа Божьего, будучи праведным перед Богом, как это было с пророком Иеремией. Вы можете переносить скорби в своей праведности ради самих себя, как это было с праведным Иовом. Сам Иов говорил, что человек может жить в славе и богатстве и спокойно умирать в своей постели, окружённые детьми и внуками, будучи нечестивым врагом Божиим. Саддукеи и фарисеи, распявшие Христа, наслаждались общим благословением, данным Богом народу Израильскому (Рим 3:1-2, 9:4-5).

Благословения и наказания от Господа не могут являться необходимым и достаточным условием, чтобы однозначно и безошибочно оценить свои отношения с Господом, своё положение перед Господом. Самого факта присутствия благословений и наказаний-проклятий недостаточно для того, чтобы однозначно и безошибочно оценить свои отношения с Господом и своё положение перед Господом. Для этого существуют другие свидетельства, но о них поговорим как-нибудь в другой раз. Аминь.

3



Hosted by uCoz