Урок 103, Благость Отца

Обобщение прошлого урока. Степерь любви Господа к Израилю, Сыну Своему. О наказании как свидетельстве существования отношений отца и сына, и как доказательстве любви отца к сыну. Непослушание сына есть лучшее время для проявления всей любви и благости отца к сыну. О наказании как благословении для отца и сына. О способности и возможности для Господа довести дело воспитания до конца. О наказании как знамении. Об верности Господа к неверному Израилю и о завете Моисея как завете благодати. Применение к нам.

В начале урока прочитать Иез 16:3-14.

1) Обобщение прошлого урока.

а) На прошлом уроке мы говорили, что Господь Своим суверенным актом заключил с Авраамом завет, устанавливающий особые отношения между Господом, Авраамом и его потомками. Господь избрал быть Богом Авраама и Богом его потомков, а их самих Господь избрал быть народом Божиим. Господь стал их Богом, а они стали Его народом. В Ис 41:8-10 Господь говорит: «А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, Ты, которого Я взял от концов земли, и призвал от краёв её, и сказал тебе: ты — Мой раб, Я избрал тебя, и не отвергну тебя, не бойся, ибо Я — с тобой; не смущайся, ибо Я — Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей». В Иер 34:29-30 мы читаем слова Господа: «И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ…». Эту истину ясно понимал и исповедовал народ Израильский. В Пс 94:6-7 мы читаем призыв псалмопевца: «Придите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его…».

Господь вступил в особые отношения с Израилем. Господь говорит, что Израиль стал Его сыном. Господь стал их Отцом, а Израиль стал Его сыном, первенцем. Вспомним слова Господа в Исх 4:22: «…Израиль есть сын Мой, первенец Мой». Это - близкие отношения, родственные отношения.

б) Ещё мы говорили, что Господь заключил с Авраамом и его потомками не просто завет, но завет благодати. Когда весь до единого народ Израильский ещё был в чреслах Авраама и не сделал ещё ни плохого, ни хорошего, Господь стал их Отцом, а они стали Его народом – не от дел, но от Призывающего, по благодати (Рим 9:10-12).

Через 430 лет Господь, верный Своим обетованиям, выводит Израиль, Сына Своего, из Египта. Каким был Израиль тогда? У Израиля как у народа нет никакого прошлого и нет никакого опыта благочестивой жизни. Израиль вырос в Египте, в религиозной языческой стране, где процветает идолопоклонство. Всё, что они видели вокруг себя и знали — это порочная жизнь во грехе. К этому печальному прошлому нужно ещё добавить особое будущее – они идут в нечестивую землю Ханаана, которая населена народами не менее нечестивыми, чем Египет. Именно за нечестие народов Ханаана Господь наложил на них проклятие полного уничтожения и смерти. Мера их грехов наполнилась (Быт 15:16).

Израиль идёт в землю обетованную как народ. Там будет новое государство — государство народа Божьего. Но этот народ совершенно несведущ в праведной жизни. И вот Господь по Своей благости дарует им закон праведной жизни – закон Моисея. Мы с вами говорили о той мере благости Господа, которую Он излил на народ Израильский через закон Моисея. Закон Моисея для них как свет и светильник и путь к жизни. Этот закон показывает им, что есть добро и что есть зло, и открывает им путь к жизни. Они - Его народ, они – Его дети, и именно поэтому Он даёт им этот закон, как Господь и говорит на горе Синай (Исх 20:2): «Я Господь, Бог ваш…».

Этот закон – благословение Отца Своему сыну. Соломон говорит о благословении заповедей отца и наставлений матери для их сына в Пр 6:20-23 «Ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни». Ни один другой народ не получил такое благословение, но только Израиль – потому что Господь – их Бог, а они – Его народ, Господь – их Отец, а они – Его сын, Его первенец. Закон дан через Моисея не для того, чтобы Израиль заслужил эти удивительные отношения с Господом, но закон дан именно потому, что эти отношения между Израилем как сыном и Господом как Отцом уже существуют. И эти отношения существуют исключительно по благодати – потому что Господь так решил и сделал.


2) О наказании как проявлении любви отца к сыну. а) Господь заключил завет с Авраамом и вступил в особые отношения с Израилем: Он — их Отец, они — Его дети. Любовь Господа к Израилю, Сыну Своему, велика, вечна и неизменна, как и Сам Господь. Через пророка Иеремию Господь говорит о вечной любви к Своему народу: «…любовью вечной Я возлюбил тебя и потому простёр к тебе благоволение» (Иер 31:3). Насколько дорог Израиль Господу? Настолько дорог, что касающийся Израиля касается зеницы ока Господа (Зах 2:8), «ибо так говорит Гсподь Саваоф: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его».

Эти отношения отца и сына подразумевают особые права, привилегии, обязанности как со стороны Господа, так и со стороны Израиля. Эти отношения любви Отца к сыну подразумевают не только благословения за послушание, но и наказание за непослушание.

Именно наказание лучше всего свидетельствует о том, что существуют эти особые отношения отца и сына. Через само наказание Господь провозглашает о том, что существуют и действуют особые, близкие отношения Господа как Отца с Израилем как с сыном. В Евр 12:7 мы читаем: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец?».

При этом, хотя это и звучит непривычно, именно наказание является одним из лучших доказательств любви отца к сыну. Через наказание Господь свидетельствует о Своей любви к Израилю: Евр 12:6 «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает». И если нет этих особых отношений с Господом как Отцом, то этого наказания нет (стих 8): «Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны».

б) В этом наказании Господь показывает Свою вечную любовь к Своему сыну Израилю. В этом наказании Господь проявляет Свою вечную любовь даже больше, чем в благословении. Через это наказание Господь говорит даже больше, чем через благословения. Как это может быть? Я думаю, что нужно правильно понимать цель наказания и правильно применять наказание. Если плотские родители часто наказывают своих детей по своему произволу (по своему пониманию или по своему желанию или даже капризу), то Господь наказывает исключительно для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его и иметь мирные плоды праведности (Евр 12:10-11).

Давайте посмотрим на мудрые слова Соломона в книге Притчей. Я хочу, чтобы мы увидели через эти слова благость и любовь Господа, выраженные в наказании: Прит 13:24 «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его»; Прит 22:15 «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него»; Прит 23:13-14 «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней»; Прит 29:15 «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери».

Как мне кажется, эти слова говорят сами за себя. Их можно перефразировать следующим образом: если вы ненавидите своего сына; если вы хотите оставить в его сердце липкую привязчивую глупость; если вы хотите, чтобы его душа была на пути в преисподнюю; если вы хотите, чтобы он не имел мудрости и был стыдом для вашей седой головы – то оставьте сына своего в небрежении без наказания, и вы получите всё это.

Конечно же здесь мы говорим о мудром наказании, каким наказывает Господь. Родители должны просить мудрости у Господа, чтобы наказывать не по своему произволу, но для пользы своих детей, чтобы доставить мирные плоды праведности – именно так наказывает Господь Своих детей.

в) При этом Господь имеет все возможности довести дело воспитания до конца. Если отец ограничен в своих возможностях воздействовать на своих детей, то Господь не ограничен в этом. Дети могут уйти от своих родителей, но разве можно убежать от Господа? Разве для Господа есть что-либо невозможное? Господь имел возможность многократно (семикратно) умножать тяжесть наказания непокорному Израилю, и не оставлять из без наказания за их нечестии даже когда они были рассеяны по всем народам.

И в этом усилении наказания, когда Израиль слеп, упрям и непослушен, видна мера Божьей любви, с которой Он призывает людей к покаянию. Господь даже в этом многократном по своей силе наказании удивительно благ. Даже во времена Вавилонского пленения Господь с любовью заботился о тех, кто был в изгнании, и о тех, кто остался в Иудее. Мы видим здесь не слепую злобную ярость, как это часто бывает у людей, но рассудительный гнев любящего Отца, Который возложил наказание на Своих непокорных детей для их же блага, чтобы они не погибли в своём нечестии, но обратились от зла к добру и жили. Господь наказывает для пользы, «чтобы нам иметь участие в святости Его» и доставить нам «мирный плод праведности» (ст.10-11). Не это ли благость Господа к народу Своему?

г) Можно ещё добавить, что добрый отец не наказывает детей своих сурово, если им не известна их вина. А Израилю был дан закон с его благословениями и проклятиями. Сами благословения и проклятия были даны как инструмент (знамение), чтобы наставлять народ Израильский на пути правды: благословение ожидает на пути, ведущем к блаженству; и тернии лежат на пути, ведущем к погибели. Сами обстоятельства служили к тому, чтобы Израилю было легко и радостно идти по путям правды к вечному блаженству и трудно на пути к погибели. Они не были оставлены в неведении, как и написано в Втор 28:45-46 «…Они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек».


3) Израиль часто отвергает Бога и уходит от Него как блудный сын в притче Иисуса в Лук 15, живёт в нечестии и блуде. Израиль в своём отступничестве — это позор для святого имени Господа. Но Господь не отвергает Израиль, и не оставляет их в их грехах, но с любовью и верностью поступает в полном соответствии с отношениями отца и сына. Он заботится о них в изгнании (Иер 29:1-7). Он готов принять их и очистить их, когда они обратятся к Нему (Втор 29), как и отец блудного сына. При этом велика радость ангелов на небесах, когда обращается такой грешник.

И подумайте при этом о том, что было бы, если бы завет Моисея был заветом дел, т.е. когда посредством послушания заслуживаешь любовь Господа. В этом случае Израиль имел бы любовь Господа только в послушании, а в своих грехах он лишался бы любви Господа и оставался без наказания. Но это не так. Господь любит Израиль любовью вечной и кроткий характер Господа больше всего проявляется именно в непослушании Израиля.


4) Применение к нам. Какое благословение быть в таком завете. Какое благословение вступить в такой завет. Каким сильным аргументом любовь Господа и Его верность этому завету являются для того, чтобы люди стремились к тому, чтобы вступить в этот завет с Господом. Аминь.

3




Hosted by uCoz