Урок 104, Характер Бога в Его отношениях с Израилем.

О совершенствах Господа как главной теме размышлений. Об удивительных отношениях мужа и жены и об отношениях Господа к Израилю как мужа к жене. О благости Господа к Израилю и о неверности Израиля Господу. Господь знает о будущем нечестии Израиля, но всё равно Он вступает в вечный завет с ним. Верность и благость Господа и лживость всякого человек, и об отношениях благодати между таким Господом и таким человеком.

В начале урока прочитать Иез 16:1-14

1) О совершенствах Господа. Мы с ваму уже несколько уроков говорим о нескольких темах, которые связаны друг с другом: это и оправдание перед Богом по вере, и вечный завет Господа с Авраамом и его потомками, и о завете Моисея, и об особых отношениях Господа Бога с народом Божиим, и с Израилем в частности. Во всех этих размышлениях перед нами удивительным образом открывается одна вещь, а именно - эти темы все вместе и каждая по отдельности показывают перед нами характер Бога. Если все эти темы и говорят о чём-то одном, то в первую и в последнюю очередь они раскрывают перед нами удивительный характер благого неизменного Господа Бога. Все эти темы раскрывают перед нами и показывают нам Господа: Его любовь, Его верность, Его кротость, Его долготерпение, Его благость. Господь благ, и поэтому все дела Его благи. Господь праведен, и поэтому все суды Его праведны. Господь истинен, и поэтому все слова Его истина. Господь милостив, и поэтому Он милостив к сынам человеческим. Господь верен и неизменен, и поэтому Он верен Своим обетованиям и клятвам.

О, эта благость Господа, которая сокрушает сердца и приводит людей к смирению и покаянию, и производит в их сердцах обильные плоды хвалы. Благая природа Бога сокрушает сердца.

Я хочу, чтобы мы ещё раз взглянули на удивительного Бога, сотворившего небо и землю. Давайте прочитаем несколько описаний Господа. Так описывает Себя в Исх 34:5-7 Сам Господь в ответ на просьбу Моисея в Исх 33:12-19. В Исх 33:19 Господь говорит, что проведёт перед Моисеем всю славу Свою. Господь избрал описать Себя именно таким образом, как в Исх 34:5-7, и не иначе. И это описание имеет преимущество и над словами ангелов о Господе (например Ис 6), и над словами людей. Вот что говорят о Господе люди, которые познали Его славу: 1Пар 29:10-13 (слова Давида), Дан 4:31-32,34 (слова Навуходоносора). Это слова людей, познавших славу Господа. Они видели и познали, и говорят об этом. Они говорят о том, что они видели и знают.


2) Об отношениях Господа к Израилю как мужа к жене. Существует два вида близких человеческих отношений, которые использует Господь, чтобы показать Своё отношение к народу Божьему, и в частности к Израилю. Первые - это отец и сын, и мы их уже рассматривали, а вторые — это муж и жена (или жених и невеста). В ВЗ используются отношения мужа и жены, а в НЗ — жениха и невесты. Мы сегодня посмотрим на вторые отношения: народ Божий для Господа, как жена для мужа своего.

Давайте подумаем об отношениях мужа и жены. Эти отношения удивительны. Удивительно их единство: это два существа (муж и жена), но они оба — одна плоть (Быт 2:24). Удивительно их предназначение: жена создана от мужа, и жена создана для мужа; впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе (1Кор 11:8-9). Удивительна их принадлежность друг другу: жена принадлежит мужу, как и муж принадлежит жене. Можно сказать, что это отношения собственников: жена обладает мужем, а муж обладает женой. В этом лежит основание для ревности к своей жене или своему мужу: он — мой, или она — моя, и никто не должен посягать на моего супруга. Библия особо отмечает силу любви и ревности. В Песн.П 8:6 мы читаем: «...ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее–стрелы огненные; она пламень весьма сильный», и ещё в Прит 27:4 «Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?». В Пр 6:27-35 мы читаем о безумии того, кто прелюбодействует с женой другого и о силе гнева мужа: «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего... Не спускают вору, если он крадёт, чтобы насытить душу свою, когда голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро... Кто же прелюбодействует с женщиной, у того нет ума... побои и позор найдёт он, и бесчестие его не изгладится; потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа, и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров». Хочу особенно отметить стихи 34-35, показывающие силу ревности мужа к своей жене (да и жены к своему мужу тоже). Она — его жена. Она — его плоть. Посягающий на жену посягает на собственную плоть мужа. Поэтому сильны гнев и ревность мужа.

В Библии Господь не раз говорит о том, что Его отношения к народу Своему подобны отношению мужа к своей жене. Велика аналогия между мужем и женой, и между Богом и Его народом. Об этом мы читаем в Еф 5:22-32: «...муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё...». Господь питает и греет Церковь, как Свою плоть, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (ст.29-30). «Так должны мужья любить своих жён, как свои тела...» (ст.28).

Жена есть плоть от плоти, и кость от кости мужа. И Церковь, народ Божий, есть плоть от плоти, и кость от кости Божией. Господь любит народ Свой как Свою плоть, ибо он от плоти Его и от костей Его. Посягающий на народ Божий, посягает на плоть Господа. Поэтому велика ревность Господа к народу Своему, как и мужа к жене — и даже более того.

Любовь Господа к Израилю велика как любовь отца к сыну, матери к ребёнку, жениха к невесте и мужа к жене. И даже более того: Ис 49:15 «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына черва своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». У Господа любовь к Израилю вечна и неизменна, она крепка и сильна, как смерть. Любовь Господа к Израилю велика, вечна и неизменна, как и Сам Господь. Любовью вечной Господь возлюбил Израиль (Иер 31:3). Израиль настолько дорог Господу, что касающийся Израиля касается зеницы ока Господа (Зах 2:8).

Господь всё сотворил для Себя (Кол 1:16). Как жена сотворена для мужа, так и Израиль сотворён для Господа. Господь сотворил Израиль для Себя. Как жена принадлежит мужу, так и Израиль принадлежит Господу. Это - Его народ. Он принадлежит Господу. И Господь Бог — Бог ревнитель (Исх 20:5, 34:14; Втор 4:24, 6:15; Наум 1:2). До ревности любит Дух Божий, живущий в нас (Иак 4:4-5). Как велика ревность мужа к жене своей, так велика ревность Господа к народу Своему (Пс 77:58, Иез 23:25).


3) О благости Господа к Израилю и о неверности Израиля. Давайте обратимся к Иез 16. Здесь Господь через пророка Иезекииля обращается к дщери (дочери) Иерусалима. Под дочерью Иерусалима подразумевается народ Иерусалима и Иудеи. Именно этой дочери Сиона Господь обещал придти и поселиться посреди неё (Зах 2:10). Именно этой дочери Иерусалима было обещано пришествие Царя, праведного и спасающего, кроткого, сидящего на ослице и на молодом осле, сыне подъярёмной (Зах 9:9) и это пророчество исполнилось в Иисусе Христе (Ин 12:15).

Посмотрите на удивительное описание того, как происходили отношения Господа и Израиля (Иез 16:3-7): Господь призрел на Израиль, заботился о нём, пока он не вырос и не достиг превосходной красоты. В стихах 4 и 5 мы видим, что Израиль был как младенец, который в самый день своего рождения был брошен на попрание; никто не отрезал его пуповины, никто не омыл его и не спеленал его; ничей глаз не сжалился над ним; он был ещё в крови рождения своего, когда из презрения к его жизни он был выброшен на поле - таким был Израиль в самом начале своей жизни.

В стихах 6 и 7 мы видим, как Господь проходит мимо него, брошенного на смерть, видит и подбирает его. Господь заботился о нём, пока он не вырос и не умножился как полевые растения. Израиль вырос и стал большим, и достиг превосходной красоты. Благость и любовь Господа сделали всё это. Когда Израиль вырос, то Господь простёр воскрилия Своих риз на него и покрыл его наготу, и поклялся ему и вступил в союз с ним, и Израиль стал Господним. Это было время любви (ст.8). Господь излил Своё благословение на дочь Иерусалима, омыл её водой и смыл с неё кровь и помазал её елеем. Он надел на неё узорчатое платье, и обул её в сафьянные сандалии, и опоясал её виссоном и покрыл её шёлковым покрывалом. И нарядил её в наряды и положил на её руки запястья и на её шею — ожерелье. Так украшался Израиль золотом и серебром, и питался хлебом из лучшей муки, мёдом и елеем, и был чрезвычайно красив и достиг царственного величия. По всем народом пронеслась слава о его красоте, потому что был вполне совершенным в том великолепном наряде, который возложил на него Господь (ст.9-14, см. также Втор 32:8-14). Великой славы достиг Израиль во времена Соломона (3Цар 10:21-27): все сосуды во дворце были из золота, потому что серебро считалось ни за что и было равноценно с простыми камнями; Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью, и все на земле искали видеть Соломона, как и царица Савская, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. О возвращении этой былой славы думал Езекия, когда показывал послам из маленького далёкого Вавилона свои богатства (Ис 39).

Но дочь Иерусалима стала блудить и прелюбодействовать (ст.15-34). Она сама давала подарки, чтобы любовники со всех сторон приходили к неё и блудили с ней (ст.31-34). При этом она не вспоминала о днях своей нагой юности, когда Господь призрел на неё (ст.22). Израиль утучнел, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел Бога, твердыню спасения своего (Втор 32:15, описание блуда Израиля и Иуды в Иез 23:1-44). Они возбудили в Господе ревность истуканами своими, как жена возбуждает ревность мужа любовниками своими (Пс 77:58). Они зажгли в Нём огонь, который жёг до ада преисподнего, и поедал землю и произведения её, и опалял основания гор (Втор 32:21-22). За это нечестие наказание от Господа постигло Израиль и Иуду (Иез 16: 35-59). Рассеяны они за своё нечестие по всем народам, хотя и будут они собраны Господом в последние дни, когда войдёт полное число язычников (Рим 11:25-31).


4) Предведение о нечестии. Господь в Своём предведении знал о таком будущем Израиля. Ещё задолго до отступничества Израиля Господь знал о предстоящем отступничестве Израиля. Через Моисея Господь даёт Израилю песню, в которой были описаны грядущие на тот момент отступничество Израиля и наказание за это отступничество (Втор 31:16-21). Эта песня должна быть свидетельством для Израиля (Втор 31:17,19,21,26). Отметьте, что эта песня повествует об отступничестве Израиля как об уже происшедшем событии, как если бы эти события уже произошли (хотя Израиль ещё даже не перешёл через Иордан, чтобы овладеть землей обетованной), и теперь эта песня лишь излагает события прошлого (Втор 32:1-43). Такое изложение особо подчёркивает грядущее отступничество, которое как-будто уже произошло. Эта песня - предостережение, эта песня — свидетельство. Это отступничество будет. Оно неотвратимо будет. Почему? Потому что Израиль имел прелюбодейное сердце.

Это отступничество и нечестие будут. Господь знал всю грядущую историю отступничества и нечестия Израиля. но Он стал Богом этого народа. Он стал Богом такого народа. Он заключил с Авраамом и его потомками завет вечный: Господь будет их Богом, а они будут Его народом; Он будет им Отцом, а они будут Ему сыном; Он будет им мужем, а они будут Ему женой. Господь навсегда усыновил неизменно буйного и непокорного сына. Он навсегда стал мужем блудной и заведомо прелюбодейной жены. Почему Он это сделал? Потому что любовью вечной возлюбил Израиль, поэтому простёр к нему Своё благоволение (Иер 31:3).

В книге Осии мы видим блуд и прелюбодеяние Израиля и неизменную любовь Господа к нему: Ос 1:2 «…И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно прелюбодействует земля сия, отступив от Господа» и Ос 3:1 «…иди ещё и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепёшки их». Как Осия взял в жёны блудницу и прелюбодействующую и полюбил их, так Господь полюбил и взял блудный и прелюбодействующий Израиль. Кто возьмёт себе в жёны блудницу, если будет заранее знать, что она будет прелюбодействовать от него? Очень немногие. И эти немногие будут страдать очень сильно. А Господь взял прелюбодейный Израиль и готов принимать его обратно (см. Иер 3:1): «Говорят: если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та? А ты со многими любовниками блудодействовала, - и однакоже возвратись ко Мне, говорит Господь».

Удивительны любовь и кротость Господа, вошедшего в удивительные отношения завета с таким Израилем. Во Втор 32:4 Моисей говорит о Господе так: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все путие Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нём; Он праведен и истинен». Этот святой, праведный, неизменный, непоколебимый Бог взял на Себя неизменные обязательства заботиться о заведомо нечестивом народе, о заведомо непокорном сыне, о заведомо прелюбодейной жене. Он заключил завет с Авраамом и его потомками — завет вечный. Более того, чтобы показать непреложность Своих обетований Аврааму, Господь использовал не только завет вечный, но и клятву, как говорит нам об этом апостол в Евр 6:13-18.

Господь вступил в вечный неизменный завет с Израилем, и возложил на Себя непреложные обязательства любить и заботиться о заведомо прелюбодейном Израиле. Ни нечестие этого народа, ни непокорность этого сына, ни прелюбодеяние этой жены не могут отвергнуть верность Господа тому завету благодати, который Он заключил с Израилем через и в Аврааме: Рим 3:3-4 «…если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив…». Велика верность и благость Господа.


5) Верность и благость Господа и лживость человека. Во всём этом разве мы не видим непостоянство человека и совершенство Господа? Мы — люди, и по определению мы непостоянны. А Бог есть Господь, и поэтому Он неизменен. Мы — люди, и по определению мы лживы, как Иисус и сказал о человеческом роде: «род лукавый и прелюбодейный». Разве мы не можем сказать вместе с пророком Исайей в Ис 6:5, что мы лукавы и прелюбодейны и и живём среди рода лукавого и прелюбодейного? А Господь есть Бог, поэтому Он верен, как и написано в Рим 3:4 «...Бог верен, а всякий человек лжив, как и написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём».

Кто безгрешен перед Богом? Иов, Давид, Даниил, Иоанн Креститель, Мария, мать Иисуса? Никто, о чём апостол Павел, как и многие другие до него (например Соломон), говорит словами из псалмов в Рим 3:10-12: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищёт Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного». Давид пишет о грехах и беззакониях своих в Пс 37:2-6 «...нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжёлое бремя отяготели на мне...», и в Пс 39:12-13 «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно. Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце моё оставило меня». Похоти, как и у апостола Павла, стремились возобладать в нём, как в Пс 18:13-14 он пишет: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною». И разве милость Господа не была его единственной надеждой, как мы видим в Пс 129:3: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! Кто устоит?». Никто не устоит. Поэтому Давид в Пс 31:1-2 пишет о блаженстве прощения грехов и праведности независимо от дел: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен муж, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства!».

Всякий человек лжив. Но Бог верен и благ, и праведен в словах Своих. И этот неизменный Бог вступил в завет вечный с заведомо прелюбодейным Израилем через Авраама. И этот неизменный Бог вступает в Новый завет, завет вечный и непоколебимый, с лживым человеком, и становится Его Богом. И берёт на Себя неизменные и вечные обязательства любить любовью вечной и неизменной такой народ, таких людей. Как это возможно? Это возможно только по благодати, и никак иначе. Именно так, потому что всякий человек лжив, а Бог верен. Такой Бог на такого человека может изливать благословения только по благодати, но никак не от дел.

Господь благ. Он — благой Бог. Он — совершенный Бог. И Он изливает Свою благость на людей по благодати, через Иисуса Христа, хотя никто из людей сам по себе не заслуживает этого. Почему? Потому что Он — благ. Аминь.

4



Hosted by uCoz