Урок 105, О сплетнях

Что такое сплетни и клевета. Пример осознанных сплетен. Обманчивость сплетен. О причинах сплетен. Действия сплетников и плоды сплетней. О раздорах и их мерзости для Господа. О суде над сплетниками. Предостережение.

В начале урока прочитать Иак 3:1-16.

1) В Ин 17:20-26 Иисус молится о двух вещах: о единстве среди верующих в Иисуса (ст.21-22) и о пребывании любви в них (ст.26). Сегодня я хочу поговорить о том, что разрушает единство среди верующих и что противоположно созиданию и возрастанию любви между ними. Я хочу сегодня поразмышлять о сплетнях. Давайте подумаем, что такое сплетни...

Давайте прочитаем Лев 19:16. Здесь Сам Господь говорит: лНе ходи переносчиком в народе твоем... Я Господь╗. Это слово переносчик переводится как сплетня, клевета, и смысл этой заповеди в том, чтобы не разносить сплетни и клевету среди людей. Эти слова сами по себе очень некрасивые. Плохим является и то, что они обозначают. Они обозначают распространение сведений, порочащих честь и достоинство другого человека, или подрывающих его репутацию. Хотя всё же есть одна очень существенная разница между этими двумя словами. Клевета Ч распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Т.е. клеветник сознаёт ложность своих слов о другом человеке, но всё равно их говорит. Сплетня Ч недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных и измышленных (надуманных) сведений. Т.е. сплетник может не осознавать ложность своих слов.

Хотя клеветник понимает ложность своих слов, а сплетник может не понимать ложность своих слов, но тот и другой производят один и тот же результат своими действиями: они порочат честь и достоинство другого человека и разрушают его репутацию и подрывают доверие к нему, к его словам, к его действиям.

Сплетни и клевета являются составным грехом, и могут включать в себя и лжесвидетельство (осознанное или неосознанное), и злоречие, и неправедное осуждение, и произведение раздоров Ц всё это вместе или по отдельности.

2) Сегодня я хочу поговорить не о клеветниках, но о сплетниках Ч людях, которые осознанно или неосознанно распространяют неверные, неточные и измышленные (надуманные) сведения о другом человеке. Неосознанно Ц когда человек даже не сознаёт, что он этим приносит вред, а осознанно Ц когда он осознанно производит вред, но из лблагих╗ побуждений (например, предупредить других людей, т.е. защитить их от лплохих╗ людей). Сплетни разрушительны для единства и противоположны духу любви. Это является грехом.

Сплетни формируют устойчивое трудноустранимое предубеждение к человеку, против которого они направлены. Это предубеждение и недоверие к этому человеку очень легко создать, но потом очень трудно разрушить, чтобы наладить дружеские отношения с ним. Доверие и репутация очень трудно достигаются, очень легко разрушаются и затем ещё труднее восстанавливаются.

Я могу привести один недавний пример из моей личной жизни. Есть один человек, мой бывший тренер. Я его очень уважаю, считаю если не талантливым, то очень способным не просто спортсменом, но и тренером, который не только умеет сам что-либо делать, но способен и других научить делать то, что и сам умеет делать. Вместе со мной у этого тренера тренировался один человек, которого я недавно встретил. Мы с ним разговорились, и этот человек нехорошо отзывался о способностях тренера и о качествах его характера. И хотя я во время разговора не был согласен с моим собеседником и возражал ему, но неприятный осадок от этого разговора остаётся до сих пор. Каким-то образом у меня зародилось негативное отношение к тренеру, которого я очень уважал и о котором всегда очень высоко отзывался. Этот разговор нанёс урон чести и достоинству тренера, пошатнул его репутацию в моих глазах, очернил его имя, сформировал негативное предубеждение против него. И это после всего лишь одного разговора, в котором я возражал своему собеседнику, и это был всего лишь один разговор о человеке, которого я безусловно уважал!

Я уверен, что мой собеседник верил в то, что говорил. Я не думаю, что он говорил осознанную клевету. По его убеждению он говорил истинную правду. Я не знаю, насколько он прав. Он не является клеветником, но вполне возможно он является сплетником. Я убеждён, что мой собеседник намеренно пытался нанести вред репутации тренера. Именно это я подразумеваю под осознанными сплетнями. Конечно же он хотел принести пользу мне, предупредить меня, помочь мне. Вы заметили это? Я думаю, что это одна из особенностей сплетен, что люди совершают грех, полностью уверенные в том, что они совершают благо. Они совершают лблаго╗ одному человеку за счёт вреда другому человеку.

Господь говорит в Лев 19:16 лНе ходи переносчиком (сплетником, клеветником) в народе твоём...╗. Размышляя о сплетниках в народе Божием, я хочу отметить несколько вещей: а) почему люди поступают так; б) как их действия называются; в) какие плоды приносят их действия; г) как к этому относится Бог.

3) Почему люди это делают. Существует несколько причин для сплетен. Например, люди хотят сделать добро, оградить одних людей от влияния других (как это было с моим знакомым) Ц конечно же это происходит за счёт того человека, которого злословят, при этом сплетник получает определённую выгоду (моральное удовлетворение, кредит доверия и т.д.); или люди просто не могут удержать в себе то, что они узнали про другого человека.

а) Чувство превосходства. Разве они не ощущают себя лучше других людей: более правильными, более знающими, более разумными? Разве у них нет чувства превосходства над теми людьми, которых они злословят? Тот человек ошибается, а я нет. Как ему можно доверять в важных вещах, если он уже ошибается в чём-то? А я не ошибаюсь в этом, поэтому я заслуживаю большего доверия, и большего внимания. Все люди должны доверять и прислушиваться ко мне... Разве они не хотят, чтобы уважали и доверяли другие люди именно им, а не тем, которых они злословят? Разве у них нет желания контроля над другими людьми, чтобы другие люди поступали так, как они говорят, и чтобы события развивались именно так, как они этого хотят?

Даже если они не сознают того, что они делают, но их дела свидетельствуют против них. Разве они не достигают своих целей за счёт разрушения репутации других людей и в ущерб тем людям, против которых они разносят сплетни, разрушая их репутацию и подрывая к ним доверие, обсуждая и осуждая их дела и их слова? Разве они не поступают, как поступал Авессалом против Давида, отца своего (2Цар 15:1-6), когда у ворот города перехватывал людей, идущих на суд к царю, и таким образом вкрадывался в их сердца?

б) Несовершенство человека. Есть ещё одна причина для сплетен. Это несовершенство человека. Об этом пишет апостол в Иак 4:1: лОткуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?╗. Плотские вожделения воюют в членах человека: может быть это зависть, или гордость, или сварливость, или постоянное недовольство. Эти люди имеют неустройство в сердце. Нет мира в их сердце. В Иак 3:16 написано, что где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Внутреннее неустройство человека, вожделения плоти, воюющие в его членах, производит неустройство внешнее. Эти люди не могут не сплетничать, потому что они не могут удержать в себе свои плотские стремления. Иак 3:1 лКто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело╗. В Иак 1:26 мы читаем: лЕсли кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка... у того пустое благочестие╗.

Разве не возникает у нас неудержимое желание, переполняющее всё наше существо, поделиться о том, что мы узнали о другом человеке: как он неправильно поступил, что он неправильно сказал? Наш ум при этом переполнен охами и ахами, возмущением, негодованием против виновного. И обсуждение слов и действий виновного с другими людьми, которые тоже наполняются охами и ахами, возмущением и негодованием против виновного, приносит удовлетворение нашему внутреннему желанию пересудов. Студенты перемывают кости преподавателям, соседи соседям, подчинённые начальниками и друг другу, подруги своим мужьям, мужья своим жёнам, одни члены церкви другим...

Их действия раскрывают несовершенство и неустройство их характера. Разве они не поступают как плотские люди этого мира?

4) Что эти люди делают и плоды их действий.

а) Замещают Бога и злословят закон. Давайте прочитаем Иак 4:11-12. Разве сплетник не становится судьей закона, когда обсуждает и судит других людей? Разве он не злословит закон? Бог является единственным Законодателем и Судьёй. Разве Бог уступил ему Своё место Законодателя и Судьи, чтобы судить других людей? Разве Бог ему дал всякую власть на небе и на земле? Разве он Христос, чтобы судить живых и мёртвых?

б) Совершают беззаконие. Разве сплетник не поступает беззаконно? Они становятся преступниками перед законом. Давайте прочитаем Ин 7:51. Никодим говорил фарисеям, которые осуждали Иисуса без его присутствия: лСудит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?╗. А сплетники обсуждают и осуждают человека за глаза, за его спиной, без его присутствия, не давая ему возможность высказаться и защитить себя. Разве у этого человека есть возможность защищаться? Давайте прочитаем Пр 18:17 лПервый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его╗. Сплетник в своих словах прав, потому что нет его соперника, который бы исследовал его слова. Поэтому для слушающих слова сплетника он всегда прав, потому что нет того, кто мог бы возразить ему.

в) Производят раздор. Сплетники сеют раздор между братьями. В Пр 16:28 мы читаем: лЧеловек коварный сеет раздор и наушник разлучает друзей╗. Еврейское слово лнаушник╗ имеет значение: сплетник, клеветник, наушник, шепчущий на ухо. Наушник, сплетник разлучает даже друзей. В Пр 18:8 мы читаем, что лСлова наушника Ч как лакомство, и они входят во внутренность чрева╗. Слова сплетника Ч как лакомство для ушей другого человека, и слова сплетника входят во внутренность чрева и остаются там. В Пс 54:22 мы читаем: лУста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они (эти слова) суть обнажённые мечи╗. Их уста мягче масла, нежнее елея, и входят во внутренность чрева других людей как лакомство и остаются там, но их слова есть обнажённые мечи, наносящие вред.

Каждый из нас может засвидетельствовать, насколько сладки для наших ушей сплетни, и насколько легко они проникают в наше сердце и остаются там, и насколько большой вред они наносят тому человеку, о котором распространяют сплетни.

Сплетники не дают раздору погаснуть, потому что они подливают масло в огонь раздора. Давайте прочитаем Пр 26:20-22. Здесь написано: лГде нет больше дров, огонь погасает; и где нет наушника, раздор утихает. Уголь- для жару и дрова Ч для огня; а человек сварливый Ч для разжжения ссоры╗. Как мы видим из Библии, без наушника (сплетника) раздор утихает, но слова наушника для раздора как дрова для огня. Раздор процветает при наличии наушников, сплетников. Сплетники распространяют огонь раздора по всему лицу земли. Как ещё можно объяснить, что искры раздора переносятся за сотни и даже тысячи километров, затрагивая даже людей, которые очень далеко находятся от огня раздора? Слова сплетников переносят как ветер эти искры раздора, распространяя пламя раздора как лесной пожар, которому нет препятствий.

5) О мерзости раздоров. Дела сплетников являются мерзостью перед Богом. Давайте прочитаем Пр 6:16-19. Здесь написано: лВот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями╗. Разве эти люди не сеют раздор между братьями? Разве они не вкрадываются в сердца других людей, разделяя и властвуя? Их дела есть мерзость перед Господом.

Об осуждении сплетников. Сплетники навлекают на себя осуждение за свои дела. В Мат 7:1 мы читаем слова Иисуса: лНе судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такой и вам будут мерить╗. Эти слова означают, что судящий праведно и судим будет праведно, а судящий неправедно получит должное возмездие. А сплетник судит, и судит неправедно. Какое возмездие получает судящий неправедно? Ему отмерят той мерой, которой он и сам других меряет. Сплетник получит должное воздаяние. Его беззакония обратятся на его собственную голову.

6) Предупреждение. Если кто-либо разговаривает с вами, и начинает обсуждать других людей (когда тех людей нет рядом с вами), судить их самих или их действия, отзываться об этих людях и их действиях негативно, даже злословить их, стараясь разрушить доверие к ним, или вы сами начинаете вести такие разговоры с другим человеком, то помните, что вы уже можете быть участником сплетней.

Мы с вами уже посмотрели на библейские признаки и последствия сплетней: раздоры не угасают, но продолжают гореть, как если бы кто-то подбрасывал дрова в огонь; возникает стойкое неприятное чувство против тех людей, о которых распространяются сплетни; возрастает к этим людям недоверие; разрушается единство и не растёт любовь. Если это так, то вы стали жертвой распространителей сплетен. Вполне возможно, что для вас слова сплетен сладки как мёд и нежны как елей, и входят как лакомство во внутренности чрева вашего, приятны для ваших ушей и радуют плотские вожделения в членах ваших: вы чувствуете себя таким правильным, справедливым; вы ощущаете превосходство над теми людьми, которых обсуждаете. Но вы становитесь участником в чужих грехах. Вы становитесь участником преступления против закона. Вы становитесь соучастником сплетников, соучастником переносчиков в народе Божием, соучастником разжигателей раздоров, соучастником разрушителей единства и соучастником противников процветания любви между братьями. Как мы посмотрели в книге Притчей, лжесвидетель и сеющий раздор есть мерзость перед Господом. И есть суд Божий на таких людей. Аминь.



Hosted by uCoz