Урок 106, О сплетнях, часть 2

Обобщение прошлого урока. О лицемерии сплетников. Дела сплетников обнаруживаются. Двуличие некоторых сплетников. Преждевременность и неправедность суда сплетников. Заключение (обобщение).

В начале урока прочитать Иак 3:1-18.

1) Обобщение прошлого урока. На прошлом уроке мы говорили о сплетнях – насколько они разрушительны для единства между верующими и насколько они противоположны Божьей любви, которая должна пребывать в верующих и быть между ними.

Как мы говорили, сплетни – это недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных или надуманных сведений. Сплетни очень разрушительны. Они порочат честь и достоинство другого человека и разрушают его репутацию, подрывают доверие к нему, к его словам, к его действиям. Они создают устойчивое негативное предубеждение людей к тому человеку, против которого сплетни направлены.

Мы говорили о причинах, почему люди сплетничают, почему они распространяют недоброжелательные или порочащие слухи. Как мы говорили, сплетни — это внешнее выражение внутреннего несовершенства и порочности человека. В Иак 3:2 апостол пишет, что «кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело». И наоборот, согрешающий в слове, не обуздывающий свой язык, далёк от совершенства и благочестия, на которые может претендовать и которые люди ему могут приписывать. В Иак 1:26 мы читаем: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка… у того пустое благочестие». Как мы понимаем из этих слов апостола, необузданный язык показывает, что человек не настолько благочестив, как он о себе думает, т.е. язык обнаруживает, что находится внутри человека. В Иак 3:6 мы читаем, что «...язык – это огонь, прикраса неправды...», он воспаляется от геенны и оскверняет всё тело.

Сплетни находятся в полной гармонии с несовершенной и порочной природой человека. Сплетни а) исходят от греховных наклонностей человека и б) они услаждают греховные наклонности человека. Поэтому люди так а) любят говорить сплетни и б) слушать их. Человек любит сплетничать сам - сплетни как мёд на устах его; и он любит слушать сплетни - они как лакомство для его чрева (Пр 18:8). Сплетни исходят от гордости человека и питают его гордость. Он чувствует такое сладкое чувство превосходства над другим человеком, когда судит его самого и его дела; ему приятно быть в центре внимания других людей, которые внимают каждому его слову, хотя его слова и порочат честь и достоинство другого человека; ему приятно и сладко быть тем человеком, к словам которого другие люди прислушиваются (он опорочил другого человека или людей, он остался один такой мудрый и праведный — ко мне приходите, ко мне прислушивайтесь); ему приятно быть защитником обиженных и разрушителем злых дел; ему приятно быть в центре внимания. Его гордость при этом чувствует себя удивительно комфортно. В это время он погружается в сладкие воды необъяснимого счастья, какое испытывает ещё не рожденный младенец в утробе матери, окружённый околоплодной жидкостью. Это удивительное чувство блаженства.

Мы говорили о действиях сплетников и о плодах их действий. Сплетни – это составной грех: там есть и злоречие, там есть и неправедное осуждение, там есть и произведение и усугубление раздоров. Сплетники злословят и судят других людей, и тем самым они злословят и судят закон (Иак 4:11-12). Они становятся на место судьи, которое принадлежит одному только Богу. Они преступают закон и совершают грех, когда осуждают людей заочно, в их отсутствие, о чём говорил фарисеям Никодим (Ин 7:50-51). Они сеют раздоры и способны разлучить даже друзей - в Пр 16:28 мы читаем: «Человек коварный сеет раздор и наушник разлучает друзей». Слова сплетников служат пищей для раздоров, как дрова служат пищей для огня - в Пр 26:20 мы читаем: «Где нет больше дров, огонь погасает; и где нет наушника, раздор утихает». Как мы видим из этого стиха, раздоры утихают там, где нет сплетников.

И это всего лишь часть того, что можно сказать о сплетнях и сплетниках. Сегодня я хочу продолжить размышления о сплетнях.


2) Лицемерие сплетников. Сплетник злословит и судит других людей. Разве при этом сплетник не поступает лицемерно? Разве у них нет обязанности судить в первую очередь самих себя, а не других людей? Ведь одна из составляющих праведного суда состоит в том, чтобы судить прежде всего самого себя. Давайте посмотрим в Лук 6:41-42. Давайте их прочитаем: «Что ты смотришь на сучёк в глазе брата своего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучёк из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоём глазе? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучёк из глаза брата твоего». Здесь написаны суровые безапелляционные слова Иисуса — им нельзя возразить, их нельзя отбросить — надо поступать именно так, как здесь написано.

Есть два вида лицемерия: а) когда человек хочет казаться перед людьми лучше, чем он есть на самом деле (как гробы окрашенные, полные мёртвых костей, Мат 23:27); и б) лицемерие Лук 6:41-42, когда человек судит других, а себя судить не может. В наших размышлениях о сплетниках мы говорим именно о втором виде лицемерия из Лук 6:41-42. Именно этот вид лицемерия особенно характерен для сплетников: они судят других, а себя судить не могут. Но их Бог называет лицемерами. Надо отметить, что суд таких лицемеров бывает правильным. И у них есть доброе желание сделать добро. Давайте вспомним пример Давида, когда пророк Нафан пришёл к нему с притчей обличить его во грехах. Давайте прочитаем 2Цар 12:1-7. Давид исполнился праведного гнева против виновного в притче... но не против себя. Его суд других был праведным, но он не судил себя. Такое лицемерие обманчиво: человек чувствует себя праведным, и судит даже праведно — других, но не себя... Но как мы видим из слов Христа в Лук 6:41-42, Бог очень сурово относится к таким людям. Он их без колебаний называет лицемерами. И повелевает в первую очередь покаяться именно им, а не тем людям, которых они судят, пусть даже и праведно.

Мимо этих слов Иисуса просто так пройти нельзя. Необходимо прежде вынуть бревно из своего собственного глаза, прежде чем судить других людей, и только тогда будешь способным помочь другим людям. Только тогда суд и помощь этих людей будут угодны перед Богом. Разве сплетники не исполнены самых хороших побуждений? Разве они не хотят, чтобы всем было хорошо? Чтобы другой человек, которого они обсуждают, пришёл к покаянию и изменился, и чтобы никто не пострадал от его неправильных действий и слов? Разве они не хотят защитить церковь от зла? Разве они не хотят добра другому человеку, которого они обсуждают, осуждают и злословят? Но этот суд сплетников и их желание добра и их предложение о помощи другим людям являются, по словам Иисуса, лицемерием. Разве сплетник не лицемер, видящий сучёк в глазах другого, а в своём глазе бревна не замечающий? Разве можно пройти мимо этих слов Христа? И пойти дальше? Разве Иисус не говорит о таких людях: «Лицемер!»? Разве сплетник не лицемер? Разве он способен помочь другим людям, несмотря на всё желание добра? Иисус говорит, что такие люди не способны помочь другим людям, потому что не знают, как это сделать. В их глазах брёвна, которых они не замечают. У них есть только бесполезные слова, мягкие как масло и нежные как елей, но ранящие как обнажённые мечи.


3) Их дела открываются. Сплетники думают, что их дела остаются в тайне. Но это не так. Их дела обнаруживаются и становятся известными. Давайте прочитаем Лук 12:1-3. Иисус говорит Своим ученикам, что нужно беречь себя от закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Всё сокровенное открывается, и всё тайное узнают. Что мы говорим в темноте, то будет услышано во свете; и что мы говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях. Эти слова Иисуса есть непреложная истина. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дела сплетников обнаруживаются и становятся известными всем людям, и даже тем из них, против кого были направлены сплетни. В Екк 10:20 написано: «Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая–пересказать речь твою

И когда их дела обнаруживаются, разве сплетники не становятся камнем преткновения для других людей? Они становятся камнем преткновения. И разве их действия не враждебны созиданию единства и возрастанию любви? Конечно же враждебны. Их дела есть мерзость перед Господом.


4) Двуличие сплетников. Когда дела сплетников обнаруживаются, то особенно очевидным становится их двуличие. Сплетник может злословить человека и порочить его перед другими людьми — в его отсутствие, и в то же самое время мило улыбаться и ласково разговаривать с ним, когда встречается с ним лицом к лицу.


5) О преждевременности и неправедности их суда. Иисус в Ин 7:24 говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным», и ещё в Лук 8:18 «Итак, наблюдайте, как вы слушаете...» и ещё в Мар 4:24 «...замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такой отмерено будет вам...». Люди часто оправдывают свои действия именно этими словами Иисуса. Они испытывают и судят других людей и их слова. Но их суд часто является преждевременным, и поэтому неправедным. Давайте прочитаем 1Кор 4:3-5. Как мы видим, любой суд является преждевременным, когда люди судят до того, как приходит Господь и освещает всё скрытое во мраке, обнаруживает сердечные намерения и воздаёт каждому по его делам. Любой суд по словам апостола Павла является преждевременным и неправедным, если происходит до того момента, когда Господь приходит и совершает Свой суд. Только Господь есть праведный судья, а всякий человек лжив (Рим 3:4). Поэтому разве может человек судить праведно, когда ещё не пришёл Господь? Конечно же нет. Ведь никто из людей не знает, что в другом человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём (1Кор 2:11), а Господь проникает сердца и испытывает внутренности (Иер 17:10). Разве сплетник Господь, чтобы судить праведно другого человека? Пока не пришёл Господь, и не осветил скрытое во мраке человеческих сердец, и не воздал каждому по его делам — всякий и любой суд человеческий является преждевременным и неправедным. Так говорит Библия.


6) Заключение (обобщение). Сплетни являются составным грехом: там есть и злоречие, и неправедное и преждевременное осуждение, и лицемерие, и злословие закона, и преступление закона. Дела сплетников являются мерзостью перед Богом. Они сеют раздор между людьми. Господь среди прочего ненавидит тех, кто сеет раздор между братьями (Пр 6:19). Сплетники навлекают на себя осуждение за свои дела. Сплетник судит и злословит, и при этом судит он неправедно. Ему отмерят той мерой, которой он и сам других меряет (Мат 7:1). Он получит должное воздаяние - его беззакония Господь обратит на его собственную голову.

3



Hosted by uCoz