Урок 108, О познании любви Христа (Или зачем нужно познавать любовь Христа)

Об обязанности для христианина постоянно и непрерывно возрастать в познании Христа; об основании, строительстве, содержании и цели христианской жизни. Вступление к применению познания Божией любви в нашей жизни; о необходимости познания Христа и Его любви, чтобы жить угодно перед Богом.

Место для чтения 2Пет 1:1-14

1) Об обязанности познавать Христа. В прошлый раз мы с вами говорили о практическом применении познания Христа, или пытались отвечать на вопрос: зачем необходимо возрастать в познании Христа. И в ответ на этот вопрос мы говорили, что через познание Христа приходишь к познанию любви Божией. Сегодня я хочу напомнить о необходимости познавать Христа, и сделать вступление уже к применению познания любви Божией, т.е. ответить на вопрос, зачем необходимо возрастать в познании любви Божией.

И здесь я не говорю о неверующих, которые являются врагами Богу, и должны познать Иисуса как своего Спасителя. Я говорю здесь о степени познания: можно знать мало и плохо, или можно знать больше и лучше. Я говорю о верующих (христианах), которые знают Христа, знают о Христе, но должны, и даже обязаны, знать Его больше и лучше, и не только это, но и должны всегда возрастать в познании Христа. Т.е. не только знать Христа, но знать больше и лучше. И не только знать больше и лучше, но и каждый день стремиться к этому большему и лучшему познанию Христа.

а) Христинин всегда, постоянно и непрерывно, должен возрастать в познании Христа: завтра он должен знать Христа больше и лучше, чем сегодня, а сегодня знать больше и лучше, чем вчера. Именно эта истина, что, утверждается апостолом Петром в 2Пет 1:1-9. Он обращается к верующим, получивших вместе с ним равнодрагоценную (равноценную) веру. Они имеют равнодрагоценную веру, им даровано всё необходимое для жизни и благочестия, им дарованы великие и драгоценные обетования, они являются причастниками Божеского естества (ст.1-4). Но (как противопоставление реальному положению многих верующих)... или можно сказать и (как констатация стихов 1-4 в контексте всего отрывка ст.1-9), это всего лишь начало христианской жизни. Христианин получил всё это, он имеет всё это. И вот теперь к этому началу он должен прилагать всё старание, чтобы показывать в своей вере добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь (ст.5-7). У него есть вера, он должен прилагать всё старание, он должен иметь плоды Духа Святого. Более того, эти плоды Духа Святого должны не только у него быть, но и постоянно умножаться (ст.8).

Стихи 1-4 полагают удивительное основание. Всё описанное в этих стихах поражает и удивляет. Подумайте, что здесь описано. Кажется, куда больше? Но это ещё не всё. Это всего лишь начало, основание. На этом основании нужно ещё строить. Всё выше, и выше. Со всем усердием. Стихи с 5-7 описывают нам процесс строительства нашей жизни. Они возносят нас на удивительную высоту. Кажется, что уже всё. Куда ещё выше? Куда выше любви? Но оказывается, что и это ещё не всё. Оказывается, что всё это служит главной цели — не остаться без успеха и плода в познании Господа Иисуса Христа, как апостол и пишет в стихе 8: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа Иисуса Христа». Как мы видим, именно познание Христа является содержанием и целью христианской жизни: сегодня содержание их христианской жизни состоит в постоянном познании Христа с целью на завтра знать Христа больше и лучше, чем сегодня. Так должно быть.

Если представить этот отрывок в виде лестницы, то вера находится в основании этой лестницы, а познание Христа — на самом верху. Поэтому: все наши усилия в христианской жизни являются недостаточными, если мы не достигаем вершины лестницы; все наши успехи являются всего лишь промежуточными, если мы не достигли самой вершины этой лестницы, а именно очередного успеха и плодов в познании Христа; весь наш прогресс в христианской жизни является частичным, до тех пор, пока мы не достигли вершины этой лестницы; все наши дела будут недоконченными, пока мы не достигли вершины этой лестницы - а именно очередного успеха и плодов в познании Христа.

б) Но для многих верующих первые четыре стиха (1-4) являются началом, серединой и концом христианской жизни. В день своего искупления они получают равнодрагоценную веру, познают Христа как своего Спасителя. Может быть сразу, или постепенно, они узнают, что им даровано всё потребное для жизни и благочестия, и что им дарованы великие и драгоценные обетования, и что они являются причастниками Божеского естества. Но они часто не знают, как это использовать. И не используют. Или даже не хотят знать, не хотят уметь, не хотят использовать. Всего лишь на нескольких вещах они пытаются строить свою христианскую жизнь: у меня есть вера, я знаю Христа как своего Спасителя; для меня время познания Бога и Христа уже позади, потому что Христос уже мой Спаситель; теперь я должен научить тому, что знаю сам, других; и сам жить в соответствии с тем, что я знаю.

Так рассуждают или живут многие. Очень многие. Это правда, что они удивительно богаты по сравнению с миром, исполненным похоти. Может быть поэтому многие из них успокаиваются. Но они пытаются жить на голом основании, которое положил Сам Бог. Это лишь то основание, на котором нужно усердно строить.

Но они находятся лишь в самом начале своей христианской жизни. Они всего лишь на пороге христианской жизни. Они являются младенцами во Христе: они по-младенчески говорят, по-младенчески мыслят, по-младенчески рассуждают (1Кор 13:11). Они питаются ещё молоком, а не твёрдой пищей (Евр 5:12). Они думают, что они имеют всё, хотя не имеют ещё почти ничего, потому что у них есть всего лишь одно основание из 2Пет 1:1-4. Они думают, что они почти всё знают, хотя ещё ничего не знают так, как должно знать (1Кор 8:2). Они являются младенцами во Христе, но их гордость не позволяет им это признать, тем более что у них могут быть большие амбиции и самомнение. Но им ещё только предстоит стать мужами и жёнами Божьими. Им ещё предстоит приложить всё старание, чтобы показать в своей вере и добродетель, и рассудительность, и воздержание, и терпение, и благочестие, и братолюбие, и любовь. Им ещё предстоит возрастать в познании их Господа Иисуса Христа.

в) И вот сейчас я хочу особо подчеркнуть обязанность именно для христианина постоянно возрастать в познании Христа. Я хочу обратить ваше особое внимание на все эти слова в предыдущем предложении. Ни одно из них нельзя опустить без ущерба для истины: именно христианин, именно обязан, именно постоянно (непрерывно), именно возрастать, именно в познании, именно Христа. Всю его жизнь. Это есть содержание и цель его жизни - по словам апостола Петра.

г) С Божьей помощью христианин будет познавать Христа, будет возрастать в познании Христа, обязан возрастать в познании Христа, не может не возрастать в познании Христа. Но именно сейчас, говоря о познании Христа, я хочу также подчеркнуть непостижимые величие и славу Христа. Нет конца и не может быть конца познанию Христа.

Христос есть образ Бога невидимого. Он есть Бог. И уже только поэтому Его величие и слава во всей своей полноте непостижимы. К этой до конца непостижимой славе Христа нужно добавить нашу ограниченность в возможностях познания: мы сами видим сейчас всё как сквозь тусклое стекло; сейчас мы видим всё лишь отчасти (1Кор 13:12). Об этом говорит апостол Павел, уже ставший мужем Божиим (1Кор 13:11), имеющим чрезвычайные откровения от Бога (2Кор 12:7), исполненный Духа Святого и имеющий познание от Него (1Кор 2:10-16). Познание любого христианина в этом мире о Боге (да и не только о непостижимом Боге, но и о мире) всегда будет лишь отчасти. Даже в этом мире, и тем более во Христе, всегда будет оставаться многое из того, что ещё христианину предстоит познать и будет много того, что он не познает в этой жизни. Поэтому никто не может сказать, что он познал Христа до конца. Апостолы Павел и Пётр категорически отвергают такую возможность.


2) На прошлом уроке мы посмотрели на одно из практических применений познания Христа. Христос есть мера многих вещей. Христос есть мера любви Бога к миру и к Церкви: Ин 3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного...», и Еф 5:25 «...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё». Я пытался вам показать, что без познания величия и славы Христа невозможно познавать любовь Божию к миру и к Церкви. Вес и силу и глубину и величину Божией любви показывает нам величие и слава Христа. Христос (Его слава, Его величие) есть мера Божьей любви.

На прошлом уроке мы говорили, что любовь Христа превосходит разумение (Еф 3:19). И в этом нет ничего удивительного. Христос есть образ Бога невидимого. Христос есть образ Бога. Христос есть мера Божьей любви. И если Бог во Христе есть мера Божией любви, то непостижимый Бог во Христе есть мера превосходящей разумение Божьей любви. Насколько Бог непознаваем, настолько непознаваема Его любовь. И наоборот, насколько Бог познаваем, настолько познаваема Его любовь. Познавший Бога познал Его любовь.

Познание Бога возможно. Познание Бога обязательно. Ин 17:3 «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа». Познание Бога возможно, хотя и частично, не до конца. Святые через откровение Божие, с помощью Духа Святого приходят к некоторому познанию Бога (1Кор 2). Они приходят к тому моменту, когда они укоренены и утверждены во Христе, и укреплены в вере, и имеют во Христе полноту, например как верующие в Колоссах (Кол 2:5-10). Верующие в Колоссах обладали этой полнотой там и тогда, а не где-то в некотором неизвестном будущем. Святые имеют познание и полноту. Именно о достижении всего этого вместе со всеми святыми и молит апостол за верующих в Ефесе (Еф 3:18-19), чтобы они укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, глубина и высота, и уразумели превосходящую разумение любовь Божию, чтобы исполниться всей полнотой Божией.

И небольшое применение этих последних рассуждений, что святые приходят к познанию Христа. Свидетельствует ли ваша жизнь и ваше сердце, что вы укоренены и утверждены во Христе, и укреплены в вере, и имеете во Христе полноту? Если нет, то как можно думать, что имеешь достаточное познание Христа? Разве не свидетельствует состояние нашей жизни и нашего сердца о нашем скудном познании Христа?


3) Если на прошлом уроке я попытался сделать применение познанию Христа, т.е. через познание Христа мы приходим к познанию превосходящей разумение любви Божией, то сегодня я хочу сделать уже применение познанию самой любви Божией: через познание любви Божией мы понимаем, как нам нужно жить в этом мире. Тогда познание Христа является ступенью к познанию любви Христа, а познание любви Христа в свою очередь является ступенью к познанию того, как нам нужно жить в этом мире. Эти три ступени идут последовательно, вытекая одна из другой. Поэтому невозможно жить в этом мире угодно Богу, если опустить из этих трёх ступеней первые две: познание Христа и познание Его любви. Третью ступень невозможно исполнить, если не знаешь или опускаешь первые две.

Например в Еф 5:1-2 мы читаем слова апостола: «Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас...», в Еф 5:25: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё».

Здесь мы видим, что любовь Христа является эталоном для того, какой должна быть наша любовь: христианина к христианину, мужей к жёнам... Любовь Христа задаёт размер, какой должна быть наша жизнь. Мы должны любить друг друга, как и Христос возлюбил нас. Эти заповеди из Еф 5:2,25 можно выразить словами Иисуса из Ин 13:34: «...да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Именно на эту заповедь, на эту истину, я хочу обратить наше внимание: наша любовь должна быть подобна любви Христа к нам.

Вспомните, что вторая заповедь в законе Моисея звучит следующим образом: «возлюбить ближнего своего, как самого себя». А здесь мы видим нечто другое, совсем другой уровень любви: любить друг друга не только как самих себя, но несравненно больше - как Сам Христос возлюбил нас. Мы должны не просто любить братьев; мы должны любить братьев не так, как самих себя — нет! Мы должны любить братьев, как Христос возлюбил нас. Мы должны любить братьев, как Бог возлюбил нас. Я думаю, что здесь совершенно ясно, что это более высокий, несравненно более высокий стандарт любви. Именно на этот высокий стандарт для нашей любви, стандарт любви Божьей величины, я и хочу обратить ваше внимание: наша любовь должна быть Божьих размеров.


4) В Еф 5:2,25 перед нами заповеди, по которым мы должны жить: любить других так, как Бог нас возлюбил. Наше понимание любви Христа неразрывно связано с нашим пониманием Самого Иисуса: насколько мы понимаем Христа, настолько мы понимаем Божию любовь. Если понимание Христа незначительно, то и наше понимание любви Христа незначительно. А если мы видим любовь Христа как незначительную, то и заповедь Христа любить друг друга, как и Он возлюбил нас, будет иметь для нас незначительный смысл и маловажное значение. Может быть наше отношение к этой заповеди и будет значительным и важным — в наших глазах по человеческим мерками, но без должного познания Христа, без должного познания Его любви, наше отношение будет незначительным по сравнению с величиной Божией любви, которую Бог показывает нам во Христе. Надеюсь, что эта связь познания Христа, познания Его любви, и наших обязательств любить других любовью Божией достаточно понятна.

Если Христос не возвеличен в наших глазах, то мы с уничижением или пренебрежением относимся к Господу славы. И тогда и любовь Христа для нас будет невелика и незначительна, и мы будем иметь к ней учинижительное и пренебрежительное отношение. Может быть по человеческим меркам наше отношение к любви Божией и будет уважительным, но совершенно несоответствующим по Божьим стандартам. Любовь Божия может казаться нам даже достижимой величиной, которую мы сами можем достичь. И тогда мы с лёгкостью размышляем о заповеди возлюбить друг друга, как и Христос возлюбил нас. Может быть по человеческим меркам мы уже высоко подняли планку нашего отношения ко Христу и Его любви по нашему мнению и по мнению других людей. И даже мы можем думать, что мы любим других, как и Христос возлюбил нас. Но мы читали в Еф 3:19, что любовь Христа превосходит разумение. Именно это я хочу сейчас особо отметить, что любовь Христа превосходит разумение. Любовь Христа превосходит разумение, как и Сам Христос превосходит разумение. Тогда заповедь Христа возлюбить друг друга, как Он возлюбил нас, предстаёт совершенно в другом измерении. Тогда Господь возвеличен в наших глазах, а мы уничижены в наших собственных. Тогда Господь прославляется, а мы в смирении ищем благодати Божией, чтобы праведно жить в этом мире. Тогда нам нечем хвалиться, как только Господом Иисусом Христом, Которые есть оправдание наше, мудрость от Бога, освящение и искупление (1Кор 1:30-31).

На этом мы и закончим сегодня. Аминь.

3



Hosted by uCoz