Урок 110, Быть как Христос, чтобы любить как Он

Место для чтения Еф 4:17-5:2.

1) На прошлом уроке мы говорили о том, что наша жизнь подобна строительству, и говорили величине и размерах того, что мы должны строить в нашей жизни. Размеры и величину того, что мы должны строить, мы можем увидеть в Ин 13:34 (заповедь Нового Завета о любви). Давайте его прочитаем. В этом стихе Христос говорит нам о размере и величие нашей жизни: мы должны не просто любить других людей; мы должны любить других людей не так, как мы любим самих себя (а себя мы любим обычно больше всего и всех), но мы должны любить других так, как Христос возлюбил нас. В этом стихе мы видим, что любовь Христа задаёт масштаб для нашей любви. Наша любовь должна быть подобна любви Христа. Из этого становится совершенно очевидным, что перед любым и каждым христианином (перед любой и каждой церковью) стоит грандиозная задача: построить не просто здание своей жизни, но построить здание, которое будет иметь Божьи размеры, потому что любовь Христа задаёт размер для нашей жизни. И какой же это размер? Это размер, превосходящий разумение. Почему? Потому что любовь Христа превосходит разумение (Еф 3:19).

И вот на этот масштаб люди могут не обращать внимания. В 1Кор 3:11-15 апостол Павел пишет о том, какое здание своей жизни люди в церкви строят: один строит из соломы, другой из сена, третий из дерева, а другие из драгоценных камней, серебра или золота. Каждый из нас строит. Это несомненно. И масштаб строительства нашей жизни определяет уровень знаний, который требуется для строительства. Если планируешь построить здание своей жизни из соломы или сена (похожее на шалаш), то для этого не нужно много усилий и знаний, ведь даже маленькие дети способны построить шалаш из картона, фанеры или досок. Конечно же можно рассуждать при этом так: «Зачем мне прикладывать усилия, зачем мне возрастать в познании Христа и Его любви? Я знаю о Христе, я знаю о Его любви — Он умер за меня. Мне достаточно того, что я уже имею. Пусть моё познание Христа и Его любви заключается в простом повторении евангельских истин, как маленькие дети повторяют их на занятиях воскресной школы. Ну и пусть. Ведь другие люди живут в шалашах из соломы всю свою жизнь, и живут хорошо. И я буду жить хорошо в своём шалаше из соломы всю свою жизнь. Зачем мне больше? У меня же есть крыша над головой и я даже так попаду на небеса». Многие так живут — осознавая это, или не осознавая. Но если для блага своей души и для славы Божией планируешь строить здание своей жизни из золота или серебра, и драгоценных камней и таких великих размеров, как об этом говорит Библия, то вам придётся приложить всё страние и получить всё возможное познание.

Зачем учиться и сильно стараться, если планируешь построить шалаш? А может быть этот шалаш духовной жизни уже построен? Бывает и так. Но нет ни крепкой уверенности, ни непоколебимой надежды, ни преизбыточествующей радости у живущего в нём. Оказывается, что всякий ветер учений и настроений грозит его повалить, а разливающиеся воды испытаний и скорбей грозят смыть и унести его за собой. И смывают, и уносят с собой. Но если планируешь построить небоскрёб, то надо много знать и приложить немало усилий. Я уверен, что апостол Пётр в своём послании (2Пет 1:1-9) говорил не о постройке шалаша из соломы, но о постройке величественного здания жизни из золота и серебра. А величину и размер этому зданию жизни задаёт любовь Христа. А любовь Христа превосходит разумение (смотри Примечание 1).


2) Давайте обратимся к стихам Еф 4:32-5:2. Апостол в этих стихах призывает нас: а) (5:1) подражать Богу - прощать других, как и Бог во Христе простил нас (4:32); и б) (5:2) жить в любви с другими, как и Христос возлюбил нас. Сегодня мы продолжаем говорить о любви друг ко другу, и поэтому обратим наше внимание на стих Еф 5:2: мы должны жить в любви, как и Христос возлюбил нас. Этот стих есть практическое применение заповеди, данной Иисусом в Ин 13:34.

Я сегодня хочу обратить наше внимание на ту проблему, которая возникает у людей, которые пытаются исполнять эту заповедь любви (есть и другая заповедь любви в Еф 5:25). Люди пытаются исполнять эту заповедь, составляя списки своих действий по отношению к другим людям (примером таких списков могут служить замечательные библейские отрывки из Еф 4:25-32 и Еф 5:3-5, против которых я не имею ничего против), упуская очень важную истину, без которой всё написанное в этих списках не имеет никакой пользы, а именно - невозможно любить как Христос, если не подобен Христу. Эту же проблему можно выразить также следующим образом: возможно пытаться подражать Христу и имитировать Его действия в этом мире (задавая вопрос, а чтобы Иисус сделал в подобных обстоятельствах), и при этом не иметь той полноты любви, которая руководила действиями Христа, но невозможно исполнить эти заповеди без того, чтобы внутренне быть подобным Христу и исполненным Его любви. Другими словами, исполнение этой заповеди (любить других как Христос возлюбил нас) состоит в следующем: необходимо стремиться быть подобным Христу, чтобы любить других как Он возлюбил и поступать в этом мире как Он поступал. Эти списки в Еф 4:25-32 и Еф 5:3-5 можно исполнить только, если подобен Христу, и не иначе. Все списки и наставления, данные в этих и подобных им отрывках, без этого подобия Христу, не имеют никакой пользы. Все попытки делать все эти вещи без любви, не имея любви как мотив и движущую силу и источник всех этих действий, не имеют никакой пользы. Об этом мы поговорим позднее на этом уроке.

При таком понимании вопрос в первую очередь состоит уже не в том, что делать, а в том, кем нужно быть, чтобы так делать. Чтобы возлюбить так, как любит Христос, надо быть таким, каким является Христос — быть подобным Христу. Возлюбить ближнего своего, как нас возлюбил Христос, возможно только в одном случае — если человек подобен Христу. О необходимости и возможности такого подобия человека Христу говорит и Библия (Рим 8:29, 2Кор 3:18). Об этом говорит и апостол в Еф 4:22-24 «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Вот он, фундамент, для всего остального: если ты новый человек, и преображаешься в чудесный образ Христа, то это естественным образом будет находить своё выражение во всех тех наставлениях и заповедях, которые даны здесь, в этом отрывке Библии (Еф 4:17-5:5). В Рим 8:29 написано, что кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобным образу Сына Своего. Подобие Сыну в праведности и святости, как мы видим в Еф 4:24 есть необходимый и неотъемлимый элемент спасения. Об этом подобии мы конечно же говорим. Человек должен обновиться духом ума, он должен облечься в нового человека, который создан по образу Божьему, в праведности и святости истины. Христианин предопределён Богом к этому подобию. И конечно же путь для достижения такого подобия указан в 2Кор 3:18: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».

Мы с вами какое-то время назад размышляли о величии и вечной славе Христа: из Пс 44, Пс 101, Евр 1 и 7. Эта красота личности Христа, Его существа, находит своё естественное выражение в Его делах. Почему Христос поступает так, как Он поступает? Потому что Его действия есть естественное гармоничное проявление Его внутреннего мира. Когда мы понимаем, что мы должны становится подобными Христу, и иметь такую любовь, как у Христа, то эта заповедь возлюбить ближнего своего как Христос возлюбил нас становится совершенно необычной, трудновыполнимой, даже невозможной задачей. Многие люди пытаются составлять списки действий, как любить других людей (и это неплохо). Но они поступают так, как будто они уже подобны Христу и обладают такой любовью, как у Христа, и теперь им только остаётся решить, каким же конкретным образом эта любовь, переполняющая их, изольётся на всех окружающих. Зачастую такого нет: нет преизобилующего богатства любви, а есть только списки правил и заповедей. Совершенно очевидно, что в первую очередь нужно познавать Христа, становится подобным Ему, исполняться всей любовью Божьей, которая есть совокупность совершенства — и уже тогда эта Божья любовь (любовь агапе) Божьих размеров выразит себя во всех наших делах: и в кротости, и в понимании, и в терпении и во всём остальном, что написано в 1Кор 13:4-8 — без труда, естественно как дыхание. Вот вам будет и кротость в отношении с людьми, и понимание, и долготерпение и всё остальное.


3) Когда мы говорим о подражании Христу, а именно о такой любви к другим, какой Христос возлюбил нас, то мы должны с вами осознать важную истину: возможно пытаться имитировать действия Христа даже когда нет любви, т.е. можно пытаться совершать дела без любви (и даже достаточно успешно). Человек может не иметь любви, но будет пытаться повторять, имитировать действия Христа, которые Тот совершил из любви.

Я хочу особо подчеркнуть, что Бог во Христе совершил то, что совершил, из любви: Его любовь содействовала Его делам. Для нас важна как сама разница между любовью Бога и Его делами, так и зависимость дел Бога от Его любви. Существует разница между делами и любовью, и существует зависимость дел от любви. Давайте посмотрим Ин 3:16: Бог возлюбил мир, и поэтому отдал Сына... - сначала у Бога была любовь, которая нашла своё выражение в Его делах. Мы видим здесь любовь и дела, и видим причинно-следственную связь: любовь двигала Богом, когда Он отдал Сына Своего. В Еф 5:25 мы читаем, что Христос возлюбил Церковь, и поэтому предал Себя за неё... То же самое видим в Еф 5:2: Христос возлюбил нас и предал Себя за нас. Он возлюбил, и из любви Он предал Себя... Видна разница дел и любви (может быть, не совсем ясно сейчас), но совершенно очевидно сейчас видна эта зависимость дел от любви. Любовь являлась мотивом и источником действий Бога во Христе. Любовь содействовала Его делам.

А действия человека-имитатора действий Христа сами по себе не могут являться любовью и не исходят из любви. Здесь две вещи: а) его дела сами по себе не могут являться любовью; и б) так как у него нет любви, то его дела не исходят от любви. А раз его дела сами не являются любовью и не исходят от любви, то поэтому его действия не приносят никакой пользы (давайте наконец рассмотрим эту тему, которую я упоминал ранее). Давайте посмотрим 1Кор 13:3: «И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы». Апостол совершенно ясно утверждает разницу между делами и любовью. Он говорит в этом стихе о возможности иметь (делать) какие-то дела без любви. Обратите внимание, что сами эти дела, о которых говорит апостол, и которые человек готов делать и многие делают, удивительны: великая жертвенность у этого человека — он отдаёт и всю свою собственность и даже свою жизнь. Такое было в истории: люди отдавали многое, в том числе и свои жизни, ради какой-то идеи или за своё понимание истины. Мы видим, что эти дела есть и они удивительны. Но мы также видим, что эти дела сами по себе не являются любовью. Т.е. они могут быть, и они могут быть без любви, т.е. не быть выражением любви, потому что не происходят от любви. Поэтому мы делаем вывод, совершенно очевидный из данного стиха, что дела и любовь — это две разные вещи, и дела сами по себе не составляют любовь, т.е. любовь не состоит из дел.

Допустим, что на вопрос «Что значит любить?» ответить, что любовь - это раздать своё имение, отдать свою жизнь, отдать своё тело на сожжение. Но если бы это было так, если бы дела составляли любовь, то эти слова апостола в 1Кор 13:3 вообще не могли бы быть высказаны. Как это так? Совершить дела, которые сами по себе составляют любовь, и не иметь при этом любви? В этом случае, если дела составляют любовь, то это невозможно совершить дела, составляющие любовь, и не иметь любви. Сами бы эти дела самим своим присутствием уже были бы присутствием любви. Но это не так: дела не составляют любви. Апостол здесь совершенно ясно утверждает и другую вещь, что любовь должна быть и она должна предшествовать делам, чтобы дела имели какую-либо пользу. Это очень серьёзный стих, утверждающий несколько истин, и от них никуда не уйти.

В наших размышлениях мы должны выделить дела (это - дела без любви, например жертвенность или жертвенность ценой своей собственной жизни, которые описаны в 1Кор 13:3, или подобные им), любовь (которая в 1Кор 13:3 отстутствует), и дела любви, источником, мотивом и движущей силой которых является любовь.

Мы видим, что могут быть дела без любви, и дела не составляют собой любовь. Ещё можно утверждать, что не бывает любви без дел, которые она порождает: любовь всегда производит дела. Но мы также должны понимать, что дела любви не есть сама любовь, но есть всего лишь проявление, выражение любви. Итак, есть три вещи, отличные друг от друга: дела, любовь, и дела любви. Две последние всегда идут вместе, хотя любовь всегда предшествует. А вот первое — дела, могут быть сами по себе.

Дела любви есть выражение любви, но дела любви не являются самой любовью. Любовь лишь способствует делам. Любовь — это корень, из которого растут дела. Это подобно отношению между верой и делами Авраама (Иак 2:22), когда вера содействовала делам его. Так было и у Христа: Его любовь способствовала Его делам. Это библейский порядок. По другому не бывает, и по другому не может быть. Любовь Христа была тем плодоносным корнем, из которого обильно росли стебли Его дел. Так было у Христа. Так должно быть и у нас.

Человек может пытаться имитировать дела любви Христа. Но если эти его дела не исходят из любви, то все его попытки бесплодны и бесполезны (1Кор 13:3): «если я... отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы». Эти дела бесполезны. От них нет никакой пользы. Эти дела сами по себе не составляют собой любовь. И эти дела не есть дела любви, потому что они сделаны без любви. Эти дела лишь имитация дел любви.

В наших размышлениях на эту тему о делах без любви, о любви и о делах любви давайте так и понимать, что любовь — это корень, а дела любви — это стебли, произрастающие из этого корня, который есть любовь. А дела без любви человека-имитатора подобны тому, как если кто будет втыкать в землю стебли, не имеющие корней. Пусть даже земля плодородная. Пусть даже эти стебли свежие и зелёные. Но они уже мертвы, потому что у них нет корня. Это библейский термин — мёртвые дела. Их воткнули в плодородную почву на ту же или на соседнюю клумбу рядом с теми живыми стеблями, которые растут из корня, который есть любовь. Кто-то воткнул всего несколько стеблей, кто-то воткнул целую клумбу или грядку. Никто из проходящих мимо людей не может отличить эти воткнутые стебли без корней от растущих там с корнями. И те и другие внешне пока очень похожи друг на друга. Более того, почти неотличимы. Но у воткнутых стеблей нет корня. Они мертвы. Они скоро засохнут. И только тогда всякий увидит разницу между делами без любви (мёртвыми делами), и между живыми делами любви. И тогда истина слов апостола становится очевидной, что без любви нет никакой пользы ни от каких дел.


4) Давайте поразмышляем о любви Христа. Какие выводы мы можем сделать о любви Христа из Еф 5:2? Мы пытаемся размышлять о том, как исполнять эту заповедь, или что она из себя представляет. Первое, мы можем сделать правильный вывод, что любовь Христа жертвенная — Он предал Себя нас (за Церковь, смотри Еф 5:25). Второе, мы также можем сделать правильный вывод о величине этой жертвенной любви Христа — Он предал Себя за нас (за Церковь). В этом втором случае мы можем говорить о силе Его любви, или о цене, которую Христос готов принести за Свою любовь к Церкви — Он готов даже жизнь Свою отдать, и даже отдал Свою жизнь, показывая всю силу Своей любви. К этому необходимо добавить наставления апостола из Еф 4:17-32 и Еф 5:3-5: именно так нужно поступать друг с другом (смотри Примечание 2). Это верные выводы.

Самое главное здесь не в том, чтобы подражать делам любви Христа: быть жертвенным, что-то делать для другого человека даже ценой своей жизни. Если раздашь всё своё имущество, и даже если отдашь тело своё на сожжение, и нет у тебя любви — то нет от этого никакой пользы ни тебе самому, ни другим — так говорит Библия. Жертвенность и величина жертвенности Христа есть проявление Его любви. Любовь не может быть без дел, но могут быть дела без любви, как нам об этом говорит апостол в 1Кор 13:3, и эти дела без любви — мертвы и бесполезны.

Христос показал и доказал Свою любовь тем, что отдал Себя. Эта жертвенность Христа не есть сама любовь, но есть естественное проявление этой любви. Многие люди приносят жертвы и пытаются делать какие-то дела, но это не приносит никакой пользы, если за всем этим не стоит любовь. Христос поступал так, как Он поступал, потому что Он имел любовь. Его любовь способствовала всем Его делам. Если уж говорить о подражании Христу, то в первую очередь мы должны иметь любовь - любовь Христа, и тогда эта любовь, такая любовь, обязательно будет содействовать нашим делам. Люди же часто идут по пути имитации дел Христа, предавая любовь забвению. Но тогда их дела всего лишь стебли без корней, пусть даже и зелёные, пусть даже и радующие чей-то глаз, пусть даже успокаивающие чью-то совесть. Но они скоро засохнут, потому что они уже мертвы. Без любви дела мертвы, как и без веры дела мертвы. Любовь и вера должны содействовать делам. В Гал 5:6 апостол пишет: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». Движущая сила этой веры есть любовь. Апостол говорит, что ничто не имеет силы, если всё это не действует любовью, если нет действующей любви. Во Христе имеет силу только действующая любовь.


5) Любовь — это совокупность совершенства. Любовь — это нравственная категория, описывающая состояние ума и сердца (1Кор 13:4-8), и уже от избытка любящего сердца говорят уста человека и делают его руки. Когда мы любим, то мы не завидуем, прощаем, жертвуем, понимаем, проявляем терпение и долготерпение. Всё описанное в 1Кор 13:4-8 есть проявление любви, дыхание любви и составляющие любви. А без любви все наши дела и слова могут быть всего лишь лицемерием, когда мы украшаем снаружи гробы, полные мёртвых костей (Мат 23:27).

И как же теперь поступать, если нет любви, или заметен её недостаток? Ничего не делать? Конечно, здесь необходимо сказать о разнице между смирением (пусть даже если нет при этом кротости или есть недостаток любви) и лицемерием.

В смирении (пусть даже есть недостаток любви) мы можем осознавать (и должны) наш недостаток любви, но мы смиряем себя, поступая вопреки своей несовершенной природе, пытаясь быть послушными Богу, надеясь на то, что через наше смирение Бог изменит наши сердца (Рим 5:3-5), когда в скорбях возрастает терпение, в терпении опытность, в опытности надежда, а в надежде любовь. Надежда в смирении состоит в этом (Рим 5:3-5). Надежда состоит не в том, чтобы всю свою жизнь до самой смерти сражаться со своей несовершенной и греховной природой, смиряясь снова и снова, но в надежде, что Бог изменит через наше смирение наши ожесточённые и в некоторой мере плотские сердца, и наше послушание и смирение будет уже исходить от любви, а не из обязанности. При этом своими делами мы не претендуем на избыток любви в своём сердце ни перед собой, ни перед другими людьми. Мы не утверждаем и не подразумеваем, что в этих наших делах состоит наша любовь или эти дела есть проявление нашей любви. Мы не обманываемся сами и не обманываем других людей. Это — смирение.

Если же мы не имеем избытка любви, осознаём мы или не осознаём этот недостаток в своём сердце, но делаем добрые дела, чтобы показаться перед людьми исполненными любви, и претендуем на обилие нашей любви к ним, то это лицемерие, ведёт к гордости и собственной праведности.

Апостол Павел пишет о себе и других служителях Божиих в 2Кор 6:3-6: «Мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, [и наконец] в нелицемерной любви». Есть лицемерная любовь, состоящая из дел. А есть нелицемерная любовь. Павел и остальные служители Божии исполняли всё своё служение в нелицемерной любви. Их любовь к Богу, ко Христу, к Евангелию, и к людям способствовала их делам. И эти дела были угодны перед Богом.

Размышляя о любви друг ко другу, о такой любви, размер которой задаёт любовь Христа, чтобы любить других так, как и Христос возлюбил нас: необходимо иметь нелицемерную любовь, которая будет содействовать нашим делам. Ведь именно такие дела угодны Богу. Аминь.


Примечание:

1) Апостол говорит, что любовь Христа превосходит разумение. Именно это я хочу сейчас особо отметить, что любовь Христа превосходит всякое разумение. Любовь Христа превосходит разумение, как и Сам Христос превосходит всякое разумение. Отметьте, что хотя апостол и говорит о том, что любовь Христа превосходит разумение, но он также говорит о познании этой превосходящей разумение любви Христа. Я думаю, что это познание превосходящей разумение любви Христа состоит из двух частей: а) познание того, что любовь Христа настолько величественна, что превосходит разумение и непостижима в той же мере, как и Сам Христос; и б) происходит реальное, хотя и частичное познание этой превосходящей разумение любви Божией.

2) Это верные выводы о любви Христа и о том, как мы должны относится друг к другу. Но разве они описывают всю полноту превосходящей разумение любви Божией? Любовь Христа может казаться нам незначительной, и даже достижимой величиной, которую мы сами можем достичь, а наше отношение друг ко другу будем воспринимать как набором определённых правил для повторения.

5



Hosted by uCoz