Урок 111, Умножение благодати и мира через познание Бога и Христа Иисуса

Место для чтения 2Пет 1:1-16.

Мы уже много раз говорили из 2Пет 1:1-15. Сегодня я хочу обратить наше внимание на три важные истины, на которые указывает в этом отрывке апостол.

1) Давайте прочитаем стих 2. В этом стихе апостол пишет, что благодать и мир умножаются через познание Бога и Христа Иисуса. Именно на эту истину я хочу обратить наше внимание сегодня: эти люди, к которым пишет апостол (здесь он обращается к совершенно конкретным людям, которых он знает и которые обладают вполне конкретной характеристикой, указанной в стихе 12: они знают эту истину и утвеждены в ней), уже имеют благодать и мир; но желание апостола (и не просто его желание, но его повеление) состоит в умножении той благодати и мира, которые они имеют; и это умножение благодати и мира происходит в познании Бога и Христа Иисуса. Именно на эту трёхчастную истину я хочу обратить наше внимание сегодня: что благодать и мир умножаются через познание Бога и Христа Иисуса.

Давайте подумаем над этими словами апостола в стихе 2: становится очевидным, что у человека может быть меньше благодати и мира, а может быть и больше благодати и мира (это греч. слово «мир» переводится как безопасность, покой, благополучие). Т.е. человек может иметь всё это (и мир и благодать). Но не только иметь, но иметь всё это в большей или меньшей степени - иметь меньше или больше благодати, иметь больше или меньше душевного покоя. Всё это применимо к одному и тому же человеку в разное время (сегодня больше или меньше, чем завтра или вчера), или к разным людям в одно и то же время (один человек имеет больше благодати от Бога и покоя в сердце, а другой человек в то же самое время имеет меньше благодати и покоя). При этом, как мы видим, можно не только иметь благодать и мир (в большей или меньшей степени), но и приумножить их. Т.е. один человек имеет сейчас какое-то количество благодати и мира в сердце, но он может приумножить их. Из слов апостола мы видим, что это является его желанием, и более того — сам контекст этого отрывка говорит о том, что это не просто желание, но повеление, и, более того, это единственно правильный возможный образ жизни для христианина. Почему? Да потому что только так откроется свободный вход в Царство Божие (стих 11). Не только иметь, но и приумножать благодать и мир, - это единственно правильный и верный образ жизни для христианина. И здесь же, в стихе 2, апостол показывает, каким образом могут и должны умножаться благодать и мир — в познании Бога и Христа Иисуса.

Это удивительно богатый стих. И я бы сказал, что он — основной. Слова апостола в стихах 5-11 в конечном итоге имеют отношение именно к этому стиху, потому что отвечают на два вопроса в отношении к стиху 2: как? и для чего?. Как умножать благодать и мир в познании? И стихи 5-8 отвечают нам на этот вопрос. Как возрастать в познании Христа? Стихи 5-8 отвечают нам, как это делать. А стихи 10-11 отвечают на вопрос «Зачем умножать благодать и мир? Для чего, для какой цели, по какой причине?». А потому, что так поступая, никогда не преткнёшься; и так получишь свободный вход в вечное Царство Христа.

Стих 2 — один из основных стихов этого отрывка. И рассуждения в этом отрывке раскрывают перед нами, как возрастать, и почему (для чего) необходимо возрастать, и показывают, насколько это важно и необходимо.

Апостол Петр в этом отрывке обращается к вполне конкретным людям, которые приняли вместе с ним равноценную веру по правде Бога и Спасителя Иисуса Христа (ст.1); им даровано всё потребное для жизни и благочестия (ст.3); им дарованы великие и драгоценные обетования; они - причастники Божьего существа (ст.4); они знают и утверждены в этой истине, и живут по ней. Но апостол призывает именно их прикладывать все усилия, чтобы показать в своей вере плоды Духа Святого (стихи 5-7); чтобы они не остались без успеха и плода в познании Христа (ст.8). Главная цель их усилий, цель их жизни и содержание их жизни – это иметь успех в дальнейшем познании Иисуса Христа.


Как мы уже говорили, это возрастание в познании Христа должно быть постоянным и непрерывным: сегодня знать лучше, чем вчера; а завтра знать Христа лучше, чем сегодня. Постоянный рост в познании Христа — это есть цель и содержание жизни (сегодня — это содержание, чтобы завтра достичь этой цели; а завтра эта цель уже будет и содержанием завтрашнего дня и целью на послезавтра). Благодать и мир возрастают в постоянном возрастании в познании Бога и Христа Иисуса - эту мысль я хочу сейчас отметить особо. Ранее я показал как (в познании Бога и Христа Иисуса) и для чего нужно умножать благодать и мир. Сейчас я хочу указать и подтвердить, что этот рост именно в познании Иисуса должен быть, и должен быть постоянным. Это верно даже для людей зрелых, достигших духовной зрелости.

Может быть мы неверно понимаем слова апостола Петра о необходимости иметь постоянные успехи и плоды именно в познании Христа? Может быть, мы ошиблись в том, что необходимо постоянно расти в познании Бога и Христа Иисуса? Но о необходимости постоянного роста в познании Христа пишет и апостол Павел. Никто не будет спорить (хотя могут найтись и такие люди), что апостол Павел, написавший послания Нового Завета, был к тому времени не просто зрелым мужем Божиим, но исключительным по своей зрелости мужем Божиим. Вот как он пишет о самом себе в 1Кор 13:12: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». Когда-то он был младенцем, но теперь он стал мужем и оставил младенческое. Он — апостол Иисуса Христа, может быть самый больший из них. В Мат 18:1-4 Иисус говорит, что кто умалится, как дитя, тот и больший в Царстве Божием. Вот как Павел сам пишет о себе в 1Кор 15:9-10: «Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божией есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Он считает себя наименьшим из апостолов, но благодать Божия в нём потрудилась больше, чем в остальных. Почему? Потому что умалённый больше всех и больше в Царстве Божием. Сам Бог через работу благодати свидетельствует о Павле, что он больше всех остальных, хотя он сам считает себя меньшим всех. В 2Кор 11:5-6 Павел свидетельствует о своём исключительном познании (я продолжаю показывать исключительность этого апостола): «... я думаю, что у меня ни в чём нет недостатка против высших апостолов: хотя я и невежда в слове, но не в познании...». В 2Кор 12:1,7 он пишет: «Не полезно хвалиться мне; ибо я приду к видениям и откровениям Господним... И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился». У него нет недостатка в познании; он имеет чрезвычайные откровения и видения от Бога; он один из самых выдающихся апостолов, может быть самый выдающийся.

И что же говорит этот удивительный человек, зрелый муж Божий, апостол Иисуса Христа, не имеющий недостатка в познании и в чрезвычайных откровениях? В 1Кор 13:9 он пишет, что мы (и он сам в том числе, будучи уже мужем, а не младенцем) отчасти знаем и отчасти пророчествуем; в стихе 12 он говорит, что теперь мы знаем отчасти и видим гадательно, как бы сквозь тусклое стекло. Даже этот апостол, будучи мужем, осознавал ту истину, что он отчасти знает и отчасти пророчествовует, и видит гадательно, как бы сквозь тусклое стекло.

Даже он не считал себя совершенным, постигшим, достигшим конца или совершенства. В Флп 3:12-14 он сам свидетельствует о себе: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим: а только забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Он простирается вперёд, он стремится к цели. Он стремится достичь Христа так, как достиг его Христос. В Флп 3:7-11 он пишет: «...что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетой. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых». Для многих людей многие эти вещи уже в прошлом, словно они уже достигли всего, в том числе совершенства и конца в познании Христа. А вот удивительный муж Божий пишет об этом так, словно он находящится лишь в начале пути спасения. У апостола Павла обилие благодати и благости, познания и любви. Но он не считает себя достигшим или достигшим совершенства. Он забывает заднее, простирается вперёд, к превосходству познания Христа и к почести высшего звания Божьего во Христе Иисусе, оставляя всё остальное и считая это за сор. Познание Христа является главной целью всех его усилий и стремлений, подчиняющей себе и направляющей в данное русло всё остальное.

То, что мы видим в рассуждениях Павла в Флп 3, мы видим и в рассуждениях Петра в 2Пет 1: содержание и цель жизни — это Христос, и познание Христа.

Итак, мы видим из слов и жизни апостолов Петра и Павла, что существует необходимость для христианина и церквей постоянно в течение всей жизни возрастать в познании Бога. Поэтому когда мы размышляем над словами апостола Петра в стихе 2Пет 1:2 об умножении благодати и мира в познании Бога и Христа Иисуса, то мы понимаем, что здесь апостол говорит об умножении благодати и мира не просто через некоторое однократное одномоментное познание Бога и Христа (например, при обращении), но через неоднократно умножающееся познание Бога и Христа Иисуса, т.е. умножается познание Бога и Христа — умножается благодать и мир в жизни и в сердце человека. Человек получает благодать и мир в день искупления, когда он приобрёл мир с Богом через Иисуса Христа. И затем он нуждается в мире и благодати каждый день. И эти мир и благодать в жизни человека должны умножаться, и они умножаются через умножающееся познание Бога и Христа Иисуса. Это обязательное условие, чтобы никогда не претыкаться, и чтобы открывался свободный вход в вечное Царство Христа.

Эти люди, к которым обращает своё послание апостол Пётр, совершенно определённо знают эту истину и утверждены в ней. В этом Пётр уверен (стих 12). Но даже к ним эти слова применимы. По этой истине даже знающий и утверждённый христианин должен жить всегда и всегда приводить её себе на память (ст.15), не говоря уже о тех, которые не знают и поэтому не живут так, или которые знают, но не утверждены и поэтому не живут по этой истине. И совокупность этой истины, наверное, и выражает стих 2 этой главы.


2) А сейчас я хочу подчеркнуть особую важность этих слов апостола, которые он пишет в 2Пет 1:2-8. Сам апостол в стихах 12-15 говорит о необходимости всегда напоминать о них, даже если люди знают их и утверждены в них. Он пишет: «Для того я никогда не перестану напоминать вам о сём, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память». Разве это не удивительно? Эти люди знают эту истину, о которой говорит апостол, и утверждены в ней (ст.12). Но апостол снова и снова напоминает им об этом, и никогда не прекратит напоминать им об этом.

Обратите внимание на стихи 13-15: апостол пишет эти слова уже в конце своей жизни. И он уже знает о том, что конец его жизни близок: Сам Господь Иисус открыл ему это. У апостола осталось уже не много времени — он на пороге смерти. И даже в это время он считает уместным и важным напоминать именно об этой истине даже тем людям, которые знают её и утверждены в ней. Он считает своим долгом всегда напоминать о ней, и никогда не переставать напоминать о ней . И даже более того: он будет стараться, чтобы даже после его смерти они всегда вспоминали о ней - настолько это важно. Разве человек на пороге смерти склонен говорить о пустяках? Разве у него для этого много времени? Разве сейчас он говорит не о самом важном? Я думаю, что истина, заключенная в стихе 2 и раскрываемая в 5-11, очень важна.

Что такого важного в этих словах? Сам апостол отвечает на этот вопрос в ст. 10-11. Давайте прочитаем их. Если человек не хочет претыкаться, и хочет получить свободный вход в вечное Царство Господа и Спасителя Иисуса Христа, то он должен поступать в соответствии с этой истиной, описанной в стихах 2-8. Тогда человек никогда не преткнётся и получит свободный вход в вечное Царство Господа и Спасителя Иисуса Христа.


3) Хочу сейчас отметить и другой стих из этого отрывка (ст.9). Этот стих является практическим применением рассуждений апостола в стихах 2-8 к жизни человека и служит библейским отвесом, который судит каждого человека: в ком нет умножающихся плодов Духа Святого (ст.5-7), нет успехов и плодов в познании Христа (ст.8), - тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении грехов своих. Эти слова неприятные, потому что судят человека, и они нелицеприятные, потому что судят каждого человека. Этот стих является ясным библейским отвесом. Этот стих (не наше собственное мнение, или мнение других людей, но этот стих) нелицеприятно и праведно судит каждого человека (от самого зрелого до самого незрелого): если у человека нет умножающихся плодов Духа Святого (ст.5-7) и нет прибавляющихся к уже имеющемуся познанию успехов и плодов в познании Христа, то человек слеп, закрыл глаза, забыл об очищении грехов своих. Если нет приращения к уже имеющимся плодам и к уже имеющемуся познанию, то человек слеп, закрыл глаза, забыл об очищении грехов своих. Всё это именно так, даже если человек думает очень хорошо о самом себе и о своём духовном состоянии (даже если у него накоплен огромный благочестивый духовный багаж), и даже если другие люди согласны с ним. Накопленный в прошлом духовный багаж без дальнейшего его накопления сегодня не значит ничего, потому что этот стих говорит, что ты закрыл глаза свои, забыл об очищении грехов своих. Может быть это неприятно слышать, но это так. Это библейский отвес. Это — слово Божие.


4) Применение. Может быть, мы постоянно претыкаемся, оступаемся и падаем, а упав, долго не встаём; может быть, мы имеем очень недолговечный и шаткий мир в нашей душе, так что различные обстоятельства легко разрушают его, но потом он долго и трудно созидается и мы очень долго не можем вылезти из топи уныния; может быть, мы размышляем об обилии или недостатке благодати в нашей жизни, и хотим иметь больше благодати? Апостол Пётр указывает нам путь, каким образом благодать и мир умножаются в нашей жизни — в постоянном познании Бога и Христа — это должно быть целью и содержанием нашей жизни. А может быть, мы считаем, что у нас достаточно благодати и мира? Но есть ещё больше, доступное в познании Бога и Христа Иисуса. Может быть, мы считаем себя достаточно достигшими и усовершёнными, познавшими и глубину и высоту и широту и долготу; может быть наши плоды и успехи в познании Христа обильны и сочны, но они собраны уже много лет назад (или месяц назад) — тогда апостол Пётр обращается и к нам: плоды познания Христа у нас не только должны быть, но и должны постоянно умножаться. А в ком этого нет, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих, и должен в этом покаятся. Аминь.

3



Hosted by uCoz