Урок 112, Завет Моисея - завет благодати (продолжение уроков 101-104)

В начале урока прочитать Исх 20:1-17.

1) Семь или восемь недель назад я вынужденно, хотя с удовольствием и с пользой для себя (и надеюсь, для других), погрузился в размышления о заповеди Христа возлюбить друг друга так, как Христос возлюбил нас (уроки 105-111). А до этого мы размышляли об удивительной благой природе Господа, которая особенно явственно и в большей полноте, чем когда-либо, проявляет себя в отношении к падшему человеку, и в частности, к народу Израильскому, который является образом для нас (смотри уроки 101-104). Сегодня я хочу вернуться к этим размышлениям, напомнить и дополнить главные моменты тех рассуждений, которые уже почти стёрты из нашей памяти по прошествии нескольких недель.

Рассуждения всех тех уроков показывают перед нами характер благого неизменного Господа Бога. Именно это является главной мыслью и целью всех тех рассуждений. Мы видели, как во всех действиях Господа проявляются Его любовь, Его верность, Его кротость, Его милость, Его долготерпение, Его благость. Господь благ, и поэтому все дела Его благи. Господь праведен, и поэтому все суды Его праведны. Господь истинен, и поэтому все слова Его истина. Господь милостив, и поэтому Он милостив к сынам человеческим. Господь верен и неизменен, и поэтому Он верен Своим обетованиям, заветам и клятвам. Как Сам Господь наилучшим образом выражает перед Моисеем всю славу Свою (см. Исх 33:19) в Исх 34:6-7 «И прошёл Господь пред лицом Моисея, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания...». Это есть выражение всей благости Господа. Эта благость Господа сокрушает сердца людей, приводит их к смирению и покаянию, производит в их сердцах обильные плоды хвалы.


2) Сейчас я хочу напомнить об особых отношениях, в которые Господь вступил с Израилем. За 430 лет до исхода Израиля из Египта Господь заключает с Авраамом и его потомками в Исааке и Иакове вечный завет (Быт 17). Частью этого завета являются особые отношения Авраама и его потомков с Господом: Он будет их Богом, а они будут Его народом; Он будет их Отцом, а Израиль будет Его сыном. Господь дарует Израилю наивысшее благо — Самого Себя. Это происходит совершенно не по делам, но по благодати: тогда Израиль находится ещё в чреслах Авраама, и никто из израильтян ещё не сделал ни плохого ни хорошего. Как пишет об этом апостол Павел в Рим 9:11-12 «...дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего...». Как мы видим, избрание Израиля Богом происходит не по делам, но от Бога, исключительно по благодати. Исключительно по благодати Господь даруем им наивысшее благо (Самого Себя), и становится их Богом, а они становятся Его народом. Поэтому вечный завет Авраама, устанавливающий особые отношения Израиля с Господом, совершенно однозначно является заветом благодати.

Ко времени прихода Израиля к горе Синай эти особые отношения уже существуют: Он уже их Отец, а Израиль уже Его первенец. Ещё в Египте Господь через Моисея говорит фараону (Исх 4:22-23): «...так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение...». Он — их Отец, а они — Его дети. И когда Господь вступает с Израилем у Синая в завет Моисея, то Он при этом говорит (Исх 20:2): «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской...». Он — их Бог, а они — Его народ. Господь уже является их Богом, а они уже являются Его народом. Эти удивительные отношения между Господом и Израилем уже существуют многие годы до заключения завета Моисея. Завет Авраама установил эти особые отношения Господа с Израилем как Бога с Его народом. Эти отношения ко времени прихода Израиля к Синаю уже существуют, независимо от дел, совершенно по благодати. Господь установил эти отношения заветом вечным между Собой и Авраамом, между Собой и потомками Авраама через Исаака. Ничто не может разорвать эти отношения Господа как Отца, а Израиля как Его сына.

Эти особые отношения между Господом как Богом и Израилем как Его народом уже существуют. А завет Моисея устанавливает порядок этих отношений, которые уже существуют. Как должны происходить эти особые отношения Израиля со своим Богом, в которые Израиль вступил с Богом ещё в чреслах Авраама? На этот вопрос и отвечает завет Моисея.


3) При этом завет Моисея, как и завет Авраама, является заветом благодати. Эту истину провозглашает сам Моисей в Втор 7:6-8. Давайте их прочитаем. Как мы видим, Господь избрал быть их Богом, а их избрал быть Своим народом не потому, что они были многочисленнее всех народов, но потому, что любит их Господь и потому что Он верен Своему слову. Это совершенно по благодати. Любовь Господа и Его верность Своему слову являются единственным основанием избрания Израиля из всех народов. Завет Моисея имеет своим основанием эти две вещи: любовь Господа и Его верность. Завет Моисея является заветом, основанным исключительно на благодати. Об этом совершенно ясно говорит сам Моисей. Именно эту истину, что завет Моисея является заветом благодати, я хочу сегодня напомнить и дополнить.

Из Библии мы видим, что ядром (основой) завета Моисея являются десять заповедей, как и написано в Втор 4:13 (да и в других местах): «И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятисловие, и написал его на двух каменных скрижалях». Десятисловие есть основная центральная часть того завета, который Господь заключил с Израилем на Синае (все остальные раскрывают или дополняют их). На эти десять заповедей мы с вами и посмотрим сегодня. В них Сам Господь провозглашает, что завет Моисея является заветом благодати, а не заветом дел.

Напомню вам немного, что в Рим 3:27-31 апостол Павел говорит о том, что существует закон веры, по которому человек оправдывается перед Богом верою, независимо от дел закона. И там же он говорит, что закон Моисея находится в гармонии с этим законом веры. Именно поэтому апостол говорит о том, что он (и другие) не уничтожает закон верою, но утверждает его (используя примеры Авраама и Давида в Рим 4). Из этого тоже становится очевидным, что завет Моисея является заветом благодати, а не заветом дел. Об этом говорил Моисея в Втор 7:6-8, об этом говорит апостол Павел в Рим 3:27-31. Теперь давайте посмотрим, что говорит об этом Сам Господь в десяти заповедях.

Необходимым условием завета благодати является вера (завет благодати должен быть по закону веры). Вера должна быть в завете Моисея. Так вот вера в завете Моисея не только подразумевается, но и предстаёт там в нескольких аспектах:

а) Вера не только подразумевается в завете Моисея, но и требуется. Посмотрите на две первые заповеди в Исх 20:2-6 (см. Примечание 1): в них Господь утверждает, что Он есть, что Он существует. Он есть Господь — Бог Вечный, Существующий сам по себе. И само это утверждение Господа требует от человека признания существования этого Бога. Человек не может быть догматическим атеистом и состоять в этом завете. Человек должен верить в этого Бога, чтобы состоять в этом завете.

При этом Господь не оставил человека без подтверждения того, что Он существует. В этих же заповедях Господь даёт свидетельство того, что Он существует: Он есть тот Бог, Который вывел Израиль из дома рабства. Как об этом хорошо говорит Моисей в Втор 4:33-39 «Слышал ли какой народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты? или покушался ли какой бог пойти, взять себе народ из среды другого народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими? Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет еще кроме Его; с неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя, и на земле показал тебе великий огонь Свой, и ты слышал слова Его из среды огня; и так как Он возлюбил отцов твоих и избрал вас, потомство их после них, то и вывел тебя Сам великою силою Своею из Египта, чтобы прогнать от лица твоего народы, которые больше и сильнее тебя, и ввести тебя и дать тебе землю их в удел, как это ныне видно. Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его». Всё это заключено в словах Господа в завете Моисея: «…Который вывел тебя… из дома рабства».

б) При этом Господь требует не только веру в факт существование какого-то бога, но веру во вполне конкретного Бога, Который явил Свою славу в Египте, как мы и читаем: «...Который вывел тебя из земли Египетской». Он есть Господь Бог — вечный, существующий сам по себе, святой, всемогущий, вездесущий и т.д. Таким являл Себя Господь в Египте, когда вывел Израиль рукой крепкой. Человек должен принять и верить в откровение этого Бога о Самом Себе. Таким являет Себя Господь и это откровение Бога о Самом Себе и должно быть объектом веры человека, и ничто другое.

в) При этом Господь требует не только веру в Его существование и в Его природу (которые Он являет через Свои откровения), но веру, исключающую всех остальных богов (Исх 20:3-4): «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира (истуканов) и никакого изображения... Не поклоняйся им и не служи им...».

Такое удивительное описание веры здесь дано Самим Господом. Здесь вера не только подразумевается, но и требуется. И здесь же даны характеристики этой веры, которую требует Господь, и которые отличают её от всех остальных верований. Завет Моисея содержит веру и её характеристики, и находится в гармонии с законом веры.


Я продолжаю свои рассуждения о том, как Господь в самом завете Моисея свидетельствует о том, что завет Моисея является заветом благодати. Эта истина очевидна из второй заповеди в стихе Исх 20:6, где Господь говорит о Своей милости к любящим Его и соблюдающим заповеди. Обратите внимание на этот стих. Здесь есть милость, а также любовь и исполнение заповедей. Это две части этого важнейшего стиха. И эти две части провозглашают о том, что завет Моисея является заветом благодати (заветом для падшего человека). Как мы видим из этого стиха, Господь даёт обетование милости не кому-нибудь, а любящим и исполняющим Его заповеди (т.е. делающим). Господь творит милость. И Он творит милость к любящим Его и соблюдающим заповеди Его. Это удивительный стих: здесь дано обетование милости делающим.

Давайте вспомним рассуждения апостола Павла об Аврааме в Рим 4:1-4 (смотри уроки 92 и 95):

В стихе 4 мы читаем важные слова: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Из этого стиха следует, что делающий получает награду не по милости, но по долгу. Наградой здесь является праведность. Дела и долг делающему всегда идут вместе, но милость и долг делающему никогда. Человек может получить награду или по милости, или по своим делам, но никак по этим двум причинам одновременно.

В стихе 5 апостол говорит, что Бог оправдывает не делающего, но верующего в Того, Кто оправдывает нечестивого. И вера нечестивого вменяется ему в праведность. Так Бог решил. Это Божий путь. И нет другого. Бог дарует праведность только по милости через веру, а по долгу воздаёт только проклятие, потому что все согрешили и лишены славы Божией. Бог дарует милость только верующему, а не делающему – вот в чём суть. Авраам мог получить похвалу своими делами только перед людьми, но не перед Богом. Перед Богом он оправдался верой (стихи 1-3), как и говорит Писание: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (стихи 6-8).

В милости нуждаются не делающие, а нечестивые (делающие живут по долгу, а не по милости). И верующие нечестивые получают милость и награду – оправдание перед Богом. Тогда и стих Исх 20:6 мы должны понимать именно так: не делающему, а верующему Бог творит милость до тысячи родов. Эти люди в стихе 6 любят Бога и соблюдают Его заповеди. Но их любовь и их дела не являются совершенными, и не могут быть основанием их отношений с Богом. Они любят и делают, но и они нуждаются в милости Господа до тысячи родов, потому что они — семя падшего Адама. Единственным основанием их упования на Бога являются не их дела, но их вера в Того, Кто оправдывает нечестивого (Рим 4:5). Как Моисей говорит в Втор 4:31 о милости Господа, обращаясь к Израилю, уже вступившему в завет на горе Синай: «Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им». Господь Бог есть Бог милосердный, как Он Сам о Себе и говорит в Исх 34:6-7 «…Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания…». Как мы видим здесь, Господь — милостивый. И там же Он говорит, что Он прощает вину и преступление и грех, как об этом говорит и Дух Святой через Давида в Пс 31:1-2: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха». Это блаженство прощения беззаконий, покрытия и забвения грехов имели Авраам и Давид (Рим 4:1-12) — один из них патриарх, живший за 400 лет до заключения завета Моисея, а другой - царь и пророк времён завета Моисея (Ветхого завета).

И об этой милости провозглашает Сам Господь в Исх 20:6. Так разве закон Моисея является заветом дел, а не заветом благодати? Конечно же закон Моисея является заветом благодати, как Сам Господь об этом и говорит в первых двух из десяти заповедей.


4) В этих же десяти заповедях также выражена и любовь Господа к Израиля как Отца к Сыну. И эта любовь также свидетельствует о том, что завет Моисея является заветом благодати. Любовь Господа к Израилю велика как любовь отца к сыну, матери к ребёнку, жениха к невесте и мужа к жене - и даже более того: Ис 49:15 «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». Любовь Господа к Израилю, Сыну Своему, велика, вечна и неизменна, как и Сам Господь. Через пророка Иеремию Господь говорит о вечной любви к Своему народу: «…любовью вечной Я возлюбил тебя и потому простёр к тебе благоволение» (Иер 31:3). Любовь является основанием Израиля из всех народов, как мы и читали в Втор 7:6-8.

Насколько дорог Израиль Господу? Настолько дорог, что касающийся Израиля касается зеницы ока Господа (Зах 2:8), «ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его». И об этой любви Отца к Своему первенцу свидетельствует нам стих Исх 20:5: «...ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня». Посмотрите на этот стих: Господь их Бог, Господь — их Отец; и Он не оставляет их без наказания. Потому что Израиль — Его любимый сын, Его любимый первенец. Эти слова из Исх 20:5 провозглашают о любви Господа к Своему народу.

Давайте ещё раз вспомним слова в Евр 12:5-11 о наказании Господнем. В стихах 5-8 написано: «...сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, и не сыны». Это удивительные слова. И насколько они перекликаются со словами Господа в Исх 20:5. Господь не может оставить Израиль, Сына Своего, без наказания. Почему? Потому что Он - их Бог, а они Его народ; Он - их Отец, а они — Его дети; Его любимые дети. Само наказание Господом свидетельствует Израилю и всему миру о любви Господа к Израилю, первенцу Своему, как и написано: «Господь кого любит, того наказывает... Если вы терпите (получаете) наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами».

Вы помните, что в завете Моисея Израилю Господом дано и благословение за послушание, и проклятие за непослушание. О проклятии можно прочитать в Втор 28:15-68. Эти стихи наводят ужас. Но именно эти стихи о проклятии говорят об особом отношении Господа к Израилю как Отца к Сыну и о Его любви Отца к Своему первенцу даже больше, чем благословение за послушание. Через это наказание Господь говорит о Своём особом отношении к Израилю и о Своей особой любви к нему даже больше, чем через благословения.

Само это наказание лучше всего свидетельствует о том, что существуют эти особые отношения отца и сына. Почему? Потому что они - Его народ, они - Его сыны, а Он — их Бог, их Отец. Через само наказание Господь провозглашает о том, что существуют и действуют особые, близкие отношения Господа как Отца с Израилем как Его сыном. В Евр 12:7 мы читаем: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец?». Само наказание Израиля Господом свидетельствует о существовании действующих отношений отца и сына между Господом и Израилем. Израиль оставался бы без наказания в своих беззакониях, если бы не был сыном Господу, а Господь не был бы его отцом.

При этом непривычно, именно наказание является одним из лучших доказательств любви Господа к Израилю. В Евр 12:6 мы читаем: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает». И если нет этих особых отношений с Господом как Отцом, то этого наказания нет (стих 8): «Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны». Кого Господь любит, того и наказывает. А Израиль — Его сын, Его первенец, которого Господь возлюбил любовью вечной.

И если плотские родители часто наказывают своих детей по своему произволу (по своему пониманию или по своему желанию или даже капризу), то Господь наказывает исключительно для нашей пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его и иметь мирные плоды праведности (Евр 12:10-11). Мы, люди, любезны к добрым, и жестоки к злым. Но Господь не только благословляет Израиль в послушании, но и не оставляет его никогда без наказания даже в отступничестве. Он умножал многократно это наказание, когда Израиль не обращался от своих грехов. Он никогда не оставлял их без наказания за их нечестие даже когда они были рассеяны по всем народам (смотри Примечание 2). Потому что Он любит их.


5) При этом именно в отступничестве Израиля лучше всего проявляются совершенства (например верность, долготерпение) и благость Господа. Господь заранее знал о нечестивом будущем Израиля: он будет непокорным сыном, нечестивым народом, прелюбодейной женой. Ещё задолго до отступничества Израиля Господь через Моисея Господь даёт Израилю песню, в которой описаны грядущее отступничество Израиля и наказание за это отступничество (Втор 31:16-21). Эта песня должна быть свидетельством для Израиля (Втор 31:17,19,21,26). Отметьте, что эта песня - предостережение, эта песня — свидетельство. Это отступничество будет. Оно неотвратимо будет. Почему? Потому что Израиль имел прелюбодейное сердце.

Это отступничество и нечестие будут. Господь в Своём удивительном предведении знал всю грядущую историю отступничества, нечестия и прелюбодеяния Израиля. Но Он стал Богом этого народа. Он стал Богом такого народа. Он стал Отцом такого сына. Он стал мужем такой жены. Он заключил с Авраамом и его потомками завет вечный: Господь будет их Богом, а они будут Его народом; Он будет им Отцом, а они будут Ему сыном; Он будет им мужем, а они будут Ему женой. Господь навсегда усыновил неизменно буйного, непокорного и нечестивого сына. Он навсегда стал мужем блудной и заведомо прелюбодейной жены. Почему Он это сделал? Потому что любовью вечной возлюбил Израиль, поэтому простёр к нему Своё благоволение (Иер 31:3).

Удивительны любовь, верность и кротость Господа, как они себя проявляют в Его удивительных отношениях неизменного не отменяемого завета с таким Израилем. Во Втор 32:4 Моисей говорит о Господе так: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все путие Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нём; Он праведен и истинен». Этот святой, праведный, неизменный, непоколебимый Бог взял на Себя неизменные обязательства заботиться о заведомо нечестивом народе, о заведомо непокорном сыне, о заведомо прелюбодейной жене. Кто из людей поступит так? А Господь заключил завет вечный с Авраамом и его потомками. Более того, чтобы показать непреложность Своих обетований Аврааму, Господь использовал не только завет вечный, но и клятву (Быт 22), как говорит нам об этом апостол в Евр 6:13-18.

Господь вступил в вечный неизменный завет с Израилем, и возложил на Себя непреложные обязательства любить и заботиться о заведомо прелюбодейном Израиле. Ни нечестие этого народа, ни непокорность этого сына, ни прелюбодеяние этой жены не могут отвергнуть верность Господа тому завету благодати, который Он заключил с Израилем через Авраама и в Аврааме. В Рим 3:3-4 апостол Павел пишет: «…если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив…». Господь — верен и благ, а всякий человек — лжив. Аминь.



Примечание:

1) Тот факт, что стих Исх 20:2 есть часть закона и заповедей очевидно из Лев 19:4,9-10,12,14,16,18 и т.д. в этой главе, где эти слова «Я Господь, Бог ваш» прилагается почти к каждой заповеди, или можно сказать, что прилагаются к каждому виду заповедей.

2) Сейчас я хочу продолжить показывать совершенства Господа (Его благость, долготерпение и верность) в Его отношениях с Израилем. В Иез 16 даётся описание отношений Господа и Израиля (смотри урок 104). Господь призрел на Израиль, заботился о нём, пока он не вырос и не достиг превосходной красоты. Израиль был как младенец, который в самый день своего рождения был брошен на попрание; никто не отрезал его пуповины, никто не омыл его и не спеленал его; ничей глаз не сжалился над ним; он был ещё в крови рождения своего, когда из презрения к его жизни он был выброшен на поле - таким был Израиль в самом начале своей жизни.

Господь проходит мимо него, брошенного на смерть, видит и подбирает его. Господь заботился о нём, пока он не вырос и не умножился как полевые растения. Израиль вырос и стал большим, и достиг превосходной красоты. Благость и любовь Господа сделали всё это. Когда Израиль вырос, то Господь простёр воскрилия Своих риз на него и покрыл его наготу, и поклялся ему и вступил в союз с ним, и Израиль стал Господним. Это было время любви (ст.8). Господь излил Своё благословение на дочь Иерусалима, омыл её водой и смыл с неё кровь и помазал её елеем. Он надел на неё узорчатое платье, и обул её в сафьянные сандалии, и опоясал её виссоном и покрыл её шёлковым покрывалом. И нарядил её в наряды и положил на её руки запястья и на её шею — ожерелье. Так украшался Израиль золотом и серебром, и питался хлебом из лучшей муки, мёдом и елеем, и был чрезвычайно красив и достиг царственного величия. По всем народом пронеслась слава о его красоте, потому что был вполне совершенным в том великолепном наряде, который возложил на него Господь (ст.9-14, см. также Втор 32:8-14).

Но дочь Иерусалима стала блудить и прелюбодействовать (ст.15-34). Она сама давала подарки, чтобы любовники со всех сторон приходили к неё и блудили с ней (ст.31-34). При этом она не вспоминала о днях своей нагой юности, когда Господь призрел на неё (ст.22). Израиль утучнел, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел Бога, твердыню спасения своего (Втор 32:15, описание блуда Израиля и Иуды в Иез 23:1-44). Они возбудили в Господе ревность истуканами своими, как жена возбуждает ревность мужа любовниками своими (Пс 77:58). Они зажгли в Нём огонь, который жёг до ада преисподнего, и поедал этот огонь землю и произведения её, и опалял основания гор (Втор 32:21-22). За это нечестие наказание от Господа постигло Израиль и Иуду (Иез 16: 35-59). Рассеяны они за своё нечестие по всем народам, хотя и будут они собраны Господом в последние дни, когда войдёт полное число язычников (Рим 11:25-31).

5



Hosted by uCoz