Урок 113_, Господь как Царь Создатель (Завет и Абсолютный закон)

В начале прочитать Дан 4

1) Господь — Создатель. Размышляя о создании мира, я хочу отметить все детали этого.

Господь Бог создал всё: в Быт 1:1 мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю»; а в книге Иова 12:7-10 мы читаем удивительные слова: «...спроси у скота, и научит тебя, и у птицы небесной <спроси>, и возвестит тебе; или побеседуй с землёй, и наставит тебя, и скажут тебе <безмолвные> рыбы морские. Кто во всём этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?». Даже безмолвные рыбы и неразумный скот и бездушная земля возвещают, что именно Господь сотворил их.

Господь Бог сотворил мир из ничего – ничто не существовало до создания мира. Именно факт творения (создания) всего в этом мире Богом из ничего я и хочу отметить. Господь из ничего (из пустоты) сотворил всё: в Кол 1:16 мы читаем «...Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое...» - как мы видим, всё существующее в этом мире – видимое и невидимое – было сотворено Богом. Видим ли мы что-либо, или не видим мы чего-то — если оно существует — оно было сотворено Господом. В Ин 1:3 мы читаем «Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» - нет ничего существующего, кроме Самого Бога, что не имело бы начала. Было время, когда ничего не было, кроме Самого Бога. Господь сотворил всё, и Он сотворил всё. Господь привёл к существованию всё существующее. Господь стоял у начала существования всего. Всё существующее ныне имело начало, кроме Самого Бога, сотворившего всё существующее. Господь всё сотворил, и Он сотворил всё.

Господь не только создал всё, и Он не только создал всё существующее, но Он всё это существующее создал для Себя: в Кол 1:16 мы читаем следующие слова: «…всё Им и для Него создано». Как мы видим, всё Им создано и всё это создано Им для Него Самого. Господь не просто сотворил всё, но Он всё сотворил для Себя. Он не только автор творения, но и владелец творения по праву и цели творения — Он (и никто другой) сотворил всё, Он всё сотворил и сотворил всё из ничего (до творения Богом не было ничего существующего и всё существующее пришло к существованию через акт творения Богом), Он сотворил всё существующее (нет ничего существующего, что не было бы сотворено Богом) – всё видимое и невидимое было сотворено Богом (всё существующее вокруг нас имеет отношение к Богу и к акту творения), и Он всё сотворил для Себя. Все эти четыре части, которые я упомянул, имеют важнейшее фундаментальное значение - они являются одним из оснований Его права собственности над творением: Он владеет всем, что существует, Он имеет в собственности всё, что существует (оно Ему принадлежит), и Он имеет право собственности над всем, что существует (нет ничего, что Ему не принадлежит); Он владеет Своим миром, который Он сотворил, и который сотворил для Самого Себя. Все эти размышления не оставляют никакого места для сомнений в том, что именно Господь является автором (Создателем) всего существующего, и что всё существующее принадлежит именно Ему, и никому другому.

При этом Он не только владеет (имеет в собственности) всем творением, но Он царствует над миром, управляет миром. Под этим царством Бога над всем творением лежит твердейшее основание: Он царствует над Своим миром, который создал Он и которым владеет тоже Он.

Господь имеет право собственности и власть управления над всем творением, которые не ограничены ничем, кроме Его собственной воли: Он, Господь, дарует царство, кому хочет. В Дан 4 сам Навуходоносор (один из величайших царей в истории) рассказывает, как он на практике познал эту истину, которую мы сейчас с вами пытаемся рассматривать. Ему снится особенный сон, где повелением Бодрствующих определено, и по приговору Святых назначено отнять у главного корня дерева сердце человеческое и дать ему сердце звериное, чтобы знали все живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его, кому хочет, и поставляет над ним уничижённого между людьми. Вот такая истина была возвещена Навуходоносору. Обратите внимание, какое действие оказала эта истина на него: он устрашён, и его эти видения смутили (стих 2). После этого сна Навуходоносор теряет покой, и хочет узнать значение этого сна. Никто из его мудрецов (тайноведцев, обаятелей, халдеев и гадателей) не могли объяснить значение этого сна. После этого он рассказывает сон Даниилу, который объясняет Навуходоносору значение этого сна: что это дерево и его корень есть сам Навуходоносор, и что у него будет отнято сердце человеческое и будет дано сердце звериное. Удивительный сон, удивительные слова в видении, примечательная реакция Навуходоносора на эти слова, удивительное значение этого видения, которое было объяснено ему. Всё совершенно ясно и понятно — нет ни одного «белого» пятна в этой истории. Но разве Навуходоносор прислушался к этим словам? Нет. Почему? Несмотря на всю ту реакцию, которую мы видим в стихе 2, для него истина этого видения является всего лишь словами, пусть даже устрашившие и возмутившие его. Но как мы видим, этого недостаточно. Ему ещё предстоит познать эти слова так, как должно: не просто как слова, пусть даже и вспахавшие на какую-то глубину его ум, его сердце, его душу, но как реальную истину, которая изменит его сердце, изменит его жизнь. По прошествии 12 месяцев всё предсказанное в этом сне постигает Навуходоносора (из-за его гордости и грехов, см. стихи 24,27). Удивительно — человек предупреждён, испытывает определённое потрясение от увиденного и услышанного (страх, смущение ума, желание найти ответы на возникшие вопросы), но проходят 12 месяцев, и как будто ничего этого не было.

Семь времён Навуходоносор на практике познавал эту истину, показанную ему во сне Господом Богом (Дан 4:14): что Всевышний (и никто другой) владычествует (царствует) над царством человеческим и даёт его, кому хочет — потому что Господь есть Царь и Владыка всего. Семь времён удивительного уничижения понадобилось Навуходоносору, чтобы практически познать эту истину и власть небесную (стихи 22,23)., По окончании тех дней (когда он постиг эту истину, и познал власть небесную) он возводит свои глаза к небу и провозглашает эту истину не только устами своими, но и душой своей и сердцем и умом, познав на практике в течение семи времён ту истину, которую раньше он слышал, но которая не оказала никакого воздействия на его жизнь и на его сердце. Он возносит хвалу и благословляет Господа Бога, владычество Которого - вечное и царство Которого - в роды и роды, и исповедует ту истину, что все живущие на земле не значат ничего, и что Господь по Своей воле действует на небе и на земле, и никто не может противостать Его руке, и сказать Ему: «Что Ты сделал?».

Здесь есть краткое, но важное применение к нам (это имеет непосредственное отношение к практическому познанию Бога). Так и мы: слушаем, читаем различные истины о Боге Творце, царствующем на небе и на земле (о Его святости, суде, праведности, всезнании, вездесущности, праве собственности и власти и т.д.), и для нас за этими теоретическими словами не стоит почти ничего. Пусть это производит страх, пусть это возмущает наше сердце. Но мы знаем на примере Навуходоносора, что это почти ничто по сравнению с тем, как должно быть. Мы достаточно легко относимся к таким истинам, складываем их на полку нашей памяти (как это сделал Навуходоносор), чтобы повторить их при подходящем случае себе или другим людям, но продолжаем жить так, как жили и раньше до этого. Не это ли произошло с Навуходоносором? Мы слышим торжественные слова, истину, провозглашённую Самим Богом, можем чувствовать страх и трепет и смущение ума - но продолжаем жить так, как жили раньше. Почему? Потому что у нас об этих истинах о Боге есть всего лишь теоретическое познание (мы это слышали или читали), пока Сам Господь Бог не явит нам на практике что-либо из этого, и мы, как и Навуходоносор, в своей собственной жизни на практике познаем эти истины о Боге, которые без этого имеют для нас всего лишь абстрактное теоретическое значение вопреки всем нашим усилиям и попыткам.


2) Как Царь, владеющий всем и царствующий над всем по праву творения и собственности, разве Господь Бог не имеет право давать Своим подданным закон, по которому им надо жить, и разве Он не имеет право давать этот закон в безусловной безоговорочной форме? Разве владелец квартиры не имеет право устанавливать любые правила для проживающих в этой квартире? Разве владелец земли не имеет право строить на ней всё, что он хочет? Владельцы имеют такое право по праву собственности. Господь сотворил Вселенную и человека, и Он сотворил всё это для Себя, для Своей славы. Я думаю и я уверен, что Господь имеет право устанавливать закон для всех в этом мире: мы живём в Его мире; Он создал нас (мы часть творения) и Он создал нас для Себя; мы принадлежим Ему.

И вот на горе Синай Господь даёт Израилю Свой закон: святой, праведный и добрый (Рим 7:12). Но. Он даёт его не в чистой форме абсолютного и суверенного закона, но облекает его в форму завета, и не просто завета, но завета благодати. Мы сейчас ещё не понимаем, насколько это важно для нас и насколько сильно это свидетельствует о всей полноте благого существа Господа. Как раз целью наших рассуждений сегодня и является желание показать и увидеть, как именно завет свидетельствует о благости Господа, о всей полноте Его существа.

Если бы только суверенное царское положение Господа как Царя Создателя определяло, каким образом Господу провозглашать Свою волю человеку, то наверное закон мог быть дан в чистой абсолютной форме закона – ведь сам факт создания всего и владычества над всем даёт Господу такое право. И этот закон справедливо возлагал бы на человека обязательства и требовал от него послушания. Но Господь не только суверенный Царь Создатель, но Он ещё и милосердный, благой, человеколюбивый, любящий Царь Создатель - вся эта полнота Божьего существа проявляет себя не только в том, что Господь даёт закон святой, праведный и добрый (Рим 7:12), но и в том, как Он даёт этот святой, праведный и добрый закон - а Он даёт этот закон в форме завета. Именно это очень хорошо проявляет всю полноту Его благого существа.


3) Сейчас я хочу обратить наше внимание на само слово завет. Что такое завет? Само по себе это слово имеет несколько значений: (NT1242) 1) завещание (посмертная воля или обещание, распоряжение об имуществе на случай смерти) (смотри Евр 9:15-21), завет (наставление или воля, данные последователям или потомкам), обещание; 2) соглашение, договор; (OT1285) завет, договор, союз (см. например Быт 21:27,32; 26:28; 31:44; Исх 23:32 и т.д.).

Все значения этого слова можно выразить (наверное) следующим образом: это есть выражение воли одного или нескольких участников определённым образом (в форме завещания, наставления, договора, соглашения, союза и т.д.).

Господь много раз в истории заключал заветы с человеком: завет Ноя, завет Авраама, завет Моисея, завет Давида (новый завет Иисуса Христа сегодня не будем трогать). И среди всех этих заветов именно завет Моисея стоит особняком (он отличается от всех остальных). Каким образом он отличается от всех остальных? Если в случае с Ноем (Быт 6:18, 9:9-17) и Авраамом (Быт 15:18 и 17:2-21) и Давидом (2Цар 7:8-29, 2Цар 23:5) Господь заключает заветы Своим суверенным волеизъявлением в суверенной форме, не спрашивая и не подразумевая предварительного согласия с их стороны при вступлении в эти заветы, то в случае с заветом Моисея мы видим предварительное и последующее согласие Израиля с вступлением в завет с Господом и с условиями завета (см. Исх 19:7-8, Исх 24:3,7 и Втор 5:22-28). В Исх 24:3,6-8 читаем: «И пришёл Моисей, и пересказал народу все слова Господни и все законы; и отвечал весь народ в один голос, и сказали: всё, что сказал Господь, сделаем... Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другой половиной окропил жертвенник. И взял книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны. И взял Моисей крови, и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих». Это согласие народа перед и при заключении завета имеет важное значение (и служит ко благу этих людей - это мы рассмотрим это позднее). Завет являет полноту существа Господа и служит ко благу людей, вступающих в него — именно это я и хочу показать сегодня.

Страшный и ужасающий закон Моисея людьми времён Нового Завета воспринимается с содроганием и вздохом облегчения, потому что его времена уже прошли и он заменён Новым Заветом Христа. При этом у многих из них к закону Моисея примерно такое же отношение, какое было у Израильского народа, стоящего у горы Синай, как и написано в Евр 12:20 «Ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснётся к горе, будет побит камнями (или поражён стрелой)». Разве люди Нового Завета часто не именно так воспринимают закон Божий и его заповеди - терпеть не могут, когда им что-либо заповедуется и провозглашается возмездие за преступление? Апостол Павел в 2Кор 3:7-9 называет этот закон «смертоносными буквами» (ст.7), несущими осуждение (ст.9).

Этот закон был дан при ужасающих обстоятельствах, так что даже Моисей сказал, что он в страхе и трепете (Евр 12:21). В Исх 19:18-19 мы читаем: «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее...»; и в Исх 20:18-19: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил, и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть».

Этот закон был дан страшным Богом, глядя на явление Которого народ Израильский сказал (Втор 5:24-25): «...вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Своё, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы что Бог говорит с человеком, и сей остаётся жив. Но теперь для чего нам умирать? Ибо великий огонь сей пожрёт нас; если мы ещё услышим глас Господа, Бога нашего, то умрём».


4) И вот этот ужасающий закон, данный при ужасающих обстоятельствах наводящим страх Господом, дан в форме завета, который был заключен при явно выраженном предварительном согласии Израиля на вступление в этот завет. Народ Израильский подтверждал своё согласие на вступление в этот завет на протяжении минимум двух поколений — при Моисее (см. Исх 19:7-8, Исх 24:3,7 и Втор 5:22-28) и во времена лидерства Иисуса Навина (Иис.Н. 24:14-28). Все эти обстоятельства очень важны.

Даже Новый завет Бог заключает Своим суверенным актом, не спрашивая предварительного согласия человека, и даже вопреки его нежеланию, как и написано в Рим 10:20 «...Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим обо Мне» и в Ин 15:16 «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего не попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам». А закон Моисея, этот страшный и ужасающий закон, который люди времён Нового Завета воспринимают как нечто страшное, ужасно ограничивающее их свободу («если бы мы жили во времена Ветхого Завета, то наша жизнь была бы ужасна»), и с радостью и вздохом облегчения думают о том, что время его действия уже прошло (уффффф!) — именно этот закон, в котором выражена суверенная воля Бога как Царя, имеющего все законные права Творца на всё творение по факту творения (Он всё сотворил) и цели творения (Он всё сотворил для Себя, для Своей славы), заключён в форме завета с явным предварительным согласием Израиля на вступление в этот завет.

Это верно, что если бы Господь дал закон в простой абсолютной форме закона, возлагая требования этого закона на Своих подданных, не прилагая к этому никаких обетований, Он мог бы во всей полноте открыть некоторые характеристики Своего существа, например, Свою безграничную силу и верховную власть. Но в этом случае Его любовь и верность не могли бы быть познаны. Господу было угодно явить не только Свою мудрость, силу и могущество, но также Свою верность, и истину, и любовь, и милость… Ему было угодно явить всю полноту Своего существа.

В Рим 9:22-23 написано о том, как Бог всегда действует (Он действует от всей полноты Своего существа): «…если Бог, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, чтобы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе». Вы заметили? Господь всегда поступает от полноты Своего существа. И Он по другому не может. При этом явлены не только Его святость и праведность и гнев и суд, но и Его долготерпение, и богатство славы, и милосердие, и любовь.

Вот так, и никак иначе, потому что Он по другому не может, Господь поступил и на горе Синай. Мы читаем, что Господь есть любовь (1Ин 4:8). И верность Господа является частью Его имени, как написано в Откр 19:11: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный...». Как бы мы могли познать любовь Господа (по крайней мере в таком величии, как она явлена в Его отношении к Израилю)? Или как мы могли бы познать верность Господа (Своим клятвам, обетованиям, заветам), если бы Он не вступил с нами в завет, в котором Господь даёт непреложные обетования и возлагает на Себя непреложные обязательства... перед лукавым и прелюбодейным человеческим родом?

Эта любовь и верность Господа видны в словах Моисея к Израилю (Втор 7:8-9): «...ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою, и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов...». Разве мы здесь не видим всю полноту Господа? И разве не на это Моисей обращает внимание Израиля (и наше с вами)? - что Господь в Своих действиях всегда являет всю Свою полноту.

В отношении Господа к Израилю мы видим любовь и верность. А если бы не было этого завета, данного отцам? Как бы мы узнали о Его верности (в такой полноте)? Господь есть не только Бог могущественный и сильный, но и любящий, верный и милостивый. Эта полнота Божьего существа находит своё выражение в Его отношении к Израилю (и не только к нему, но и к нам с вами), когда Господь заключает с ним (и не только с ним, но и с нами) завет. Хотя именно в отношении Бога к нечестивому, непокорному, прелюбодейному Израилю (см. например Рим 11:25-29) вся полнота Его благого существа проявляет себя лучше всего (см. Примечание).


5) При этом Он не только являет всю полноту Своей славы, но и снисходит к несовершенству, немощи и греховности человека, потому что завет (завет Моисея, да и любой другой) служит ко благу тех людей, которые вступили в него. Можно увидеть три причины, почему именно завет является предпочтительным для нас в наших отношениях с Богом. Давайте посмотрим на них:

а) Бог использует форму завета, чтобы мы могли более сильно прилепиться к Нему. Завет связывает обязательствами обе стороны завета. Господь связывает Себя обязательствами, но и нас не оставляет свободными. Господь вводит в узы завета Свой народ (Иез 20:37): «...и введу вас в узы завета» (от которых вы освободили себя). Господь знает, насколько наши сердца уклоняющиеся и непостоянные, насколько мы расположены к тому, чтобы начинать уклоняться от наших обязанностей перед Ним. Мы любим блуждать, как Господь и говорит в Иер 14:10: «...они любят бродить, и не удерживают ног своих». Чтобы предотвратить это непостоянство и неустройство в нас, и удерживать наши сердца в большем постоянстве в нашем послушании перед Ним, Господу было угодно связать нас узами завета, так, чтобы в поисках благословений от Господа мы бы стремились соблюдать завет с Господом. Можно сказать, что заповедь, повеление связывает также, как и завет. И это верно. Но завет скрепляет узы закона и удваивает обязательства души перед законом. Когда есть только заповедь, тогда только один Бог повелевает это. Но когда я дал обещание перед законом, то тогда я сам повелеваю и возлагаю повеления закона на самого себя. Израиль, выразив согласие при вступлении в завет, связал себя двойными узами, потому что не только Господь провозгласил этот завет, но и Израиль дал своё согласие. Теперь не только Господь повелевает им, но и они сами повелевают себе. Не удивительно ли это?

б) Чтобы наше послушание закону было более добровольным и свободным. Абсолютный закон может принудить к послушанию, но завет и согласие при вступлении в него явно показывают, что послушание этому завету является более свободным и добровольным.

Это исходит из природы завета благодати (каким является и завет Моисея). Сначала Бог обещает милость как нашу великую награду, и затем мы даём обещание быть послушными, чтобы быть Его свободным и желающим народом (мы без принуждения и с желанием вступили в этот завет); и таким образом мы становимся Божьими, не только основываясь на Его суверенной власти и любви, но и на основании нашего добровольного согласия; мы не только Его народ, но мы Его народ, выразивший своё желание и согласие; мы протягиваем Ему свою руку, когда мы становимся Его, и вступаем в завет с Ним (см. для примера Иез 17:12-20). Мы принадлежим Господу, как жена принадлежит мужу (Иез 16:8): «И проходил Я мимо тебя и увидел тебя... и поклялся тебе и вступил в союз (OT1285 завет) с тобою, говорит Господь Бог, - и ты стала Моею». Сейчас, как вы знаете, при вступлении в семейный союз даётся свободное и обоюдное согласие, и так же происходит здесь между Господом и Израилем: выражается свободное и добровольное, без принуждения, согласие с условиями этого завета.

в) Чтобы наше утешение могло быть сильнее; чтобы во всех наших трудностях и скорбях мы всегда могли найти утешение и убежище в верности и любви Бога.

О верности Господа. Таким было отношение Давида в 1Пар 17:27 «...Ибо если Ты, Господа, благословишь, то будет он благословлён вовеки». И таким же может быть наше отношение. Хотя и друзья будут неверны, и могут обмануть, но всё же Господь верен и не может обмануть ожиданий Своего народа. 2Кор 1:20 «Ибо все обетования Божии в Нём «да» и в Нём «аминь»...». И наша неверность не может отменить верность Господа (Рим 3:4-5). Мы может полагаться на это.

О любви Господа. Чтобы мы могли находить утешение в любви Божией; это было главной причиной и целью, почему Бог дал Свой закон в форме завета, чтобы Он мог стать для нас дорогим и желанным, и чтобы таким образом привлечь нас к Себе узами любви. Если бы Богу было угодно, то Он мог бы потребовать абсолютного послушания от нас, и когда мы бы сделали всё, Он мог бы уничижить нас совершенно, или по крайней мере, не давать нам небеса в наследство, или Самого Себя в удел; но Его любовь такова, что Он не только повелевает, но и заключает завет, чтобы Он мог дальше выражать и изливать Свою любовь.

Насколько это должно утешать нас во всех наших скорбях! Насколько это должно побуждать нас приходить к Богу во всех печалях! О, какие благодарные и любящие мысли должны мы иметь к Богу, Который настолько безмерно снизошёл, чтобы вступить с нами в завет! Аминь.



Примечание:

Когда мы говоримразмышляем об этом, то мы можем говорить о двух вещах: а) почему Господь так сделал? и б) для чего, для какой цели, Господь это сделал? Господь это сделал по определённым причинам (вопрос почему), чтобы достичь определённых целей (вопрос для чего). Господь является не просто Создателем, сотворившим всё и сотворившим всё для Себя, и Царём, владычествующим над всем Своим творением, но Он является благим, любящим, милосердным, человеколюбивым Царём Создателем, Который возлюбил мир, и отдал Сына Своего, чтобы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Который возлюбил народ Израильский вечной любовью, и потому простёр к нему Свое благоволение, и потому избрал его из всех народов. Именно потому, что Господь является милосердным, благим, любящим, человеколюбивым, Он и даёт закон Своему народу не в суверенной ультимативной абсолютной форме закона как простой свод законов, но в форме завета с явно выраженным согласием народа Израильского на вступление в этот завет.

2



Hosted by uCoz