Для урока 114(1) Познание Бога - Навуходоносор.

В начале урока прочитать Дан 4:1-34.

1) На прошлом уроке мы говорили о Боге как Создателе и Царе: Он сотворил весь мир (мы рассмотрели все три части этого утверждения: что именно Он, именно сотворил, именно весь мир\всё существующее), Он всё сотворил для Себя, и Он владеет и властвует над этим миром (Своим миром). Также мы говорили о том, что хотя Господь имеет абсолютное право собственности на всё существующее и абсолютную власть над миром, но Он действует не только на основании этих двух вещей, но Он всегда действует от всей полноты Своего благого существа (именно этому был посвящён прошлый урок). Именно поэтому Господь дал закон Израилю в форме завета.

Мы также посмотрели на то, что именно эту, казалось бы простую, истину о власти Всевышнего Бога (что здесь непонятного или сложного?), Навуходоносору нужно было не только услышать и узнать, но ещё и познавать её в течение семи времён, когда он был уничижён Богом перед людьми на семь времён, в течение которых не только он, но и все живущие (стих 14), познавали эту истину и познали её (Дан 4:21-23).

Через этот пример Навуходоносора мы можем увидеть и понять очень важную вещь: разницу между а) поверхностным знакомством с какими-либо истинами о Боге (можно это знакомство с истиной назвать теоретическим знанием; имеющий такое познание о Боге, по словам Иова в Иов 42:3,5, если когда и говорит о Боге, то говорит о том, что не разумеет, и о том чего не знает и лишь слышал о Боге слухом уха, а слова такого человека Сам Господь (Иов 38:2) называет словами без смысла) и б) и истинным познанием этих истин о Боге (можно это познание назвать практическим; потому что человек переживает эти истины на практике в своей собственной жизни, как переживали их в своей жизни Навуходоносор и Иов, и только так истинный смысл и значение истины проникает и закрепляется в уме и сердце человека). Все эти размышления имеют отношение к тому, что такое истинное познание о Боге и как человек его получает. Эти размышления очень важны и практичны - они часть нашей жизни.


Сегодня я хочу напомнить и продолжить эту тему о практическом познании Бога, начатую на прошлом уроке. Эти же наши размышления сегодня подготовят нас к размышлениям на следующую тему, а именно о Боге как Царе Учителе. Я надеюсь, что мы увидим всё величие Бога и труднопостижимость истины о Нём, увидим поверхностность и недостаточность нашего познания о Нём, отвергнем всякое основание для гордости, смиримся перед Ним, и будем готовы учиться у Него как у Царя учителя тому, что Он захочет, и так, как Он захочет, для достижения истинного глубокого практического познания о Нём, которое не только производит чувства или эмоции, но радикально смиряет, изменяет сердца и жизни человека.

4ая глава книги Даниила является одним из самых удивительных и показательных мест, в котором ясно показана разница между поверхностным (теоретическим) знанием и истинным (практическим) познанием Бога — и эта разница между этими двумя знаниями имеет не только количественное отличие (человек знает меньше, а должен знать больше), но имеет качественное отличие (поверхностное познание имеет в себ не только количественный недостаток, но качественный дефект в себе, и само качество познания должно быть изменено). При этом можно показать и доказать, и это мы сделаем на следующем уроке 114(2), что только практическое познание и является единственным истинным познанием. Конечно же, существует ещё и количественное отличие в каждом из этих двух видов познания — может быть больше или меньше теоретического, может быть больше или меньше практического познания.


2) Давайте ещё раз посмотрим внимательно на пример Навуходоносора. Навуходоносору было дано откровение в видении во сне. Он видел сошедшего с небес Бодрствующего и Святого Бога (Дан 4:10). В этом сне Навуходоносору возвещено определение Всевышнего (стихи 14 и 21), Который повелевает совершить нечто над Навуходоносором для достижения вполне определённой цели — чтобы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его, кому хочет, и ставит над ним уничижённого между людьми (ст.14), и чтобы сам Навуходоносор познал эту истину о власти небесной (ст.22-23).

Эта история имеет несколько конкретных особенностей.

Во-первых, здесь можно увидеть две ясные и конкретные истины, которые возвещаются Навуходоносору в видениях его сна: о Всевышнем и о Его власти.

Во-вторых, видны сила и ясность этого откровения. Этот сон оказал вполне ясное и очевидное действие на Навуходоносора: сон устрашил его, видения смутили его (ст.2), лишили покоя, и побудили его к поискам ответов на те вопросы, которые породил этот сон. Это и неудивительно: ему дано поразительное и удивительное видение. Этот сон есть действие живого и истинного Бога: Бог вторгается в жизнь Навуходоносора, и Навуходоносор испытывает то, о чём мечтают многие люди в своих поисках Бога — он получает откровение от Бога через видение во сне. Очень многие люди мечтают о таком познании Бога. Для них такие видения являются целью, содержанием, вершиной и концом в их поисках Бога (они мечтают об этом, ждут, стремятся к этому). Наверное, они думают, что такие видения поставят их на одну ступень с пророками и апостолами, и будут служить признаком их избрания Богом. Но на примере Навуходоносора мы видим, что на самом деле такие видения могут быть всего лишь началом познания каких-либо истин о Боге. И это при том, что это откровение во сне Навуходоносора удивительное - оно подобно видениям самого Даниила (см. например Дан 7:13-28). Сам Даниил пробыл около часа в изумлении от видений этого сна и его мысли смущали его (стих 16), прежде чем он смог изложить Навуходоносору значение этого сна.

В третьих, Даниил объяснил Навуходоносору значение сна и дал ему совет (ст.24). Но! Навуходоносор пренебрёг этим советом - несмотря на силу и ясность этого видения, несмотря на свою реакцию на этот сон (страх и смущение, беспокойство, желание найти ответы о значении этого сна), и вопреки понятному очевидному значению этого сна (он получил истинные ответы на свои вопросы о значении этого сна).

И что же мы видим? Мы видим, что даже при таких удивительных обстоятельствах сердце Навуходоносора и его жизнь не изменились(!) - и это наблюдение достойно того, чтобы его особо отметить. Он не поступает так, как ему советует Даниил — он не приходит к покаянию (не оставляет своих грехов, не совершает правды и милосердия, как ему советует Даниил в ст.24, чем он мог бы продлить свой мир). Для Навуходоносора эта возвещённая истина о власти Всевышнего Бога является пока всего лишь теоретическим знанием, несмотря на все удивительные обстоятельства.


Хочу обратить ваше внимание на то, что это видение имеет как практическую часть, так и теоретическую. На практике (через видение во сне) Навуходоносору было показано, Кто обладает властью и царствует — это Всевышний, Бодрствующий и Святый (Он есть Царь царей и Господь господствующих). Здесь же (через это же видение в этом же сне) ему была провозглашена практическим образом истина о том, что этот Всевышний имеет власть и даёт её, кому хочет (ст.14). Именно эта истина о власти Всевышнего и является для Навуходоносора пока ещё теоретической, пусть даже и провозглашённой таким удивительным практическим образом через видение во сне (кто будет спорить, что видение во сне есть практическое действие?).

Именно эту истину (пока ещё для них теоретическую) о власти Всевышнего и должны познать на практике все живущие на земле через смирение и уничижение Навуходоносора (великого царя) в течение 7 времён, в которые и он сам будет познавать на практике эту истину (пока ещё теоретическую для него). Как мы видим, эта истина ему была провозглашена, он её услышал и понял. Но он ещё не познал эту истину о власти Бога (что он её не познал, хотя услышал и понял, мы видим в стихах 21-23) — и всё это несмотря на всю силу этого откровения, и на ту реакцию, которая у него была на это откровение (страх, смущение, беспокойство и поиск). Обратите внимание, что только по прошествии семи времён, в течение которых Навуходоносор был унижен Господом перед всеми людьми, он познал эту истину о власти Всевышнего (ст. 22-23). В течении семи времён он познавал в своей собственной жизни эту истину, что Господь владычествует над всем – не в теории, но на практике (как пример для пояснения: одно дело читать о том, что такое голод, и какие изменения происходят при этом с человеческим организмом, и всё же содрогаться при этом, и совсем другое дело переживать самому голод и ощущать в себе и на себе все его последствия каждый день и каждый час непрерывно и постоянно). Уже в конце семи времён Навуходоносор сам возвещает эту истину о Господе и Его власти, хвалит и благословляет Господа. Его сердце и его ум наполнены хвалой и благословением такому Господу, каким он Его познавал и познал в своей жизни на практике в течение всех этих семи времён. Сейчас он исповедует не только то, о чём прочитал, или услышал или увидел, пусть даже и через ясное, очевидное, сильное откровение Божие – но то, что он познал каждой клеточкой своих души и тела.

Всё это происшедшее с Навуходоносором имеет самое непосредственное отношение к истинному познанию Бога. Так происходит истинное познание Бога, и всё кроме этого, является лишь поверхностным знакомством с истиной о Боге.


3) Применение. Здесь есть самое непосредственное применение к нам. Мы можем получить и иметь какое-то познание о Боге (теоретическое и даже практическое): что-то прочитать или что-то услышать, или даже получить какое-либо видение от Бога, подобное видению Навуходоносора (для многих людей именно откровения и видения являются целью и конечной вершиной их поисков Бога – желанной и наивысшей). При этом мы можем, подобно Навуходоносору, испытывать страх, и смущение, и беспокойство, искать смысл того, что мы услышали или увидели (этот процесс поисков ответов на вопросы можно даже назвать поисками Бога), спрашивать мнение мудрых и благочестивых людей и даже получить от них верные ответы на свои вопросы и сомнения.

Допустим, что всё эти описанные реакции на полученное знание у нас присутствуют. Хотя обычно у нас нет даже того, что было у Навуходоносора (ни страха, ни смущения, ни беспокойства, ни желания поисков) – мы достаточно равнодушны к самым торжественным и замечательным словам, возвещающим нам о совершенствах Господа: о Его власти, могуществе и славе, о Его любви и верности - не так ли это? Но если всё это у нас есть, то не считаем ли мы именно эти реакции и движения нашей души признаком приобретения истинного познания о тех совершенствах и путях Господа, о которых мы слышим или читаем? Тем более если благочестивые люди, к которым мы обращались в наших поисках, дали нами верные и полные ответы? Разве мы в какой-то мере не познали Бога при этом?

Но как мы видим на примере Навуходоносора, даже его реакций на откровение было недостаточно, чтобы изменить его жизнь, отвернуться от злых дел, и обратиться к правде и творить дела милосердия. Если же такой сильной реакции Навуходоносора было недостаточно, чтобы изменить его сердце и жизнь, то что уж говорить о холодном равнодушии и безразличии наших сердец?

Но даже если у нас есть то, что было у Навуходоносора, то что из того? Совершенно ясно, что этого недостаточно. А у нас часто нет даже тех чувств и переживаний, которые были у него, когда он увидел откровение Божие во сне. Его видение было удивительным, оно наполнило его страхом, смущением, беспокойством, и наполнило его желанием узнать, что всё это значит. Но даже этого было недостаточным, чтобы изменить сердце и жизнь Навуходоносора. А мы слышим о славе Господа, и зачастую нам это малоинтересно; у нас нет страха и смущения, нет желания узнать об этом больше и лучше. Навуходоносор обращался ко всем мудрым людям, которых можно было найти в его империи. И он нашёл ответы на свои вопросы — у человека Божьего. Может быть мы многое не понимаем и спрашиваем об этом у других: наших друзей, наших пастырей, других людей мудрых и благочестивых, которые могут показать и объяснить нам значение и смысл тех слов о Господе, которые мы слышим или читаем. Но как мы видим, даже это бывает недостаточным, чтобы познать истину, смириться, оставить злые пути и обратиться к правде. Семь времён понадобилось Навуходоносору, чтобы постичь на практике эту истину о Господе (казалось бы такую простую, ясную, очевидную) так, чтобы она изменила его сердце и жизнь. Лишь после этих семи времён его жизнь и его сердце радикально изменились. Он смирился, он познал истину о Господе и Его власти на практике. Теперь его познание о вечном владычестве и царстве Бога, о Его непреклонной суверенной воле и о ничтожестве людей не являются просто словами без смысла (стихи 31-34, Иов 38:2). Разве сравнимо то, что он испытывает сейчас после своего уничижения, с тем, что он имел до своего уничижения, пусть даже тогда он был устрашён и смущён? Безусловно, есть огромная разница между его познанием Господа до и после уничижения — и разница между этими двумя познаниями как между небом и землёй.


4) Заключение (обобщение, выводы):

а) Итак, мы увидели, что есть истинное познание о Боге. Мы увидели, что оно достижимо. Мы увидели, что это истинное познание о Боге отличается от теоретического знания о Боге, пусть даже Сам Господь (а не проповедник или даже Ангел с небес) провозгласил эту истину нам лично в видении. Разве не становится очевидным, что истина о Боге, провозглашённая даже самым сверхестественным и чудесным (от слова «чудо») способом становится известной, но не познанной? - человек знает о ней, но не познал её. Разве это не удивительно?

Существует разница между различными видами и степенями познания Бога. Эта разница между этими познаниями видна, заметна, очевидна. В случае с Навуходоносором несомненно виден рост в его познании истины о Боге. Этот рост в познании есть, и этот рост в познании должен быть. В Дан 4 мы видим направление, в котором нужно двигаться в нашем знании о Боге: от теоретического знания истин о Боге, которое даже оказывает на нас определённое воздействие, вызывает в нас определённые чувства и побуждает нас к определённым действиям, - к практическому познанию этих истин о Боге.

Т.е. должно быть не только первичное накопление библейских фактов и истин, происходящее каким бы то ни было образом или способом, пусть даже сверхестественным через божественное откровение в видении или во сне, но нужно двигаться дальше этого — к практическому познанию всех тех истин, о которых говорит Библия, которое смиряет и изменяет сердце и жизнь. Именно эту истину об истинном познании и стремлении к нему провозглашают и апостол Пётр в 2Пет1:1-8 и апостол Павел в Флп 3:8-14 (на это мы посмотрим в уроке 114(3)). Превосходство практического познания Бога над теоретическим совершенно очевидно. Именно практическое познание угодно Богу, потому что только оно является истинным, смиряет и меняет сердце и жизнь человека.

б) Мы увидели, как это познание достигается — оно достигается в уничижении и скорбях в течение долгого времени. Навуходоносор познавал в течение семи времён истину о власти Всевышнего. Вместо вопроса о власти сюда можно подставить любую другую истину о Боге (Его святость, праведность, суд и т.д.), и тогда мы в отношении познания этих истин о Боге окажемся в таком же положении, в каком оказался Навуходоносор в вопросе о власти — мы услышали и узнали о них, но нам ещё предстоит познать по настоящему все эти истины о Боге на практике подобным же образом, как Навуходоносор познавал вопрос о власти Господа.

в) Разве не становится очевидным применительно к нам самим, что у нас есть огромный провал именно в практическом познании библейских истин? Может у нас и есть некоторое теоретическое знание о Боге, но почти нет практического познания о Боге. Очевидно, что четыре плода (страх, смущение, беспокойство, поиски), которые были у Навуходоносора, не являются достаточными признаками обладания истинным познанием истины. Но мы видим, что познанная на самом деле истина о Боге (о Его власти, святости, благости, любви и т.д.) производит вполне конкретные и ясные плоды: (1) покаяние — его сердце и образ жизни меняются, человек отворачивается от зла и обращается к добру; (2) нелицемерная хвала — от избытка сердца говорят уста. Аминь.

3



Hosted by uCoz