Для урока 114(3), Истинное познание Бога, часть 3

Апостолы Пётр и Павел.

В начале урока прочитать 2Пет 1:1-16.

1) Вступление. На прошлых уроках мы с вами говорили о разнице между поверхностным знакомством с истиной и её истинным познанием, и о трудности достижения истинного познания истины о Боге. Можно услышать истину о Боге, и испытать при этом и в дальнейшем определённые переживания, но до тех пор, пока эту истину не познаешь на практике, она так и останется для нас верными словами без смысла. Человек произносит их, но он говорит о том, чего не разумеет и не знает (так люди рассуждают о праведности, святости, вездесущности Бога и Его других характеристиках, или о Его путях и делах). Путь к истинному познанию Бога проходит через страдания и скорби. И только прошедший через них постигает смысл и значение уже известных ему слов истины о Боге.

Мы посмотрели с вами на примеры Навуходоносора и Иова. Они оба были удивительными людьми, и каждый из них в начале имел какое-то знание от Бога и о Боге. Каждый из них (один языческий царь, другой праведник) через уничижение и скорби познавали вроде бы простые истины о власти Бога и о Его могуществе. Господь не только дал им слова об истине, но Ему было угодно привести их через страдания от обладания словами истины (до страданий) к постижению смысла этих истин (в конце их страданий и после них). Из этого мы видим, что не только существуют различные уровни познания истины, но что Богу угодно, чтобы люди приходили к истинному познанию.

Сегодня я хочу показать, что говорят апостолы Пётр и Павел о познании Бога.


2) Мы очень часто боимся знания и бежим от него как от чего-то скверного и мерзкого. Почему? Ответ на этот вопрос мы находим в 1Кор 8:1. В этом стихе мы читаем слова апостола Павла: «...мы все имеем знание. Но знание надмевает, а любовь назидает». Эти слова апостола есть ответ на вопрос, почему мы так боимся знания и бежим от него — потому что знание надмевает. И мы скорее всю свою жизнь добровольно останемся во тьме невежества, чем прикоснёмся или подойдём к такому знанию.

В этом стихе (1Кор 8:1) апостол дважды употребляет слово «знание»: «мы все имеем знание(1108). Но знание(1108) надмевает...». Здесь используется дважды одно и то же греческое слово «гносис» (NT1108), которое переводится как «знание, познание, понимание, разумение». Это слово «гносис» обозначает именно то знание, которого многие из нас так боятся и от которого бегут как от чумы. Для целей нашего урока мы это знание (гносис) из 1Кор 8:1 так и назовём — «надмевающим» знанием. Но самое интересное и важное об этом слове мы с вами увидим позднее.

Это же слово «гносис» использует и апостол Пётр в 2Пет 1:5-8, где он об этом говорит дважды. Первый раз мы встречаем это слово в стихе 5, когда он говорит, что в вере необходимо показать добродетель, а в добродетели рассудительность. Этим словом «рассудительность» переведено то самое греческое слово «гносис» (NT1108), значение которого нам уже известно из рассмотрения слов Павла в 1Кор 8:1. Это надмевающее знание в 1Кор 8:1 как раз и есть та рассудительность, о которой говорит апостол Пётр в 2Пет 1:5.

Второй раз слово «гносис» апостол Пётр использует в 2Пет 1:8, но уже с приставкой «эпи», т.е. в стихе 8 используется греч. слово «эпигносис» (NT1922), которое переводится как «полное знание». Итак, в стихе 5 мы имеем слово «знание», а в стихе 8 слово «познание» (полное знание).

Обратите внимание, что апостол Пётр в своём 2ом Послании совершенно определённо и однозначно пишет, что мы должны показать в добродетели именно это знание(1108) из 1Кор 8:1. Мы зачастую боимся и избегаем этого знания, о котором говорит апостол Павел в 1Кор 8:1, потому что оно надмевает. А оказывается, что мы должны не только показать это «надмевающее» знание, но прилагать всё старание (2Пет 1:5), чтобы иметь это знание. Апостол Пётр совершенно однозначно говорит о том, что в нашей добродетели (это греч. слово NT0703 означает «(нравственное) совершенство, превосходные качества, добродетель, благородство») мы должны прилагать именно это знание. И делать это со всем старанием. Надо отметить, что и апостол Павел не отвергает наличия этого знания у себя, напротив, как он говорит в 1Кор 8:1, он (как и другие) имеет это знание (гносис).

Из слов апостола Петра в 2Пет 1:8 мы видим, что если у нас есть это «надмевающее» знание (гносис - вместе с добродетелью, воздержанием, терпением, благочестием, братолюбием и любовью), и оно у нас не только есть, но и умножается — то человек не останется без успеха и плода в познании (эпигносис) Христа. Необходимо иметь умножающееся знание (в стихе 5), чтобы не остаться без успеха и плода в полном знании Христа (в стихе 8). (Дополнение к этим рассуждениям смотри в Примечание 1).


3) В процессе такого рассмотрения становится очевидным, что существует единственное верное понимание этого отрывка из Послания Петра: рост и прибавление (у Петра это «успех и плод» в стихе 8) в полном знании Христа являются результатом умножающихся плодов Духа, перечисленных в стихах 5-7 (включая «надмевающее» знание). Нужно это всё в стихах 5-7 иметь и приумножать, чтобы не остаться без роста и прибавления (без успеха и плода) в полном знании Христа (стих 8). В стихах 5-7 описан процесс получения того успеха и плода (роста и прибавления) в познании Христа, о которых говорится в стихе 8. Стихи 5-7 составляют и формируют тот рост и прибавление в полном познании Христа. Если мы имеем умножающиеся плоды, описанные в стихах 5-7 (среди которых есть и знание - гносис), то мы приходим к полному познанию (эпигносис) Христа, в том числе и практическому (дополнение к этим рассуждениям смотри в Примечание 2). Именно такой смысл и содержание слов апостола в 2Пет 1-8.

В этом Послании Петра мы, как и в случаях с Навуходоносором и Иовом, видим те же самые две вещи: а) есть различные уровни знания (меньшее и большее знание - гносис, а также полное знание - эпигносис), и б) существует направление, в котором необходимо двигаться человеку в его жизни — от меньшего знания к большему знанию (гносис), чтобы достичь полного знания (эпигносис).


4) Между знанием в стихе 5 и познанием Христа в стихе 8 есть разница и эта разница велика. Мы помним, что Навуходоносор получил некоторое знание истины удивительным образом в ночном видении во время сна, и которое произвело в нём завидные плоды (страх, смущение, желание поисков), но оно не изменило ни его жизнь, ни его сердце. И затем он в течение семи времён удивительного уничижения и смирения приобрёл познание этой истины. И это познание истины смирило его. Можно сказать, что Навуходоносор во сне получил знание Бога и о Боге, а после семи времён он приобрёл познание. Совершенно ясно мы видим разницу между этим знанием и познанием.

Также становится совершенно очевидным направление, в котором нужно возрастать в познании Бога: от знания к познанию; от теоретического знакомства с библейскими истинами к практическому познанию этих истин в своей душе и жизни. Так убираются различные возражения и сомнения в том знании (гносис), которое надмевает. Потому что то знание, которое надмевает, отличается от того познания, о котором говорится в 2Пет 1:8. Если знание 5го стиха надмевает (а это так), то познание 8го стиха смиряет, наполняет сердце человека нелицемерной хвалой Господу, радикально изменяет сердце и жизнь человека, отвращает его от путей неправды и обращает его к правде и милосердию, как это мы видим в жизни Навуходоносора.


6) При таком понимании вещей становятся более понятными и гармоничными свидетельства апостола Павла о самом себе. В своих посланиях он свидетельствует о себе удивительным образом: он имеет что-то, но стремится вперёд, чтобы получить большее, как будто он не имеет ничего. Давайте посмотрим на эти свидетельства.

В 2Кор 12:7-9 апостол свидетельствует, что у него есть знания, полученные через чрезвычайные откровения (так сильно желаемые многими). Эти знания производят в нём гордость, и поэтому ему требуется жало в плоть, чтобы он не превозносился. Я думаю, что в стихах 1Кор 8:1-3 о надмевающем знании он пишет о том, что знает на своём собственном опыте.

Как мы понимаем, это знание подобно тому знанию, которое получил и Навуходоносор в своём сне. Павлу ещё предстоит возрастать в практическом познании тех истин, которые он получает через эти откровения. Он понимает это и не считает себя достигшим или постигшим даже при наличии таких чрезвычайных откровений. В Флп 3:12-14 он говорит об этом: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братья, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели...». Там же, но в стихах 8-10 он пишет о том, что он от всего отказался и всё почитает за сор, чтобы приобрести Христа и познать Христа, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его. Разве это не удивительно? Разве апостол Иисуса Христа не должен уже знать всё это к этому моменту своей жизни? Но он сам не считает себя достигшим, или усовершившимся, но стремится вперёд к цели. Как такое понимание отличается от жизни и учения многих людей как в прошлом, так и в настоящее время, которые считают себя достигшими совершенства и полного познания!

В Еф 1:16-20 Павел пишет к святым в Ефесе: «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас молитвах моих, чтобы Бог... дал вам Духа премудрости и откровения к познанию(1922) Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали(1492)... как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мёртвых...». Как мы видим, апостол обращается в этих стихах к святым и верным в Ефесе (1:1), уверовавшим во Христа и запечатлённым Святым Духом (1:13), имеющим веру и любовь ко всем святым (1:15). За них апостол непрестанно благодарит Бога в своих молитвах (1:16). Они веруют по действию державной силы Бога (1:20).

Эта державная сила Божия действует в верующих, и величие могущества этой силы безмерно. Эта сила Божия в апостоле действовала могущественно, как он сам и пишет в Кол 1:29: «Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующей во мне могущественно».

Но, как это странно ни звучит, святым в Ефесе ещё предстоит познавать в своей жизни безмерное величие могущества Бога, действующего в верующих державной силой Своей, которой Он воздействовал во Христе, когда воскрешал Христа из мёртвых. Именно об этом апостол просит Бога в своих молитвах за этих людей.

Да и сам апостол в познании этой силы воскресения Христа (да и многого другого, перечисленного в Флп 3:8-10) никогда не считал себя достигшим совершенства: «Братия, не считаю себя достигшим...», но забывал заднее и простирался вперёд, стремясь к заветной цели (Флп 3:12-14).

Как мы видим, апостол Павел не успокаивался после приобретении каких-либо истинных знаний , пусть даже и полученных от Бога посредством чрезвычайных откровений (и надмевающих) (2Кор 12:7), но всегда стремился к большему практическому познанию Бога, чтобы приобрести Христа и познать Христа, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его (Флп 3:8-10). Так жил и учил апостол Павел. А вы как живёте и учите?


7) Глядя на пример Навуходоносора до его уничижения, и на слова апостола в 1Кор 8:1-3 и в 2Кор 12:7-9, мы видим, что есть такое знание (даже истинное), которое производит в человеке гордость, а не сокрушение и покаяние. Это (надмевающее) знание является истинным и необходимым, но не достаточным. Есть и должно быть нечто большее: более превосходное, более полноценное, более ясное, более совершенное познание — которое получил от Бога Иов в конце своих страданий, которое получил Навуходоносор за время своего уничижения, и о стремлении к которому писал апостол Павел в Флп 3. Это есть истинное и превосходное познание Бога. Мы можем говорить о превосходстве этого познания, о желанности приобретения этого познания, о необходимости приобретать и обладать им. Потому что оно изменяет сердце, изменяет жизнь, сокрушает, смиряет, приводит к покаянию, приближает к Богу, открывает Его славу. Это угодно Богу. Так действует Бог. Аминь.




Примечание:

1) Здесь уместно обратить внимание на полноценный гармоничный духовный рост христианина. В истории христианства можно увидеть, что люди прилагали особое старание в какой-либо части христианской жизни. Я сегодня отмечу три из них: мистицизм, добрые дела и знание. Одни люди делают особый упор на сверхъестественном общении с Богом, подобном откровениям Даниила или Иоанна Богослова (назовём это мистицизмом). Они прикладывают особые усилия именно в этой области, избирая путь аскетизма и духовной практики. И достигают в этом каких-то успехов. И это хорошо. Другие люди особый упор делают на росте в знаниях (библейских, исторических, культурных, богословских) — и это тоже хорошо. Третьи настаивают на важности добрых дел как свидетельстве и проявлении их веры — и это тоже важно.

Но есть люди, жизнь которых подчинена только одной цели: например, достижению состояния исступления, религиозного экстаза в попытках общения с Богом; и они забывают о других повелениях Бога, например об исполнении добрых дел, или о важности познания записанных в Библии истин. Другие люди, наоборот, сосредоточивают всё своё внимание и усилия только на том, чтобы накапливать знания, пренебрегая добрыми делами и живым Богом. Третьи целью и содержанием своей христианской жизни делают исполнение добрых дел, пренебрегая остальным.

Но как мы видим из Библии, все эти три части (и даже больше) должны быть у человека, и должны быть всё вместе и одновременно. И даже более того, не только присутствовать, но и постоянно возрастать. Нельзя ограничивать свою христианскую жизнь только добрыми делами, и при этом пренебрегать знанием или сверхъестественностью (мистицизмом в хорошем смысле) христианства — и наоборот. Добрые дела есть часть христианской жизни, и знание — не её конец. Знание не должно быть мёртвым, не приносящим добрых плодов. Напротив, мы видим, что в этом знании нужно показать и воздержание, а дальше и терпение, и благочестие, и братолюбие, и любовь, как об этом пишет Пётр в 2Пет 1:5-7.


2) Как мне кажется, познание в стихе 2Пет 1:8 является полным знанием, которое состоит из теоретического и практического познания Христа. Кажется очевидным, что полное знание Христа не может не содержать практическое знание (которое превосходнее и желаннее теоретического). Тем более что никакую совокупность теоретического знания нельзя назвать полным знанием, так как любое теоретическое знание, не познанное на практике, нельзя назвать до конца познанным - ведь можно читать о зубной боли и её действии и содрогаться при этом, но только переживание самой этой боли даёт полное знание о ней. Значит, познание стиха 8 содержит в себе, не может не содержать, практическое познание, единственно которое и является истинным познанием теоретических истин.

Для подтверждения этих рассуждений можно показать, что стихи 2Пет 1:5-7 являются практическим выражением (или проявлением) библейских истин о Боге. Они (описанное в стихах 5-7) составляют собой (в своей совокупности) практическое познание библейских истин. Поэтому имеющий и умножающий всё описанное в стихах 5-7 имеет и накапливает именно практическое познание Христа, из которого составляются и формируются те успехи и те плоды в полном знании Христа стиха 8.

Это (что стихи 2Пет 1:5-7 являются практическим выражением библейских истин о Боге) совершенно очевидно при рассмотрении тех же самых стихов 5-7: как сама вера, так и добродетель, так и истинное знание, которое возможно только через откровение Бога при освещении Духом Святым, так и воздержание, и терпение, благочестие, братолюбие и любовь, являются плодом Святого Духа (см. Гал 5:20-22, Рим 5:3-5). Сами эти плоды Духа Святого по самому своему названию есть проявление Бога в жизни человека и действие Бога в сердце человека. Человек это осознаёт и чувствует в своём сердце, уме, жизни. И что это есть, как не познание на практике библейских истин о том, что Бог — живой, действующий, вездесущий, всемогущий, освящающий, учащий, милосердный, прощающий и очищающий грехи, изменяющий сердце и ум, дарующий победу над грехом, утешающий, обличающий и т.д.?

Вспомним наши рассуждения на одном из уроков о стихе 2Пет 1:2, в котором говорится об умножении благодати и мира в познании Бога и Христа Иисуса. Тогда мы говорили о возможности умножения благодати и мира, которое происходит через умножение познания Бога и Христа. Разве практическое познание бывших некогда теоретических библейских истин не создаёт твердейшего основания нашей надежды на ТАКОГО Бога, каким мы Его познали на практике? Разве это не умножает наш мир, когда мы имеем нашим Богом ТАКОГО Господа, живого и действующего и верного и истинного? Разве это не умножает благодати в нашей жизни, когда Господь являет Себя на практике, живо и действенно, проявляя Свои благость, святость, суд, провидение, любовь?

Этот мир, который умножается в познании Бога и Христа Иисуса является одним из самых превосходных благословений, которые дарует Бог человеку. Радость от получения такого дара никто не может отнять, и ничто не может испортить. Например, когда получаешь какие-то материальные благословения, то даже если и есть в начале радость (и она бывает), то позднее, если не сразу, может возникнуть и возникает недовольство от количества полученного — кажется, что получил меньше того, что хотелось бы. И вместо благодарности к Богу в душе поднимается скверное чувство недовольства. Но когда Бог дарует мир уму и сердцу, то это всепоглощающее и всеохватывающее состояние порождает покой и радость, которые преодолевают все обстоятельства.

Бог оказывается верным тому знанию (гносис) о Нём, которое мы имеем. Он проявляет Себя таким образом, которое полностью соответствует тому описанию, которое Он даёт о Себе и Своих путях через Своих святых пророков и апостолов. Само это есть практическое проявление тех Библейских истин о Боге, которые до этого мы знали лишь на словах: Бог отвечает на молитвы и познаёшь Его как Бога существующего и действующего; обнаруживаешь своё невежество, осознаёшь, что ничего не знаешь так, как должно знать, и Бог посылает Духа, чтобы научить, и познаёшь Его как учителя. Как ещё можно познать на практике Бога как утешителя, как не в скорбях? Как ещё можно лучше узнать Бога как усматривающего, как не во времена скудные? Чем серьёзнее скорби и испытания, чем яснее становится, что сам ничего не можешь изменить, и что люди вокруг тебя также бессильны, и это бессилие и несостоятельность человека с каждым новым испытанием снова и снова обнаруживается, доказывается, становится яснее и очевиднее. И когда в таких отчаянных обстоятельствах Бог являет Себя, то нет никаких сомнений, что именно Господь, а не другие люди, или изменившиеся обстоятельства, совершил это. Такое познание как раз и является практическим познанием Бога. Именно о таком практическом познании Бога и говорится в Дан 4. Именно об этом говорит и апостол Пётр в 2Пет 1. Он говорит о том, чтобы прикладывая все усилия к вере, и при наличии и умножении всего в стихах 5-7 уже иметь успех и плод в практическом познании Христа. Такое практическое познание (полное знание - эпигносис) невозможно без того, чтобы проходить через смирение, уничижение, скорби, страдания. Потому что только так Бог может явить Себя во всей полноте. Только так познаешь Бога не слухом уха, но таким, какой Он есть. И тогда уже приближаешься к Богу и возносишь Ему хвалу не по обязанности или по долгу, но потому что сердце исполнено хвалой и радостью неизреченной. И возносишь хвалу Богу, как и Навуходоносор, познав Его или как Вседержителя, или царствующего, или усматривающего, или утешающего, или способного очистить от греха или вины, изменить сердце и сделать его мягким, наполнить его любовью.

Когда мы говорим о росте плодов Святого Духа в сердце человека, например о любви, то здесь также присутствует дальнейшее практическое познание Бога, позволяющее заглянуть за завесу, скрывающую от умов людей Божие существо, как и написано в 1Кор 2:10-16 «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего». Когда Бог Духом Святым производит удивительный плод любви агапе в душе человека, и человек в своей собственной душе видит и чувствует всякое действие и проявление всех составляющих этой любви: и долготерпение, и кротость, и отсутствие зависти, и радость истине и т.д., то он видит и чувствует в самом себе действие и проявление Божией любви, которую Бог имеет, и тем самым образом, каким эта любовь действует и проявляет себя в Самом Боге — но конечно же в неизмеримо большей степени как количественно, так и качественно. Как Бог любит? Как это проявляет себя внутри Его существа? Вот так Бог любит: без зависти, радуясь правде, не радуясь злу, не превозносясь, с кротостью (1Кор 13:4-8). Все эти проявления и действия любви в Божественном существе в какой-то мере человек ощущает в самом себе, когда любовь агапе проявляет себя в его сердце и уме. И это есть часть практического познания Бога, когда смотришь в своё собственное сердце, и видишь там присутствие и действие плодов Духа Святого.

5




Hosted by uCoz