О разводе (Мал 2:16).

1) События, описываемые в книге Малахии. Книга Малахии написана около 460 г. до Р.Х. О ситуации в Иудее в это время можно прочитать в книге Ездры, главы 7-10. Эти главы описывают события одного года, 458 г. до Р.Х.. В этот год, в 7ой год царя Артаксеркса I, книжник Ездра приходит в Иерусалим (см. Езд 7:1-9). Ездре сообщают (Езд 9:1-2), что народ Израильский (народ Иудеи) и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народом иноплеменным. И притом рука знатнейших и главнейших была в этом беззаконии первой.

Такие браки были прямым нарушением заповедей Господа, как Ездра и говорит об этом в Езд 9:10-15. Вместе с Ездрой сетует и народ (Езд 10:1). Шехания признаёт грех и желает заключить завет с Господом и отпустить жён иноплеменных и рождённых ими детей (10:2-3). Ездра велит начальствующим над священниками, левитами и всем Израилем дать клятву, что они сделают так, и они дают такую клятву (10:5). За три дня все жители Иудеи и Вениамина собираются в Иерусалиме (10:7-9). Ездра указывает им на великий грех, и призывает к покаянию (10:10-11). Народ соглашается (10:12). Выбраны люди, которые провели расследование этого дела. Были найдены из сыновей священнических, которые взяли за себя жён иноплеменных (10:14-18). Виновные в этом преступлении обещают отпустить своих иноплеменных жён (10:19).

В книге Неемии (445-433 гг до Р.Х.) можно также увидеть, как Неемия пытается удалить аналогичное беззаконие из Иерусалима и Иудеи (13:23-28).

Этот грех является великим, как мы видим из слов книжника Ездры. И в этом грехе начальствующие и священники были первыми.

Как мы видим, этих иноплеменных жён можно было отпустить (развестись с ними). Можно предположить, что это было сделано на законном основании - по закону Моисея, дав им разводное письмо (Втор 24:1).


Можно здесь отметить, что вступать в брак с иноплеменными жёнами из народов Ханаана (амореи, хананеи, хеттеи, ферезеи, евеи, иевусеи и гергесеи) особо запрещено Господом (Исх 34:11-16, Втор 7:1-6). В дополнение к этому мы знаем, что Господь также особенно отметил моавитян и аммонитян, как не могущих войти в общество Божие вовеки (см. Втор 23:3-6, Неем 13:1-9). Что касается других народов, то как мне кажется, из их числа брать себе жён можно было, при условии, что они оставляли идолов своих народов, и обращались к Богу Израиля.

Из Библии видно, что люди из многих народов становились частью народа Божьего (Деян 2:5-11). А некоторые даже находятся в родословной Христа, например Руфь, которая была моавитянкой (Руфь 1:1-4). Причины, почему Руфь моавитянка вошла в число народа Божьего, наверное можно увидеть в книге Руфи (1:15-17), где написано, что Руфь оставила свой народ и богов своего народа моавитян, и народ Ноемини (её свекрови) стал её народом, а Бог Ноемини стал её Богом. Поведение Руфи произвело благоприятное впечатление на Вооза (Руфь 3:1-11), и он взял Руфь в жёны, и она стала прабабушкой царя Давида и затем Христа по плоти (Руфь 4:13-17).


2) К кому обращена книга Малахии. Книга Малахии в первую очередь обращена к священникам (см. Мал 1:6, 2:1). Они, вместе с начальствующими, первыми нарушали закон Божий (Езд 9:1-2). У священников особое предназначение: «уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому он вестник Господа Саваофа» (Мал 2:7). Но они уклонились от этого, и для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия (Мал 2:4-6,8). Среди прочих грехов священники женились на иноземных жёнах (стих 11).

Также был и другой грех у них — они использовали установленную законом возможность развода, чтобы разводиться со своими жёнами по своей прихоти, а не по серьёзным причинам. Они сами были в возрасте, и отпускали своих жён (жён своей юности, что указывает на уже немолодой возраст жены). Эти женщины в юности стали их жёнами (стих 14). А теперь жёны в возрасте. И по своей прихоти муж разводился с ними. Они поступают против своих жён вероломно, беззаконно. Они разводились с жёнами своей юности по прихоти, и тем самым совершали грех, хотя и использовали законный способ — разводное письмо.

К этому нужно добавить, что их жёны были уже в возрасте, и поэтому уже имели очень малый шанс снова вступить в брак. Горе и печаль наполняли сердца этих женщин, и они взывали к Господу, обливая слезами жертвенник с рыданием и воплем. И Господь выражает Своё неудовольствие такими действиями мужей тем, что Он уже больше не призирает на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук этих священников (стих 13).

На еврейском языке в начале стиха 16 на месте слов в синодальном переводе «Если ты ненавидишь её, отпусти...» стоит всего два еврейских слова, которые можно перевести как «ненавидеть» и «отпускать». В зависимости от формы этих глаголов возможны два прочтения: а) «Ненавидишь, отпусти»; и б) «Ненавижу отпущение», т.е. «Ненавижу развод». Кейл и Делитч (Keil & Deltzsch), эти два общепризнанных мировых знатока еврейского языка, показывают, что необходимо читать по варианту б), а именно «Ненавижу развод». Контекст Мал 2:13-16 говорит в пользу именно этого варианта, потому что здесь Господь указывает на вероломство со стороны священников против своих законных пожилых жён. Господь был свидетелем при бракосочетании между ними и их законными женами в их юности. И теперь мужья поступают вероломно против своих законных жен, и жёны обливают слезами жертвенник Господа. И Господь выражает Своё недовольство против вероломного поведения мужей, не принимая из рук мужей жертвы.


3) О разводе. В законе Моисея для мужей была дана возможность отпустить своих жён, в которых было найдено мужьями что-либо противное (Втор 24:1).

Что это противное, из-за которого можно развестись со своей женой? В Мат 19:3-12 к Иисусу приступили фарисеи и искушали Его, спрашивая, по всякой ли причине позволено человеку разводиться с женой своей. Иисус отвечает, что нельзя человеку разлучать того, что Бог сочетал. Бог сотворил мужчину и женщину, и муж и жена становятся одной плотью. Муж и жена становятся одной плотью, и, как мы видели в Мал 2:14, Господь является свидетелем между ними. Иисус говорит, что возможность развода через разводное письмо дано Моисеем по жестокосердию Израиля. А единственной законной причиной для развода Иисус указывает прелюбодеяние (Мат 19:9). На подобную же причину блуда или прелюбодеяния указывает и закон Моисея в Втор 23:13-21, когда у жены муж не нашёл девства. Т. е. можно сделать вывод, что таким противным для мужа является неверность жены в браке или её безнравственность до брака.

Когда Иисус говорит здесь о жестокосердии Израиля, то я думаю, что здесь нужно подразумевать те браки, которые были заключёны израильтянами с нарушением закона Божьего по их жестокосердию. По своему жестокосердию они нарушают заповеди Господа при заключении браков, и чтобы исправить это нарушение закона, в законе предусмотрена эта возможность, чтобы освободить от семейных уз тех, которые незаконным способом были связаны этими узами.

О каких случаях здесь может идти речь? Например, противозаконные браки с женщинами Ханаана, как об этом сказано во Втор 7:1-6 (и сделано во времена Ездры и Неемии); или браки с обманом, примером которого может служить происшедшее с Иаковом, Рахилью и Лией (Быт 29:13-26), когда Лаван обманул Иакова; и возможно, что в других случаях, связанных с обманом или насилием или принуждением при вступлении в брак. Чтобы развязать эти узы беззакония, и была дана обманутым эта возможность для развода. Эта возможность дана, чтобы уменьшать беззакония, а не увеличивать их. Эта возможность дана не для того, чтобы мужья по своей прихоти избавлялись от своих жён, чтобы ублажать свои похоти и интересы, в том числе карьерные и политические.


4) Если же говорить о законном браке, когда всё происходит по закону, и жена является законной женой своего мужа, то в этом случае по словам Иисуса существует только одна причина для законного развода, а именно прелюбодеяние законной жены. Я думаю, что при указании Иисусом прелюбодеяния как единственной законной причины для законного развода говорится именно о законном браке. Как мне кажется, это исключительное правило о прелюбодеянии не распространяется на противозаконные браки, какие были у священников во времена Ездры с иноземными женами, и которые должны быть расторгнуты, даже если уже есть дети от этого брака (Езд 10:44, Неем 13:23-24). Во всех остальных случаях, как Иисус говорит, если кто разводится со своей законной женой не за прелюбодеяние и женится на другой — тот прелюбодействует (Мат 19:9). И женившийся на разведённой прелюбодействует.

А ведь люди очень часто разрушают и вступают в браки именно для удовлетворения своих похотей. Это особенно видно в жизни людей из королевских семей (потому что об этом можно прочитать в художественных книгах или книгах по истории).

Как мы видим из закона Моисея, право для развода было дано только мужу, а не жене. Жена не имела такого законного права и возможности. Такой закон действовал в иудейской среде. Среди язычников могло быть и по другому.

Во времена после Вавилонского пленения эту возможность отпустить жену книжник Ездра использовал для того, чтобы расторгнуть противозаконные браки иудеев с иноземными жёнами. В книге же Малахии мы видим, что эту законную возможность священники использовали по своей прихоти (не удивлюсь, если они поступали так по похоти, чтобы взять себе молодых красивых жён), разводясь со своими законными пожилыми жёнами, поступая против них вероломно.


В 1Кор 7:10-11 мы видим повеление Господа в отношении брака и развода: «...жене не разводиться с мужем, - если же разведётся, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей».

Там же, в 1Кор 7:12-16 мы видим уже слова не Господа, но апостола, о брачных отношениях и разводе между христианином и неверующей, или христианки с неверующим: христианин/христианка не должны оставлять своих неверующих жён/мужей. Если же неверующий супруг или супруга захотят развестись, то брат или сестра в этом случае не связаны (освобождаются от брачных уз Господом?).

Христианин же, состоящий в законном браке, не может оставить свою законную жену, особенно если она христианка, по какой-либо другой причине, кроме прелюбодеяния. Более того, по моему мнению даже в случае прелюбодеяния своей законной жены христианин должен простить её и не разводиться с ней. Почему? Потому что так поступает с ним и Господь, когда христианин как часть Церкви - невесты Христа, часто прелюбодействует с идолами от Господа - Жениха Церкви, и Господь принимает его каждый раз обратно. Поэтому зрелый христианин, если это возможно, должен принять обратно свою согрешившую жену. Ибо так поступает с нами милостиво Господь, и мы должны идти по Его стопам. Аминь.

3



Hosted by uCoz