О заветах: Потерпел ли неудачу Бог с Израилем, или Почему Бог заключил Новый Завет

Цель рассмотрения: показать заветы, их суть, действие, цель, их преемственность (для этого сравнить описание завета Авраама и определение Нового завета, посмотреть на гармонию завета Авраама и завета Моисея, гармонию завета Моисея и Нового завета) и непрерывность действия завета о Христе.


В начале прочитать Гал 3:1-2:7.

1) О четырёх заветах. Я хочу, чтобы сегодня мы посмотрели на четыре завета (перечислю их в хронологическом порядке) — завет Авраама (который называется заветом обрезания, или заветом о Христесм. Деян 7:8, Гал 3:17), завет Моисея (который называется первым заветом, или ветхим заветомсм. Евр 8:7-9:1), завет Давида (о котором мы пока очень мало знаем), и завет Иисуса Христа (который называется Новым заветомсм. Евр 9:15) и с их помощью увидели удивительное претворение в реальность вечного и непреложного замысла Бога примирить с Собою мир через Иисуса Христа. Этот замысел Господа был открыт всему миру в завете Авраама и был реализован в завете Иисуса Христа.

Одна из целей наших рассужденийэто показать, что завет Авраама, завет Давида и завет Иисуса Христа являются вечными и непреложными заветами, а завет Моисея является временным заветом, данным лишь до определённого времени.


2) В начале я лишь кратко упомяну завет Господа с Авраамом, который мы уже достаточно подробно рассматривали на других уроках (см. уроки 66, 102 п.2). И затем перейду к рассмотрению завета Моисея и сопоставлению завета Моисея с заветом Авраама.

О завете Авраама я хочу напомнить несколько вещей:

а) Господь обращался к Аврааму четыре раза в течение жизни, постепенно раскрывая Аврааму все части Своего обетования (это можно посмотреть в Быт 12, 15, 17 и 22), и это постепенно раскрываемое Господом многочастное (состоящее из многих частей, см. Примечание 1) обетование Аврааму сначало было оформлено в виде завета (Быт 17), а потом утверждено клятвой (Быт 22) (размышления о завете и клятве применительно к обетованию Авраама смотри в Примечании 2). В основном в наших рассуждениях мы будем говорить о завете, не затрагивая клятву.

б) Завет сам по себе является особой формой проявления всей полноты благой природы Господа (см. урок 113 п.4-8). Заключая завет, Господь снисходит к несовершенству, немощи, неустройству и непостоянству человека: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено...» (Иер 17:9), и люди «...любят бродить, и не удерживают но своих...» (Иер 14:10). Господь связывает Себя узами завета, но и нас не оставляет свободными (Иез 20:37): «...и введу вас в узы завета». Он связывает нас узами завета, чтобы возложить дополнительные ограничения на наше непостоянное неустроенное уклоняющееся сердце, и дарует таким образом нам дополнительные средства для того, чтобы мы могли сильнее прилепляться к Нему.

Также в наших скорбях мы сможем черпать дополнительное утешение в верности Господа, когда Он возлагает на Себя непреложные обязательства завета, и остаётся верным Своим обетованиям несмотря на неверность человека: наша неверность не уничтожит верность Божию (Рим 3:3), «...Бог верен, а всякий человек лжив...» (Рим 3:4).

в) Этот завет устанавливает особые отношения между Богом с одной стороны, и Авраамом и его потомками с другой стороны: Господьих Бог, а ИзраильЕго народ, Господьих Отец, а ИзраильЕго сын, первенец.

В Быт 17:7 Господь обещает быть Богом Авраама и его потомков: «...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя». Он обещает быть их Богом. Господь избрал быть Богом Авраама и его потомков (не через Измаила, но через Исаака, ст.21). Он будет их Богом. Он будет их Богом. И Он избрал Авраама и его потомков (через Исаака и Иакова) быть Его народом. Уже в Исх 3:7-8, обращаясь к Моисею из пламени горящего тернового куста, Господь говорит о народе Израильском как о Своём: «...Я увидел страдание народа Моего в Египте... И иду избавить его от руки Египтян...» - Господь стал Богом Израиля, а Израиль стал народом Божьим (более подробно об этом см. в уроках 102 п.2 и 112 п.2).

г) Этот завет является заветом благодати (см. уроки 102 п.2, 112 п.2).

Давайте вспомним, что Господь клялся Самим Собой, утверждая непреложность Своей воли Аврааму посредством клятвы, так как не мог никем высшим клясться (Быт 22:16, Евр 6:13). И мы знаем, что Господь является высшим благом. Он один лишь благ, и нет никого и ничего выше Него. Он есть высшее благословение. В этом завете Господь дарует Аврааму наивысшее благословение, а именно Самого Себя, как и написано в Быт 17:7: «...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя».

Господь дарует наивысшую ценность (Самого Себя) Аврааму и его потомкам. Каким образом? По закону дел? Нет, но по закону благодати. Этот завет с Авраамом и его потомками Господь заключает Своим суверенным актом воли, без каких-либо дел и заслуг Авраама и тем более каких-либо дел и заслуг его потомков - все Израильтяне ещё были в чреслах Авраама. Они ещё не сделали ни плохого, ни хорошего. Даже Исаак ещё не родился. И Господь избрал быть их Богом, когда Израиль был в чреслах Авраама, чтобы, как мы читаем в Рим 9:11-12, «...изволение Божие в избрании происходило не от дел, а от Призывающего...».

Завет Авраама совершенно однозначно является заветом благодати, заключенным суверенным актом Бога. Господь дарует Себя Аврааму по вере и его потомкам независимо от их дел, но совершенно по благодати, потому что в момент заключения завета с Авраамом они не сделали ещё ни плохого, ни хорошего.

д) Этот завет установлен Богом как вечный и непреложный.

Вечность этого завета Сам Господь утверждает при заключении завета в Быт 17:7 «...и поставлю завет Мой... завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (см. также Быт 17:19). Непреложность (неизменность, неотменяемость, необратимость) этого завета утверждается теми средствами, которые Господь использовал, чтобы показать непреложность Своей воли, выраженной Аврааму в обетованииа именно самим заветом как особой формой отношений и также клятвой (размышления о завете и клятве как о двух непреложных вещах, подтверждающих непреложность Божьей воли, см. Примечание 2).

е) Этот завет Авраама называется апостолом Павлом заветом о Христе, что очень ясно показано в Гал 3:7-17 (об этом мы будем говорить позднее в п.3 этого урока). Завет Авраама является откровением Бога о вечном завете благодати о Христе, Которого Бог предназначил ещё прежде создания мира (1Пет 1:18-21) взять на Себя грех мира (Ин 1:29), чтобы примирить с Собою всё, и земное, и небесное (Кол 1:20).


3) Сейчас, как мне кажется, можно приступить к рассмотрению причин и целей завета Моисея.

Для понимания места закона Моисея в вечном замысле Бога, его предназначения и целей, необходимо напомнить, отметить, и утвердить несколько истин:

- суть закона Моисея и его форма; гармонию завета Моисея с законом веры и завет Моисея как завет благодати; обилие благодати Господа, выраженное в завете Моисея к народу Израиля.

- вечность и непреложность завета Авраама;

- гармонию завета Моисея с заветом Авраама, и вспомогательную роль (а не заместительную, когда закон Моисея заместил и отменил бы завет Авраама) закона Моисея для вечного намерения Бога, выраженного в завете Авраама;

- конечность, ограниченность времени действия закона Моисея.

Как только мы покажем и утвердим эти истины, то нам будет намного легче понять место и предназначение закона Моисея, и когда мы закончим это рассмотрение, то я надеюсь, что мы будем удивлены мудростью Божией в достижении Им желаемых целей и простотой и ясностью сосуществования закона Моисея с вечным заветом благодати о Христе, выраженным в завете Авраама и Новом Завете Иисуса Христа.


3.1) Что касается первого пункта (о сути закона Моисея и его форме и т.д.), то некоторое время назад мы уже говорили о том, насколько удивительным заветом является завет Моисея:

а) Мы рассматривали (урок 101 п.3) размышления апостола Павла в Рим 3:27-31. Мы говорили об удивительном действии закона веры, который убирает всякое основание для похвалы человека, показывает Христа во всей полноте, прославляет Его, и делает Его для христианина единственным основанием для похвалы. Мы говорили, что завет Моисея находится в гармонии с этим законом веры. Более того, апостол утверждает закон верой, и по этой причине (одной из нескольких) завет Моисея является заветом благодати, а не заветом дел.

О десяти заповедях как основе закона Моисея, о содержании и значении первых трёх заповедей, о требовании веры от людей в этих заповедях мы говорили на уроке 112 п.4-6;

б) Мы посмотрели (урок 101 п.4), что Бог в завете Моисея являет такое откровение о благодати, которое по своей важности стоит в одном ряду с откровениями Нового Завета. Постановления Моисея явно и ясно свидетельствуют о той благодати, которую люди имеют.

Удивительно то богатство благодати, которую Господь излил на народ Свой, дав им закон Моисея. Люди от Адама до Моисея получали и имели благодать от Бога и наслаждались пусть и кратким, но присутствием Бога. Если раньше Бог выбирал различные времена и места посещения, то теперь Он установил постоянное место Своего обитания среди Своего народа и поставил в обязанность (читаем в благословение) Своему народу приходить и быть в Его присутствии.

Закон открыл множество преступлений в жизни и в сердцах людей. И когда умножилось преступление, то стало очевидным не только присутствие благодати Бога в этом мире, но это богатство благодати стало преизбыточествующим (Рим 5:20).

О законе как свидетельстве существования особых отношений Господа с Израилем как Бога и Его народа, как Отца и сына, установленных заветом Авраама, мы говорили на уроке 102 п.2.

О законе как выражении и проявлении благости и любви Господа к Своему народу мы говорили на уроке 102 п.3-4 и 112 п.7-8.

О полноте выражения благого существа Господа в законе Моисея, данном в форме завета, и о том, насколько удивительным средством является завет, мы говорили на уроке 113 п.4-8.

в) Постановления Моисея свидетельствуют (пусть даже в тенях и образах) о способе получения благодати падшим человечеством от Бога. Им дана скиния, которая была сделана по образу небесной. И в этой земной скинии, по образу небесной устроенной, порочный человек входил в присутствие святого Бога. И на примере этой видимой земной скинии людям ВЗ Бог дал откровение, каким образом происходят отношения падшего человека и Бога в невидимых духовных сферах.

Закон явно указывает связь между грехом и необходимостью жертвоприношения. Он показывает необходимость пролития крови для прощения грехов и очищения. Вполне возможно, что какие-то люди (но несомненно, что не все люди) и до закона догадывались о связи между жертвоприношениями и грехами, между кровью и прощением грехов. Но теперь эта связь ясно и конкретно указана Богом в постановлениях закона. Он открыл в тенях и образах способ и причины получения этой благодати. Теперь догадки людей обрели своё основание в законе и перешли из разряда предположений в разряд несомненной истины.

г) Мы также говорили о том, что завет Моисея является Ветхозаветным Евангелием (см. 1Пет 3:18-21, 1Пет 4:6; Евр 4:1-2, урок 101 п.5). Завет Моисея благовествовал о жертве Христа, возвещал о прощении и очищении грехов, говорил о причинах смерти Христа и прощения беззаконий. В тенях и образах закон Моисея благовествовал о Христе и предвосхищал откровения НЗ. В Ин 5:39 Иисус говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне», а в Деян 10:43 апостол: «О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».

Каждый год Израиль вкушал от пасхального агнца, этого удивительного образа Христа и Его жертвы. Каждый год на Пасху Израиль провозглашал смерть Христа. Что это, как не Ветхозаветное евангелие? Каждый год в Пасху Израиль становился причастником жертвы Христа. Что это, как не Ветхозаветное причастие? Давайте прочитаем 1Кор 10:1-4. Они все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питьё, ибо пили из одного духовного камня. Камень же был Христос.

Каждый год этими жертвами Бог напоминал им о грехах. Каждый год в день очищения первосвященник входил во святилище (Святое святых), чтобы очистить святилище, священников, и весь народ от их грехов. Каждый год эти жертвы провозглашали о необходимости лучшей и совершенной жертвы, посредством которой и достигается блаженство прощения и забвения грехов. Каждый год эти жертвы провозглашали о грядущей смерти Христа. Каждый год эти жертвы показывали, что совершенная и достаточная жертва Христа, посредством которой достигается прощение, покрытие и забвение грехов, ещё не принесена. Как апостол пишет в Евр 4:2, что людям, живущим во времена Моисея, было возвещено обетование войти в покой Божий, как и нам. Что это, как не Ветхозаветное евангелие? И нам возвещено то, что было возвещено им сначала. Но не принесло им пользы слово слышанное, не растворённое верою слышавших. Те люди слышали обетование, но оно не принесло им пользы. И нам оно не принесёт пользы, если не будет растворено верой. И мы не войдём в покой Божий, как и они, если не уверуем.


3.2) Что касается второго пункта (о вечности и непреложности завета Авраама, о которых мы уже говорили в п.2 этого урока), то мы можем отметить следующее: завет Моисея не отменил завета Авраама, а Новый Завет не заменяет завет Авраама, но является его исполнением.

а) Чтобы показать, что завет Моисея не отменил завет Авраама, мы посмотрим на рассуждения апостола Павла в Гал 3. В Гал 3:13-18 апостол говорит о том, что даже человеком утверждённого завещания (одно и то же греч. слово переводится не только в этом отрывке, но и в Евр 9:15-20, как завещание и завет) никто не отменяет и не прибавляет к нему. Аврааму был дан Богом завет (завещание). И если даже человеком утверждённого завещания (завета) никто не отменяет и прибавляет к нему, то тем более завета (завещания) Господа никто не может отменить или прибавить к нему. Используя этот аргумент апостол Павел особенно хорошо показывает, что закон Моисея, явившийся спустя 430 лет, не может отменить и не отменяет завета Авраама о Христе (Гал 3:17), и это обетование Авраама после прихода и действия закона Моисея не становится бессильным, но продолжает действовать и исполняется во Христе, воплотившемся Сыне.

В дополнение к этим рассуждениям апостола из Гал 3 на одном из прошлых уроков (см. урок 102, п.2,4) мы также показали, что закон Моисея был дан именно потому, что Господь и Израиль уже состояли в завете Авраама, и если завет Авраама устанавливал особые отношения между Богом и Авраамом и его потомками, то завет Моисея определял, по каким правилам (заповедям) эти эти отношения должны происходить.

Таким образом становится совершенно очевидно, что завет Моисея не отменяет, но дополняет завет Авраама о Христе.


б) Чтобы показать, что Новый завет не заменяет и не отменяет завет Авраама о Христе, но напротив, является его исполнением и продолжением, мы посмотрим на идентичность определений этих двух заветов, что видно из описания завета Авраама, которое аналогично описанию Нового Завета.

В Быт 17:7 мы читаем слова Господа: «...и поставлю завет Мой... завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя». Если завет Авраама и является в чём-либо вечным, то это в том, что Господь будет Богом Авраама и его потомков. Именно так утверждает Господь в Быт 17:7: «...завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя». Господь заключил с Авраамом вечный завет в том, что Он будет Богом Авраама и его потомков после него.

Описание Нового Завета Иисуса Христа в Евр 8:10 идентично описанию завета Авраама именно в этом: «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом». Мы уже рассматривали, насколько важным и значительным является это утверждение о том, что Господь будет их Богом, а они будут Его народом (см. уроки 101-104, 112). Новый Завет не установил такие особенные отношения (Бога и Его народа, народа и его Бога), но продолжил и подтвердил те отношения, которые Сам Господь установил Своим суверенным актом с Авраамом и потомками после него. Бог в завете Авраама даровал наивысшее благоСамого Себя, исключительно по благодати, совершенно не от дел. И такое же благо Он дарует в Новом Завете.

Именно по причине существования этих особых отношений между Израилем и Богом был дан завет Моисея (см. урок 102, п.2).

Уже здесь видна удивительная преемственность этих двух заветов, и можно утверждать, что Новый завет есть не только исполнение, но и воплощение (продолжение) завета Авраама. Чтобы показать это, мы рассмотрим следующее:

Обетование Авраама исполнилось во Христе и исполняется: этот завет распространяется на всех, кто имеет веру в Иисуса Христа - веру их отца (по вере) Авраама, и через это они являются детьми Божьими и сынами Авраама, и наследуют обетование Авраама (см. Гал 3:21-29, Рим 4:1-17, Евр 6:13-18, а также уроки об Аврааме, его вере и завете - 21 п.4, 66 п.4-5, 67 п.3-7, 68 п.4, 100 п.3). В Гал 3:17 мы видим, что этот завет (завет Авраама) называется заветом о Христе. Христос есть то семя, в котором благословятся все народы. Христос есть тот, через Которого Авраам становится отцом множества народов (см. также Рим 4:11-18). Мы видим, что обетования, данные Аврааму в этом завете, во Христе наследуем и мыязычники по плоти, но по вере в Иисуса Христа являющиеся детьми Авраама и детьми Божьими (Гал 3:26-29). Как мы видим, обетования завета Авраама исполнены Господом во Христе и Его завете, и продолжают исполнятся и будут исполнятся до второго пришествия Христа во всяком верующем.


3.3) Если же говорить об остальных двух истинах: о вспомогательной роли закона Моисея (закона Моисея в форме завета) и о конечности времени действия закона Моисея - то эти две вещи совершенно ясно утверждены в словах апостола Павла в Гал 3:17-19 (которые мы уже рассматривали ранее в п.3.2,а этого урока): «Я говорю то, что завета о Христе (завета Авраама), прежде Богом утверждённого, закон, явившийся спустя 430 лет, не отменяет так, чтобы обетование (завета Авраама) потеряло силу... Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени (Христа), к которому относится обетование...».

Итак, закон Моисея не отменяет и не заменяет завета Авраама, и завет Авраама продолжает действовать даже во время действия закона Моисея (во всей полноте обетований этого завета, Быт 17:4-14). И подтверждением этого непрерывного действия завета Авраама во время действия завета Моисея служит обрезание, о котором Господь в Быт 17:9-14 сказал: «...Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мной и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами...», и которое, как сказал Иисус в Ин 7:22, было получено Израилем не от Моисея, но от отцов. Обрезание служило знамением действия завета Авраама о Христе во времена завета Моисея.

Конечность, ограниченность времени действия завета Моисея также ясно утверждается апостолом в том, что закон дан до времени пришествия Мессии (Гал 3:19).

Итак, мы ясно указали на то, что завет Моисея вступил в действие, совершенно не нарушив и не разрушив действие вечного завета, данного Богом Аврааму, и вступил в действие лишь на время, до времени пришествия Мессии. К этому можно добавить следующее:

а) (Из урока 101, примечание). Ветхий завет был установлен до времени исправления, когда будет принесена совершенная и достаточная жертва Христа и вступит в силу Новый завет, о котором Сам Бог сказал (Евр 10:17): «…и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». В ВЗ Бог через постановления о жертвах ежедневных и ежегодных напоминал им каждый день и каждый год об их грехах и о необходимости жертвы лучшей. Каждый день и каждый год Израиль видел, что ещё не принесена та совершенная и достаточная жертва, посредством которой достигается прощение и забвение грехов. Но когда Сам Бог принёс жертву умилостивления - Сына Своего, жертву совершенную и достаточную, посредством Крови которой достигается прощение и забвение грехов, то больше нет нужды в приношении жертв за грехи (Евр 10:18).

Как мы знаем, Бог отменил в Новом Завете ежедневные и ежегодные приношения. Потому что принесена жертва лучшая, посредством которой получают прощение. Как писал Исайя в Ис 53:9, Христос был погребён у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его. Как само погребение распятого Христа у богатого провозглашало о Его праведности и невиновности, так и само отменение жертвоприношений в НЗ свидетельствует о том, что уже принесена лучшая, совершенная и достаточная жертва, посредством которой достигается прощение. А после той жертвы, посредством которой достигается прощение, не нужно приношение за грех.


б) То, что завет Моисея был установлен Господом лишь на некоторое время становится очевидным не только из совершенно однозначных и очевидных слов апостола в Гал 3:13-19, но и из самого повествования Писаний.

Уже в книге Втор 18:15 Господь через Моисея говорит, что воздвигнет в Израиле пророка, подобного Моисею. И здесь подразумевается подобие Моисею как законодателю (в том числе) — ведь именно Моисей был посредником при передаче закона Израилю, т.е. законодателем. Должна была произойти смена закона, и об этой смене закона говорит апостол в Послании к Евреям.

В рассуждениях апостола в послании к Евреям мы видим, что закон и священство неразрывно связаны, и перемена священства означает и перемену закона (Евр 7:12). А мы знаем, что Христос есть Первосвященник по чину Мелхиседека, и Он заменил священство по чину Левия (Евр 6:20-7:22). А эта смена священства означает смену закона. И эту перемену закона принёс Христосзаконодатель Нового завета, пришедшего на смену завета Моисея, ветшающему и близкому к уничтожению (Евр 8:7-13). Именно об этом новом завете говорил Господь через пророка (Евр 8:7-12). О грядущем пришествии Мессии и смене закона аналогично тому, как это было во времена Моисея, мы можем прочитать у пророка Аггея.

В Агг 2:3-7 Господь говорит о времени пришествии Мессии. Он говорит о том, что ещё раз Он поколеблет небо и землю, море и сушу, и потрясёт все народы и придёт Мессия, желаемый всеми народами. Когда Христос пришёл, то Он, подобно Моисею, был законодателем Нового завета, вступившего в силу по смерти Христа.

Слова Господа «ещё раз» говорят о том, что обещанное через Аггея колебание и потрясение однажды уже было. Когда это было? Из Агг 2:5 и из Евр 12:18-27 становится очевидным, что Господь говорит о событиях исхода Израиля из Египта, о горе Синайской, где был дан завет Израилю через Моисея, и (возможно) о времени вступления Израиля в землю обетованную. Тогда Египет, небо и земля, были потрясёны казнями и знамениями. Именно тогда Египет и другие народы были потрясены и пребывали в трепете, ужасе, смущении, унынии от дел Господа (Исх 15:13-16). Когда Израиль был у горы Синай, то гора дымилась и тряслась, и даже Моисей был в страхе и трепете (Евр 12: ). Когда Израиль вступал землю обетованную, то по словам Раав все жители той земли пришли в ужас и робость (Нав 2:9-11). Именно такое колебание неба и земли, моря и суши и потрясение народов Господь обещает совершить ещё раз (и скоро) в пришествие Мессии. Это колебание и потрясение происходит при утверждении Нового завета, завета вечного и непоколебимого (волхвы, волнение в Иерусалиме народа и Ирода, избиение младенцев, тьма и землетрясение по смерти Христа, день Пятидесятницы и исполнение пророчеств Иоиля, преследование учеников, их рассеяние и свидетельство по Иудее и всем народам, разрушение Иерусалима и храма, окончательное рассеяние иудеев после восстания Бар Кохбы и т.д. - смотри Оуэна).

Уже в Евр 12:25-28 мы видим, как временное, колеблемое, сотворённое меняется на непоколебимое: священство Левия изменяется на священство по чину Мелхиседека; скиния земная, сделанная по образу небесной, заменяется на нерукотворённую небесную; царство земное меняется на непоколебимое и вечное царство Мессии; царь земной на престоле Давида заменяется Царём вечным; закон Моисея несовершенный заменяется на совершенный закон Христа, жертвы закона Моисея прекращаются одной совершенной жертвой Христа и т.д.

Во всём этом мы видим провозглашение и утверждение временной природы завета Моисея.


4) О предназначении и целях завета Моисея в вечном непреложном плане Господа.

Важнейшими в этом рассмотрении являются два обстоятельства:

а) завет Моисея был дан Господом Своему народуСвоему сыну, первенцу, Богом которого Он стал по Своему благому суверенному волеизъявлению, выраженному и запечатлённому в завете Авраама (это мы рассматривали в уроке 102 п.2);

б) завет Моисея был дан лишь до времени пришествия Мессии (о чём мы достаточно подробно говорили в п.3.3 этого урока).

Именно эти два обстоятельства помогут нам собрать воедино разобщённые свидетельства Библии о целях и предназначении завета Моисея, и увидеть в этом поразительные мудрость и благость Господа.


В Гал 3:24 апостол говорит удивительные слова, которыми он завершает свои рассуждения о месте, цели и предназначении закона, и которые соединяют вместе эти два обстоятельства, о которых мы только что говорили: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу...»? Закон был дан Господом Своему народу для того, чтобы привести Своих детей ко Христу.

Это происходит, осуществляется и достигается следующим образом:

а) Израилю, и так по своей природе склонному к отступничеству, да ещё и находящемуся в нечестивом мире, было дан свод законов благочестивой жизни, чтобы обуздывать их отступничество не только законом как правилом жизни, не только благословениями для поощрения благочестивой жизни и направления к ней, но и наказанием от Господа в согласии с теми обетованиями, данными в этом же законе. Не поэтому ли мы читаем в Гал 3:19, что закон «...дан после по причине беззаконий...»? - т.е. число беззаконий увеличивалось, и это была одна из причин, почему был дан закон. И таким образом с помощью закона помочь хотя бы части Израиля дожить до полноты времени, когда должен явиться Христос, а не исполнить чашу своих грехов, как её наполнили семь народов земли Ханаанской, за что они (семь народов) и были уничтожены.

Таким образом закон был детоводителем народа Израильского (сына Божьего), до времени пришествия Мессии Спасителя.


б) Закон был дан для того, чтобы показать, обнаружить и осудить грех:

- показать, что такое грех: 1Ин 3:4 «...грех есть беззаконие»; Рим 4:15 «...где нет закона, нет и преступления».

- обнаружить этот грех, и показать его изобилии в мире: Рим 3:20 «...ибо законом познаётся грех»; Рим 5:13 «Ибо до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона»; Рим 5:20 «Закон пришёл после, и таким образом умножилось преступление»; Рим 7:7-8 «...я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай»... ибо без закона грех мёртв... когда пришла заповедь, то грех ожил...»;

- осудить этот грех: Рим 4:15 «Ибо закон производит гнев, потому что где нет закона, нет и преступления».


в) Закон дан для того, чтобы показать порочность человека, и что все находятся под грехом, и предоставленные в таком состоянии сами себе они без Спасителя не имеют никакой надежды избавиться от греха и оправдаться перед Богом, постоянно напоминать об этом грехе и необходимости жертвы лучшей и спасающей: Гал 3:10-11 «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою (проклятием). Ибо написано: «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». А что законом никто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что праведный верой жив будет»; Гал 3:22 «Писание всех заключило под грехом...» (только подумайте об этих словах! размышления об этом можно посмотреть и в уроке 96, п.2); Рим 3:9-18 «...мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: «нет праведного ни одного...»...»; Рим 5:19-20 «Но мы знаем, что закон, если что и говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом... ибо законом познаётся грех»; Евр 10:1-4 «...жертвами ежегодно напоминается о грехах...»;


г) В тенях и образах и заповедях показать, раскрыть, научить Израиль принципам благодати и спасения, подготовить Израиль к приходу Мессии, чтобы понимать Его необходимость для спасения и понимать составляющие Его служения как Спасителя, жертвы, Первосвященника, законодателя, Посредника и т.д.


Из всего сказанного становится видно, что завет Моисея находится в гармонии с вечными заветами Авраама и Иисуса Христа. Эту гармонию особенно подчёркивает утверждаемый в Библии униформизм спасения человека во времена патриархов, закона Моисея, и Нового завета (см. уроки 67, 68, 91, 96, 100) - люди всегда, во все времена (патриархов, закона Моисея) получали оправдание по вере, прощение и забвение беззаконий, очищение от греха.


5) О завете Давида. В полной гармонии с вечным и непреложным заветом о Христе находится и завет Давида. Об этом завете мы обычно нечасто слышим и почти ничего не знаем. Этот завет, как и завет Авраама, также можно назвать заветом о Христе. Но если в завете Авраама говорится об обетовании и благословении Авраама, распространяемом через Христа (семя Авраама) на всех верующих, то в завете Давида говорится о вечном царствии сына Давида, т.е. о вечном царственном положении Мессии. Завет Давида, также как и завет Авраама, является заветом вечным и непреложным, т.е. неотменяемым, а значит действующим и ныне (см. 2Цар 7:12-16, 2Цар 23:5, Пс 88:35-38). В откровениях об исполнении завета Давида Господь через пророков говорил, что Мессия воссядет на престоле Давида, будет Царём и будет пасти народ Божий вечно.

Вечная природа Христа и вечное правление именно Христа провозглашается Господом через пророков (из урока 87, п.4). В Иез 37:24-25 Господь говорит следующие слова о грядущем Мессии: «А раб Мой Давид будет Царём над ними и Пастырем всех их... и раб Мой Давид будет князем у них вечно». Совершенно очевидно, что ко времени этого пророчества через пророка Иезекииля и других пророчеств, Давид был уже давно мёртв и погребён, и его гроб сохранился даже до времени апостолов (см. Деян 2). Этот Давид, о котором говорит Господь, есть никто иной как Мессия.

Мессия будет князем у них вечно. Здесь утверждается вечность владычества Мессии. Здесь говорится не о вечности царства (государства или престола или дома) Мессии, которое может существовать вечно даже после смерти Мессии при его потомках, но здесь говорится о вечности Самого Мессии. Именно Сам Мессия будет князем у народа Божьего вечно. У них будет один Царь и один ПастырьМессия, потому что Мессия будет у них Царём и Пастырем вечно. Он будет единственным и последним Царём и Пастырем до конца вечности. В Иез 37:25 мы читаем о вечном будущем Мессии, а в другом месте, в Мих 5:2, мы читаем о вечном прошлом Мессии: «И ты, ВифлеемЕфрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Происхождение Мессии от дней вечных. Мессия существует от вечности и до вечности. Книга пророка Исайи 9:6-7 в полной гармонии с рассмотренными местами говорит о божественной природе Мессии и о грядущей бесконечности Его личного владычества и мира на престоле Давида: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это».

В истории Иудеи можно увидеть, что Господь ради Давида и вечного завета, заключённого с ним, сохранял дом Давида и Иудею (см. 3Цар 11:32,39, 3Цар 15:4, 4Цар 8:19, 2Пар 21:4-7). Этот завет, как и завет Авраама, исполнился во Христе, и не был отменён, но действует даже доныне. Христос воссел на престол Давида и является вечным Царём народа Божьего в непоколебимом вечном царстве Божием.


Во всём этом можно увидеть, как в этих двух вечных заветах (Авраама и Давида) изложена, воплощена и приведена в исполнение непреложная вечная воля Бога, на которую лишь накладывается на некоторое время завет Моисея для достижения некоторых важных целей.


6) О смене завета Моисея Новым заветом Иисуса Христа.

Апостол говорит в Гал 3:19,24 «Для чего же закон? Он дан... до времени пришествия семени <Христа>... Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам оправдаться верой». Именно о завете Моисея Господь говорит (Евр 8:7-13): «Вот наступают дни... когда Я заключу с домом Израиля и... Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской...», и в стихе 13: «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению». Завет первый, заключенный при исходе из Египта, есть завет Моисея. Когда мы слышим эти и подобные слова, что Израиль не пребыл в завете и этот завет нужно нужно изменить, то мы должны понимать, что Господь говорит о завете Моисея.

Новый закон (завет Христа) есть завет лучший и совершенный (Евр 7:22, Евр 8:6). Он заменил собою ветшающий завет (завет Моисея), который был не без недостатка (Евр 7:18-19, Евр 8:7). Совершенно очевидно, что Христос есть законодатель Нового завета, который лучше, превосходнее, и совершеннее завета Моисея. И этот закон Христа есть тот закон, на который будут уповать острова (Ис 42:4). А закон Моисея был дан лишь на времядо времени пришествия Мессии (семени Авраама), пока не исполнится завет вечныйзавет Авраама о Христе (Гал 3:17,19).

Превосходство Нового завета, его непоколебимость и вечность, а также превосходство и совершенства его Первосвященника и законодателя Иисуса Христа вместе с несовершенствами завета Моисея говорят о том, что завет Моисея установлен лишь на время, а завет Иисуса Христавечный. Завет Моисеяне без недостатка, и есть всего лишь образы и тени, а Новый Заветэто то, о чём свидетельствовал и на что указывал завет Моисея, и пророки. Новый заветэто не запасной план на случай неудачи с Израилем в завете Моисея, но есть та цель, к которой всё шло по предвечному определению Господа, как и написано в Гал 3:17 апостолом Павлом: «Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утверждённого, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу».

Бог утвердил с Авраамом вечный завет о Христе, и закон Моисея, явившийся спустя 430 лет, не отменяет этот завет, но ведёт Израиль и весь мир и всю историю ко Христу, чтобы нам оправдаться верою (Гал 3:21-24).

Уже сразу после грехопадения в саду Эдемском Господь даёт Адаму и Еве обетование о Мессии (Быт 3:15). Ещё до сотворения мира Господь знал, что человек согрешит, Мессия будет послан и должен будет умереть (1Пет 1:18-21, Еф 1:4). Не отступничество и неверность Израиля привели к тому, что был отменён Ветхий завет и дан Новый, но Господь во Христе и через Христа исполнил Своё предвечное намерение и определение. Даже послушание Израиля завету Моисея никоим образом не замедлило бы или тем более не отменило бы приход Мессии и смену заветов - приход Мессии и смена заветов должны были произойти, потому что это есть вечное определение Господа.

Когда мы говорим об отмене завета Ветхого и замене его Новым заветом, то мы должны понимать, что заменяется лишь временный завет Моисея, который не отменял вечного завета о Христе, данного Богом Аврааму, и не мешал вечному завету с Давидом, которые говорили о пришествии Мессии и Его вечной природе и правлении. Даже уже в этом простом перечислении этих заветов уже можно увидеть многоечто временный завет Моисея (Ветхий Завет) уступил место вечному Новому завету, в котором исполнилось вечное намерение Божие, явленное нам ещё в обетовании Авраама. Заветы о Христе (завет Авраама, завет Давида) есть выражение вечного намерения и определения Божьего, которые Он исполнил во Христе и Его завете вопреки непослушанию, отступничеству и нечестию Израиля.


7) Потерпел ли неудачу Бог с Израилем? Предметом рассуждений этого пункта является мнение некоторых людей о том, что Господь каким-то образом потерпел неудачу с Израилем, т.е. Господь заключил завет Моисея с Израилем для достижения определённых целей, но из-за нечестия Израиля планы Господа, т.е. Его воля, не исполнились, несмотря на все Его усилия, и Новый завет является вынужденной мерой, потому что Израиль не пребыл в первом, т.е. ветхом, завете (Моисея).

При размышлении над этим вопросом необходимо понимать, что Господь вступил через Авраама с Израилем в удивительный завет, которому был всегда верен. Этот завет является вечным и непреложным. Господь в этом завете вступил в непреложные, неизменные отношения с заведомо непокорным сыном и прелюбодейной женой. В завете Моисея Господь говорит о благословении и проклятии: если Израиль будет послушным, то будет наслаждаться благами, будет народом святым и царством священников; и проклятие за непослушание. Здесь мы должны понимать, что идёт разговор не о пути вступления в отношения отца и сына, а об установлении порядка этих отношений, т.е. не о том, как стать отцом и сыном, а каким образом отец будет относится к своему сыну в случае послушания или непослушания. Господь является Отцом, а Израиль сыном, и эти отношения существуют и по настоящее время (Рим 11:11-32). После размышления об этих отношениях апостол воздаёт славу Господу (Рим 11:33-36). В завете Моисея идёт речь о тех вершинах, которые может достичь сын, послушный заповедям своего Отца, и о глубине падения, которая постигнет сына, непослушного заповедям. Т.е. в завете Моисея мы говорим не о контракте, обуславливающем вступление в отношения отца и сына, но о контракте, обуславливающем положение сына, которое тот может достичь в случае своего послушания или непослушания отцу. И здесь, проводя человеческую аналогию, мы говорим о том, что есть отец и сын, и вот отец наставляет своего сына и говорит ему: «Я люблю тебя, и хочу, чтобы ты достиг успеха в своей жизни. Если ты будешь поступать по моим заповедям, то ты будешь иметь успех и процветание, и станешь лучше всех, достигнешь самого высокого положения в обществе. А если отвергнешь мои заповеди, и будешь поступать по желанию своего сердца, то закончишь свои дни в одиночестве и нищете, где-нибудь на свалке без родного дома». И здесь мы видим, что родственные отношения отца и сына сохраняются в независимости от того пути, который избирает сын, но изменяется лишь то положение, которое сын может достичь в зависимости от того пути, который он избрал. Блудный сын остаётся и является всё-таки сыном, пусть и блудным, и навлекающим позор на отца своего.

Здесь мы конечно же видим, что перед Израилем есть выборвыбор между добром и злом, между благословением и проклятием, между жизнью и смертью (Втор 11:26-28, 30:15). У Израиля был и есть выбор, даже сейчас. И никто не сможет обвинить Господа в том, что у них не было никакого выбора, что им ничего не оставалось другого делать, они вынуждены были поступать так. Никто не может так сказать. Потому что у них был выбор. Господь дал им выбор, и у них была эта возможность идти по пути благословения. Но они поступили по другому и отступили от Господа. И тем самым они открыли своё собственное сердце, показали намерения своего сердца и каким оно является, и кем они сами являются. И тем самым их осуждение становится заслуженным, как и написано в Иез 14:21-23.

Как я уже говорил, Господь заранее знал, что Израиль, Его сын, будет непокорным и Израиль, Его жена, будет прелюбодейной. И Он всё равно вступил в эти непреложные отношения завета Авраама с этим народом. Почему? Потому что Он возлюбил их любовью вечной и поэтому простёр к ним Своё благоволение. Мы можем сказать, что воля Божия, выраженная в обетовании Аврааму, не потерпела неудачу из-за непослушания Израиля, но можем сказать по другому, что Господь выполнил Свои обетования (посмотреть какие и как?). И мы в первую очередь говорим об обетовании о Мессии, Который должен был произойти от Авраама, Исаака, Иакова, Иуды и Давида. Господь остался верен завету Авраама и завету Давида, не оставил Своих обязательств и исполнил Свои обетования вопреки непослушанию Израиля, как мы читаем в 1Цар 12:22, 3Цар 11:34, 4Цар 13:23, 2Пар 21:7, 2Пар 23:5 и в других местах.

При этом наша неверность и неправда обнаруживает правду Божию (Рим 3:5). Непослушание Израиля не помешало Господу исполнить Свою волю, исполнить Свои обетования (Рим 3:3-4). И в первую очередь в отношении Мессии, Который будет таким как и Моисей (Втор 18:15,18): законодателем и посредником Нового Завета и основателем нового народа Божьего. Христос убрал эту преграду между язычниками и иудеями, и соделал из двух одно, разрушил эту преграду и уничтожил эту вражду на кресте (Еф 2). Моисей был законодателем и посредником, и Христос является законодателем и посредником, при этом несравненно более превосходным. Это есть исполнение воли Божией. Об этом Господь знал ещё до создания мира (Деян 15:18): «Ведомы Богу от вечности все дела Его». И Он исполнил Свои обетования в полной мере как к Израилю, так и ко всему миру. Во Христе все обетования Божии да и аминь. Они исполнились. Господь заключил Новый завет не потому, что Израиль согрешил и не пребыл в первом завете, завете Моисея, и таким образом Господь потерпел неудачу и воля Господня не исполнилась, но потому, что пришествие Мессии и заключение Нового завета было исполнением Его вечных определений, которые Он совершил несмотря и вопреки непослушанию Израиля. В этом видна удивительные величие и слава Господа: Его мудрость, Его предведение, Его благость, Его верность, Его сила.

Израиль почти всегда выбирает худшее, но Господь даже это худшее обращает в добро и исполняет Свою волю.


Примечание 1 (Из урока 66 п.2 и примечание 2).

Господь давал Аврааму одно и то же обетование, раскрывая всё больше и больше деталей постепенно, и именно это одно (многочастное) обетование было закреплено в дальнейшем заветом и клятвой. Я разделю обетования Господа Аврааму на четыре тематические части:

а) «...Я произведу от тебя великий народ... (Быт 12:2); Будет потомков как звёзд на небе (Быт 15:5); «...ты будешь отцом множества народов... Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя» (Быт 17:4-6); «... умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря» (Быт 22:17).

б) «...благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12:3); «...благословятся в семени твоём все народы земли...» (Быт 22:18).

в) «...дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное...» ( Быт 12:5-7, Быт 15:13-21, Быт 17:8); «...овладеет семя твоё городами врагов своих» (Быт 22:17).

г) «И поставлю завет Мой... завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя... и буду им Богом» (Быт 17:7-8).


Примечание 2 (Из урока 66 п.5 и примечание 1) Как мы видим, Бог выразил Свою волю в обетовании, т.е. обетование есть форма выражения Божьей воли. А чтобы показать непреложность Своей воли (выраженной в обетовании), Бог использовал клятву. Непреложностьэто неизменность, невозможность отменить, необратимость. И хотя в Евр 6:13-18 возникает несколько неизменных, непреложных вещей, или понятий (обетование, клятва, Сам Бог, воля Бога), но совершенно очевидно, что клятва является второй непреложной вещью.

А вот что менее понятно, так это то, что же является первой непреложной вещью, с помощью которой Господь решил утвердить непреложность Своей воли (обетования)? Давайте подумаем. В Быт 12 Господь даёт обетование Аврааму, показывая ему землю, что он будет дана его потомкам, и что в нём благословятся все народы. В Быт 15 Аврааму даны ещё какие-то детали этого же обетования (проверить по тексту Библии). В Быт 17 Господь даёт Аврааму уже известное нам из Быт 12 и 15 обетование, выделяя в нём три части, и подкрепляет это обетование заветом.

Заветэто особая форма отношений, которая накладывает определённые обязательства, права и привилегии на стороны, вступившие в этот завет. Можно сказать, что Господь оформляет Своё обетование Аврааму в форме завета, т.е. договора или контракта. На одном из уроков (см. урок 113) мы рассматривали, какой удивительной формой является завет, и как вся благость Господа проявляется в том, когда Он использует именно форму завета в Своих отношениях с человеком.

И потом в Быт 22 Господь после того, как Авраам был испытан, ещё больше уточняет Своё уже известное обетование, и подкрепляет его клятвой, помимо уже заключённого завета. И я думаю, что именно в этих двух вещах (в завете и в клятве) Господь и показывает ещё лучше непреложность Своей воли (см. Евр 6:9-20), которую Он выражает в Своём обетовании Аврааму.

1



Hosted by uCoz