Размышления о Христе как о твёрдой пище

 

1) В послании к Евреям почти полных 10 глав апостол размышляет о величии, славе Христа как Сына триединого Бога и о Его превосходстве как Царя, законодателя и первосвященника Нового Завета.

Христос превосходит всех. Как Сын Он превосходит Ангелов по Своему божественному происхождению, а как Царь Он превосходит их и по Своему положению (глава 1). Во второй главе через превосходство Христа показано величие того спасения, которое было проповедано Господом. В третьей главе апостол показывает превосходство Христа как Сына в доме Божием над Моисеем как служителем в доме Божием (Евр 3:1-6). С конца второй главы до конца восьмой главы говорится о превосходстве Христа как Первосвященника Нового Завета по чину Мелхиседека над священством Левия. В девятой и десятой главах показано превосходство поклонения Нового Завета над постановлениями Ветхого Завета, а также превосходство, совершенство и достаточность жертвы Христа по сравнению с установлениями и жертвами Ветхого Завета.

Эти размышления о превосходстве, величии и славе Христа апостол прерывает практическим применением этих размышлений в виде предупреждений и наставлений к своим читателям. Эти предупреждения по своей сути являются применением, и поэтому являются вторичными по отношению к размышлениям о славе и превосходстве Христа.

В середине этих размышлений, в конце пятой главы, апостол говорит о том, что его слушатели сделались не способными слушать о величии, славе, превосходстве, достаточности Христа как законодателя и первосвященника Нового Завета. Именно эти размышления он называет твёрдой пищей. Именно эту твёрдую пищу были не способны воспринять его читатели. Учения об обращении от мёртвых дел и вере в Бога, о крещении, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном он называет начатками учения Христова, молоком слова Божьего, а не твёрдой пищей.

Для понимания разницы между молоком Слова Божьего и твёрдой пищей можно рассмотреть пример из обычной жизни. Хлеб состоит из нескольких ингредиентов: молоко, мука, сахар, соль, дрожжи, сливочное масло. Можно знать в совершенстве вкус каждого из этих ингредиентов с самого детства и каждый день потреблять молоко, сливочное масло, соль, сахар, муку как в отдельности, так и в любом сочетании друг с другом. Но может ли любой из этих ингредиентов в отдельности или даже все вместе дать вам хотя бы малейшее представление о том, какой хлеб на вкус? Конечно же нет! Можно пить молоко, есть сахар, соль и сливочное масло годами, и вы не сможете составить никакого представления о вкусе настоящего хлеба. При всём при этом все эти продукты являются необходимой и неотъемлемой частью хлеба. Даже если перемешать все эти продукты вместе, то они все равно не станут не дадут вам представления о вкусе и питательности хлеба. Если вы будете достаточно опытными и умелыми при смешивании этих продуктов, чтобы соблюсти технологию и пропорции, то у вас получиться всего лишь тесто, которое может дать приблизительное представление не о самом хлебе, а лишь о том, будет ли хлеб вкусным или нет, но вы всё равно не узнаете вкус и аромат настоящего хлеба. У вас будут только догадки, сильно отличающиеся от реальности. Вы должны умело испечь получившееся тесто, и только тогда вы узнаете вкус и аромат хлеба.

Так и в духовной жизни. Учения Библии являются необходимыми и неотъемлемыми частями, указывающими на Христа и имеющими самое непосредственное отношение к Нему, такие как святость, праведность, любовь, суд, страх Господень и другие. Но все эти учения по отдельности или в различных сочетаниях и пропорциях не смогут дать вам правильное представление о Христе, Который есть хлеб жизни. Вы должны не только знать и иметь в необходимом количестве и пропорциях все части Библейского учения, но вы должны узнать и попробовать именно Христа, чтобы познать Христа. Христос есть хлеб жизни. Он есть твёрдая пища.

 

2) Есть одна особенность человеческого существа – ненасытимость нашей души. Библию можно назвать «Анатомией человеческой души, человеческого существа». Все человеческие труды по исследованию человека и его души блекнут по сравнению в Библией. Библия открывает нам истинные мотивы и цели всех движений и порывов человеческой души. Библия представляет наш ум, наше сердце, нашу душу в истинном свете. В Библии раскрываются самые потаенные уголки нашей души, о которых мы даже не подозреваем или существование которых мы признавать не хотим. Одна из таких характеристик человека – это его ненасытимость. Нет пределов, за которыми человек (без Бога) будет полностью удовлетворен и скажет: «Хватит!». Еккл 6:7 «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается»; Авв 2:5 «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и, как смерть, он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена»; Пр 27:20 «Преисподняя и Аввадон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие»; 1Ин2:15-16: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Само это слово, переведенное в 1Ин 2:16 как «похоть», переводится как «пожелания, желания, прихоть, похоть» и означает сильное стремление, желание, страсть и может использоваться как для описания хороших стремлений человека, так и порочных. Но в подавляющем большинстве это слово в Новом Завете используется для описания порочных стремлений, как например в Иуд 1:16 «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно)…». Такова особенность души человека – мы пронизаны, мы фонтанируем желаниями, и делаем многое, чтобы удовлетворить их. Но наша душа не найдет покоя и обречена на страдания, если мы не найдем для себя источник утешения и удовлетворения своих нужд в Боге. Потому что по сравнению со всем тем, что может дать нам этот мир и что можем мы сами сделать для себя, говоря о Боге, мы можем говорить о добротности, о «сытности» Его удивительной природы для нашей души. Здесь возникают ассоциации о стремлении ребенка есть печенье и конфеты, а не полноценную пищу.

Что об этом говорит Библия? Слово Божие для нашей души как чистое словесное молоко, от которого возрастают ко спасению (1Пет 2:2). Христос есть хлеб жизни. Кто ест этот хлеб, тот имеет жизнь вечную (Ин 6:51). Бог есть источник воды живой (Иер 2:13). Дух Святой есть источник воды живой (Ин 7:37-39): «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе…». По сравнению с этим, как говорит апостол в Флп 3:8, всё остальное является сором и не насыщает. В Ис 55:1-3 Господь говорит: «Жаждущие! Идите к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком». В этих стихах мы понимаем, что за молоком, вином и хлебом Господь подразумевает Самого Себя, потому что Он есть и хлеб, и вино (Ин 6:54, 1Кор 11:23-27), а слово Его есть молоко. В разговоре с самарянкой (Ин 4:13-14) «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Только это может насытить душу нашу, а всё остальное для нашей души как сор - не насыщает, и даёт всего лишь временное удовлетворение, которое скоро проходит, оставляя лишь разочарование. Итак, только в Боге успокаивается наша душа (Пс 61:2).

 

3) Что обнаруживаешь, когда пробуешь искать Христа? Оказывается, Христос не интересен, не привлекателен, даже скучен, вопреки словам 1Пет 2:7 «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих… камень претыкания и камень соблазна». Если что и заставляло меня задумываться в этом стихе, так это то, что несмотря на свидетельство Духа Святого в моем сердце о том, что я имею мир с Богом, Христос не являлся для меня большой драгоценностью.

Наиболее привлекательными являются начатки учения Христова. Снова и снова полагается основание учению об обращении от мертвых дел и вере в Бога, о крещении, о воскресении мертвых и о суде вечном и это выглядит как твердая пища. При всем этом Христос не отвергается. Наоборот, Его с радостью принимаешь. Но своё отношение к Нему можно выразить следующими двумя фразами: «Да, конечно Христос! Но…» или «Да, конечно Христос! И…». Христос само собой разумеется! Но мне нужно это или другое… что-то помимо Христа, что-то в дополнение ко Христу. Христа недостаточно. Как будто что-то может быть угодное Богу вне Христа или в дополнение ко Христу. При этом начатки учения Христова кажутся твердой пищей, а Христос кажется молоком Слова Божьего, проповедь о Котором как Спасителя нужна погибающему миру, но не мне, так как я уже знаю Христа как Спасителя. Нужно ли при этом говорить, насколько низкое видение Христа при этом у человека, рассуждающего подобным образом. Но свидетельство Библии следующее: Христос – твердая пища (Евр 5:1-6:3). С конца 2ой главы до середины 10й главы к Евреям Христос рассматривается как Первосвященник, наверное, самый длинный отрывок во всей Библии о чем-то одном, прерываемое несколькими предостережениями и предупреждениями. И это все о Христе.

Мы не должны заблуждаться: твердая пища не исключает молоко. Молоко часто является необходимой и неотъемлемой, иногда даже единственной частью твердой пищи: сыр, сливочное масло, картофельное пюре с молоком, торты, пироги, оладьи, гренки на молоке и т.д. Так и Христос. Он - твердая пища и включает в Себя молоко Слова Божьего. Молоко Слова есть во Христе, но оно не заменяет и не замещает Христа, оно не весь Христос. Христос – твердая пища, хотя и включает чистое словесное молоко. Христос – начало и конец, Альфа и Омега, первый и последний. Но никто не обманывает себя тем, что он питается твердой пищей, когда пьет одно молоко, на том основании, что молоко все же входит во многую твердую пищу. Мы понимаем, что существует огромная разница между молоком и твердой пищей, даже когда молоко является неотъемлемой частью твердой пищи. Но в духовном смысле мы часто заблуждаемся. Мы можем пить одно молоко и считать его твердой пищей. Христос – хлеб с небес, хлеб жизни. Христос – твердая пища, которая гармонично включает в себя все ингредиенты: и молоко Слова и начатки учения Христова.

 

Чтобы Христос стал в центре нашего мира, нам нужно отвергнуть самое любимое – самих себя. А мы не хотим быть не в центре. Мы ставим центром Божьей деятельности в этом мире самих себя. Мы для себя являемся тем единственным центром, вокруг которого вращается всё и все, в том числе и Бог. Мы думаем, что мы - самое драгоценное в этом мире, поэтому Бог спасает нас. При этом чем больше и величественней Бог, тем лучше: ведь этот великий Бог является полезным Богом. И пока Бог, Христос и спасение вращаются вокруг нас, то это близко и понятно нашему сердцу. Как только центр переносится на Христа, мы оказываемся на периферии. Мы теряемся, почва уходит из-под наших ног. Наш взор вынужден обращаться на Того, Кого мы мало знаем, понимаем и ценим – на Христа. Это неприятно и непонятно нашей эгоцентричной природе. Поэтому так понятны слова о спасении в Кол 1:12-14, 20-23 и так непонятны и неизвестны стихи о природе Спасителя Кол 1:15-19.

 

4) Дальнейшие размышления над этой истиной и над её применением в нашей жизни при желании можно посмотреть в уроке 17 "Познание Христа, часть 2, Евреям 3:1" и в уроке 75 "Библейский отвес, Евреям 4:14-6:2".



Hosted by uCoz